Тяжелый крейсер адмирала кузнецова

      Комментарии к записи Тяжелый крейсер адмирала кузнецова отключены

Практически сразу после завершения ВОВ по указанию И. В. Сталина министр ВМФ адмирал флота Н. Г. Кузнецов представил на утверждение правительства проект десятилетнего замысла армейского кораблестроения на 1946-1955 годы. Исходя из опыта только что закончившихся военных действий на море, для авианосных соединений предусматривалось выстроить по четыре громадных и малых авианосца, в состав сил охранения которых, наровне с сторожевыми кораблями и эсминцами, для увеличения их боевой устойчивости предполагалось включить тяжелые и легкие крейсеры.

Проект замысла много раз подвергался корректировке, из него исключили сперва громадные, а после этого и малые авианосцы. В следствии в плане, утвержденном распоряжением ЦК ВКП(б) и Совета Министров СССР от 27 ноября 1945 года, авианосцев не выяснилось. Адмирал флота Н. Г. Кузнецов не смог оказать настоящего влияния на судьбу этого замысла, поскольку в начале 1947 года его сняли с должности главнокомандующего ВМС и прописали главой управления военно-морских учебных заведений, а после этого направили на Дальний Восток, где он служил в разных должностях до 1951 года.

В соответствии с утвержденному замыслу армейского кораблестроения предусматривалась постройка четырех тяжелых и тридцати легких крейсеров, и закладка в 1953-1955 годах еще трех тяжелых и семи легких крейсеров. В складывавшейся военно-стратегической обстановке крейсеры становились базой надводных сил ВМФ СССР, тем более что пребывавшие в его составе линкоры безнадежно устарели, и не смотря на то, что предусматривалась закладка в 1955 году двух судов этого класса, было разумеется, что выстроить их в силу последовательности обстоятельств вряд ли удастся.

Как мы знаем, коммунистический флот закончил войну, располагая всего шестью современными легкими крейсерами (постройки 1938– 1944 годов) проектов 26 и 26-бис с артиллерией калибра 180 мм и бронированием борта до 50 и 70 мм соответственно. Для пополнения крейсерских сил ускоренными темпами достраивались по откорректированному с учетом опыта войны проекту 68К пять крейсеров типа «Чапаев» (со 152-мм артиллерией и усиленной до 100 мм бортовой броневой защитой) из семи, заложенных в 1939-1941 годах по проекту 68.

Сейчас разрабатывался проект второй серии этих судов – 68-бис, более полно удовлетворявший возросшим требованиям ВМС, что повлекло за собой рост их основных размерений и водоизмещения. Но возможный противник (ВМС США) владел громадным числом крейсеров (в 1945 году – 75 единиц), а также тяжелых, с 203-мм орудиями и 127-203-мм бортовым бронированием, и так называемыми «громадными крейсерами» (линейными) типа «Аляска» с 305-мм артиллерией и 229-мм броневым поясом.

Немногочисленные отечественные крейсеры – как пребывавшие в строю, так и намеченные к постройке – со 152– 180-мм пушками и 50-100-мм броневой защитой не могли достаточно действенно противостоять им. Н. Г. Кузнецов полагал, что задача обеспечения боевой устойчивости соединений советских надводных судов возможно решена включением в их состав тяжелых крейсеров с 9-дюймовой (229-мм) артиллерией.

«Такие крейсера имели возможность с успехом бить все суда собственного класса и были бы довольно малы и недороги»,

– вычислял он [1].

С 1946 года в ЦКБ-17 Министерства судостроительной индустрии (МСП) (где до войны проектировались крейсеры проектов 26, 26-бис, 68 и 69) и в Центральном научно-исследовательском университете армейского кораблестроения ВМС развернулись проектные проработки новых судов этого класса по оперативно-тактическим заданиям (ОТЗ), утвержденным Н. Г. Кузнецовым: легкого крейсера (проект 65) с артиллерией калибра 152 мм и вариантов тяжелого крейсера (проект 82) с 220-мм и 305-мм орудиями. В качестве потенциальных соперников рассматривались лучшие крейсеры ВМС США того времени – легкие типа «Кливленд» и тяжелые типа «Балтимор».

Легким крейсерам ставились задачи охранения основных сил эскадры (линкоров и авианосцев) на переходе морем и в сражении от атак миноносцев, торпедных катеров, торпедоносцев и бомбардировщиков, вывод и поддержка в наступление самих миноносцев, несение походного дозора при эскадре. На тяжелые крейсеры возлагались уничтожение крейсеров с 203-мм артиллерией, борьба с крейсерами типа «сковывание» и Аляска боем более больших судов соперника.

В следствии изучения тактических особенностей легких крейсеров, выполненного в Военно-Морской академии, появилась мысль создания нового типа крейсера, владеющего громадный огневой высокой скоростью и мощью хода (до 36-38 уз) при ограниченном водоизмещении за счет облегченного бронирования. Предэскизный проект для того чтобы корабля с индексом ЛКР-22, обозначавшим «легкий» крейсер с артиллерией повышенной мощности калибра 220 мм, был создан ЦКБ-17 по ОТЗ, утвержденному главкомом ВМС адмиралом И. С. Юмашевым во второй половине 40-ых годов двадцатого века.

В один момент по предложению ЦКБ-17, поддержанному управлением МСП, и предэскизном проекте 65, не считая варианта, созданного по ОТЗ ВМС (со 152-мм орудиями), выполнили вариант со 180-мм артиллерией.

Проект ЛКР-22 помощи не встретил. При рассмотрении просьбы работ ВМС ускорить разработку проекта 65 И. В. Сталин, получив от И. С. Юмашева подтверждение, что крейсеры проекта – существенно лучше судов проекта 26, настоял на следующем ответе:

«Принять для легких крейсеров основной калибр 152 мм, всемерно форсировать достройку крейсеров проекта 68К, разработку нового проекта 65 прекратить, высвободить конструкторские силы для завершения технического проекта 68-бис и разработки эскизного проекта 82».

В следствии рассмотрения эскизного проекта тяжелого крейсера по требованию И. В. Сталина приняли 305-мм артиллерию главного калибра и увеличили скорость полного хода с 32 до 35 уз. Не обращая внимания на уменьшение толщин вертикального бронирования, при реализации этих технических ответов полное водоизмещение корабля превысило 43000 т. 35-узловая скорость полного хода не оправдывалась никакими тактическими расчетами и представлялась очевидно излишней. Но проект, пребывающий на личном контроле у И. В. Сталина, имевшего

«особенное, тяжело объяснимое пристрастие к тяжелым крейсерам» [2],

правительство утвердило в середине 1949 года, и через два года последовала закладка головного корабля «Сталинград», а после этого и второго, и третьего. Не обращая внимания на высокую техническую готовность этих крейсеров, в первой половине 50-ых годов XX века, по окончании смерти генералиссимуса, их разобрали. Среднюю часть корпуса головного корабля применяли в качестве опытового отсека при опробованиях ракетного оружия [3].

Шесть аналогичных крейсеров в годы войны для ответа сходных задач строились для флота США. Это уже упоминавшиеся суда типа «Аляска». Из шести единиц серии до конца войны успели достроить только две, да и те за ненадобностью с 1945 года пребывали на консервации. «Аляска», не сопоставимая со «Сталинградом» по мощности конструктивной защиты и скоростным качествам, однако являлась весьма дорогим кораблем, по цене постройки практически эквивалентным линейному кораблю типа «Алабама» (74066 и 76886 тыс. долларов соответственно) [4].

Снова назначенный на должность военно-морского министра летом 1951 года Н. Г. Кузнецов распорядился о продолжении работ по проектированию тяжелого крейсера с 9-дюймовой артиллерией. Разработку предэскизного проекта 66 крейсера с 220-мм артиллерией по ОТЗ ВМС, утвержденному Николаем Герасимовичем, ЦКБ-17 завершило в начале 1952 года. Эскизный проект по тактико-техническому заданию, утвержденному распоряжением правительства в апреле 1952 года, был представлен иа его рассмотрение в конце того же года.

Разработкой проекта руководил 40-летиий основной конструктор Н. А. Киселев, обеспечивший в первой половине 50-ых годов двадцатого века успешное завершение постройки и сдачу флоту всех пяти крейсеров проекта 68К, за что его удостоили Сталинской премии. Ближайшими ассистентами Киселева являлись инженеры Н. В. Брезгун, А. В. Маринич, Н. А. Агафоиов, П. П. Милованов, гениальные коиструкторы-практики М. П. Богомолов, П. П. Липии.

Главным замечающим ВМС по проекту 66 прописали капитана 1 ранга Е. А. Карпухина, его помощником – капитан-лейтенанта А. А. Борисова. Наблюдение по своим профессиям вели А. Ф. Филимонов, П. Г. Грищенко, А. И. Пухов и другие.

Тяжелый крейсер адмирала кузнецова

А. А. Борисову, сейчас капитану I ранга в отставке, в первой половине 50-ых годов XX века довелось находиться на встрече с Н. Г. Кузнецовым, что поведал о рождении плана создания крейсера с 220-мм артиллерией. При очередном вызове в Кремль (в первой половине 50-ых годов XX века) И. В. Сталин сообщил Николаю Герасимовичу приблизительно следующее:

«Мы строим на данный момент тяжелые крейсеры с артиллерией 305 мм и легкие с артиллерией 152 мм. Большая часть американских крейсеров имеет калибр 203 мм. Не можем же мы заставлять гоняться за ними отечественные дорогие тяжелые крейсеры!

Необходимо безотлагательно создать средние крейсеры с артиллерией 220 мм. Через полтора года мы должны утвердить проект для того чтобы крейсера и развернуть их строительство».

Указания Сталина неукоснительно выполнялись. Скоро подготовили ОТЗ, началось проектирование корабля н разработка оружия для него. Работы шли ускоренными темпами.

Пара в противном случае эти события излагаются в воспоминаниях Н. Г. Кузнецова:

«В то время, когда по окончании войны обсуждались вопросы ракет и строительства флота еще не было, мы, моряки, настаивали на том, дабы строить крейсера не более чем с девятидюймовыми орудиями… И. В. Сталин продолжительно колебался, перед тем как принять предложение моряков. Действительно, в итоге принял его» [5].

С января 1945 года в Морском артиллерийском центральном конструкторском бюро осуществлялось проектирование 220-мм трехорудийной башенной артиллерийской установки, предназначавшейся сперва для крейсера проекта 82. В первой половине 50-ых годов XX века изготовили опытный образец 220-мм орудия.

Характерными техническими ответами, положенными в базу проекта 66, являлись:

  • • всемерное рвение конструкторов при исполнении требований ОТЗ к максимально вероятному сокращению основных размерений и водоизмещения корабля;
  • • применение в качестве главного оружия очень замечательных 220-мм орудий с длиной ствола 65 калибров;
  • • размещение всей артиллерии, как главного, так и универсального калибров, – линейно-возвышенное, в диаметральной плоскости;
  • • надежное бронирование всех крайне важных частей корабля;
  • • обеспечение высокой скорости полного хода;
  • • наличие развитого радиолокационного оружия;
  • • ориентация на большую унификацию оружия, механизмов и оборудования с другими отечественными проектами судов.

Исполнение главных требований ОТЗ по бронированию, конструктивной подводной защите, скорости н непотопляемости при заданном стандартном водоизмещении 24800 т. как подтвердили эти эскизного проекта, выяснилось в полной мере вероятным.

В соответствии с заключением по эскизному проекту, выданному Главному управлению кораблестроения ВМС и утвержденному

Н. Г. Кузнецовым в марте 1953 года, он подлежал корректировке с трансформацией расчетных толщин бронирования верхней и основной (средней) палуб согласно данным отстрела на полигоне умелого отсека с учетом превышения разработчиком массы башен главного калибра против заданной, и предложений заказчика и других замечаний. Эту работу ЦКБ-17 завершило в августе 1953 года.

23 декабря того же года Основной штаб ВМС выдал задание Военно-морской академии всесторонне оценить главные тактико-технические элементы крейсера проекта 66, что коллектив академии выполнил к 1 марта 1954 года методом проведения исследовательской тактической игры. В качестве соперников в артиллерийском поединке рассматривались новейшие в ту пору американские тяжелые крейсеры типа «Де Мойн», вступившие в строй в 1948-1949 годах и отличавшиеся от судов типа «Балтимор» автоматизированными 203-мм артиллерийскими установками (владевшими увеличенной в два раза огневой производительностью [6]), и улучшенной броневой защитой.

Казалось бы, превосходство отечественного крейсера в дальнобойности, поражающем действии скорости главного хода и артиллерии калибра разрешало рассчитывать на несомненное уничтожение корабля соперника без риска взять наряду с этим сколь-нибудь важные повреждения. Но все выяснилось существенно сложнее.

Во-первых, диапазон боевых дистанции 200-260 кабельтовых не было возможности применять ввиду неосуществимости замечать кроме того посредством артиллерийских радиолокационных станций типа «Залп» всплески от падений 220-мм снарядов, соответственно и корректировать пламя. Во-вторых, на расстояниях 150-200 кабельтовых возможность попадания в корабль соперника становилась очень малой, так что кроме того расход всего боекомплекта (1080 выстрелов) не давал надежды на вывод из строя крейсера типа «Де Мойн». В-третьих, огневое противоборство на расстояниях 50-150 кабельтовых сводило на нет все преимущества советского корабля по обстоятельству значительно более меткости огневой орудий и высокой производительности американского крейсера, владевшего, помимо этого, и столь же замечательным бронированием.

Вследствие этого заключение Военно-морской академии по корректированному эскизному проекту 66 явилось конкретно отрицательным. Очень отмечалось явное несоответствие между громадными водоизмещением, размерениями и ударной мощью корабля, недостаточные боекомплект, меткость и скорострельность артиллерии главного калибра (ее огневую мощь предлагалось повысить переходом на 305-мм орудия), неоправданно высокая скорость полного хода (за счет понижения ее до 32 уз рекомендовалось уменьшить размерения корабля и усилить его бронирование) и, наконец, слабость средств ПВО. В итоге разработку проекта 66 прекратили.

Бурные коллизии последующих лет – смена приоритетов политического управления страны в следствии научно-технической революции с выдвижением иа первый замысел стратегического ракетно-ядерного оружия, резким сокращением затрат на развитие классических родов сил и их большом сокращением – повлекли за собой коренные трансформации вида ВМФ СССР.

Источники:

1. ЦГАНХ, ф. 8899 с/4, оп. 1, ед. хр. 176, 1485.
2. Краткие выводы по изучению тактических особенностей крейсера проекта 22. Л.: ВМОЛА, 1947.
3. Отчет по исполнению задания ГШ ВМС № 8/16649. Л.: ВМОЛА, 1954.
4. Jane s Fighting Ships. 1949-1950. L.: Sampson Low, 1949.

  • [1] Кузнецов Н. Г. Незадолго до. Курсом к победе. М.: Воениздат, 1991. С. 243.
  • [2] Кузнецов Н. Г. Указ. соч. С. 243.
  • [3] Подробнее об этих судах см. статью В. Ф. Бильдина «Тяжелые крейсеры типа „Сталинград”», размещённую в первом выпуске сборника «Гангут».– Примеч. ред.
  • [4] О крейсерах типа «Аляска» просматривайте на с. 145.– Примеч. ред.
  • [5] Кузнецов Н. Г. Указ. соч. С. 243.
  • [6] Огневая производительность – особый артиллерийский термин для чёрта скорострельности орудия либо его огневых возможностей.– Примеч. ред.

источник: С. И. ТИТУШКИН «Тяжелый крейсер адмирала Кузнецова» сборник «Гангут» вып.6

«Адмирал Кузнецов». Первый боевой выход . Часть 1-я

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: