Про невезучего кв и не только

      Комментарии к записи Про невезучего кв и не только отключены

Я не буду расписывать все принятия и перипетии создания на вооружение тяжёлого танка КВ-1 – большая часть и без того это прекрасно знает, а кому весьма интересно с подробностями – гугль в помощь!

Сущность в том, что имевшийся на вооружении РККА Т-35А устарел чуть показавшись на свет и лишь большая цена новой разработки – причём без всякой гарантии успеха, оттягивала его замену. Испанская гражданская война, самым ожесточённым образом указавшая руководству РККА на порочность прежде господствовавшей идеи – «манёвренность танка – его лучшая защита», вынудила самым важным образом приступить к полной ревизии танкового оснащения РККА.

Вправду – каким бы стремительным ни был танк, батарея скорострельных малокалиберных противотанковых пушек постоянно успеет навтыкать в него собственных бронебойных «гвоздей». И какими бы глазастыми не были танкисты и идеальными танковые устройства наблюдения, из движущегося танка (ЛЮБОГО!) в принципе нереально найти замаскированную лёгкую противотанковую пушку до тех пор пока она лично не «постучится» о броню собственными боеприпасами. И в случае если первый же гвоздь, ударивший в броню, имеет все шансы появляться последним гвоздём в крышку гроба для бравых танкистов – нафиг такие танки.

Как раз по окончании ГВ в Испании, принимается ответ о разработке новых танков с улучшенной бронезащитой. В т.ч. нового тяжёлого танка.

Его задачей было – выжить на современном, насыщенном средствами ПТО поле боя и выполнить поставленную боевую задачу. Какую как раз – совсем не имеет значения – любую, для ответа которой именно он самый оптимален. Танк – как и любое второе оружие – это лишь инструмент, применяемый исходя из появившейся неприятности, для её успешного ответа.

Тяжёлый молоток одинаково лучше лёгкой киянки и в деле забивания гвоздей и в деле раскраивания чьей-то плохой головы. Но и молоток, кроме того весьма хороший, не инструмент, а сущее мучение в том месте, где нужна кувалда!

Зимняя война всецело подтвердила тезис о необходимости замечательного «кругового» бронирования. Не имея возможности поразить отечественные средние Т-28 в 30 мм лоб, финны пропускали их через собственные позиции и расстреливали в 20 мм борт и корму, в один момент открывая убийственный пламя по ползущим следом «тонкокожим» Т-26 и БТ нанося им тяжелые потери. И те самые трёхбашенные Т-28 с аж шестью участниками экипажа на борту не могли найти прекрасно замаскированные финские противотанковые пушки!

Про невезучего кв и не только

(Колонна Т-28 20-й тяжелотанковой бригады в «Зимней войне»)

Та же Зимняя война наглядно продемонстрировала отечественным стратегам – Т-28 из 20-й тяжёлой танковой бригады с приданными ей экспериментальными тяжёлыми танками полностью проходили ту самую пресловутую «Линию Маннергейма» и лишь три вещи мешали перевоплотить эти локальные прорывы в что-то стратегическое:

1. Тяжёлых танков мало, а Т-28 с их большой 30 мм бронезащитой всё-таки были уязвимы и несли тяжелые потери.

2. Оружие кроме того умелых тяжёлых танков выяснилось недостаточным не только для противодействия Дотам , но и для борьбы с инженерными противотанковыми заграждениями – новые трёхдюймовки (Л-10, Л-11 и Ф-32) хорошо разрушали ж/б надолбы, но пасовали перед громадными гранитными валунами и ж/б тетраэдрами. Не устранив эти препятствия, кинуть в бой лёгкие танки было нереально. А ведь как раз они должны были обезопасисть пехоту, подавив пулемётные гнёзда соперника.

3. Не хорошо, правильнее по большому счету никак не обученная сотрудничеству с танками пехота, не поддерживала эти прорывы. Лезть под пулемёты ей категорически не хотелось ни с танками, ни без них.

Вывод: яркие совместные действия тяжёлых танков и пехоты при прорыве сильноукреплённой полосы обороны – недостижимый идеал. А потому, что многобашенный танк с круговой полной защитой инреал, жизненно нужен тяжёлый танк, не только талантливый без вреда для собственного здоровья утюжить позиции соперника до полного искоренения ДОТ-ов и ПТО, но таковой, что возможно строить массово, снабжая необязательность пехотного сопровождения.

В то время, считалось, что большое количество танков, закрывая друг друга, легко обязано удачно функционировать самостоятельно. Ну а потому, что однобашенный КВ нёс более толстую броню и наряду с этим был легче и дешевле чем его двухбашенные соперники СМК и Т-100, его и приняли на вооружение.

(Прототипы СМК, Т-100 и КВ)

С усилением оружия всё достаточно – в дополнение к КВ «бетонолом» КВ-2 со 152 мм гаубицей.

Разработка тяжёлого арттанка, кстати, была инициирована Павловым ещё во второй половине 30-ых годов XX века – задолго до Зимней войны и вооружаться арттанк должен был 107 мм пушкой или гаубицей. По запросу руководства фронта, штурмующего Линию Маннергейма с её ДОТами, ЛКЗ создал монстра КВ-2 в особой башне которого, установили большую 152 мм гаубицу (танковая версия М-10).

По окончании окончания Зимней войны, Павлов предлагал уменьшить КВ-2 за счёт замены тяжёлой 152 мм гаубицы на лёгкую 122 мм – потому, что Линии Маннергейма больше нет, а супротив полевых упрочнений и 122 мм гаубицы достаточно. Но, глава АБТУ предлагает, а Генштаб решает.

Количество также сначала планировалось в полной мере умеренное – на уровне тех же Т-28. Но, всё изменилось в мае-июне 40-го, в то время, когда Генштаб РККА принял роковое ответ о формировании ТД и МК и включении в их состав тяжёлых танков КВ. Замысел выпуска был быстро увеличен и под расширение производства, на ЛКЗ началась масштабная реконструкция.

(Серийные КВ-1 и КВ-2)

Но кроме того достигнутый рост производства армию ни в коем разе удовлетворить не имел возможности!

9 июня 1940-го года Наркоматом обороны был утверждён замысел формирования 8 танковых корпусов (ТК), 18 танковых дивизий (ТД) и 8 моторизованных дивизий (МД), каковые должны были быть развёрнуты и укомплектованы новой техникой до середины 1941 года. В соответствии с штата №010/10 любая ТД должна была взять 105 танков КВ, 210 Т-34, 44 БТ и Т-26 и 54 огнемётных танка. Всего 413 танков.

Два батальона каждой из двух ТД должны были вооружаться тяжёлыми танками. Наподобие скромненько, но, в сумме-то для оснащения всех 18 ТД требовалось 1890 танков КВ!

Составленный же с учётом возможностей ЛКЗ и ЧТЗ замысел, за целый 41-й год предполагал выпуск 1200 КВ всех модификаций. Т. е. войну планировали не раньше 42-го? Да и то, в случае если ЧТЗ и ЛКЗ начнут штамповать КВ строго по графику!

Но это ещё не всё. Разглядим тот заказ на 41-й год повнимательнее. 200 КВ-1 должен был собрать «для разминки» ЧТЗ.

Но что должно было производить головное предприятие – ЛКЗ?

400 КВ-1, 100 КВ-2 и 500 КВ-3!

Сейчас, вспоминаем. Павлов, инициировавший создание арттанка КВ-2, настаивал, что эти танки должны сводиться сугубо в особенные части РЕЗЕРВА бронетанковых армий и никуда более. Что разумеется.

Имея чудовищно перегруженную ходовку и тяжёлую гаубицу – «бетонолом», в чистом поле КВ-2 было делать нечего.

47-тонные КВ-1 сейчас предназначались для оружия танковых дивизий. 47 тысячь киллограм – это само собой разумеется также большое количество, но в принципе (при нормально отлаженной агрегатной части) не фатально. Для РККА были созданы тяжёлые понтонные парки и они так же должны были включаться в ТД и МК. Капитальные мосты в СССР (и не только) строились под нагрузку до 60 тысячь киллограм.

Также самое громадные четырёхосные ж/д платформы. По крайней мере на бумаге, все смотрелось довольно разумно. При Павлове.

Но, в начале июня Павлова послали руководить округом, а в середине июля 40-го коллективный разум начал изменять вершине РККА.

17 июля 40-го, КБ ЛКЗ взяло задание на сотворение новой модификации КВ (Т-150) с 90 мм массой и бронёй 51 т. Растолковать данный ход, я могу лишь попыткой реализовать до конца ТТЗ на КВ, поскольку изначально оно упиралось в планку 50 т. и КВ-1 с его 75 мм бронёй данный лимит недобрал. Вопрос – а для чего танку, фактически, такая броня, наверное, никого не тревожил.

(Т-150)

И вместо того, чтобы сосредоточить все усилия на доведении КВ до ума, КБ ЛКЗ начинает творить его новую, ещё более тяжёлую модификацию.

Но, маразм крепчал и к 1 декабря 40 г. ЛКЗ обязали создать а также выстроить уже два танка со 100 мм бронёй и 85 мм пушкой массой более 62 т. (Т-220).

(Т-220 он же КВ-220)

Наряду с этим, предназначавшегося для этих монстров дизеля В-5 ещё не было. А в то время, когда тот дизель наконец показался, оба танка с треском провалили опробования. Как и КВ-1 они потребовали продолжительной и основательной доводки. Однако, неугомонные генштабисты пробили распоряжение СТО и СНК СССР о том, что ЛКЗ обязан уже с июня 1941 года перейти на выпуск Т-150.

И завод, обречённо набравшись воздуха, начал подготовку к выпуску Т-150, совсем закинув доведение КВ-1 до ума, и прорабатывая усовершенствованную, годную для серийного выпуска версию Т-150.

Ещё один «гром грянул» в марте 1941 года, с возникновением информации о разработке новых тяжёлых танков в Германии. И ЛКЗ приказано все работы по Т-150 прекратить и безотлагательно заняться танком с бронёй до 120 мм, 107 мм массой и пушкой 68 т. (Т-223 либо КВ-3).

(Макет КВ-3)

Весьма интересно, может ли кто-нибудь, пребывав в здравом уме, представить себе чудовище массой 68 тысячь киллограм в танковой дивизии мехкорпуса? А ведь уже с августа 1941 года, ЛКЗ должен был ПОЛНОСТЬЮ перейти на его выпуск! (Но, имеется вывод, что на август была пренесена программа выпуска того самого Т-150 — что более чем реально, учитывая неготовность 68-тонного монстра).

Должен был. Но, всех упрочнений ЛКЗ и ЧТЗ чуть хватило, чтобы за первое полугодие 1941 года собрать всего 393 КВ-1 и КВ-2 без каких-либо шансов кроме того приступить к выпуску Т-150 и тем более 68-тонного КВ-3. И лишь по окончании начала войны, в июле-августе КВ-1 взял безотносительный приоритет и к его выпуску были привлечены все мощности ЛКЗ (а также много других фирм), разрешившие поставить армии 153 танка в июле и 180 танков в августе. Более того.

По окончании мобилизации множества фирм Питера для производства комплектующих для КВ, промышленность готовься обеспечить выпуск до 10 автомобилей в день! Но, положение на фронте быстро ухудшалось, началась эвакуация ЛКЗ в Челябинск, а Питер попал в блокаду.

Из статистики видно, что не смотря на то, что с довоенным производством КВ дела шли хорошо – замыслы по месяцам то и дело перевыполнялись, завод не имело возможности не колбасить от хотелок и озарений очень способных генштабистов. В действительности, возможно какое количество угодно пугать заводчан всяческими карами за недоработку и низкое качество 47-тонного КВ-1 и 52 тонного КВ-2, в случае если на их шее в один момент висят ЗАМЫСЕЛ по валу и подготовка к переходу вначале на выпуск Т-150, а позже ещё и на 68-тонный КВ-3! Да у ЛКЗ в таких условиях миллион «отмазок» от претензий по качеству продукции.

Но ещё сумасброднее выглядит эта чехарда с новыми моделями тяжёлых танков в сочетании с потребностью в КВ у формируемых танковых дивизий. Кроме того, что кроме того при исполнении всех замыслов, фабрики имели возможность обеспечить 8 МК формации 40-го года тяжёлыми танками лишь в течение 42-го (организационно и по наличию лёгких танков, формирование этих МК было по большей части закончено ещё к 4 октября 1940 г.), так в ноябре 40-го начинается формирование 9-го МК, а феврале 1941-го принимается ответ о формировании ещё 21 МК!

Т. е. ещё 44 танковых дивизий! Количество тяжёлых танков наряду с этим, во всех ТД уменьшалось со 105 до 63 и к массовому выпуску КВ должен был подключиться ЧТЗ. Но до начала ВОВ он успел собрать лишь 25 танков. Т. е. сроки, в то время, когда удастся укомплектовать КВ все ТД, по большому счету теряются в сумраке лет, поскольку для полного укомплектования 30 МК нужно произвести уже 3780 тяжёлых танков!

И, речь-то, в соответствии с довоенным замыслам шла уже о КВ-3 (пускай кроме того речь заходит в действительности о Т-150)! Необычно, что Генштаб РККА не запланировал постройку 100500 «Звёзд смерти». Возможность успеха мероприятия подобная.

Соответственно появляются три вопросика:

1. Из-за чего производимый серийно КВ так и не довели до ума?

2. Чем (каким местом) думали люди, решившие о формировании для того чтобы большого количества механизированных танковых дивизий и корпусов, не имея для этого ровным счётом НИЧЕГО? Ни матчасти, ни подготовленного личного состава, ни средств техобеспечения.

3. Чем думали люди, запихавшие в ТД и МК негодные для этого Т-26 а также КВ-2 (каковые в том месте на фиг не необходимы) и задумавшие заменить в серии 47-тонный КВ-1 на весящий как КВ-2 Т-150 а также на 68-тонный КВ-3, что в ТД и МК по большому счету нужен как пятое колесо телеге – так как МК – это маневренные соединения, а 68-тонный КВ-3 не выдержит ни один понтон, ни один капитальный мост, ни одна ж/д платформа (в случае если её само собой разумеется специально для перевозки таких монстров не усилить).

Глава АБТУ Федоренко, замнаркома по оружиям Кулик и начальник генерального штаба Жуков, быть может, ответили бы на эти вопросы, но в нашем мире мы их ни о чём уже не спросим. Но, Жуков в собственных «размышлениях и Воспоминаниях» признавал-таки, что это была полная авантюра.

Я вечно далёк от мысли, что РККА последний предвоенный год рулили круглые идиоты (они же войну победили!), но я не слышал никаких официальных предположений (не говоря уж про документы), хоть как-то разъясняющих эти вопросы. Однако, эти хотелки были прописаны в мобпланах развёртывания, утверждены во всех инстанциях и к их практическому осуществлению приступили срочно – уже в феврале 41-го!

На первый из этих вопросов более-менее убедительно постарался ответить Свирин – танк КВ был сложен, его конструкция не была отработана, а разработка ещё лишь оттачивалась. Исходя из этого техпроцесс всегда лихорадило трансформациями в организации и технологиях производства, трансформациями в конструкции самого танка и необходимостью что-то в нём всегда доводить до ума. Причём по большей части силами технологов завода, больше озабоченных валом, с минимальной помощью собственного танкового СКБ-2 занятого азартной последовательной вознёй с Т-150, Т-220 и КВ-3.

Конечно, что от погони за валом, страдал не только сам недоведённый до ума танк, но и уровень качества его изготовления, которое в принципе запрещено кардинально улучшить силами заинтересованных, в первую очередь в исполнении замысла, технологов, при изначально недоработанной конструкции. Однако, в КВ удалось внедрить пара фишек, чуть-чуть откладывающих выход танка из строя и мало снизить его себестоимость.

Вот и получалось, что в принципе завод трудился ритмично, а вот сдача танков клиенту напоминала детектив. Их то отказывались принимать из-за некомплектности и ненадлежащего качества, то принимали скопом закрыв глаза на все огрехи под неизвестно чьим давлением. В общем – бардак.

Самое увлекательное, никого в управлении СССР это никак не удивляло. Высшие инстанции на низкий уровень качества КВ закрывали глаза потому что – ЛЮБОЙ ДОВОЕННЫЙ ТАНК Производства СССР собственный путь в серию начинал как раз с этого же бардачища в организации выпуска, технологической импотенции, кустарщины и совсем сырых автомобилей безобразнейшего качества изготовления первых лет выпуска! Это был ЗАКОН отечественной танковой индустрии (подозреваю не только танковой).

2-3 года и всё будет увеличено до ума и отточено так, что тяжёлые КВ начали бы вылетать из ворот ЛКЗ как тёплые пирожки из печки и уровень качества их, было бы легко несопоставимым с качеством автомобилей сборки 40-41 г.г. Но линия забери, неужто в наступление Германии не верили так, что вычисляли допустимым, планировать перевооружение и реорганизацию бронетанковых армий в недопустимо растянутой возможности, да ещё и устраивать чехарду с заменой едва-едва освоенной в серии и притом сырой модели танка на значительно более сложную и тяжёлую!?

Причём пара раз подряд. Ну абсурд же!

Более того! Тут по большому счету всё было поставлено с ног на голову. В случае если при поразительно тяжёлом и мучительном освоении выпуска танков 30-х, для качественной доработки модели, отладки технологического цикла, упрощения судьбы смежникам и т.д. создавались особые КБ для сопровождения освоения танков в серии, то тут наблюдался обратный процесс – замечательнейшее танковое КБ ЛКЗ (СКБ-2) разом охладев к КВ-1 (и заодно к КВ-2) последовательно бросало все силы на разработку Т-150, Т-220 и КВ-3.

А как вам «контрольный выстрел в голову» в виде задания ЛКЗ на изготовление и разработку к 1 октября 41 года танка КВ-4 (броня до 150 мм, пушка 107 мм, плюс малокалиберная, масса не уточнялась) и к 10 ноября танка КВ-5 (броня до 170 мм, пушка 107 мм, плюс малокалиберная. Масса не уточнялась, но предписывалось ОБЕСПЕЧИТЬ возможность перевозки по ж/д простыми средствами. Весьма интересно – это как?).

И эту работу СКБ-2 ЛКЗ деятельно вело аж до августа 41 года! Лишь в то время, когда под Питером сложилось критическое положение, практически законченный проект КВ-5 закрыли и все силы КБ были НАКОНЕЦ-то кинуты на доводку КВ-1, каковые, как выяснилось, больше находились, чем вести войну, что стало причиной гневное недоумение Сталина – самые сильные и наподобие кроме того неуязвимые танки, штампуемые наибольшим оборонным центром страны, никак не могли хоть чуть-чуть оказать влияние на постоянное ухудшение обстановки вблизи этого самого оборонно-промышленного центра!

Кинуть-то кинули, но тут же началась эвакуация и снова воз и сейчас в том месте. А позже, дорожку КВ перебежал ещё один танк-призрак — направляться-13 (из идеологии которого позже вырос известный ИС). В итоге, модернизированный вариант КВ-1С показался недопустимо поздно.

Самое обидное, хорошо бы в своё время, дирекция завода поняла, что руководство тупо съехало с катушек и чудит с новыми танками, а производимый серийно КВ-1 болен всеми мыслимыми «детскими заболеваниями» и его хоть как-то Нужно довести – пускай кроме того в нерабочее время, хотя бы намерено созданной для этого группой инженеров энтузиастов – патриотов ЛКЗ и танка, которым легко стыдно позорить завод и гнать армии фуфло. Так как танков уже выпущено большое количество и выпускаются ещё и ещё, а все усовершенствования и нововведения возможно внедрить в уже выпущенных автомобилях в ходе капремонтов.

Наоборот! На заводе организовали конкурс на лучший проект ужасного КВ-4, в котором поучаствовали, возможно, все кто был способен хоть что-то конструировать в тяжелотанковой сфере (на конкурс было подано более 15 проектов!)! Самый лёгкий танк 82,5 т. самый тяжёлый 107 т. Больше заняться было нечем?

Либо хватались за любую работу, только бы КВ до ума не доводить, потому, что за него уже все призовые слоны розданы?

Это и в какой-то степени ответ на второй вопрос. Важные товарищи были уверены – непременно, промышленность КВ как-то доведёт (причём пренепременно самой крутой модификации!) и даст его армии в качестве и необходимом количестве.

Пускай на данный момент/до тех пор пока недоведённый и некачественно собранный КВ-1 армия принимает скрипя зубами – в качестве учебного сойдёт (основное поддерживать плановые количества производства!), а с августа, в серию отправится превосходный КВ-3, якобы избавленный от всех недочётов КВ-1. В общем, отечественное тяжелотанковое счастье – как в большинстве случаев, только дело времени. Но, вот именно времени-то немцы нам и не дали.

Никакие превосходные новые модели в серию запустить опоздали, а вести войну пришлось на сырых КВ-1 некрасивого качества. Но, разве и отечественной собственной вины в этом нет?

Кто мешал поменять привычный уклад и ДО начала серийного выпуска довести КВ до ума? А требующиеся для этого месяцы израсходовать на капитальный ремонт всех Т-28, их экранировку, производство запаса и создание запчастей на том же шасси нужного боевым частям, укомплектованным Т-28, штата БРЭМ?

Кто, кроме того тот ублюдочный уклад, поменял на дебильную чехарду с заменой недоведённого КВ-1 на «привидения танков», для которых пожертвовали возможностью довести КВ-1 до ума? Кулик с Жуковым и Федоренко? А Котин, по большому счету похоже сбрендил, организуя тот дебильный конкурс на КВ-4, в котором «самозадействовались» чуть не все лучшие инженерно-конструкторские кадры ЛКЗ?

Поверили разведданным о новых германских тяжёлых танках? А что, фактически умопомрачительного, было в тех разведданных? А была в том месте инфа о разработке двумя германскими компаниями на конкурсной базе, 45-тонного тяжёлого танка с 80 мм бронёй, вооружённого или 75 мм длинностволой пушкой, или 105 мм гаубицей, со сроком готовности обоих проектов к серийному выпуску не ранее 42 года! Всё.

Кроме того КВ-3 данный немец был не соперник, и целый 41-й год возможно было смело штамповать доведённый до ума КВ-1!

Исходя из этого, неуклюжая отмазка о разведданных (кроме того притом, что это была чистая правда и обращение шла о будущем «Тигре», что был кроме того посильнее) совсем не растолковывает, из-за чего кинули ликвидировать очевидные косяки у УЖЕ ПРОИЗВОДИМОГО серийно танка? Некому было? Кадров не хватало из-за работ по Т-150, Т-220, КВ-3? На конкурс по КВ-4 было подано 15 проектов! И это был не конкурс на самую прекрасную картину.

За каждым проектом, кроме того эскизным, несколько человек стоял – время очень способных конструкторов-одиночек в далеком прошлом в прошлом, а тяжёлый танк – это не мопэд! Понимаете, как забавно просматривать воспоминания конструкторов, сетующих на бессчётные косяки серийного КВ? Так и хочется задать вопрос – а чем вы, сукины дети занимались тот предвоенный год, в то время, когда КВ Нужно было безотлагательно доводить до ума, потому, что люди на нём вести войну и умирать будут?

А они вместо этого, всей собственной конструкторской кодлой увлечённо 90-тонные (в среднем) КВ-4 проектировали! Само собой разумеется, язык не поворачивается именовать глубокоуважаемых и потом заслуженных людей долбоящерами, но так как участие в конкурсе на КВ-4 – было для большинства делом сугубо необязательным! Но, наверное, желающих не было «остаться в стороне» и доводить КВ. Всем хотелось пряников и славы!

С таким подходом, подозреваю, что и КВ-3, начни-таки его ЛКЗ производить в августе, был бы «при семи няньках дитём без глаза» и таким же «калекой от рождения» как и КВ-1.

Как желаете, приятели, но всё это дико противоречит и здравому смыслу и логике. Вот логику и сделаем базой АИ (прошу забыть обиду за столь затяжное вступление к маленькой в сущности АИ-шке – но как без этого?).

Логика несложна – всё возвращаем на привычные в СССР «круги собственная». Кроме того кардинально разламывать ничего не будем! Просто не разрешим ломать то, что логично и не будем делать того, что ни в логику, ни в здравый суть не укладывается.

И лишь.

Итак, вначале, по пунктам – главные положения АИ, а позже разберём их более детально.

Первое – КВ-1 доводим до ума, кинув на это главные силы ЛКЗ. И СКБ-2, и мастеров-технологов. Вал — до доработки танка вторичен.

Второе – потому, что от разведданных так просто не отмахнёшься, из самые заинтересованных экспертов танковых КБ ЛКЗ и 185 з-да, где проектировали тяжёлый Т-100, формируем особую группу перспективного проектирования, с одной-единственной задачей – НА ВСЯКИЙ СЛУЧАЙ создать и всемерно довести до ума КВ-3 со сроком «до конца 1941 года».

Третье – проводим курс интенсивной терапии в плане деидиотизации штатной структуры бронетанковых армий РККА.

Начнём с первого пункта. Перечень косяков КВ я приводить не буду – он велик так, что лишь приходится дать согласие с неспециализированным выводом военпреда на ЛКЗ:

«Исходя из вышеизложенного считаю, что машина КВ недоработана и требует срочных и важных переделок. Большая часть переделок нельзя провести в процессе широкого производства, которое уже идёт полным ходом на Кировском заводе. Подобное положение затянет освоение автомобили в производстве на 1,5-2 года, внесёт громадную путаницу, лишние затраты и не позволит ни мельчайшей экономии во времени.

Уровень качества производимой автомобили в течение 1,5-2 лет будет низким.

Целесообразнее снизить программу до конца 1940 года до 5-8 автомобилей в месяц и перебросить все заводские силы на доработку автомобили. На данный момент все силы кинуты на исполнение программы, а о качестве автомобили думают мало.

Считаю, что на данный момент назвать машину боеспособной запрещено из-за указанных выше недостатков. Отправлять её в армию возможно лишь как учебную, а не боевую».

Наряду с этим, к числу труднодоводимых, относились лишь две позиции: неудачная КПП, полученная способом механического повышения КПП Т-28 (из-за чего не забрали уже прошедшую все стадии доработки КПП от 54-тонного Т-35А?) и воздушный фильтр двигателя. Всё другое в полной мере доводимо. И сначала кое что так как кроме того делалось!

Более того, кроме исправления косяков, для КВ была подготовлена целая программа новаций, в которую входили: командирская башенка, новые устройства наблюдения для мехвода, новый привод вращения башни (прошлый – скопированный с Т-28 чуть справлялся), планетарная трансмиссия и т.д. и которую отменили для вала выпуска КВ-1 и разработки новых танков. А ведь в то время, никакими тяжёлыми немцами ещё не пахло! Исходя из этого, доводим КВ-1. Т-150 и Т-220 не разрабатываем вовсе.

Не до них! Согласитесь, это легко дико, в то время, когда тот же Шашмурин бросает разрабатывать планетарную трансмиссию (притом, что трансмиссия – основное больное место КВ) и «добровольцем» с головой уходит лепить собственный вариант КВ-4 – побеждает тот дурной конкурс, а планетарку дорабатывает лишь уже для КВ-1С!

(Победитель конкурса на проект КВ-4 от тов. Шашмурина. Вес 90 т. Оружие 107 мм пушка в корпусе и 76 мм в стандартной башне КВ-1)

И ещё. Необычно, что мысль повысить надёжность существующих агрегатов КВ-1 путём очевидного облегчения автомобили не пришла в головы уже в то время. Отыщем в памяти – на опробованиях, соперниками КВ выступали намного более тяжёлые 55-тонный СМК и 58-тонный Т-100 имевшие наряду с этим не столь толстую бронезащиту (СМК: лоб – 75 мм, борт – 60 мм, корма – 55 мм) (Т-100: 60 мм лоб, борт, корма) считавшуюся, однако, в полной мере достаточной.

В действительности, в случае если уж агрегаты страдают от перегрузки, что мешало принять для КВ схему бронезащиты СМК? Это существенно снизило бы массу брони. А понижение массы брони, разрешило бы уменьшить подвеску, уменьшить ширину гусениц, сократить габариты башни при том же диаметре погона.

В следствии, в полной мере возможно было уже В первую очередь 1941 года начать выпуск танка предельно близкого РИ КВ-1С, что и бегал бы не как «время от времени ползающий ДОТ» и равного которому у соперника точно не было бы.

Вместо этого, напротив – наращивают броню (Т-150), а чуть началась война, уже 26 июня выходит распоряжение, ТРЕБУЮЩЕЕ производить ВСЕ КВ с дополнительным экранированием! Для чего? Х.З.

Ясно, что никаких изучений, на предмет необходимости, не проводилось – четвёртый сутки войны! Чистый каприз кого-то в генеральном щтабе – взять «вундервафлю» «на всякий случай». Испытания по экранированию КВ были начаты ещё в марте-апреле 41-го, а первую пробную машину с экранами произвели в мае.

О том, как отреагирует на лишний вес и без того перегруженная ходовка не поразмыслили и уже в августе распоряжение по экранированию отменили.

бронезащита и Агрегаты – это прекрасно. Правильнее, пока не хорошо. А что у нас с оружием?

В литературе в большинстве случаев пишут, что главное оружие КВ-1 пушка ЗиС-5 – это легко намерено заточенная под КВ модификация Ф-34 (которой вооружался Т-34). Это полуправда.

В действительности, специально для оружия тяжёлых танков Грабинским КБ в инициативном порядке была создана и удачно прошла опробования очень замечательная пушка калибра 76,2 мм Ф-27. Она имела мощный патрон и баллистику зенитной пушки 3К обр. 31 года, соответственно весьма долгий ствол, повышенные дальность прямого выстрела и бронепробиваемость.

На дистанции в километр, она должна была пробивать 70 мм брони. Если бы эту пушку приняли на вооружение, КВ взял бы «долгую руку» от которой у панцерваффе не было защиты в 41-ом на любой настоящей дистанции боя. Ту же злобную «ахт-кома-ахт» (которую из-за габаритов маскировать очень сложно), КВ с таковой пушкой имел возможность бы как в тире, с дистанции, на которой та зенитка ничего не имела возможность ему сделать.

А потому, что танк у нас защищён в полной мере надёжной бронёй, что мешало применять в пушке дульный тормоз? Но, Ф-27 на вооружение не приняли из-за чрезмерно долгого, поддерживающего габариты танка ствола и через чур долгого патрона (как словно бы по окончании принятия на вооружение 85 мм пушки в башне КВ-85 либо Т-34/85 было просторнее!)

Вместо Ф-27 Грабин создаёт её «упрощённую» версию ЗиС-5 с баллистикой Ф-22 и стандартным патроном дивизионного орудия, но и эту, удачно прошедшую опробования в декабре 40-го пушку не приняли – кому-то снова не пришолся по нраву через чур долгий ствол! В феврале, пушку переделали под баллистику уже Ф-22УСВ, ещё укоротили ствол и фактически унифицировали с Ф-34. Но и её на вооружение официально приняли лишь в сентябре 41-го!

Серийное производство и соответственно установку на КВ начали только с октября. А до той поры, КВ вооружались Л-11 либо Ф-32 (в лучшем случае имели возможность вооружаться Ф-34). Т. е. до октября 41-го, тяжёлый танк вооружён был не лучше, в противном случае и хуже чем средний Т-34!

Норма

Невезучая. Мелодрама (2017) Фильм @ Русские сериалы

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: