Разработчик: Рокс-Аэро, МАПО МиГ
Страна: Российская Федерация
Первый полет: 1994 г.
В 90-е годы, в то время, когда отечественные авиазаводы полностью свернули выпуск тяжелых самолетов, в Российской Федерации показалось множество компаний, КБ и просто контор, проектирующих малые коммерческие самолетики. Маленький аппарат, само собой разумеется, возможно несложнее и стремительнее выстроить, чем лайнер и тем самым хоть как-то ускорить воспроизводство самолетного парка в стране.
Но не все создатели новых автомобилей без шуток вспоминают о экономической эффективности и целесообразности собственных крылатых чад и о том, как тяжело будет уговорить спонсоров, инвесторов, изготовителей: рисковать в наше время никто не хочет. Не обращая внимания на все эти трудности, предприятие «Рокс-Аэро» приступило к проектированию самолета Т-101 «Грач».
Говорит один из создателей новой автомобили: «Разработка Т-101 начата в первой половине 90-ых годов двадцатого века. Выстроен самолет на Столичном авиационном производственном объединении (МАПО) в конце 1993-го. Летные опробования самолета Т-101 (первый этап) были совершены на базе Луховицкого авиазавода под управлением зам.
главного конструктора по летным опробованиям предприятия «Рокс-Аэро» С.Смирнова. В создание самолета солидной вклад внесли сотрудники «Рокс-Аэро» Г.Колокольников, А.Гришечкин, В.Парфентьев, В.Столичный, В.Черножуков. И от МАПО — В.Пузанов, О.Чуканцев, А.Дмитриев и другие.
7 декабря 1994 г. «Грач» в первый раз поднялся в воздух, пилотируемый заслуженным летчиком-испытателем Виктором Заболотским.
При разработке проекта Т-101 мы старались сочетать надёжность и простоту конструктивных ответов, комфортные условия для пассажиров и экипажа, относительно возможность эксплуатации и низкую стоимость самолёта его с маленьких грунтовых площадок. Учитывали и многоцелевое назначение аппарата, возможность стремительного его переоборудования. Т-101 может с успехом использоваться в качестве санитарного самолета, аварийно-спасательного, патрульного, для спецгрузов и десантирования людей, учебно-тренировочного для училищ гражданской авиации.»
Т-101 «Грач» является цельнометаллический однодвигательный моноплан с верхним размещением подкосного крыла; обычным однокилевым оперением и трехстоечным шасси с хвостовой опорой. Двигатель ТВД-10Б с трехлопастным воздушным винтом (D=2,8 м) находится в носовой части на мотораме под съемными капотами, снабжающими хороший доступ к нему и его агрегатам. Моторама ферменной конструкции, сварена из труб.
Двигатель крепится к ней через шайбы и амортизационные втулки. Его запуск производится от аккумулятора либо от аэродромного источника питания. За противопожарной перегородкой, сверху, расположена кабина пилотов, а снизу — приборный отсек, в котором находится главное радиосвязное и радиоэлектронное оборудование.
Кабина пилотов вычислена для двух членов экипажа и снабжена креслами, регулируемыми по высоте и продольной оси. На правом и левом бортах имеются личные двери для членов экипажа, в которых предусмотрены механизмы аварийного сброса при экстренном покидании самолета. Громадные окна и лобовые стёкла на дверях снабжают хороший круговой обзор.
За кабиной расположен просторный грузопассажирский отсек.
Крыло — прямое, подкосное, механизированное четырехсекционным закрылком, элеронами, из которых левый снабжен триммером с электромеханическим приводом. Крыло складывается из двух консолей. Каждое шарнирно крепится к двум горизонтальным верхним узлам фюзеляжа.
Подкосы закрыты обтекателями. Консоли крыла — высокотехнологичные, двухлонжеронной конструкции с расположенными между ними вставными топливными баками в корневой части крыла. Нервюры — постоянного по размаху контура, усиленные по бортам и в местах крепления секций закрылка, подкоса, элерона и законцовки. Горизонтальное оперение складывается из руля и стабилизатора высоты, что выполнен из двух секций, соединенных между собой трубой, и имеет осевую и балансировочную компенсацию.
Обе секции оснащены триммерами с электромеханическим приводом.
Шасси (трехопорной схемы с хвостовым колесом) выбрано с учетом его преимуществ при взлете-посадке с малой прочностью грунта. Совокупность торможения — гидравлическая.
Управление рулём направления и рулём высоты — тросовое, элеронами — комбинированное. Выпуск-отклонение триммеров и уборка закрылков — дистанционное через электроприводы. Управление винтами и двигателями — тросовое от одного пульта, расположенного между летчиками.
Противообледенительная совокупность трех видов: воздушно-тепловая для подвода теплого воздуха от двигателя к лобовым стеклам, масляно-тепловая для обогрева воздухозаборников двигателя и электрометрическая для обогрева носка приёмников и лопастей винта воздушного давления. Прорабатывается возможность подвода теплого воздуха к передним кромкам крыла, киля и стабилизатора.
Противопожарное оборудование имеет совокупность сигнализации с датчиками о пожаре в мотоотсеке, совокупность пожаротушения с размещенными в мотоотсеке баллонами с хладоном, срабатывающих от пиропатронов. Имеется совокупность кондиционирования воздуха в пассажирском отсеке и кабине пилотов.
На «Граче» установлено приборное и радиоэлектронное оборудование с радиолокатором в контейнере, снабжающее качественное и надёжное, в основном в независимом режиме, ответ пилотажно-навигационных задач днем и ночью, в несложных и сложных метеоусловиях, над водной поверхностью и безориентирной местностью. Базу пилотажно-навигационного оборудования составляют канал спутниковой навигации, непроизвольный радиокомпас, радиовысотомер, вертикали и система курса, метеолокатор.
Самолет снабжен современными радиостанциями УКВ, ДМВ, КВ-диапазонов, снабжающими устойчивую и высоконадежную сообщение во всем диапазоне дальностей и высот полета. Летчик-испытатель Виктор Васильевич Заболотский по окончании первого же полета сообщил: «Из кабины не вылезу. Вот уйду на пенсию, и буду летать на этом самолете!» В следствии двух десятков полетов Заболотского на «Граче» подтвердились все заложенные конструкторами чёрта. .
— Т-101, — поведал летчик-испытатель, — есть преемником всем известного самолета-труженика Ан-2. Но на базе несравненно более оборудования и совершенных технологий. Самолет в воздухе подтвердил собственные проектные эти по всем главным параметрам — скоростям полета, дальности, центровкам, расходу горючего, возможности посадки с сильным боковым ветром. Самолет надежно удерживается на тормозах на любом режиме работы двигателя.
На взлете прекрасно управляем. Скорость отрыва 80-90 км/ч. В полете устойчив. Управляемость обычная, упрочнения на штурвале легко снимаются при помощи триммеров. Время комплекта высоты 3000 м образовывает 10,5 мин. Скорость полета на режиме 0,9 номинала — 240 км/ч. уборка и Выпуск закрылков сопровождаются: маленькой перебалансировкой самолета. В зависимости от режима и скорости полета в работу вступают предкрылки.
Хорошая механизация крыла существенно повышает летные качества Т-101. На посадке выравнивание начинается с 8 м. Посадочная скорость при касании на три точки — около 70 км/ч. На пробеге самолет прекрасно выдерживает прямую.
Использование реверса винта на пробеге значительно сокращает расстояние торможения. агрегаты и Двигатель ВМГ трудились безупречно…
Вообще-то летчик-испытатель — крестный отец нового самолета. Исходя из этого его суждения очень для нас полезны. Виктор Васильевич подметил: — Верю, «Грач» станет массовым самолетом. Особенно он понадобится для Востока и Севера, в глухих регионах, где нет дорог. Порукой тому — возможность посадки на малых площадках, отсутствие необходимости подогрева двигателя кроме того при сильных морозах.
Аэродинамическое уровень качества Т-101 высокое: при площади крыла на 2/5 меньшей, чем у Ан-2, скорость отрыва его на 20 км/ч меньше. Основное же преимущество «Грача» — необыкновенная экономичность двигателя. Цена керосина для ТВД-10Б вдвое дешевле авиационного бензина, а на Севере — в четыре раза!
Ми-8, к примеру, расходует 1000 л топлива в час, а для Т-101 этого количества хватит на 4 часа. Разработчикам автомобили приятно, само собой разумеется, такое слышать. Но преимущества отечественного детища на этом не кончаются.
Себестоимость «Грача» в производстве в несколько раз ниже многих новых самолетов этого класса и это, пожалуй, основной козырь для нас в конкуренции. Кстати, самолет сертифицируется по отечественным и американским нормам летной годности ФАР-23 и может отыскать собственный хорошее место в русском экспорте, первым делом, в государства Азии и Африки.
Т-101 вспоминал как гражданский самолет. Но нежданно для нас им без шуток заинтересовались представители ВДВ и погранвойск. Армейские говорят: «Это отечественный летный «джип». Но и известный окулист Святослав Федоров также сообщил собственный слово: «Это будет отечественная летающая глазная клиника». На базе базисного самолета Т-101 на МАПО разрабатываются и другие модели.
Для летных училищ делается Т-105, главное отличие которого от Т-101 в установке носовой стойки вместо хвостового колеса. Рассматриваются кроме этого варианты самолетов на поплавковых и лыжных шасси. Помимо этого, в возможности запланированы разработки Т-108 с двумя двигателями по 650 л.с. на крыле и самолета-амфибии Т-130 «Фрегат» с двумя двигателями по 760 л.с.
Но о них, в случае если им суждено будет встать в атмосферу, — разговор особенный.
Модификации:
Т-101В — вариант на поплавках, создан рабочий проект самолета.
Т-101П — противопожарный на поплавках, забор воды производится на режиме глиссирования в поплавки до 1500-2000 кг.
Т-101С — военного назначения (С — серийный), может использоваться в сложных метеоусловиях днем и ночью, оснащается автопилотом АП-93, комбинированной навигационной совокупностью воздушных данных ПНП-72-14 с цифровой индикацией высоты и скорости, спутниковой совокупностью навигации Гном; оружие самолета: 2-4 блока с КУРС от вертолета Ми-8, пулеметы 7,62 и 12,7 мм в грузовом (десантном) отсеке, подвесные пушечные и пулеметные контейнеры.
Т-101Л — вариант на лыжах.
Т-101СХ «Росток» — сельскохозяйственный вариант с оборудованием для сельхозработ от самолета Ан-2, самолет оснащен автоматическими предкрылками, установлен реверсивный винт АВ-24АИ.
Т-102 — модификация с носовой стойкой шасси, планировался летом 1995 года к постройке в декабре того же года, но выстроен не был.
Т-103 — вариант с трапециевидными оперением и крылом.
Т-104 — модификация со спаркой из двух двигателей компании PrattWhitney мощностью по 700 л.с.; работы проводились совместно с компанией Saloy, которой в 1995 году были направлены кое-какие чертежи самолета. Планировалась сборка умелого самолета с пятилопастным воздушным винтом в конце 1995 года, но самолет выстроен не был.
Т-105 — вариант с носовой стойкой шасси.
Т-130 «Фрегат» — самолёт-амфибия.
Т-202ДП (ДЮПЕК) — модификация с силовой установкой из двух двигателей и с приводом на один воздушный винт.
Т-203 «Пчела» — сельскохозяйственный вариант.
ЛТХ:
Модификация: Т-101
Размах крыла, м: 18,20
Протяженность самолета, м: 15,06
Высота самолета, м: 4,86
Площадь крыла, м2: 43,63
Масса, кг
-безлюдного самолета: 3330
-большая взлетная: 5250
-топлива: 960
Тип двигателя: 1 х ТВД ТВД-10Б
-мощность, л.с.: 1 х 960
Большая скорость, км/ч: 300
Крейсерская скорость, км/ч: 250
Практическая дальность, км: 3000
С макс. коммерческой нагрузкой, км: 700
Практический потолок, м: 4000
Экипаж, чел: 1 — 2
Нужная нагрузка: до 15 пассажиров либо 1400 кг груза.
Транспортный самолет Т-101 «Грач».
Транспортный самолет Т-101 «Грач».
Транспортный самолет Т-101 «Грач».
Т-101 «Грач» в полете.
Кабина Т-101.
Т-101 «Грач». Схема.
.
.
Перечень источников:
Александр Мельников. Современная авиация России. Т-101 «Грач».
Крылья Отчизны. Евгений Подольный, Юрий Румянцев. «Грачи» прилетели.
Путину показали новый российский самолет
Увлекательные записи:
- Фронтовой истребитель миг-15бис.
- Пикирующий бомбардировщик ту-2 № 716.
- Легкий транспортный и связной самолет як-10.
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Многоцелевой транспортный самолет бе-32 (1993).
Разработчик: ОКБ Бериева Страна: Российская Федерация Первый полет: 1993 г. Казалось, что по окончании негромкого закрытия программы Бе-30/32…
-
Легкий транспортный самолет у-2шс (по-2шс).
Разработчик: Н.Н.Поликарпов Страна: СССР Первый полет: 1944 г. Первоначально данный самолет именовался У-2ШС, а с августа 1944 года — По-2ШС. Его…
-
Тактический транспортный самолет ту-107.
Разработчик: ОКБ Туполева Страна: СССР Первый полет: 1958 г. Еще в ходе создания дальнего бомбардировщика Ту-16 в бригаде неспециализированных видов ОКБ…
-
Многоцелевой транспортный самолет с-80.
Разработчик: ОКБ Сухого Страна: Российская Федерация Первый полет: 2001 г. К разработке С-80 ОКБ им. Сухого приступило по инициативе главного…
-
Многоцелевой транспортный самолет бе-32к.
Разработчик: ОКБ Бериева Страна: Российская Федерация Первый полет: 1994 г. Самолет Бе-32К стал модернизацией самолета Бе-32 под канадские двигатели…
-
Легкий многоцелевой транспортный самолет як-12.
Разработчик: ОКБ Яковлева Страна: СССР Первый полет: 1947 г. Для многих известных всему миру авиационных конструкторов и созданных ими коллективов дорога…