Многоцелевой истребитель су-35.

      Комментарии к записи Многоцелевой истребитель су-35. отключены

Разработчик: ОКБ Сухого
Страна: СССР
Первый полет: 1988 г.Многоцелевой истребитель су-35.

В начале 80-х годов, в то время, когда лишь еще выходили на опробования первые истребители Су-27 серийной компоновки, появилась мысль создать на базе этого самолета модификацию с более широкими боевыми возможностями. Как мы не забываем, Су-27 изначально вспоминал как истребитель-перехватчик авиации ПВО и ВВС, лишенный каких-либо ударных функций.

В будущем был проработан вариант оснащения самолета авиационными средствами поражения класса «воздух-поверхность» (неуправляемыми ракетами и авиабомбами), но отсутствие в штатной совокупности управления оружием С-27 специальных средств для распознавания и обнаружения наземных целей, и довольно низкая эффективность неуправляемого оружия стали причиной тому, что Су-27 так и остался «чистым» истребителем. Вместе с тем высокие летные характеристики и, первым делом, громадная дальность полета, подтвержденные на опробованиях, разрешали рассчитывать на то, что по окончании оснащения более новым и совершенным оборудованием оружием (в т.ч. управляемыми ракетами класса «воздух-поверхность» и корректируемыми авиабомбами) «десятка» сможет стать единым многоцелевым истребителем ВВС СССР, талантливым в равной мере действенно решать задачи поражения воздушных и наземных целей.

Было еще два серьёзных события, обусловивших необходимость разработки модифицированного варианта Су-27, взявшего наименование Су-27М (заводской шифр — Т-10М).

Во-первых, как уже говорилось выше, в первой половине 80-ых годов XX века было издано постановление о прекращении доводки радиолокационной станции «Клинок» со щелевой антенной электронным сканированием и решёткой луча в вертикальной плоскости, которая должна была владеть более высокими чертями, если сравнивать с РЛС AN/APG-63 самолета F-15A. Серийные Су-27 взяли РЛС Н001 с антенной Кассегрейна — хороший радиолокатор, но не имевший явных преимуществ перед APG-63.

Тем временем, в Соединенных Штатах был создан улучшенный вариант AN/APG-63 с программируемым процессором сигналов и более идеальным процессором радиолокационных данных (с 1983 г. такие РЛС устанавливались на серийные F-15C), и развернулись работы по новой радиолокационной станции AN/APG-70 с еще более высокими чертями для «двухцелевого» истребителя F-15E (с 1987 г. станции APG-70 устанавливались и на F-15C). Для восстановления «статуса — кво» модифицированный Су-27М предстояло оснастить новой РЛС с увеличенной дальностью действия, дополнительными режимами и лучшей помехозащищенностью работы «воздух-поверхность». Ее разработка была поручена НИИП, наряду с этим предполагалось применять опыт, полученный экспертами университета при создании РЛС «Клинок», и последние успехи цифровой вычислительной техники.

Во-вторых, еще во второй половине 70-ых годов двадцатого века ВМС и ВВС США заказали разработку новой управляемой ракеты «воздух-воздух» средней дальности AMRAAM (Advanced Medium Range Air-to-Air Missile) с инерциально-корректируемой совокупностью управления и активной радиолокационной головкой самонаведения (АРГС). Опробования таковой ракеты, позднее взявшей наименование AIM-120A, начались в первой половине 80-ых годов XX века, а спустя 5 лет она поступила на вооружение истребителей F-15C/E, F-16C, F-18C и F-14D.

Главным новым качеством данной ракеты стала реализация принципа «разрешил войти-забыл», в соответствии с которым истребитель по окончании пуска имел возможность выходить из атаки, уклоняясь маневром от встречной атаки соперника. Это достигалось методом применения на ракете активной радиолокационной головки самонаведения, не требующей подсвета цели БРЛС носителя. Для повышения дальности пуска за пределы дальности захвата АРГС, на ракете употреблялась инерциальная совокупность управления (ИСУ).

Вырабатываемая ею информация о цели и взаимном положении ракеты корректировалась по линии радиокоррекции, связывающей самолёт и ракету-носитель, по которой на ракету иногда передавались измеряемые БРЛС координаты цели. Так, в ракете AIM-120A был реализован принцип инерциально-корректируемого управления до захвата цели АРГС, примененный и на советских ракетах средней дальности с полуактивными радиолокационными и тепловыми головками самонаведения Р-27 и Р-27Э, входивших в совокупность оружия истребителей 4-го поколения Су-27 и МиГ-29.

Но на AIM-120A, в отличие от Р-27, ИСУ была реализована в виде бесплатформенной инерциальной совокупности на базе БЦВМ и отдельного гироинерциального блока. Такое ответ разрешало расширить соотношение между дальностью захвата и дальностью пуска головкой самонаведения до 4-6, против 2,5 у ракеты Р-27.

Вторым серьёзным новым качеством AIM-120A, обусловленным применением АРГС в сочетании с ИСУ, стала многоканальность, т.е. возможность одновременного применения нескольких ракет с одного носителя по нескольким целям. Это свойство достигалось (как и принцип «разрешил войти-забыл») за счет автономности совокупности наведения с активным радиолокационным самонаведением на конечном участке траектории.

И наконец, третьей изюминкой ракеты AIM-120A было большое (приблизительно на 30% если сравнивать с ракетой AIM-7F «Спэрроу») понижение стартовой массы, уменьшение диаметра корпуса и других внешних габаритов. Это разрешало разместить ракету на легком тактическом истребителе F-16, использование на котором достаточно больших ракет средней дальности AIM-7F приводило к значительным трудностям, и расширить боекомплект таких ракет на более тяжелых самолетах F-15, F-18 и F-14, и обеспечить их размещение во внутренних отсеках оружия перспективных поколения 5-и истребителей, создававшихся по программе ATF.

Информация о программе AMRAAM в больших количествах действовала в СССР и шепетильно анализировалась в ОКБ и университетах индустрии, первым делом, в НИИАС МАП. На базе взятых данных тут были совершены сравнительные оценки эффективности новых советских и американских истребителей, при оружия их ракетами средней дальности AIM-120A, AIM-7F, Р-27 и Р-27Э.

В ходе этих изучений была продемонстрирована настоятельная необходимость создания отечественной ракеты с АРГС: отсутствие таковой ракеты приводило к тому, что самолеты Су-27 и МиГ-29 существенно уступали в дальнем ракетном воздушном бою американским истребителям F-15 и F-16, вооруженным ракетами AIM-120A. На основании этого советским правительством было издано постановление о создании ракеты «воздух-воздух» средней дальности нового поколения с АРГС и ИСУ. Такая ракета, взявшая в экспортном варианте обозначение РВВ-АЕ, должна была войти в состав оружия модифицированных истребителей 4-го поколения Су-27М и МиГ-29М, а после этого и других самолетов, в т.ч. и перспективных истребителей 5-го поколения.

Так, к 1983 году определился главной круг мероприятий, каковые предстояло реализовать при разработке модифицированного истребителя Су-27М для обеспечения его превосходства над последними вариантами американских самолетов F-15 и F-16 и придания ему качеств многофункциональности. Главными из них должны были стать оснащение Су-27М новой радиолокационной совокупностью управления РЛСУ-27, перспективными ракетами «воздух-воздух» средней дальности с АРГС и оружием для действенного поражения наземных целей.

Помимо этого, истребитель предполагалось снабдить бортовым радиоэлектронным комплексом обороны (на Су-27 имелись только элементы для того чтобы комплекса) и модернизированным навигационным оборудованием. Должна была измениться и совокупность кабинной индикации — солидную часть прицельной и пилотажно-навигационной информации планировалось выводить на широкоформатные многофункциональные индикаторы на электронно-лучевых трубках и усовершенствованный коллиматорный индикатор на фоне лобового стекла.

29 декабря 1983 года было решено Рабочей группы Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам о создании самолета Су-27М, в соответствии с которым коллектив МЗ им. П.О.Сухого приступил к разработке эскизного проекта модифицированного истребителя. Работы производились в бригаде истребителей отдела проектов ОКБ, возглавляемой М.А.Погосяном.

Неспециализированное управление программой осуществлял Главный конструктор М.Н.Симонов. На самолете решено было реализовать последовательность конструктивных усовершенствований, проходивших в середине 80-х годов отработку на летающих лабораториях на базе Су-27 и Су-27УБ. Прежде всего, это касалось применения дополнительного переднего горизонтального оперения, испытанного на Т-10-24, модифицированной совокупности системы дозаправки и дистанционного управления горючим в полете, опробованной на Т-10У-2. Помимо этого, на Су-27М планировалось применить модификацию двигателей АЛ-31Ф с увеличенной до 13000 кгс тягой, а для предстоящего повышения дальности полета обеспечить применение подкрыльевых подвесных топливных баков емкостью по 2000 л.

Эскизный проект Су-27М был подготовлен в 1985 году. самые существенные трансформации случились в бортовом радиоэлектронном оборудовании истребителя. Главными его компонентами стали: радиолокационная совокупность управления (РЛСУ-27), оптико-электронный прицельно-навигационный комплекс, комплекс радиоэлектронного противодействия, комплекс средств связи, и ряд других систем (аппаратура приборного наведения, совокупность дистанционного управления, ответчик госопознавания, совокупности контроля, регистрации, сигнализации и т.п.), причем во всех комплексах предусматривалось широкое использование цифровых вычислителей.

Радиолокационная совокупность управления РЛСУ-27 включала радиолокатор переднего обзора НОИ со щелевой антенной, разрабатывавшийся в НИИП (основной конструктор Т.О.Бекирбаев) и маленькую РЛС заднего обзора Н012 (разработка НИИР «Восход солнца»). РЛС Н011 имела, если сравнивать с серийной Н001, увеличенные дальность обнаружения воздушных целей и территорию обзора воздушного пространства по углу и азимуту места, имела возможность снабжать обстрел и сопровождение большего количества целей в один момент, и трудиться в режиме картографирования местности.

Среди главных новых технических ответов, реализованных при разработке РЛС, было применение многорежимного широкополосного передатчика громадной мощности на лампе бегущей волны с высоким КПД, малошумящего входного усилителя СВЧ-высокоэффективной защиты и мощности от повышенного уровня проникающей мощности, цифровой обработки радиолокационного сигнала на базе перепрограммируемого сигнального процессора, использование высокопроизводительной цифровой вычислительной совокупности. Использование аппаратуры заднего обзора определялось необходимостью обеспечения кругового обзора сопровождения и воздушного пространства воздушных целей в задней полусфере самолета. РЛС заднего обзора планировалось разместить в центральной хвостовой балке фюзеляжа.

В целом РЛСУ-27 снабжала возможность:
-наносить упреждающий удар по любому воздушному сопернику, в т.ч. малозаметному;
-нападать наземные (морские) цели без захода в зону ПВО;
-использовать оружие по воздушным и наземным (морским) целям по радиолокационной информации в одном вылете;
-совершать полет на малых высотах, обходя и облетая препятствия;
-участвовать в групповых действиях по воздушным и наземным целям;
-автоматизировать все этапы боевого применения и полёта:
-осуществлять непроизвольный контроль за состоянием совокупностей и в минимальные сроки выявлять вероятные неисправности;
-обнаруживать типовые воздушные и наземные цели на дальности до 200 км, а большие воздушные цели с большой ЭОП — на удалении до 400 км;
-одновременно сопровождать воздушные цели в задней полусфере самолета;
-трудиться в условиях преднамеренных помех.

Оптико-электронный прицельно-навигационный комплекс включал пилотажно-навигационный комплекс ПНК-10М, оптико-локационную станцию ОЛС-27К, нашлемную совокупность целеуказания «Щель-ЗУМ», совокупность управления оружием, измеритель угловых линейных ускорений и скоростей (ИУСЛУ) и цифровую вычислительную совокупность. ПНК-10М, со своей стороны складывался из цифрового вычислителя, совокупности воздушных сигналов СВС-2Ц-У, радиовысотомера РВ-21, совокупности предотвращения критических режимов (СПКР), радиотехнических совокупностей дальней и ближней навигации А-723 и А-312, аппаратуры определения обоюдных координат самолетов группы (ОВК) А-315, угла сноса и доплеровского измерителя скорости ШО-13А, автоматического радиокомпаса АРК-22, курса и информационного комплекса вертикали ИК-ВК-80, совокупности автоматического управления САУ-10М и т.д.

В состав бортового комплекса обороны были включены новая станция радиотехнической разведки, теплопеленгатор пуска ракет, автомат постановки пассивных помех АПП-50, станция активных радиоэлектронных помех «Сорбция» (в двух контейнерах на законцовках крыла) и устройство управления на базе БЦВМ. Предусматривалось на самолете и использование совокупности взаимно-групповой защиты с более замечательной станцией помех в подвесных контейнерах. Типовой комплекс средств связи ТКС-2-27, кроме этого имевший цифровой вычислитель, включал КВ-радиостанцию Р-864Л, две УКВ-радиостанции Р-800Л и аппаратуру телекодовой связи, засекречивания переговоров и т.п.

Принципиально новым стало информационно-управляющее поле кабины летчика: его базу составили три высококонтрастных многофункциональных монохромных телевизионных индикатора с кнопочным обрамлением и усовершенствованный индикатор на фоне лобового стекла. Классическим электромеханическим устройствам, число которых было существенно сокращено, отвели лишь дублирующие функции. Чтобы пилот легче переносил перегрузки при маневрировании, катапультное кресло установили с увеличенным до 30¦ углом наклона спинки, наряду с этим некое поднятие кресла вверх и смещение датчика ОЛС вправо от оси симметрии самолета улучшили обзор из кабины.

Разработка перспективной ракеты средней дальности с АРГС началась в СССР с опозданием на пара лет по окончании развертывания работ по американской программе AMRAAM. На начальном этапе был организован конкурс технических предложений между МЗ «Вымпел» (основной конструктор А.Л.Ляпин, начальник разработки В.А.Пустовойтов) и НПО «Молния» (основной конструктор Г.Е.Лозино-Лозинский, начальник разработки Г.И.Хохлов).

Первый коллектив выступил с компоновкой, близкой по всем параметрам к компоновке ракеты Р-24, использовавшейся на истребителях МиГ-23МЛ и истребителях-перехватчиках МиГ-23П, а второй внес предложение, по существу, уменьшенный вариант ракеты Р-40, употреблявшейся в совокупности оружия перехватчика МиГ-25П. К моменту рассмотрения технических предложений в НИИАС МАП в университете уже имелось собственный размерности и видение компоновки перспективной ракеты, навеянное взятыми данными об американской ракете AMRAAM, которая употреблялась в качестве необычного эталона.

Не обращая внимания на очевидные недочёты технических предложений обоих КБ, предпочтение все же было дано проработкам МЗ «Вымпел», что к этому времени возглавил Г.А.Соколовский, сумевший привлечь к созданию ракеты лучших соразработчиков и смежников и четко организовать их сотрудничество. Началась кропотливая совместная работа коллективов МЗ «Вымпел» и НИИАС по «облагораживанию» компоновки ракеты, понижению ее габаритов и массы.

С применением САПР в НИИАС было наглядно продемонстрировано, что для перспективной ракеты не нужно применение для того чтобы громадного крыла, как в ракете Р-24, и его оптимальная площадь образовывает 5 площадей миделя корпуса. Наряду с этим достигалось понижение лобового сопротивления и массы конструкции. Вторым методом уменьшения массы ракеты явилось предложенное университетом применение на ней решетчатых рулей.

Такие рули имели малое значение шарнирного момента, что разрешало значительно снизить габариты и массу рулевого отсека.

При разработке компоновки новой ракеты средней дальности было учтено новое требование, которое связано с возможностью внутрифюзеляжного размещения УР на перспективных истребителях 5-го поколения. Вследствие этого треугольные крылья ракеты уменьшенной площади неспешно трансформировались в крылья малого удлинения типа несущих ребер, а решетчатые рули стали складными. Одним из самые сложных моментов в разработке РВВ-АЕ стала постоянная борьба за уменьшение массы ракеты с целью повышения боекомплекта УР на самолете при их многоканальном применении.

Не обращая внимания на отставание в сроках начала разработки по отношению к AMRAAM, создание отечественной ракеты базировалось на хорошем научно-техническом заделе, что разрешило вести его стремительными темпами и практически ликвидировать временное отставание к концу разработки. Так, началу умело-конструкторских работ по РВВ-АЕ в первой половине 80-ых годов XX века предшествовало проведение большой НИР по созданию перспективного авиационного радиолокатора и активной радиолокационной головки самонаведения, проводившейся в НИИАС МАИ совместно с НПО «Исток».

организатором и Идеологом данной работы был сотрудник НИИАС Г.М.Кунявский, много лет проработавший главным конструктором НИИР и являвшийся автором таких легендарных РЛС, как «Орел» (для перехватчиков Су-11, Су-15 и Як-28П) и «Сапфир-23» (для истребителя МиГ-23). В следствии данной НИР были созданы и испытаны опытные образцы перспективной БРЛС и АРГС для УР «воздух-воздух». Активная радиолокационная головка самонаведения для РВВ-АЕ создавалась объединенными упрочнениями экспертов НПО «Исток» (основной конструктор С.И.Ребров) и МНИИ «Агат» (основной конструктор И.Г.Аконян).

Напряженная работа коллективов ведущих организаций по разработке РВВ-АЕ, первым делом, МЗ «Вымпел», НПО «Исток», МНИИ «Агат» и НИИАС МАП, увенчалась успехом, и уже в первой половине 80-ых годов XX века первые опытные образцы новой ракеты вышли на летные опробования. В первой половине 90-ых годов двадцатого века, по окончании успешного завершения Национальных опробований, базисный вариант РВВ-АЕ для ВВС России был принят на вооружение. На самолете Су-27М была обеспечена возможность подвески до 10 таких ракет.

Взяв УР типа РВВ-АЕ и новую БРЛС, снабжающую многоцелевой обстрел, «десятка» вернула потерянные было преимущества в дальнем ракетном бою над американским истребителем F-15С, вооруженным ракетами AIM-120A.

Неспециализированное число ракет «воздух-воздух», принимаемых на борт модифициpoвaнным истребителем, возросло до 12 за счет организации двух дополнительных точек подвески под крылом. Кроме УР типа РВВ-АЕ, в состав оружия Су-27М имели возможность входить до 8 ракет типа Р-27 и Р-27Э с полуактивными радиолокационными и тепловыми головками самонаведения (а в возможности и АРГС) и до 6 ракет ближнего маневренного воздушного боя Р-73.

Типовой вариант оружия Су-27М при ответе задач «воздух-воздух» включал 8 ракет средней дальности Р-27Э пли РВВ-ракеты и 4 АЯ ближнего боя Р-73. и боекомплект встроенной пушки ГШ-301. Введение двух дополнительных точек подвески под крылом разрешило сохранить большой боекомплект УР «воздух-воздух» самолета на уровне Су-27 (10 ракет) при установке на законцовках крыла контейнеров с аппаратурой РЭБ.

Для решения боевых задач «воздух-поверхность» модифицированным истребитель имел возможность оснащаться шестью самонаводящимися управляемыми ракетами Х-29Т с телевизионными ГСН, противорадиолокационными ракетами Х-31П с пассивными радиолокационными ГСП. противокорабельными ракетами Х-31Л с АРГС и корректируемыми бомбами КАБ-500Кр с телевизионно-корреляционными ГСН, и неуправляемым оружием (бомбы, НАР и т.п.) неспециализированной массой до 8 т. На самолет возможно было подвешивать 16 бомб ФАБ-500М54 (по 4 бомбы на многозамковых балочных держателях), 36 бомб ФЛБ-250М54 и 48 бомб ОФАБ-100-120 (и в том и другом случае — по 6 бомб на МБД), и 12 бомб ФАБ-500М62, БетАБ-500Ш либо зажигательных баков ЗБ-500Ш, 24 бомбы ФАБ-250М62, 8 контейнеров малых грузов КМГУ с минами и авиабомбами калибра 0,5-2,5 кг. Неуправляемое ракетное оружие было представлено 120 ракетами С-8 калибра 80 мм (в 6 блоках Б-8М по 20 ракет в каждом), 30 ракетами С-13 калибра 122 мм (в 6 блоках Б-13Л по 5 ракет в каждом) и 6 ракетами С-25 калибра 266 мм, запускаемыми из одноразовых пусковых устройств ПУ-О-25.

Расширение номенклатуры управляемых средств поражения наземных целей могло быть обеспечено при комплектации истребителя контейнерной оптико-электронной совокупностью целеуказания и обзора. Изменение состава бортового радиоэлектронного оборудования п. прежде всего, использование новой радиолокационной станции и РЛС заднего обзора потребовало значительно изменить конструкцию носовой части фюзеляжа и центральной хвостовой балки.

Были скорректированы обводы отсека фюзеляжа перед кабиной летчика, наряду с этим носовой радиопрозрачный конус увеличенного диаметра начал выполняться не отклоняемым вверх, как на Су-27, а съемным, а в носовом отсеке оборудования были предусмотрены дополнительные люки для доступа к блокам РЛС и ОЛС. В левой части носового отсека разместилась выдвижная штанга совокупности дозаправки горючим в полете, а визир ОЛС был смещен вправо от осп самолета.

Штанга главного приемника воздушного давления была перенесена с радиопрозрачного конуса на боковую поверхность головной части фюзеляжа в зоне кабины летчика. Для размещения РЛС заднего обзора была увеличена протяженность и поменяны обводы центральной хвостовой балки фюзеляжа, наряду с этим контейнер тормозного парашюта был перенесен пара вперед, к задней стенке топливного бака № 2 и выполнен поднимающимся.

Использование нового оборудования повлекло за собой повышение массы безлюдного самолета более чем на 1500 кг. При исполнении полетов с большой боевой нагрузкой либо па большую дальность с полной заправкой внутренних баков и подвеской двух ПТБ взлетная масса истребителя имела возможность достигать 34000 кг (у первых серийных Су-27 большая взлетная масса составляла 28000 кг.), в связи с чем было совершено усиление шасси и конструкции самолета в целом. На передней опоре шасси со стойкой полурычажного типа вместо одного колеса размерами 680?260 мм была установлена спарка не тормозных колес размерами 620?180 мм.

Во второй половине 80-ых годов XX века в умелом производстве МЗ им ПО.Сухого приступили к сборке первого экземпляра модифицированного истребителя — Т-10М-1. Для его изготовления был использован один из серийных Су-27 производства КнААПО (№ 16-40 выпуска 1986 г.).

Работы возглавлял Главный конструктор М.П.Симонов, начальником темы Су-27М сначала являлся основной конструктор (и начальник темы Су-27) Л.И.Кнышен, а после этого — Николай Федорович Никитин, в будущем — основной конструктор (в 1996 г., по окончании перехода Н.Ф.Никитина на работу в АВПК «Сухой», главным руководителем и конструктором темы Су-27М и его модификаций был назначен Владимир Сергеевич Конохов). Первый полет на Т-10М-1, взявшем бортовой № 701, выполнил 28 июня 1988 года ведущий летчик-испытатель ОКБ Олег Григорьевич Цой. Спустя полгода, 18 января 1989 года, к опробованиям присоединилась вторая умелая машина (Т-10М-2), кроме этого переоборудованная из серийного Су-27, а на заводе в Комсомольске-на-Амуре началась подготовка к выпуску установочной партии модифицированных истребителей.

На протяжении освоения производства самолета на КнААПО в его конструкцию был внесен последовательность трансформации, направленных, первым делом, на повышение дальности полета. Для этого машину оснастили новыми консолями крыла с увеличенными по размаху баками-отсеками (функцию внешней стены бака начала выполнять не 9-я, а 13-я нервюра отъемной части крыла) и новыми килями увеличенной площади, толщины и высоты, в которых кроме этого были организованы интегральные топливные баки-отсеки. В следствии внутренний запас горючего увеличился на 850 кг и достиг 10250 кг (более 500 кг дополнительного горючего удалось разместить в крыле и практически 300 кг — в килях).

Первый вылет на головном серийном истребителе, взявшем бортовой № 703 и шифр ОКБ Т-10М-3, состоялся 1 апреля 1992 года. В сентябре того же года эта машина, взявшая новое наименование Су-35 и оснащенная контейнером совокупности тепловизионного обзора и британской фирмы и лазерного целеуказания «Ферранти», была в первый раз продемонстрирована на интернациональной авиационной выставке в Фарнборо (Англия).

Год спустя, в августе 1993 года, Су-35 с № 703 демонстрировал пилотаж на первом интернациональном авиакосмическом салоне МАКС-93 в подмосковном Жуковском. «Гвоздем программы» стало исполнение на Су-35 маневра «хук» («крюк») — динамического выхода на очень большие углы атаки на вираже. Возможностью осуществления данной фигуры высшего пилотажа, имеющей, как и «кобра», громадную тактическую сокровище, Су-35 был обязан, например, переднему горизонтальному оперению, существенно расширившему маневренные возможности истребителя.

Кроме Т-10М-1 и Т-10М-2, на базе серийного Су-27 был подготовлен еще один умелый самолет по программе Су-27М — Т-10М-6 (бортовой № 706). Как и первые два прототипа, 706-й имел штатное для серийных Су-27 вертикальное оперение и шасси с одноколесной передней опорой. Эти автомобили предназначались для опробований модифицированной совокупности другого оборудования и дистанционного управления будущих Су-35.

В первой половине 90-ых годов двадцатого века на самолетах этого типа начались опробования новой РЛС Н011 со щелевой антенной. В феврале 1992 года Т-10М-6 был представлен главам оборонных ведомств бывших советских республик на выставке авиационной техники на аэропорте Мачулищи в Белоруссии. Во второй половине 90-х годов, по окончании завершения всей возложенной на него программы опробований, первый умелый экземпляр самолета с бортовым № 701 был передан в экспозицию Музея ВВС в Монино.

К 1995 году на КнААПО и в умелом производстве «ОКБ Сухого» было произведено, в общем итоге, 12 экземпляров самолета Су-35, взявших бортовые номера с 701 по 712. Эталоном для серийных самолетов послужил Т-10М-8 (№ 708), за которым в 1993-1994 гг. последовали Т-10М-9 (№ 709) и Т-10М-10(№ 710). Экземпляры Т-10М-11 (№ 711) и Т-10М-12 (№ 712), выстроенные и 1994-1995 гг., решено было применять для опробований модернизированной радиолокационной нового оборудования и системы управления кабины летчика, выполненного на базе многофункциональных цветных жидкокристаллических дисплеев.

К середине 90-х годов эксперты НИИП им. В.В.Тихомирова, где разрабатывалась РЛСУ-27 для Су-27М, заключили , что использование РЛС со щелевой антенной уже не отвечает требованиям ближайшей возможности. Вследствие этого, с учетом широкого опыта коллектива по созданию радиолокационных станций с фазированными антенными решетками, было решено спроектировать вариант РЛС Н011 с ФАР.

Таковой радиолокатор стал называться H011M. Работы в этом направлении возглавил основной конструктор НИИП Т.О.Бекирбаен.

Использование в модернизированной РЛСУ-27 фазированной антенной решетки в сочетании с увеличением производительности вычислительных средств и сигнального процессора должно было обеспечить:
-повышение дальности действия РЛС;
-повышение территорий атаки и одновременного сопровождения многих целей;
-повышение количества в один момент сопровождаемых и атакуемых целей;
-увеличение боевой эффективности самолета за счет временного боевых задач и совмещения режимов «воздух-воздух» и «воздух-поверхность»;
-применение перспективного оружия классов «воздух-воздух» и «воздух-поверхность».

В соответствии с взятым «ОКБ Сухого» и КнААПО разрешением русского правительства на экспорт истребителей типа Су-35, один из серийных экземпляров — Т-10М-11 (№ 711), выпущенный в конце 1994 года, — был подготовлен для принятие участия в тендере на перспективный истребитель, заявленном ВВС Объединенных Арабских Эмиратов. С учетом пожеланий потенциального клиента, на самолете предстояло произвести замену совокупности индикации на аппаратуру французского производства и выполнить ряд других доработок оборудования. Но, в связи с тем, что военная авиация ОАЭ традиционно комплектовалась французскими истребителями, и сейчас предпочтение было дано продукции компании «Дассо Авиасьон», предложившей Эмиратам самолеты «Мираж» 2000-9.

Главные отличия от серийного самолета Су-27:
-на наплыве крыла установлено дополнительное переднее горизонтальное оперение;
-применена цифровая совокупность дистанционного управления в продольном, поперечном и путевом каналах;
-в соответствии с применением новой совокупности управления оружием поменяны обводы носового радиопрозрачного конуса и центральной хвостовой балки;
-большая взлетная масса увеличена до 34000 кг, соответственно усилено шасси, передняя опора шасси выполнена двухколесной;
-запас горючего увеличен до 10250 кг за счет применения крыла с интегральными баками-отсеками большей емкости и вертикального оперения с внутренними интегральными баками-отсеками; высота и площадь килей увеличены;
-установлена совокупность дозаправки горючим в полете с производимой штангой в предкабинном отсеке слева (как на Су-33) и обеспечено использование двух подкрыльевых подвесных топливных баков емкостью по 2000 л;
-применен новый комплекс БРЭО, включающий многорежимный радиолокационный прицельный комплекс с РЛС переднего обзора, РЛС заднего обзора, оптико-электронный прицельно-навигационный комплекс, бортовой комплекс обороны, новый другое оборудование и комплекс связи;
-поменяно приборное оборудование кабины летчика, на приборной доске установлено три многофункциональных телевизионных индикатора, кресло летчика установлено с углом наклоном спинки 30°;
-в состав управляемого оружия класса «воздух-воздух» дополнительно включены ракеты средней дальности типа РВВ-АЕ с активными радиолокационными головками самонаведения; предельное количество ракет, подвешиваемых на самолет, увеличено до 12 за счет введения двух дополнительных точек подвески оружия под крылом; обеспечивается использование до 8 ракет Р-27РЭ (ТЭ, Р, Т), до 10 ракет РВВ-АЕ, до 6 ракет Р-73; типовой вариант оружия самолета при ответе задач «воздух-воздух» складывается из 8 ракет Р-27Э (либо РВВ-АЕ) и 4 ракет Р-73;
-в номенклатуру оружия включены управляемые средства поражения наземных целей: 6 ракет неспециализированного назначения Х-29Т, Х-29Л, С-25ЛД либо корректируемых бомб КАБ-500Кр, 2 ракеты средней дальности Х-59М, 6 противокорабельных ракет Х-31А и 6 противорадиолокационных ракет Х-31П; для применения ракет Х-29Л, С-25ЛД и Х-59М самолет обязан оснащаться контейнером совокупности управления оружием;
-для поражения наземных целей самолет может оснащаться неуправляемым оружием неспециализированной массой до 8000 кг: 16 бомбами калибра 500 кг, 36 бомбами калибра 250 кг, 48 бомбами калибра 100 кг, 8 контейнерами КМГУ, 120 ракетами С-8 (

Ваш мозг взорвется, а челюсть отвиснет- Американцев поразил полёт Су 35

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: