Тяжелый бомбардировщик «святогор».

      Комментарии к записи Тяжелый бомбардировщик «святогор». отключены

Разработчик: Слесарев
Страна: Россия
Проект 1914 года.Тяжелый бомбардировщик «святогор».

Данный самый крупный из всех выстроенных русских самолетов, периода 1914-1918 годов, в истории известен как «Святогор». Уже само это наименование, показавшееся, кстати, на последнем этапе истории крылатого гиганта, сказало о грандиозности плана — под именем Святогор в русском народном эпосе упоминается самый мощный былинный богатырь.

Создатель уникального самолета — Василий Адрианович Слесарев (1884-1921) — известен не только как авиаконструктор, но и как экспериментатор в области аэродинамики. Взяв добротное отвлечённое и техническое образование — в 1909 году окончил Дармшадтское высшее техническое училище в Германии, в 1911 году — Императорское Высшее техническое училище в Москве — Слесарев заинтересовался вопросами авиации и с 1911 года приступил к независимой деятельности в данной области.

В начальный период собственного пути В.А.Слесарев исследует неприятности машущего полета, участвует в работе аэродинамической лаборатории Н.Е.Жуковского. После этого по приглашению доктора наук К.П.Боклевского, переезжает в Петербург для строительства и организации аэродинамической лаборатории сейчас уже в Политехническом университете. По окончании окончания работ, продолжает собственные теоретические изучения, результатом которых делается разработка наибольшего двухмоторного самолета того времени.
В один момент с подготовкой проекта грандиозного летательного аппарата Слесарев пробует собственные силы в практической деятельности. Во время 1913-1914 годов по его предложениям осуществляются конструктивные переделки на самолетах «Ньюпор-IV» и «Фарман-XVI». Имеются упоминания о сотрудничестве В.А.Слесарева с И.И.Сикорским во время создания тяжелого самолета «Илья Муромец».

Самолет «Святогор», проектирование которого началась в 1913 году, воображал собой биплан хорошей схемы, но с уникальным размещением в фюзеляжа силовой установки, оборудованной механическим приводом на воздушные винты. По начальному проекту конструктора предполагалось применять два германских двигателя «Mercedes» суммарной мощностью 600 л.с.

Двигатели размещались недалеко от центра тяжести самолета, в так именуемом «машинном отделении», так, дабы бортовые механики имели возможность вольно проходить между ними при обслуживании силовой установки в полете. Тут же, в центре фюзеляжа размещались топливные баки, по проекту талантливые обеспечить большую длительность полета до 30 часов.

Намерено сконструированные воздушные винты диаметром 6,0 м, форма которых была следствием изучения полетов насекомых, должны были вращаться со скоростью 300 об/мин. Малая скорость вращения по плану изобретателя разрешала существенно улучшить взлетные характеристики самолета. Шасси с колесами громадного диаметра — передние колеса диаметром 1,5 м, задние диаметром 2,0 м — разрешали пользоваться неровными и раскисшими в непогоду аэропортами.

«Святогор» изначально проектировался как самолет, предназначенный для армейского применения. Для данной цели, в носовой части фюзеляжа, именуемой «пушечной палубой», предполагалось установить легкую скорострельную пушку.

Конструкция самолета, главным материалом которой стало дерево, являлась только продуманной для получения минимального веса при достаточной ее прочности. Фактически везде употреблялись пустотелые, коробчатые балки и облегченные элементы. Фюзеляж четырехгранного сечения, фанерная обшивка в местах усиления, все остальные участки обшивались полотном.

Громаднейшая высота фюзеляжа, составляющая 2,5 м, разрешала участникам экипажа передвигаться в вольно, в полный рост.
Бипланная коробка крыльев с двумя парами стоек расчалена совокупностью парных тросов. Элероны установлены лишь на верхнем крыле. Хвостовое оперение имело плоский профиль, подкреплено расчалками и подкосами, обтянуто, как и крыло полотном.

Проект самолета Слесарева рассматривался во время, в то время, когда уже летал «Илья Муромец», исходя из этого реализация для того чтобы большого летательного аппарата многим уже не казалась столь фантастической. Сомнения приводили к высоким расчётным характеристикам самолета, конструктор заявлял, что его аппарат способен преодолеть без посадки расстояние между Парижем и Варшавой, т.е. перелететь с территории России во Францию. Однако, Техкомиссия Особенного комитета Воздухоплавательного отдела признавала действительность проекта, возможность его осуществления и советовала самолет к постройке.

С началом войны, летом 1914 года финансировать постройку самолета взялся богатый польский помещик, член Общероссийского аэроклуба М.Млынский, что выделил для этих целей нужные 100 тыс. рублей. Заказ на постройку «Святогора» достался Акционерному обществу В.А.Лебедева.

Изготовление самолета началось в декабре 1914 года и по большей части закончилось 22 июня 1915 года. Отсутствие двигателей, но, не разрешило сходу довести аппарат до летного состояния. В условиях длящейся войны взять запланированные двигатели «Mercedes» мощностью 300 л.с. не представлялось вероятным.

Попытка применять силовую установку со сбитого германского дирижабля не удалась — двигатели «Maybach» были существенно повреждены. В январе 1916 года были взяты французские двигатели «Renault» мощностью 220 л.с., каковые и установили на «Святогор».

В это время предстоящее развитие работ по самолету Слесарева затормозилось по обстоятельству недочёта средств. Израсходованными были не только 100 тысяч Млынского, но и индивидуальные 65 тысяч рублей конструктора. В дополнительных ассигнованиях из национальной казны было отказано. В один момент судьба самолета становилась не в полной мере определенной по обстоятельству большого перетяжеления конструкции на 1500 кг.

Признавалось, что при возросшем полетном весе мощности двух двигателей «Renault» для осуществления полета «Святогора» возможно не хватает.

В создавшихся условиях решили совершить экспертизу «по рассмотрению аэродинамических расчетов аэроплана Слесарева», которую поручили столичному доктору наук Н.Е.Жуковскому. Для этого создали рабочую группу, в которую кроме этого вошли В.П.Ветчинкин и Г.И.Лукьянов. В следствии тщательного изучения, в соответствии с протокола от 11 мая 1916 года: «Рабочая группа единогласно пришла к выводу, что полет аэроплана Слесарева при полной нагрузке 6,5 т при скорости 114 км/час есть вероятным, а посему окончание постройки аппарата Слесарева есть желательным».

Еще до получения хорошего заключения рабочей группы Н.Е.Жуковского, Слесарев сумел изыскать дополнительные финансовые средства, благодаря чему всецело закончил монтаж силовой установки и в марте 1916 года вывел самолет на Корпусной аэропорт. Последующие наземные опробования распознали недочёты твёрдой передачи крутящих упрочнений от двигателей на воздушные винты. Конструктор поочередно заменял передачу на канатную, ременную и тросовую.

Опыты длились до осени.

В первых числах Ноября 1916 года при исполнении пробной рулежки по аэропорту самолет попал колесом в осушительную канаву, в следствии чего выяснилось поврежденным шасси и сломан правый воздушный винт. Авария повлекла за собой не только ремонт поврежденных фрагментов, но и проведение дополнительных доработок конструкции.
В 1917 Слесарев продолжал опыты с трансмиссией силовой установки, но бесполезно. На предложения установить двигатели на крыле он отзывался отрицательно, считая, что такое ответ лишит самолет оригинальности и не разрешит достигнуть высоких полетных черт. направляться подчернуть, что осуществление передачи на воздушные винты с внутрифюзеляжных двигателей постоянно являлось непростой технической проблемой, а в условиях тех лет выяснилось фактически неразрешимой.

С началом революционных событий работа над «Святогором» закончилась, не смотря на то, что самолет так же, как и прежде был в исправном состоянии . В начале 1921 года В.А.Слесарев погиб в бытовой ссоре, исходя из этого в будущем самолетом занимались другие лица.
В первой половине 20-ых годов двадцатого века управляющий авиазаводом № 3 инженер Е.Н.Сивальнев предлагал установить на крыльях «Святогора» два двигателя «Rolls-Royce» мощностью 360 л.с. либо «Liberty» — 400 л.с. Для данной цели предполагалось усилить либо выстроить новое нижнее крыло. Переговоры о переделках велись до 1923 года, но к хорошему результату не привели и «Святогор» разобрали на части. Как мы знаем, что отдельные элементы гиганта перевезли в Москву, где они продолжительное время хранились в Военно-Воздушной академии им.

Н.Е.Жуковского как пример уникальной и продуманной самолетной конструкции.

ЛТХ (расчётные):

Модификация: «Святогор»
Размах крыла, м: 36,00
Протяженность, м: 21,00
Высота, м: 9,50
Площадь крыла, м2: 180,00
Масса, кг
-безлюдного самолета: 3200
-обычная взлетная: 6500
Тип двигателя: 2 х ПД «Renault»
-мощность, л.с.: 2 х 220
Большая скорость, км/ч: 105
Длительность полета, ч: 30
Практический потолок, м: 2500
Экипаж: 2-3

Тяжелый бомбардировщик «Святогор».

В.А.Слесарев у «Святогора» на Комендантском аэропорте. 1916 год.

В.А.Слесарев у «Святогора» на Комендантском аэропорте. 1916 год.

Опробование силовой установки «Святогора».

«Святогор» по окончании аварии шасси в ноябре 1916 г.

«Святогор» по окончании аварии шасси в ноябре 1916 г.

«Святогор» по окончании аварии шасси в ноябре 1916 г.

«Святогор» по окончании аварии шасси в ноябре 1916 г.

Сборка самолета «Святогор» на заводе Лебедева.1916 г.

«Святогор». Схема.

.

.

Перечень источников:
М.Маслов. Русские самолеты 1914-1917.
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Андрей Савин. Русский Летный музей. Слесарев «Святогор».
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
Сайт «Уголок неба». 2004 г. страница: «Чертежи».
Фотоархив Петра Заики.

САМЫЕ БОЛЬШИЕ БОМБАРДИРОВЩИКИ

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: