Маленький французский крейсер

      Комментарии к записи Маленький французский крейсер отключены

Сейчас на отечественном сайте, в разделе «Другое кораблестроение» наметилась тяга к крейсерам. Вот и я захотел внести свою лепту в другое крейсеростроение.

В конце 19 века начале 20 века Франция еще не определилась с главным соперником. На роль соперника попеременно попадали, то Англия, то Германия, то Италия. Германия, машинально по итогам франко-прусской войны и росту флота, Англия по окончании инцидента у Фашоды, конечно Италия и Великобритания по совокупности, из-за роста флота и рвению к колониальной экспансии.

Первой с дистанции сошла Италия. Во второй половине 19 века флот Италии стал третьим флотом в мире, потеснив Германию. Но неоправданные траты на флот и неудачные колониальные завоевания, поражение при Адуа в 1896г., отбросили Италию из мировых колониальных держав.

Французская Программа 1900 предусматривала создание флота, талантливого довести до конца войну или против Англии, или против Германии (не смотря на то, что и не против обеих держав в один момент) — причем дипломатия должна была обеспечить нейтралитет второй державы. В данной ситуации, очень важной была позиция Италии.

При войны с Германией, итальянский флот оттянул бы на себя часть французского флота, нужного для главного сражения, при с Англией предоставил ей морские базы, а также наиболее значимую базу на острова Ла Маддалена, расположенного к северу от Сардинии, в проливе Бонифачио, между Корсикой и Сардинией. «Флот, обладающий проливом Бонифачио», писал адмирал Гиацинт Теофиль Об, «имеет точку опоры на Корсике, и ресурсы Сардинии, которую он защищает, находятся в его распоряжении.

Он не может быть заблокирован — так как может воспользоваться двумя выходами. Он защищает Специю, закрывает Геную, и следит — либо угрожает — Провансу и Тулону». На Средиземном море требовалось разведка и постоянное патрулирование за Италией.

Вот в таковой сложной ситуации рождалась морская теория Франции.

Первым кто постарался выдвинуть осмысленную морскую теорию Франции в индустриальную эру, был упомянутый выше адмирал Об. 1886 год стал поворотным для французского флота. В январе того года адмирал Гиацинт-Лоран-Теофиль Об, став морским министром, стал причиной власти представителей Jeune Ecole, (Юный школы) являвшихся приверженцами ведения на море войны способами, очень сильно отличавшимися от разглядываемых и принятых ранее.

Основной идеей адмирала Оба являлся принцип «мобильной обороны»: более сильному броненосному флоту (подразумевались, конечно же, британцы) противопоставлялись большие отряды миноносцев, базировавшихся во всех портах французского побережья. По мере необходимости они перемещались бы к тому порту, у которого сосредотачивались большие суда соперника и без устали нападали бы их днем и ночью. Помощь миноносцам должны были оказывать кроме этого маленькие безбронные суда, вооруженные одной крупнокалиберной пушкой.

Благодаря стараниям адмирала Оба, французский флот владел, около 300 миноносцами и контрминосцами, 232 из которых были рассредоточенными по всему побережью Франции.

Второй Ахиллесовой пятой Франции были её бессчётные колониальные владения, разбросанные в мире. Ну и эту проблему удалось решить. Начало решению проблемы положил билль о морских базах 1900 года, а закончило распоряжение министерства от 1 апреля 1902 года. В собственном «билле относительно увеличения флота» морской министр Ланессан просил парламент расширить численность флота до 28 броненосцев, 24 броненосных крейсеров, 52 контрминоносцев, 263 подводных лодок 38 и миноносцев.

Дабы достигнуть этого, требовалось в следующие восемь лет выстроить 6 броненосцев (типов «Патри» (Patrie) и «Либерте»), 5 броненосных крейсеров (типа «Жюль Ферри» и два — другого типа), 28 контрминоносцев, 112 подводных лодок 26 и миноносцев — общей стоимостью 476 836 000 франков. Также была выдвинута теория «двух стратегических треугольников». Первый «атлантический треугольник» должен был опираться на морские базы Брест во Франции, Фор-де-Франс на Мартинике и Дакар в Сенегале.

Второй индо-тихоокеанский на Диего-Суарез на Мадагаскаре, крепость Курбэ (Хайфон, Сайгон) во французском Индокитае и Нумеа в Новой Каледонии. По задумке адмиралов на каждом финише этого треугольника, должен был находится крейсер и несколько. Но реалии были посильнее жажды адмиралов Франции.

Одной из реформ 1900г. было желание как-то оптимизировать миноносный флот. Согласно этому плану на Атлантическом побережье Франции создавалось четыре миноносных подразделения базировавшихся в Рошфоре, Лорьяне, Шербуре и Бресте. В задачу этого миноносного флота входило: патрулирование и разведка территорий Бискайского залива и Ла-Манша.

На стыке этих идей и появилась мысль создать корабль талантливый как поддержать миноносные силы Франции, так и стать колониальным крейсером-авизо. Мысль, эта была еще продиктована не через чур хорошим состоянием французской кораблестроительной индустрии. В первой половине 90-ых годов XIX века 19 000 британских рабочих создавали продукта на 33 миллиона франков, в то время как 21 000 французских рабочих — только на 18 миллионов.

Самый недорогой французский бронепалубный крейсер стоил 2000 франков за тонну, против 1250–1310 франков за тонну аналогичного английского крейсера. Желание сэкономить было громадно. Мысль малого крейсера с водоизмещением не превышающим 2000 тысячь киллограм. казалась в полной мере здравой. Изначально, предполагалось заложить 12 таких крейсеров. Два крейсера должны были базироваться в Бресте, три крейсера в Тулоне по одному крейсеру в Шербуре, Лорьяне, Рошфоре, Фор-де-Франс, Дакаре, Диего-Суарез, Сайгоне.

От базирования крейсеров в Нумеа, отказались, ввиду неготовности порта.

Технический совет поручил создать проект крейсера экспертам судостроительной верфи в Рошфоре. Но одновременно с этим, создать новый крейсер было поручено корабельным инженерам компании «Норман». Эксперты в Гавре, внесли предложение, полностью новаторский проект. Было решено отказаться от носовой оконечности таранного типа и сделать большой полубак.

Сначала проект был отвергнут. Но верфи Рошфора, не смогли своевременно представить собственный проект, и решено было возвратятся к проекту от Норманна. Первый крейсер заложили в 1904г. в Гавре. Всего до 1906г. было заложено 4 крейсера. Три в Гавре и один в Рошфоре. А в 1906г. разразилась трагедия, со стапелей сошел «броненосцы» и Дредноут сходу устарели. Всем стало ясно, что будущее за линейными кораблями.

Франция не стала исключением и практически вся её судостроительная программа подверглась сокращению. Так как крейсера-авизо были практически готовы, то было решено, достроить их, но новых не закладывать. В 1906г. крейсера взявшие имена древнегреческих всевышних ветра и воды «Тритон», «Нерей», «Эол» и «Ахелой» прошли опробования.

От заявленной скорости в 27 узлов было нужно отказаться, однако, крейсера в полной мере уверено держали скорость 25,7 узлов. «Ахелой» выстроенный в Рошфоре был в Бресте. «Тритон» и «Нерей» из Гавра отправились в Тулон. А «Эол» был переведен в Дакар.

Вторая трагедия разразилась, по окончании ввода в строй «Новика», стало ясно, что эсминец в полной мере может, справляться с обязанностями крейсера-скаута. Исходя из этого предстоящие разработки над крейсерами-авизо решено было прекратить. Однако французские крейсера в полной мере удачно, сражались в Первой мировой. «Эол» был включен в патруль по поимке германских крейсеров-рейдеров. «Ахелой» много раз защищал французские рыбацкие флотилии.

И погиб в 1916г., торпедированный германской подлодкой. «Тритон» и «Нерей» закрывали десанты союзников в Дарданельской операции. А по окончании смерти «Ахелоя», «Тритона» перевели Брест. «Эол» был перебазирован на Мартинику. По окончании Первой Мировой «Тритон» стал учебным судном. (разобран в 1927г.) «Нерей» постарались модернизировать, сняв с него два орудия и установив ТА. Но проект был неудачен, и крейсер перевели в Дакар, в качестве стационара, где он негромко развалился.

У «Эола» будущее была пара более радостная. Его вернули во Францию и переделали в минопостановщик, он прослужил до 1932г.

Маленький французский крейсер

Водоизмещение — 2450 тысячь киллограм. Размерения (ДхШхО): 101,2х10,7х5,2 м. СУ: 2ПМ, 8 ПК, 15380 л.с. Макс. скор – 25,0 уз. Дальность — 3700 миль (10 узлов). Броня: палуба — 25 мм., борт в районе автомобилей – 38 мм.. Оружие: ГК – 6х1х138,6 мм. 4х1х8 мм.

2х355 мм. ВТА. Запас горючего: 420 тысячь киллограм угля.

World of Warships Emile Bertin учи французский на пятерочку! Крейсер Эмиль Бертен

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: