На жизнь хватает

      Комментарии к записи На жизнь хватает отключены

Любовь к роскоши епископа Лимбургского Тебарца-ван Эльста возмутила всю общественность страны. Немцы задались вопросом: за чей счет существует церковь в Германии?

Уже пара месяцев не утихают в Германии страсти около епископа Лимбургского Франца-Петера Тебарца-ван Эльста (Franz-Peter Tebartz-van Elst). При нем затраты на новый епархиальный центр в городе Лимбург-на-Лане (Limburg an der Lann), что в федеральной почва Гессен, выросли с 5,5 до как минимум 31 млн. евро. Наверное, дополнительные траты были связаны с жаждой Тебарца-ван Эльста придать церковному комплексу больше шика, нежели вспоминало первоначально.

В итоге епископу было нужно ехать в Ватикан и растолковывать собственную страсть к роскоши перед самим Папом. В это же время в Германии задумались, как и на что живет Церковь.

Как епископ оскоромился

Франц-Петер Тебарц-ван Эльст стал епископом Лимбургским в январе 2008 года. За год до его вступления в должность капитул епархии — коллегия священников с административными полномочиями — решил о постройке нового епархиального центра в Лимбурге-на-Лане. Но главные работы начались лишь летом 2011 года.

На жизнь хватает

Первоначально цена проекта оценивалась в 5,5 млн. евро. Часть денег (2,5 млн. евро) была намерено накоплена для этих целей в общем епархиальном бюджете, что складывается из церковного налога, национальных субсидий, пожертвований и тому аналогичных текущих доходов. Остальные затраты планировалось покрыть из главного имущества епархии, представляющего собой наследство герцога Нассау, которое он передал первому епископу Лимбурга еще во второй половине 20-ых годов девятнадцатого века.

Что именно передал церкви герцог, неизвестно. Это возможно и недвижимость, и акции, и предприятия. Епархия эти сведенья шепетильно скрывает, но в прессе высказываются версии, что при вступлении Тебарца в должность епископа суммарные активы епархии составляли около 100 млн. евро.

Как бы то ни было, летом 2013 года стало известно, что одни лишь работы над исторически полезной частью нового епархиального центра Святого Николая в Лимбурге обойдутся практически в 10 млн. евро. Из этого возможно было сделать вывод, что в целом проект будет стоить намного дороже, чем вспоминало сначала. В августе в массмедиа начали курсировать слухи, что епархиальный центр в итоге обойдется в 15-20 млн. евро.

В сентябре слухи о расточительном епископе Лимбургском дошли до Ватикана. Папа Франциск послал в Лимбург кардинала Джованни Лайоло (Giovanni Lajolo), и Тебарц давал слово шепетильно перепроверить затраты. Через месяц по окончании отъезда папского посланника было заявлено, что на постройку уйдет около 31 млн. евро, а пресса и вовсе заговорила о 40 млн. Сейчас все ход и расходы строительства проверит особая рабочая группа Конференции германских епископов.

Тебарца-ван Эльста обвиняют не только в завышении сметы, но и в попытке скрыть данный факт. Церковная рабочая группа обязана узнать, из-за чего проект так быстро подорожал и откуда берутся деньги на его осуществление.

Напомним, что Тебарц не только сам попал под удар, он еще и выставил на посмешище административный и денежный совет, важный за затраты епархии Лимбурга, члены которого утверждают, что определили о подорожании проекта в один момент с прессой.

Вследствие этого скандалом в прокуратуру Лимбурга поступило заявление, в котором епископа обвинили в злоупотреблении полномочиями и мошенничестве. Действительно, обращение о возбуждении дела пока не идет. Прокуратура ожидает объяснений самого Тебарца и денежного совета епархии.

За этими событиями последовали требования об отставке епископа. Действительно, сам он никуда уходить не планировал, а решение имел возможность принять лишь глава Католической церкви. В итоге Тебарц отменил запланированную поездку в Израиль и вместо этого отправился на личную встречу к Папе Франциску.

По-видимому, наряду с этим он разрешил войти в движение имеющиеся связи: до него у Папы успел побывать кельнский епископ Иоахим Майснер, считающийся одним из немногих приверженцев Тебарца. О чем шла обращение на обеих встречах, неизвестно. Ватикан лишь подтвердил, что они состоялись, а вторая сторона от комментариев вовсе отказалась.

По слухам, у лимбургского епископа нашлись в Ватикане и другие приверженцы, каковые пробовали убедить Папу, что обвинения в адрес Тебарца-ван Эльста — не что иное, как выдумки прессы.

Как бы то ни было, действия епископа Лимбургского так расходятся с тем, что проповедует новый Папа Франциск, что представить Тебарца в новой резиденции за десятки миллионов евро было уже фактически нереально. Так как Франциск призывает католических священников стать

«пастырями, пахнущими собственными овцами»,

носит жестяной крест и омывает ноги малолетним преступникам.

Никто в Германии не ожидал, что по окончании визита в Ватикан Тебарц возвратится в Лимбург, потому, что в том месте к нему накопилось через чур много претензий и без денежного скандала. Оказывается, подчиненные уже много раз жаловались на его авторитарный стиль управления, а епархия начала терять прихожан. Летом четыре тысячи человек подписали открытое письмо против Тебарца.

Но, не обращая внимания на все это, Папа покинул его епископом, а в качестве наказания послал на пара месяцев в отпуск. Это время Тебарц совершит в молитвах и раздумьях в бенедиктинском монастыре Мюнстершварцах в Баварии. Так, Тебарц отстранен на время от всех дел собственной епархии, а руководить ею до тех пор пока будет сравнительно не так давно назначенный главный викарий Вольфганг Рёш (Wolfgang Rosch).

Раскроем карты, господа!

Формально церковь нереально упрекать в закрытости, потому, что она не обязана ни перед кем отчитываться. Еще в Конституции Веймарской республики в 1919 году был закреплен принцип свободного управления церковным имуществом. Так, епископские кафедры есть в праве не раскрывать стране доходы и свои расходы.

Управление церковным имуществом регулируется церковным правом, которое предписывает их кафедрам и епископам распоряжаться средствами с рачительностью отца семейства. Так что при с Тебарцем чуть ли прокуратура отыщет основания для возбуждения дела, потому, что главные претензии к нему заключаются в нарушении как раз церковного права, которое не поощряет расточительность.

Что бы ни случилось с Тебарцем в будущем, скандал около него сказался на всей Католической церкви в Германии. Немцы задались вопросом: а на какие конкретно деньги живут священники? Чтобы не было предстоящих претензий многие епархии решили раскрыть собственные доходы, и, как выяснилось, они отнюдь не бедствуют. Нужно заявить, что для германской Католической церкви это отчаянное ответ.

Еще в 2010 году журналисты издания Spiegel пробовали узнать эти сведенья, но тогда 25 из 27-ми епархий Германии отказались информировать сведения о собственном имуществе. Сейчас же число раскрывших собственные денежные секреты увеличилось до половины.

Как выяснилось, одной из самых богатых в мире и Германии есть архиепархия Кельна. К концу 2012 года архиепархиальная кафедра распоряжалась имуществом на 166,2 млн. евро. Из них 15,4 млн. евро положены в разные операции с недвижимостью, а другое — сама недвижимость. Благодаря успешному управлению главным имуществом архиепархии удалось получить от него доход в 10 млн. евро.

Они были направлены в неспециализированный бюджет, что оценивается практически в миллиард евро. В епархии утверждают, что церковные финансы каждый год контролирует сторонний аудитор.

Весьма хорошо идут дела и у епархии Трира — самой ветхой в Германии. Ее имущество оценивается в 84 млн. евро. Часть этих денег, действительно, было нужно выплатить жертвам сексуального насилия со стороны священников.

Наряду с этим при оценке активов не учитывались 38 объектов недвижимости, которыми обладает Церковь в Трире.

Большим имуществом владеет кроме этого епархия Шпайера (Speyer) — на сумму в 46,5 млн. евро. По словам ее представителей, приобретаемые доходы употребляются для служебных и благотворительных целей. Средним по германским меркам состоянием располагают архиепархии Гамбурга, и Мюнхена-Фрайзинга: 35 и 27,6 миллионов евро соответственно.

Самыми бедными в Германии были епархии Эссена и Мюнстера. В Эссене объявили, что епископская кафедра располагает всего 2 млн. евро, 90% из них зарезервированы на обучение священников. Так, свободные средства епархии составляют менее 190 тысяч евро. Tie намного богаче и епископская кафедра Мюнстера.

В ее распоряжении, согласно данным из официальных источников, — всего 2,37 млн. евро, и недвижимость, которая употребляется для служебных целей.

Но, как уже было сообщено, опубликовать собственные финансы решились не все епархии. Кое-какие , что затраты перепроверяются множество раз, а следовательно, скандалы, подобные лимбургскому, неосуществимы.

Домохозяйкам невдомек

В целом бюджет Католической (как и Протестантской) церкви складывается не только из доходов от ее пожертвований и собственности. Церковь в Германии имеет статус публично-правовой корпорации, что разрешает ей пользоваться одолжениями страны для сбора церковного налога со собственных прихожан и в один момент не платить последовательность налогов в казну.

Церковный налог варьируется в различных федеральных почвах, но в среднем образовывает около 8% от суммы подоходного налога. Наряду с этим, дабы не утратить богатых прихожан, Церковь ввела ограничение, в соответствии с которому отчисления в ее пользу не должны быть больше 3,5% от налогооблагаемого дохода.

Кроме этого, на Католическую и Протестантскую церковь в Германии трудятся около 1,3 млн. человек. Больше рабочих мест может дать лишь государство. Церковь руководит самыми различными компаниями (либо имеет в них доли): она печатает книги, производит теле- и радиопрограммы, варит пиво, реализовывает монастырское вино и минеральную воду, командует социальными учреждениями, страховыми компаниями и собственными банками.

Неспециализированный оборот бизнеса, принадлежащего христианским деноминациям в Германии, составил в 2005 году 125 млрд. евро.

Наряду с этим каждый год государство переводит на квитанции Католической и Протестантской церквей около 460 млн. евро дотаций. Из этих денег, например, платятся зарплаты епископам, викариям и епископам, а также тому же Тебарцу. Начало этому было положено во время Наполеоновских войн еще в десятнадцатом веке, в то время, когда на протяжении реструкуризации бывшей Священной Римской империи германской нации была совершена секуляризация.

Лишив церковь земельных владений и имущества, светские правители обязались компенсировать ей убытки.

Германское государство с того времени было преобразовано сперва в империю, после этого в веймарскую республику, Третий рейх и наконец стало Федеративной республикой Германия, но на компенсации за секуляризацию церкви политические перемены никак не сказались.

Церковь, в принципе, в далеком прошлом готова отказаться от национальной помощи, но не за просто так. В обмен на прекращение ежегодных выплат протестанты и католики желают взять огромную единовременную компенсацию, на что ни одни власти решиться не смогут. Действительно, официально церковь, само собой разумеется, собственных финансовых условии не диктует.

На замечания о том, что государство, пожалуй, уже давно расплатилось с церковью, священники приводят беспроигрышный довод: в случае если платить аренду за квартиру сто лет, это не означает, что она перейдет в собственность арендатора. Наряду с этим, по оценкам свободных светских специалистов, неспециализированное состояние Католической и Протестантской церквей Германии сейчас образовывает около 430 млрд. евро, причем у католиков больше денежных средств, а у протестантов — земельных владений.

Вероятнее, нынешнее ответ некоторых католических епархий раскрыть информацию о собственном имуществе — случай единичный, потому, что выставлять собственные богатства напоказ церкви очевидно невыгодно. Зная о миллиардах церковных денег, прихожане чуть ли с удовольствием будут жертвовать большие средства. В самой церкви закрытость собственной бухгалтерии растолковывают в противном случае. Так, представитель кельнской архиепархии объявил, что церковь оперирует огромными суммами, происхождение которых возможно растолковать эксперту, но несложная кельнская домохозяйка вряд ли осознает, откуда у служителей божьих столько денег.

источник: Дарья ЕРЕМИНА На судьбу хватает КОНТАКТ-ШАНС №47 • 11.11.-17.11.2013

Выберите Свечу и Узнайте, Чего Вам Не Хватает В Жизни!

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: