Музейный самолёт обретёт вторую жизнь в бизнес-авиации

      Комментарии к записи Музейный самолёт обретёт вторую жизнь в бизнес-авиации отключены

Увлекательная заметка, отысканная мною в продолжение темы самолёта Junkers F-13. Он жив-таки, курилка!..

Германский производитель чемоданов премиум-класса Rimowa создал правильную копию Junkers F13, первого в мире самолета, специально разработанного для перевозки пассажиров. Rimowa F13 прошел летные опробования и будет доступен для клиентов в мае 2016 года. Примерная стоимость самолета — 2,2 миллиона евро.

Музейный самолёт обретёт вторую жизнь в бизнес-авиации

Фюзеляж самолета выполнен из дюралюминия, как и у уникального Junkers F13. Данный же легкий сплав употребляется при производстве чемоданов Rimowa. Самолет оснащен американским двигателем Pratt Whitney R-985 Mini Wasp мощностью 450 лошадиных сил и может развивать большую скорость 220 км/ч.

Интерьер салона отделан натуральной кожей.

Junkers F13 совершил первый полет в 1919 году. Созданный германским авиаконструктором Гуго Юнкерсом летательный аппарат первенствовал самолетом, намерено спроектированным в качестве пассажирского. Одномоторный моноплан с командой из двух человек имел возможность взять на борт четырех пассажиров.

Было выпущено 332 самолета данной модели, экспортировавшихся в различные государства мира — некое количество употреблялось в 1920-е годы в Советском Альянсе.

http://www.aviatablo.ru/node/76506/

Но, глубокоуважаемые сотрудники, дабы не размениваться напрасно, вот вам полная версия истории этого известного аэроплана.

Junkers F-13 — первый самолёт, изначально создававшийся как пассажирский. Недаром историки авиации именуют его первым настоящим самолетом. Не смотря на то, что F-13 испытал на себе влияние цельнометаллических армейских самолётов доктора наук Гуго Юнкерса. И в первую очередь штурмовика J-10, что в марте 1919 был приспособлен для перевозки пассажиров. На его базе появился проект J-12 на три пассажира. Разработка началась в декабре 1918.

Основной конструктор — Отто Ройтер (Otto Reuter). В ходе работ было решено повысить колличество мест до 4-х. Это повлекло за собой повышение размеров фюзеляжа. Заново было спроектировано толстое крыло, что разрешило поместить в него топливные баки. В следствии размещение нужной нагрузки в фюзеляже стало более рациональным.

Самолёт взял новый индекс — J-13, после этого F-13. Одномоторную машину оснастили двигателем Mercedes DIIIa — 159 л.с.

Из нескольких вариантов к предстоящей разработке приняли схему моноплана с низкорасположенным крылом и однокилевым оперением. Эта схема стала хорошей для большинства последующих самолётов. Так же, как при с Vickers Vimi Commercial, велись споры по поводу пилотской кабины — делать ли её открытой.

В этом случае победу одержали приверженцы закрытой.

Строительство прототипа Herta началось 3 февраля 1919. Не обращая внимания на хаос, царивший в Германии из-за вооружённых столкновений разных политических группировок, работа над самолётом шла удачно. Постройка завершилась к 31 мая. Первый полёт состоялся 25 июня 1919 (пилот Эмиль Монц — Emil Monz). Опробования проходили удачно. Этому содействовала установка более замечательного мотора BMW IIIa — 185 л.с. Уже в июле самолет взял сертификат, разрешавший применять его на авиалиниях.

В сентябре самолёт установил рекорд высоты — 6750 метров.

Но не все было гладко. Неудачей закончились переговоры о поставке самолётов компании DLR. Энергичному Гуго Юнкерсу было нужно договариваться с другими клиентами.

Лишние неприятности создали и политики государств-победителей. Через три дня по окончании первого полёта F-13 они продиктовали Германии Версальский контракт, что вводил важные ограничения на производство самолётов в Германии как по количеству, так и по типам. Junkers F-13 вписывался в эти ограничения.

Вдобавок союзники ввели запрет на экспорт германских самолётов (возможно, дабы добить германскую авиапромышленность).

Выйти из тяжёлой обстановки удалось благодаря заказам американского предпринимателя Джона М. Ларсена (John M. Larsen). Первый соглашение о поставках был заключён с ним в ноябре 1919. Дабы обойти Версальские запреты германский и американский предприниматели придумали незатейливую хитрость. Самолёты в разобранном виде доставлялись в Соединенных Штатах на пароходах, где планировали и продавались как изделия американской компании Junkers-Larsen Aircraft Co., под маркой Junkers-Larsen JL-6.

Всего так было поставлено 25 самолётов. С 1920 года их применяли в U.S. Air Mail, нескольких авиакомпаниях США и Канады, в промышленных компаниях, а также в американской армии. Американское почтовое ведомство посредством F-13 наладило регулярную почтовую линию Нью-Йорк — Чикаго — Омаха. После этого её продлили до Сан-Франциско. Эксплуатация продемонстрировала высокие качества самолета, не смотря на то, что и сопровождалась рядом аварий.

По большей части по вине американских пилотов, не имевших навыков полётов на монопланах. И несанкционированных улучшений конструкции при сборке в Соединенных Штатах. Но при умелой эксплуатации самолёт показывал выдающиеся результаты.

Так в сентябре 1921 американский экипаж Эдди Стинсона (Eddie Stinson) и Ллойда Бертода (Lloyd Bertaud) установил рекорд длительности беспосадочного полёта — 26 часов 5 мин. 32 секунды, преодолев за это время 4270 километров.

Самолёт привлёк внимание и других держав-победительниц. В качестве репараций было выстроено ещё 23 самолёта: 7 для Франции, по 5 для Италии и Великобритании, по 3 для японии и Бельгии. Но настоящая судьба самолета началась в 1922, в то время, когда были сняты самые твёрдые Версальские запреты. Самолёт начали заказывать германские компании (многие из которых были созданы не без помощи самого Гуго Юнкерса). Первыми в этом перечне были Danziger Luftpost и Lloyd Ostflug.

После этого посыпались заказы из других государств. Производство шло по нарастающей, достигнув рекордной величины в 1925 — в текущем году выпустили 68 самолётов. В итоге Junkers F-13 стал самым массовым транспортным самолётом первого поколения. За 10 лет серийного производства было произведено 314 самолётов десятков модификаций. Причём F-13 планировал не только в Германии и США. Согласно данным В.Б.

Шаврова в СССР компанией Добролёт было выстроено 5 лайнеров из советских материалов (их назвали ПС-2). Всего у нас в эксплуатации пребывали 49 самолётов F-13. Первой была компания Авиакультура.

Забрав в аренду у Юнкерса три самолёта, она два летних месяца 1922 совершала рейсы из Москвы в Нижний Новгород — во время действия Общероссийской ярмарки. С 1923 их применял Добролёт на линии Москва — Казань, позднее и в Средней Азии. В 1930 самолёт Добролёта открыл первую авиалинию на Дальнем Востоке — из Хабаровкса в Оху.

Первый полёт совершил М.В. Водопьянов 9 января 1930. До начала 1930-х Junkers F-13 был главным самолетом данной компании.

Помимо этого в Европу летали самолёты немецко-советской компании Deruluft. Самолеты Junkers-Luftverkehr Russland открыли первые линии на Кавказ.

Самолет эксплуатировался на всех континентах, во всех климатических территориях. Самолёт был рекордсменом и по числу применявших его авиакомпаний, и по длительности работы на линиях — до начала 1940-х. Но он был и рекордсменом среди первых самолётов по числу трагедий — всего разбилось 39 самолётов. Это не означает, что F-13 был самым ненадёжным самолётом.

В случае если учесть количество выпущеных общее время и машин их эксплуатации, то коэффициент аварийности будет, пожалуй, самым низким. В этом заслуга прочной железной конструкции. Низко расположенное толстое крыло при вынужденой посадке принимало основной удар на себя, сводя повреждения другой конструкции к минимуму.

А при посадке на воду оно выступало в качестве поплавка.

В целом, машина была коммерчески успешной. Обстоятельством тому были удобства для пассажиров — закрытый отапливаемый салон с отделкой, как в купе мягкого вагона. И удобства для авиакомпаний — простота в эксплуатации.

персонал был избавлен от возни с регулировкой ухода и растяжек за обшивкой, как у древесных самолётов. У администрации меньше болела голова за сохранность конструции при содержании самолётов на открытых стоянках. Реже требовались ремонтные работы. Именно поэтому более дорогой самолёт (в 1.5 — 2 раза дороже его ближайших соперников) обходился в эксплуатации дешевле.

Заложенные в его конструкции резервы были столь велики, что разрешили компании Junkers создавать на его базе новые, более идеальные типы самолётов еще дюжина лет. Пара этих самолётов сохранились до наших дней и представлены в авиационных музеях Германии, Венгрии, Швеции и Франции…

Конструкция самолета.

Цельнометаллический одномоторный низкоплан хорошей схемы

Фюзеляж — корпус прямоугольного сечения, закруглённый сверху. Конструкция ферменная из дюралиевых секций. Обшивка дюралевая гофрированная. В передней части моторный отсек, после этого закрытая пилотская кабина.

За ней пассажирский салон на 4 человека — по 2 кресла в последовательности. Между сиденьями первого ряда проход. Доступ в пилотскую кабину и салон через бортовые двери между первым и вторым рядом пассажирских кресел.

Крыло — свободнонесущее с толстым профилем. Конструкция ферменная их десяти труб, без ланжерона. Обшивка из узкого гофрированного дюраля.

Крыло складывается из центроплана и двух консолей.

Двигатель — один поршневой двигатель, установленный в моторном отсеке в носовой части фюзеляжа. В зависимости от модификации устанавливались следующие двигатели: BMW IIIa — 185 л.с./138 кВт (F-13, F-13a, F-13b, F-13d, JL-6), BMW IV — 317 л.с./235 кВт (F-13de), BMW V — 358 л.с./265 кВт (F-13f), Junkers L2 — 263 л.с./ 195 кВт (F-13da), Junkers L5 — 297 л.с./220 кВт (F-13de, F-13h), Gnome Rhone Jupiter IV — 480 л.с./356 кВт (F-13g), Liberty — 400 л.с./294 кВт (F-13k, JL-12), Mercedes D.IIIa — 159 л.с./118 кВт (семь дней-13, F-13a). Винт двухлопастный, на первых экземплярах древесный, с 1920 железный Junkers

Оперение — однокилевое, хорошей схемы

Шасси — двухстоечное, по одному колесу на каждой стойке, с хвостовым палкой. На последовательности экземпляров вместо колёс устанавливались стойки с двумя поплавками.

Источник: http://www.airwar.ru/enc/cw1/juf13.html

Лётно-технические характеристики:

Модификация

Junkers F.13a

Junkers F.13fe

RIMOWA F13

Размах крыла, м

14,47

17,75

14,85

Протяженность, м

9,60

10,50

9,60

Высота, м

3,50

3,60

3,11

Площадь крыла, м2

34,50

44,0

39,95

Масса, кг

безлюдного самолёта

950

1480

1452

обычная взлётная

1650

2318

2000

Тип двигателя

1х BMW IIIa

1х Junkers L5

1х PW R-985

Мощность, л.с.

185

306

450

Большая скорость, км/ч

170

198

220

Крейсерская скорость, км/ч

140

170

176

Дальность, км

1400

н/д

н/д

Практический потолок, м

4000

5090

3660

Экипаж, чел.

2

2

2

Нужная нагрузка

4 пассажира

4 пассажира

4 пассажира

И ещё красочные фотографии:

Источник: https://engine-market.ua/gallery/?type=gitem=6751step=28205

А вот архивные фото, собрано со всех финишей Гугла:

В поздних сериях Юнкерса F-13 существовали и более эргономичные предположения с закрытой пилотской кабиной:

Бизнес авиация / Business aviation

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: