Истребитель Кавасаки Ки-61 Хиен
Истребитель Кавасаки Ки-61 с ласковым именем «Ласточка» быстро выделялся среди истребителей японской Императорской армии — он был оборудован двигателем жидкостного охлаждения, тогда как на всех других самолетах аналогичного назначения находились звездообразные моторы, охлаждаемые воздухом. Предпосылкой к этому стало приобретение «Кавасаки» лицензии на германский мотор DB 601 А, выпуск которого в Японии был налажен во второй половине 1941 г. под обозначением Ха-40.
Мотор идеально доходил для истребителя-перехватчика, отличающегося высокой нагрузкой на крыло, мощным вооружением и прочной конструкцией — создание для того чтобы самолета было признано нужным, исходя из опыта конфликта на Халхин-Голе. Подобное задание, применительно к самолетам с двигателями воздушного охлаждения, решила компания «Накадзима», создав в дополнение к «стандартному» Ки-43 перехватчик Ки-44 «Демон». «Кавасаки» же поручили создание пары самолетов с моторами Ха-40 — перехватчика Ки-60 и «стандартного» истребителя Ки-61.
Первоначально приоритетом пользовался Ки-60, но появление Ки-44 сняло остроту неприятности с обеспечением японской авиации Второй мировой войны перехватчиком. Вследствие этого внимание конструкторов переключилось на Ки-61, владеющий более широким спектром вероятного применения. От Ки-60 машина отличалась увеличенной на 25 % площадью крыла (профиль был тем же), и намного большей массой.
Кавасаки Ки-61 Ib
Работы под управлением Т. Дои и С. Овада велись весьма скоро — прототип Ки-61 в первый раз поднялся в воздух 11 декабря 1941 г. Ещё до этого компания взяла указание готовить серийное производство самолета. Это решение представлялось рискованным, но риск себя оправдал — летные опробования продемонстрировали высокие эти самолета, превосходящего по скоростным параметрам всех соперников (включая трофейные коммунистический ЛаГГ-3 и американский Кертис Р-40Е), а по маневренности уступающим лишь Ки-43 II.
К тому же, Ки-61 имел невиданную для японских истребителей защищенность — протектированные топливные баки и бронеспинку сиденья пилота. В итоге, самолет запустили в серийное производство на предприятии в Гифу. В общем итоге, с учетом прототипов и предсерийных автомобилей, выстроено 2878 самолетов.
В совокупности кодов союзников обозначался «Тони».
Главные модификации Kawasaki Ki-61
Ки-61 — предсерийные самолеты. Двигатель Ха-40. Оружие — 2 12,7-мм синхронных пулемета «тип 1» (Хо-103) и 2 7,7-мм крыльевых пулемета «тип 89».
До августа 1942 г. выстроено 10 экземпляров, пара различавшихся в подробностях, потому, что оснастка для производства ещё не была совсем подготовлена.
Ки-61 IA («самолет-истребитель армейский тип 3 модель 1а») — первая серийная модификация, строившаяся с августа 1942 г. вооружение и Двигатель соответствовали предсерийным автомобилям. До сентября 1943 г. выпущено 388 единиц.
Ки-61 IB («тип 3 модель 1b») — в крыле вместо 7,7-мм пулеметов установлены 12,7-мм. До апреля 1944 г. изготовили 592.
Ки-61 1С («тип 3 модель 1с») — вариант с пушечным оружием. Потому, что конструкция крыла Ки-61 не доходила для установки японских 20-мм пушек Хо-5, изначально самолеты комплектовались 2 германскими пушками MG 151/20 (в последних числах Августа 1943 г. итальянская субмарина доставила в Пенанг 800 таких пушек). Фюзеляжные пулеметы оставались прошлыми.
Потом на Ки-61 1С применили новое крыло с усиленными лонжеронами — это разрешило не только установить пушки Хо-5, но и подвешивать под крыло 2 250-кг авиабомбы либо 2 200-л ПТБ. До июля 1944 г. выпущено 400 самолетов Ки-61 1С.
Ки-61 I Каи А и Ки-61 I Каи В – самолеты Ки-61 IA и Ки-61 IB, взявшие новое крыло с 20-мм пушками Хо-5. Переделано 388 автомобилей -частью на заводе в Гифу, частью конкретно в частях заводскими ремонтными бригадами.
Ки-61 ID («тип 3 модель 1d») — глубокая модернизация Ки-61 с учетом опыта боевого применения. Пара удлинен фюзеляж, а его хвостовая часть выполнена отъемной. Существенно упрощено управление, облегчены многие узлы, а хвостовое колесо выполнено неубирающимся. Оружие — 2 12,7-мм пулемета в фюзеляже и 2 20-мм пушки Хо-5 в крыле. Часть самолетов взяли в крыле 2 30-мм пушки Хо-105, но они были через чур тяжелыми для Ки-61, и их заменили Хо-5.
Прототип испытывался в январе 1944 г., а с февраля уже началось серийное производство. До марта 1945 г. выпущено 1354 самолета.
Ки-61 II — двигатель Ха-140 (1500 л.с). Оружие соответствовало Ки-61 ID. Увеличена площадь крыла (до 22 кв. м) и удлинен фюзеляж. До августа 1944 г. выстроено 33 автомобили, включая 3 прототипа.
Самолет был неудачен — довольно часто появлялся флаттер крыла, а моторама была через чур не сильный для более замечательного двигателя.
Ки-61 II Каи («тип 3 модель 2») — самолет сочетал двигатель и фюзеляж Ки-61 II и крыло Ки-61 ID. Существовало два варианта оружия — обычный Ки-61 II Каи А (2 12,7-мм пулемета и 2 20-мм пушки) и усиленный Ки-61 II Каи В (4 20-мм пушки Хо-5). Выпущено с августа 1944 г. до мая 1945 г. 99 самолетов, не смотря на то, что планеров изготовили значительно больше — из-за отсутствия двигателей Ха-140 (в январе 1945 г. моторостроительный завод в Акаси был полностью разрушен благодаря бомбардировки) большая часть переделано в Ки-100. Из 99 выстроенных самолетов около 30 выполнено в варианте Ки-61 II Каи В.
Не попал в серийное производство вариант Ки-61 III («тип 3 модель 3»), представлявший собой глубокую модернизацию самолета под мотор Ха-240 (1800 л.е.). Помимо этого, самолет должен был взять новый каплевидный фонарь кабины пилота, значительно улучшивший обзор. Ввиду неготовности нового двигателя пара планеров с каплевидным фонарем укомплектовали моторами Ха-140 (такие автомобили обозначались Ки-61 II Каи С).
Кроме этого подготовилось производство «эконом-варианта» Ки-61 IE с древесной хвостовой частью фюзеляжа и оперением. Машина прошла опробования, но от её внедрения в серию отказались , решив сосредоточиться на более перспективном Ки-100.
Летно-технические характеристики самолета Кавасаки Ки-61 IA
- Двигатель: Кавасаки Ха-40
- мощность, л.с.: 1175
- Размах крыла, м.: 12
- Протяженность самолета, м.: 8,74
- Высота самолета, м.: 3,7
- Площадь крыла, кв. м.: 20
- Масса, кг:
- безлюдного самолета: 2210
- взлетная: 2950
- большая взлетная: 3250
- Большая скорость, км/ч / на высоте, м.: 584/4820
- Время комплекта высоты 5000, мин.: 5’31»
- Потолок, м.: 10900
- Дальность полета, км. (с ПТБ): 600 (1100)
Боевое применение Кавасаки Ки-61
Внедрение Ки-61 в строевые части потребовало особенного подхода, потому, что машина не имела преемственности ни с одним вторым типом истребителя Императорской армии. К тому же, поспешное внедрение самолета в серию стало причиной тому, что в части попали достаточно «сырые» самолеты с целым букетом «детских заболеваний». Исходя из этого для перевооружения прежде всего выбрали части из довольно спокойной Маньчжурии — их возможно было на пара месяцев отвести в Японию.
В начале 1943 г. так новые самолеты освоили 68-й и 78-й сентаи, по окончании переучивания отправившиеся на Новую Гвинею. Боевая работа Ки-61 началась в середине мая 1943 г. Самолеты, в основном, делали задачи ПВО, а их главными соперниками были бомбардировщики В-24 «Освободитель» и В-25 Митчелл, сопровождаемые истребителями Р-38 «Лайтнинг». Замечательное оружие, высокая скорость и хорошая живучесть на пикировании разрешали пилотам Ки-61 с успехом использовать тактику «бей-беги».
Но и личные утраты были весьма значительными, причем по большей части не в воздушных битвах, а от ударов соперника по аэропортам. В последних числах Августа было нужно кроме того пополнить сентаи истребителями Ки-43. В будущем налаживание поставок и производства Ки-61 разрешило пополнить части.
68-й и 78-й сентаи сражались на Новой Гвинее впредь до середины 1944 г. 25 июля 1944 г. обе части ввиду утраты всех самолетов расформировали.
С сентября 1944 г. на Филиппинах вели битвы 17-й и 19-й сентаи, вооруженные Ки-61. В октябре ударам американской палубной авиации подверглись Окинава и Формоза — в отражении этих ударов учавствовали Ки-61 из учебных частей.
Предстоящее развитие американских операций на Филиппинах вынуждало японское руководство усиливать собственную авиационную группировку в регионе — в середине ноября 1944 г. в том направлении прибыли 18-й и 55-й сентаи, вооруженные Ки-61. Но упрочнения были напрасными — в январе 1945 г. воздушные битвы над Филиппинами фактически закончились, и американцы установили полное господство в воздухе. На Филиппинах Ки-61 продемонстрировал себя очень хорошим истребителем, не смотря на то, что и уступал по летным качествам американским визави.
Громаднейших удач им получалось достигнуть, действуя многочисленными группами (до 24 самолетов) против бомбардировщиков — этому содействовало и замечательное пушечное оружие Ки-61. Но по мере того, как состав сентаев таял, пилотам Ки-61 было все тяжелее противостоять американским истребителям.
Самый массово Ки-61 использовались в совокупности ПВО Японских о-вов. Тут в один момент на них действовало не меньше шести сентаев, включая и пара воссозданных по окончании эвакуации с Филиппин. Громаднейшей известностью пользовался 244-й сентай, закрывавший Токио. К концу войны на счету данной части было 102 сбитых и 192 поврежденных В-29. Кроме простых тактических приемов, с декабря 1944 г. пилоты Ки-61 начали использовать таранную тактику «Синтен Сейкутаи» («Поражающее небо»).
Наряду с этим обращение не шла о самоубийственных атаках — предполагалось нанести таранным ударом повреждения американскому бомбардировщику, по окончании чего пилот истребителя должен был или посадить собственную поврежденную машину, или выброситься с парашютом. Бой строился на тесном сотрудничестве «таранных» истребителей с простыми, что разрешало получать удач. Но с апреля 1945 г. американцы благодаря захвату Иводзимы взяли возможность сопровождать собственные бомбардировщики-суперкрепости Boeing В-29 истребителями Норт Америкэн Р-51 — это быстро снизило эффективность действий японских истребителей.
В апреле-мае 1945 г. Ки-61 участвовали в операции «Кикусуй» — массированных атаках камикадзе на американский флот у Окинавы. Самолеты Ки-61 считались через чур полезными, дабы расходовать их на самоубийственные атаки, исходя из этого в качестве камикадзе они использовались весьма редко. Основной задачей Ки-61 было прикрытие камикадзе, выходящих в наступление. Эта функция была возложена на 59-й сентай.
Но ограниченный радиус действия Кавасаки Ки-61 «Хиен» приводил к тому, что их пилоты вынуждены были бросать «подопечных» в самый тяжёлый момент — на подходах к цели. В битвах в районе Окинавы принимали участие кроме этого три сентая Ки-61, базировавшиеся на Формозе.
В июне-июле 1945 г. активность частей, вооруженных Kawasaki Ki-61, значительно снизилась — в прошлых битвах они понесли важные утраты, а выпуск самолетов этого типа закончился. К тому же, действовал приказ, запрещающий вступать в бой с превосходящими силами соперника — Ки-61 берегли для отражения ожидавшегося американского вторжения на Японские о-ва. К концу июля на территории Японии в 18-м, 55-м и 56-м сентаях насчитывалось 53 Ки-61.
Кавасаки Ки-61 — единственный японский истребитель с двигателем жидкостного охлаждения
Некое количество Ки-61 из частей, дислоцированных на Формозе и материковом Китае, стали трофеями гоминьдановских армий. Их сосредоточили на аэропорте Нанюань у Пекина, но применить Ки-61 в сражении гоминьдановцы, возможно, опоздали, и самолеты были захвачены коммунистами.
В общем, Кавасаки Ки-61 направляться признать успешной машиной. Он стал первым японским истребителем, по защищенности и вооружению не через чур уступающим самолетам соперника. Наряду с этим машина сохранила «фирменную» линии вторых японских истребителей — высокую маневренность.
К тому же, Ки-61 был одним из немногих японских самолетов, сохранявших высокие летные эти и на громадных высотах.
Схемы и чертежи Кавасаки Ки-61
Ki-61-1 otsu | Самурайская ласточка | War Thunder
Увлекательные записи:
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Самолеты компании martin-baker. часть 3 истребитель martin-baker mb.3
Вы спросите, а на что жила «Мартин-Бейкер», до тех пор пока строились умелые самолеты, так и не отправившиеся в серию? В том месте разрабатывали агрегаты…
-
Истребитель тяжелый пушечный — итп.
Разработчик: Поликарпов Страна: СССР Первый полет: 1942 г. 1940 год был весьма напряженным для Поликарпова: внедрение и доводка в серию истребителя…
-
Британские ласточки. альтернативные истребители avro 675 swallow. великобритания
Этот материал из серии моделей отечественного германского коллеги dizzyfugu был мной переведен и существенно переработан. Желаю выразить громадную…
-
Тяжелый истребитель kawasaki ki-96. япония
Нужно подчернуть, что долгая доработка прототипов Ki-45 велась с оглядкой на разрабатываемый параллельно скоростной разведчик Ki-46 компании Мицубиси….
-
Проект реактивного тяжелого истребителя nakajima j1n gekko. япония
Весной 1938 года IJN выдал спецификацию 13-shi, потребовавшую истребитель дальнего действия. Выдаче спецификации содействовал опыт боевого применения…
-
Проекты британских штурмовиков времен второй мировой войны. проект штурмовика boulton paul p.101
Данный необыкновенный для 1942 года проект биплана основывался на требовании скорейшего принятия на вооружение без переоборудования производства, и…