Яростное небо эускади

      Комментарии к записи Яростное небо эускади отключены

Использование авиации в гражданской войне в Испании постоянно привлекало внимание исследователей как у нас в стране, так и за границей. Сейчас показался последовательность достаточно важных работ, но в отечественной прессе практически нет упоминаний об одной из самых занимательных страниц этого конфликта — войне на Северном фронте.

Северные районы Испании — Астурия и Баскония (либо Страна басков, самоназвание — Эускади) — самая промышленно развитая часть страны. Это край металлургов и шахтёров, среди которых традиционно весьма сильны социалистические и республиканские настроения. Неудивительно, что в то время, когда в июле 1936 года вспыхнул клерикально-националистический мятеж под управлением генерала Франко, эти области не поддержали путчистов и остались верными правительству Народного фронта.

Яростное небо эускади

В начале гражданской войны правительственная авиация в северной части Испании была достаточно маленькой. В захваченной путчистами Наварре базировались три легкобомбардировочные эскадрильи на «Бреге-XIX» и несколько «Фоккеров» VIIB, каковые закрывала эскадрилья истребителей «Ньюпор-Деляж» NiD-52.

А вот так называемая Страна басков имела особенный статус. Эта провинция владела в составе Испании большой автономией, впредь до создания собственных вооруженных формирований. Исходя из этого ВВС тут были представлены независимой «баскской авиацией».

Это была маленькая авиагруппа, на вооружении которой состояли единичные экземпляры в основном гражданских самолетов, имевшие минимальную боевую сокровище. В ее состав входили два британских «Майлза» («Хаук» и «Фалкон Сикс»), два «Моноспара» (ST-25 и ST-12, закупленный в 1935 году для фотограмметрических работ) и голландский трехмоторник «Фоккер» F.VIIb\3m. Из боевых самолетов необходимо отметить один Виккерс «Уайлдбист» и пара «Бреге-XIX».

Был еще «антиквариат» типа «Фармана» F.29, но в большинстве случаев его кроме того не учитывали.

Все это разношерстное старье взяло ироничное наименование «Цирк Кроне». «Цирком» руководил полковник Мартин Луна.

В то время, когда начались битвы с путчистами на «Майлсах» сделали импровизированные подвески для четырех бомб маленького калибра, на «Моноспары» поставили по одному пулемету, а в кабины стали брать запас бомб, каковые выбрасывал в боковую дверь особый член экипажа — «бомбокидатель».

Уже 23 июля, спустя семь дней по окончании начала антиправительственного мятежа «Цирк Кроне» совершил налет на захваченный франкистами аэропорт в городе Лион. По докладам летчиков вся пребывавшая в том месте авиатехника была стёрта с лица земли.

В августе 1936 года руководство мятежников свело все собственные «Дрэгоны» и «Фоккеры» (переделанные в бомбардировщики пассажирские автомобили) в одну бомбардировочную группу и послало ее на север. Не сидели сложа руки и республиканцы — в том же месяце из Хетафе на Северный фронт послали три «Бреге-XIX».

Две автомобили (№№12-83 и 12-187) под управлением альфереза (неумелый офицер, взявший собственный звание на время войны, что-то среднее между лейтенантом и сержантом) Кандидо Карпио и бригады (младший офицер, по статусу подобно альферезу) Хосе Ривера Льоренте смогли благополучно достигнуть цели, а вот третьему экипажу не повезло. Легкий бомбардировщик совершил вынужденную посадку на территории, контролируемой мятежниками. Два республиканских летчика тениенте (лейтенант) Эстебан Фаррерас Чагуацеда и сарженто (сержант) Эстебан Бруно Кеа был казнены без следствия и суда.

В том же месяце удалось перебросить на север три «Моноспара», два «Майлза», и «Дрэгон Рэпид» (начальник экипажа — тениенте Фернандес Франч).

25 августа в Сан Себастьян прилетел «Ньюпор-Деляж», в кабине которого сидел альферез Эмилио Вил-ласебалос и «Уайлдибист» (экипаж в составе капитана Франциско Понсе де Леона, альфереза Антонио Салуена и сарженто Хесуса Риваса). Активность республиканской авиации заметно выросла как раз с этого дня:

«В 18:45 летчики Янгуас и Карпио прибыли в Сан-Себастьян — тогда же и рассказали о самолете соперника над Толосой; оба отечественных летчика-храбреца полетели в его направлении. Тогда как один из них бомбил вражеские позиции под Андоэйном, второй нашёл и открыл огонь по врагу, предотвратив его предстоящие действия»

— сказала на следующее утро одна из республиканских газет.

К сообщённому возможно добавить, что вылет совершали «Бреге-ХIХ», а атакованным самолетом по данным мятежников был «Фоккер» F. Vll/3m (№20-3, экипаж в составе Хоакина Тассо Искуэрдо, Антонио Лопе Ламарка и Хосе Мариа Угарте Руиса).

На следующий сутки с аэропорта Ласарте в атмосферу встал «Леопард Мот», что пилотировали республиканские летчики Ривера и дель Рио. Они скинули на мятежников полдюжины небольших бомб.
В 11:40 утра 27 августа из Сан-Себастьяна было послано донесение следующего содержания:

«авиация соперника громадными силами бомбит позиции и города по линии фронта. Моральный дух военных и населения подорван. Сандино (командующий воздушными силами Республики на севере — прим. авт.) отправил два самолета, каковые на данный момент взлетают, дабы противостоять неприятелю…».

Потом шли настоятельные просьбы о помощи. Стоит заявить, что в то время республиканская авиация летала из Бильбао и нескольких полевых площадок в районе этого города. Главным полевым аэропортом был Ласарте, но 28 августа он очень сильно пострадал в следствии бомбардировки одиночным «Фоккером».

К счастью для республиканцев, большинство их самолетов пребывала в тот момент на вторых площадках — Ламиако и Сондика.

В тот же сутки состоялся воздушный бой летчика Вилласебалоса на «Ньюпор-Деляже» с малоизвестным франкистским самолетом, о чем писала баскская газета «Эускади»:

«Один из отечественных летчиков отличился в сражении, преследуя самолет соперника. Оба самолета осуществили последовательность рискованных и зрелищных маневров с комплектом высоты, пикированием, атакой на встречных направлениях. Отечественный летчик начал преследование неподалеку от границы и потом в направлении Ласарте и Доностиа, неизменно обстреливая самолет соперника из пулемета.

В итоге, вражеский самолет улизнул, скрывшись в тумане».

31 августа два франкистских «Фоккера» F.VII бомбили аэропорт Ламиако. Вилласебалос на своем «Ньюпор-Деляже» опять вылетел на перехват. Сейчас на аэропорте был обозреватель газеты «Эль Кантабрико», что обрисовал тот бой в краткой заметке: «Летчик Вилласебалос смело атаковал неприятеля. Один из вражеских самолетов повысил скорость до максимума и ему удалось уйти. Второй был атакован Вилласебалосом и взял заметное повреждение топливного бака.

Теряя горючее, ему все же удалось уйти, но маловероятно, что он смог дотянуть до аэропорта. Отечественный пилот желал завершить атаку, но из-за неисправности пулемета не смог поставить точку в данной блестящей победе». Как позднее было установлено, оба «Фоккера» добрались до собственного аэропорта Логроньо и благополучно приземлились.

10 сентября в Испанию прибыла первая несколько советских летчиков числом 33 человек во главе с полковником Яковом Смушкевичем. Тем временем республиканские самолеты из состава ВВС Северного фронта принимали участие в битвах за Овие-до в Астурии. В данный сутки опять отличился Вилласебалос.

Он нападал «Фоккер» F.VII. что пилотировал Хосе Калдерона.

Республиканская пресса «по свидетельствам многих очевидцев, замечавших данный бой с почвы», утверждала, что бомбардировщик в маневренном бою был очень сильно поврежден пулеметным огнем «Ньюпора» и разбился на позициях националистов неподалеку от передовых частей республиканских армий. Националисты не приняли утрату этого самолета, что косвенно подтверждается и предстоящей судьбой Хосе Калдероны. Он стал начальником бомбардировочной эскадрильи 2-G-2 и вести войну еще пара месяцев, пока не погиб в очередном боевом вылете 17 февраля 1937 года.

11 сентября республиканские летчики деятельно бомбили позиции националистов в районе Овиедо (в соответствии с докладам было скинуто «50 громадных и 1100 малых бомб»). Именно на этом направлении (западный участок Северного фронта) в сентябре-октябре была стянута авиация противоборствующих сторон. Но встречи в воздухе были редки и значительно чаще бесплодны.

16 сентября на Северный фронт послали три «Бреге-XIX» (12-92, 12-107, 12-167) и один «Ньюпор-Деляж-52» из эскадрильи «Alas rojas»(«Kpacные крылья»), ранее вести войну на Арагонском фронте. «Ньюпор» пилотировал тениете Амадор Сильверио Хименес, а одним из пилотов «Бреге» был альферез Хуан Рольдан Малдонадо (с декабря 1936-го он летал на И-15 в эскадрилье Туржанского).

Франкистская авиация взяла значительно более значительное пополнение. 23 сентября в северной части Испании показались все 12 имевшихся в наличии истребителей «Хейнкель» Не 51 из германского «Легиона Кондор» под руководством лейтенанта Эберхардта. Появление кадровых летчиков Люфтваффе не имело возможности не сказаться на утратах республиканцев: уже 26 сентября жертвами «Хейнкелей» стали три самолета (победы одержали лейтенанты Хефтер, Ховальд и Клейн).

Не обошлось без утрат и у германских «добровольцев» — 28 числа на протяжении пилотажа на малой высоте Хефтер задел крылом ратушу города Вито-рия. Самолет упал, похоронив пилота под обломками.

«Северные гастроли» германских пилотов длились не продолжительно. Главные события тех дней разворачивались на мадридском направлении, и уже 29 сентября 11 «Хейнкелей» возвратились на Центральный фронт. Но уже через сутки на север (правильнее — в город Леон) вернули одно звено (четыре автомобили) под руководством лейтенанта Траутлофта.

Оно взяло задачу закрывать транспортники и бомбардировщики. Такое перебазирование было вызвано необходимостью «помощи» базировавшейся тут же истребительной группы мятежников на 2-Е-2, кроме этого летавшей на Не 51. Дело в том, что большая часть франкистских летчиков отличалось не сильный уровнем летной подготовки, и требовалось время, дабы их несколько достигла боевой готовности.

В октябре наращивание сил длилось. Республиканское руководство смогло перебросить на северный участок фронта шесть «Бреге-XIX», четыре летающие лодки «Савойя-Маркетти» SM.62 (через французскую территорию их перегнали морские летчики — Фернандо Бени-то Лопес, Энрике Перейра Басанта, Анхель Орте Себастьян и Абад Баро) и два «Уайлдбиста». Перелет прошел удачно, но 21 октября немцы смогли сбить в районе Эйбера «Бреге» и «Уайлдибист», заметно ослабив тем самым группировку правительственной авиации.

Бывали и случаи другого рода. Так, 11 октября пара Не 51, пилотируемая германскими летчиками, перехватила несколько «Фоккеров» F. VII, бомбивших Овиедо. Но, не обращая внимания на множество атак, республиканские самолеты смогли уйти.

Действительно, был ранен один из пилотов (Родригес Кармона), но рана не помешала ему посадить бомбардировщик на аэропорт Бильбао.

В первых числах Ноября (предположительно 2-го либо 3-го числа) 1936 года на север Испании прибыли 11 советских летчиков-истребителей: П.А.Антонец, К.Г.Баранчук, К.С.Бениковский, П.Т.Семенов, П.А.Гончаров, А.И.Кетов, Н.Т.Петрухин, А.В.Плетюхин, В.Т.Сахранов и С.Г.Булкин под руководством полковника Б.А.Туржанского.

Но советских самолетов в тот момент на Севере еще не было, исходя из этого до конца ноября отечественным летчикам передали три «Бреге-XIX», два «Ньюпор-Деляжа» («с неисправными пулеметами»), один «Фоккер» F.VII и один «Дрэгон». Прибытие советских добровольцев существенно активизировало действия республиканской авиации. Вот, что вспоминал о тех днях Туржанский:

«В то время, когда мы выяснили, что авиаторы мятежников обожают поспать, а также на войне поднимаются достаточно поздно, мы начали создавать вылеты чуть свет. Услышав, что на аэропорте Навия сосредоточено 12 самолетов мятежников типа «Драгон» и «Фиат» (так в тексте -прим. авт.) мы решили произвести на данный аэропорт неожиданный налет.

Атаку создавали с пикирования. Три самолета пробомбили ангары и с бреющего полета обстреляли стоянку вражеских автомобилей. Мы были встречены пулеметным огнем, но он не смог приостановить исполнение задачи, и мы сумели вывести из строя много самолетов.

В противном случае, что было не стёрто с лица земли в первоначальный сутки, мы вывели из строя на следующий сутки, повторив налет».

К сказанному выше небходимо отметить, что эти налеты добровольцы совершили 16 и 17 ноября. По возвращении отечественные летчики записали все 12 франкистских автомобилей в «стёртые с лица земли», что было, вероятнее, на большом растоянии от действительности, поскольку данный налет никак не сказался на активности авиации мятежников.

А днем ранее (15 ноября) правительственная авиация отразила франкистский налет в районе Авили. Истребители тогда претендовали на один сбитый вражеский самолет, что якобы упал в море.
В середине ноября в порт Бильбао прибыл коммунистический теплоход «А.Андреев», что доставил 12 самолетов И-15 и летный бензин. К концу месяца советские эксперты смогли собрать и облетать все истребители.

В один момент франкисты кроме этого усиливали собственную авиацию на Северном фронте. Ко мне без промедлений были переброшены пара эскадрилий из состава итальянского экспедиционного корпуса (бомбардировщики «Савойя-Маркетти» SM.81 и истребители «Фиат» CR.32). Снова «отметились» немецкие пилоты и тут из состава «Легиона Кондор», каковые летали на Не-51, Не-46 и Ju-52/Зт.

Большая часть самолетов базировалось на аэропортах Витория и Леон. Республиканцы решили воспользоваться этим событием и спланировали налеты с целью уничтожения вражеской авиации на земле. 21 ноября несколько СБ с Центрального фронта нанесла бомбовый удар по Леону.

По докладам летчиков пара самолетов было стёрто с лица земли.

Появление советских истребителей стало вторым дыханием республиканской авиации. 24 ноября она бомбила Овиедо, а на следующий сутки позиции мятежников в районах Градо и Кото дель Барко (к северо-западу от Овиедо).

28 ноября в Сантандер на «Дугласе» DC2 прибыла несколько пилотов-наемников, в которую входили американец Фредди Лорд (вести войну еще в Первую Мировую), БертАкоста, Гордон Берри, Эдди британцы и Шнейдер Сидни Генри Голлэнд и Уолтер Скотт Коутс. Эти наемники подписали договор в качестве пилотов бомбардировщиков и были «распределены» на север, в распоряжение баскского правительства. Из Сантандера группу переправили в Бильбао — столицу провинции, а оттуда они ездили «на работу» на аэропорт Сон-дика, где базировалась баскская авиация.
По воспоминаниям очевидцев, аэропорт был небезопасен для посадки и взлёта, в особенности в дождливую погоду, в то время, когда полоса очень сильно размокала, к тому же на нем всегда велись какие-то работы. На авиабазе всем заправлял Мануэль Каскон Бриега. Перед началом мятежа данный офицер руководил истребительной эскадрильей,базировавшейся рядом от Мадрида.

В июле он одержал первую воздушную победу республиканских ВВС, а после этого был откомандирован на север.

Американцам передали «цивильные» автомобили, переделанные в бомбардировщики, тогда как испанцы стали летать на нескольких имевшихся боевых. Бриега тут же сообщил наемников, что им нужно будет заняться помощью правительственных армий, наступающих на Виллареаль. Прикрытие должны были снабжать советские летчики на И-15. У «воинов успеха» не было никакой личного оружия и лётной униформы. Первое время они летали в том, в чем были.

Потом американцы хорошим словом вспоминали советских добровольцев, каковые подарили им пара пистолетов и лётных комбинезонов.

О том, в каких условиях приходилось сражаться наемникам,красноречиво говорит таковой эпизод: в один из дней комманданте Бриега приказал Фреду Лорду лететь на штурмовку позиций мятежников неподалеку от Витории. Американец, сославшись на густой туман, отказался. Тогда комманданте извлёк из кобуры револьвер и начал угрожать расстрелом на месте за невыполнение приказа.

Конфликт все же разрешился, но отношения были сломаны.

12 декабря случилось событие, которое совсем выбило наемников из колеи. В тот сутки вся бомбардировочная эскадрилья республиканцев («Бреге-XIX», пилотируемый Лордом, два «Майлза», «Фарман» и два «Моноспара»), полетела на штурмовку аэропорта националистов Виллареаль. Единственный британец в группе — Сидней Холланд — летел на «Моноспаре» №ST-25. Из-за отличия в скорости несколько под прикрытием «чатос» растянулась на пара километров.

Благополучно отбомбились лишь первые автомобили, стёрши с лица земли несколько Ju-52, а остальные были атакованы звеном Не-51В из «Легиона Кондор», прилетевшим из Витории.

Замыкающим шел Холланд, ему-то и досталось больше всех. Стрелок «Моноспара» пробовал отстреливаться, но против истребителей у вооруженной авиетки не было никаких шансов… Все видели, как самолет британца, прошитый несколькими пулеметными очередями, сорвался в пике и камнем упал на землю.

Вместе с пилотом погиб стрелок-испанец Гумерсиндо Гутьерес Мерино.

Подоспевшие «чатос» смогли отогнать нападавших и повредить два вражеских истребителя, но финал боя отрицательно отразился на моральном состоянии наемников — они стали большое количество выпивать, совсем «наплевав» на работу. Скоро все американцы, порвав договора, разъехались кто куда. Из вторых чужестранцев на Севере возможно отыскать в памяти нескольких французов, но они по большей части перегоняли закупленные самолеты и в военных действиях не принимали участие.

Единственный из них, кого необходимо подчеркнуть — это Абель Гуиде, что водил в Испанию лайнеры французской компании «Эйр Пиренеи» и неоднократно подвергался атакам истребителей националистов.

Самый массированный налет правительственной авиации датирован 3 декабря, в то время, когда 14 самолетов бомбили казармы в Витории. Спустя семь дней шестерка И-15 под руководством Туржанского вылетела на штурмовку аэропорта Витория. При подходе к цели «чатос» были атакованы восемью истребителями соперника, взлетевшими с другого аэропорта.

В завязавшемся бою советские добровольцы претендуют на четыре сбитые автомобили (одна отправилась на счет Туржанского). По докладам летчиков еще один истребитель разбился при вынужденной посадке. Но, столь бессчётные победы не подтверждаются перечнями утрат авиации мятежников…

Через три дня эскадрилья Туржанского повторила налет на данный аэропорт. И снова, в соответствии с докладам, был сбит истребитель, пробовавший взлететь. Помимо этого, на земле сожгли еще пара ангар и машин.

Националисты в этом случае признали утрату двух Ju 52, сгоревших в следствии штурмовки.

Но и этого отечественным показалось мало, и 13 декабря шестерка «чатос» опять прилетела бомбить Виторию. Немцы успели поднять в атмосферу дежурную несколько Не 51, но в разгоревшемся бою Туржанский сбил обоих. По франкистским данным бой имел место, но он происходил на сутки раньше (вероятна путаница в датах с той либо иначе) и был сбит лишь один истребитель.

По всей видимости, как раз об этом бое потом вспоминал Борис Александрович Туржанский в собственных мемуарах:

«При подходе к аэропорту нам навстречу взлетели два самолета серебряного цвета с тёмными полосами. У меня была высота метров 200, я догнал левого и дал долгую очередь из всех пулеметов. Сложилось чувство, что вражеский самолет взорвался. (…) Второго я также сбил — он загорелся и упал».

8 декабря патруль «Хейнкелей», ведомый лейтенантом Паулем Реханом из состава 4-й эскадры J/88, заявил об уничтожении республиканского «Бреге». В действительности немцами был лишь поврежден «Уайлдибист», носивший собственное имя «EI Abuelo» («Дед»), По большому счету на всем протяжении войны германские летчики довольно часто путались в определении типов атакованных ими самолетов. Особенно не легко им приходилось на Севере, где у республиканцев в строю было очень много разнообразного «старья».

В данный же сутки звено Не 51 атаковало шестерку И-15, которая снова штурмовала аэропорт в Витории. Но республиканцы были «крепким орешком» и сбили одного немца. Не обращая внимания на то, что истребитель загорелся на высоте всего 150 метров, летчику (унтер-офицеру Эрнесту Мрацеку) удалось воспользоваться парашютом.

В соответствии с некоторым данным, возможно высказать предположение, что эта победа кроме этого была одержана Борисом Туржанским, но сообщить что-то более конкретно мешает фактически полное отсутствие данных из советских архивов.

Германские летчики заявили о двух подбитых И-15, каковые якобы совершили вынужденные посадки на собственной территории. Но у республиканцев в тот сутки ни в матчасти, ни в летном составе утрат не было.

Военное счастье отвернулось от Туржанского 20 декабря. В тот сутки в воздушном бою самолет полковника был поврежден, а сам он не легко ранен. Асу все таки удалось перетянуть линию фронта, но при посадке истребитель скапотировал.

Место вынужденной посадки по окончании интенсивных поисков (а дело было в горах) нашли лишь на следующий сутки. Советского добровольца безотлагательно послали в местный военного госпиталь, где он перенес сложную черепную операцию (было нужно удалить глаз), а оттуда в Альянс.

Примечательно, что Борис Александрович потом отыскал в себе силы и опять поднялся в воздух, кроме того, он стал еще и летчиком-испытателем!

По окончании отъезда Туржанского эскадрилью возглавил испанец капитан Фелипе дель Рио. Боевая работа длилась. 28 декабря (по испанским данным на сутки раньше) эскадрилья взлетела на отражение налета группы Ju 52, шедших под прикрытием Не 51 в районе Монд-рагона.

В следствии скоротечного боя бомбардировщики ретировались, утратив одну машину.

Самый успешный бой летчики «чатос» совершили 4 января 1937 года. Восьмерка И-15, ведомая дель Рио, отражала налет девятки Ju 52 под прикрытием 16 Не 51 на Бильбао. В следствии, в соответствии с правительственному сообщению, были сбиты один «Юнкерс» и два «Хейнкеля». В плен попал германский летчик лейтенант Карл Густав Шмидт, а второй германский пилот лейтенант Адольф Герман при попытке захвата погиб в перестрелке.

По германским данным, в том бою был сбит один «Хейнкель» (пилот воспользовался парашютом и возвратился на собственный аэропорт), и — Ju 52 №22-74.

Данный бой замечательно обрисован в газете «Известия» за 8 января 1937 г., причем в перечень республиканских побед добавили еще и «двухмоторный бомбардировщик», якобы сбитый огнем зенитчиков с подлодки, находившейся в порту!

В начале 1937 года республиканские ВВС в Басконии пополнились четырьмя французскими истребителями «Гурду Лезье» GL-32 и парой многоцелевых голландских «Кольховенов» FK-51. А скоро еще восемь автомобилей этого типа привел из Каталонии Хосе Ривера Льоренте. Приблизительно одвременно с этим прибыли американские «Бичкрафт-17» и два «Локхи-да» («Орион» и «Вега»).

28 января 1937 года пара «Бреге-XIX» бесполезно атаковала линкор «Эспанья», что возглавлял группировку франкистского флота, блокировавшего северные порты.

Смешанная советско-испанская эскадрилья на И-15 сражалась до марта 1937 года, причем без всякого пополнения как матчастью, так и летным составом. Не обращая внимания на это, целый февраль «чатос» вели интенсивные боевые действия под Овье-до и, в целом, обладали обстановкой. Так, 21 февраля республиканские самолеты подвергли бомбардировке войска соперника под Овиедо, а И-15 совершили успешный воздушный бой, сбив один самолет.

Но, справедливости для нужно подметить, что последнее сообщение фигурирует лишь в мемуарах советских добровольцев…

В первых числах Марта с Центрального фронта прибыла несколько испанских летчиков, каковые заменили советских добровольцев. Уже 18 марта эта эскадрилья ударила аэродром соперника в Навиа(западнее Луарка) и по докладам летчиков стёрла с лица земли пара самолетов соперника.

В последних числах Марта франкисты развернули наступление на Бильбао, предварительно усилив собственную авиагруппировку на Севере: на аэропорте Витория базировалась «группо» (эскадрилья) 6-G-15, вооруженная «Хейнкелями» Не 45с. Помимо этого, немцы передали мятежникам 12 скоростных бомбардировщиков Не 70F-2, из которых те организовали «группо» 7-G-14.

29 марта из Саламанки в Вито-рию прибыл штаб эскадры 5/88 «Легиона Кондор».

К тому моменту на аэропорте Бургоса базировались:

  • — бомбардировочный дивизион К/ 88 в составе трех эскадр (16 Ju 52);
  • — экспериментальная бомбардировочная эскадра VB/88 (6 Не 111 и Do 17);
  • — звено разведчиков-бомбардировщиков (6 Не 70).

На аэропорте Витория были сосредоточены:

  • — 1 -я и 3-я эскадры истребителей из J/88(20 Не 51);
  • — 2-я эскадра истребителей (7 Bf 109);
  • — звено самолетов Не 45 из разведывательной эскадры А/88.

Кроме того, на время операции по взятию Бильбао руководство «Легиона Кондор» взяло на себя управление сконцентрированными в том районе итальянскими авиачастями в составе двух бомбардировочных и трех истребительных эскадрилий. «Личная» авиация мятежников была представлена очень робко — ее начальник генерал Кинделан выделил всего пять Не 51 и два транспортных самолета.

27 марта 1937 года в Сантандер прибыл транспорт «Сарканы», на борту которого, не считая 24 орудий, 1500 тонн и 50 винтовок взрывчатки, пребывало восемь чешских истребителей «Летов» S-231. Это было единственное пополнение в республиканской авиации незадолго до решающей битвы.

Автомобили без промедлений собрали на аэропорте Альберисия (Сантандер), но при первой же попытке взлететь две из них потерпели аварии. В кабине одного истребителя был сарженто Педро Ламбас, а фамилию второго летчика установить не удалось.

Громадной проблемой чехословацких истребителей являлось оружие, поскольку пулеметы, находившиеся на них, были нестандартного для Испании калибра (7.92 мм) и, конечно, снарядов на них было ничтожно мало. В целом испанцы оценивали самолет как приятный в пилотировании, с хорошими взлетно-посадочными чертями, но вооружение и скорость были не на высоте.

Шесть оставшихся автомобилей в первую семь дней апреля перебросили на аэропорт Ламиако. Тут испанские летчики начали тренировочные полеты на новых для себя истребителях. В состав эскадрильи «Летовов» вошли: Хуан Олмос Женовэ, Андрее Родригес Панадеро, Мигель Замбудио, Педро Ламбас, Антонио Санчес де ла Мата, и (предположительно) — Висенте Балле, Антонио Гарсия Борражио, Хуан Карраско и Хиларио Маркес.

Как видим, летчиков было больше, чем самолетов.

5 апреля в районе Очандиано «чатос» совершили успешный бой с группой Ju 52, которых закрывала эскадрилья «Хейнкелей». Истребители под руководством дель Рио смогли разбить строй «Юнкерсов», каковые решили не испытывать судьбу и развернули к себе.

В данный же сутки (по другим сведеньям раньше, по крайней мере, на дни) на территорию, контролируемую республиканцами, случайно заехала машина с тремя летчиками Легиона «Кондор» и снабженцем Палом Фризом. Начальник авиабазы Витория гауптман Карстен фон Харлинг постарался бежать, но был убит. Лейтенанты Вальтер Киенцле и Гюнтер Шульце-Бланк попали в плен.

Уже 6 апреля сравнительно не так давно полученные «Летовы» прошли боевое крещение. В тот сутки все наличные истребители ВВС Северного фронта (восемь И-15 и шесть «чехов») взлетели на перехват очередного налета (по другой информации, задачей республиканцев была штурмовка наступающих частей соперника).

Сарженто Хуан Олмос из-за нехватки опыта отстал от группы и стал жертвой Bf 109В, пилотируемого лейтентом Гюнтером Лютцовым, начальником 2J/88. Разумеется, это первенствовала победа, одержанная «Мессершмиттом» в северной части Испании. Только за пара дней до этого семерка «мессеров» показалась на данном участке фронта.

Испанец воспользовался парашютом, попал в плен (неподалеку от Виллареаль) и через пара недель был обменян.

8 апреля бомбардировщики франкистов (по всей видимости итальянские «Савойи» SM-79) совершили успешный налет на аэропорт Ламиако. В следствии были стёрты с лица земли два «Летова» и два И-15.

10 апреля на протяжении налета на базу мятежников в районе Вергара три республиканских самолета заблудились и приземлились на французской территории. Через три дня на протяжении отражения очередного налета на Бильбао республиканцам удалось сбить франкистский бомбардировщик. В тот же сутки в районе Дуранго был сбит еще один самолет мятежников, экипаж которого спасся на парашютах. Согласно данным противоположной стороны 13 апреля был потерян лишь один Не 111.

Какая из двух заявленных побед республиканцев подтверждается, сообщить тяжело.

18 апреля четверка И-15, ведомая дель Рио, взлетела на перехват тройки «Юнкерсов», шедших на Бильбао под замечательным прикрытием из 15 Не 51. В следствии, по докладам пилотов, два бомбардировщика были сбиты. Один из них упал на территории, контролируемой баскским правительством, а второй совершил вынужденную посадку за линией фронта. Один Ju 52 записали на счет дель Рио. Это была его шестая воздушная победа.

По германским данным в тот сутки в воздушном бою был потерян Do 17 №27-2. Быть может, его и сбил дель Рио, ошибочно идентифицировав как «Юнкерс». Начальника экипажа «Дорнье» Ханса Соботку убило пулей еще в кабине, остальные двое летчиков выбросились на парашютах, но из-за недостатка высоты также погибли. В перечнях германских утрат за 18 апреля фигурирует еще и Не 111, упавший на франкистской территории, но он числится как

«потерянный в летном проишествии».

Через два дня обстановка повторилась, и снова жертвами республиканских летчиков, по их докладам, стали два «Юнкерса». 22 апреля над Бильбао были сбиты бомбардировщик и истребитель соперника, но за эту победу республиканцам было нужно заплатить дорогую цену. Франкистам удалось сбить два И-15, в одном из которых погиб начальник эскадрильи «чатос» капитан Фелипе дель Рио.

По окончании его смерти эскадрилью возглавил капитан Бакедано.

Из-за недостатка истребителей у республиканцев, на плечи пилотов И-15 ложилась фактически очень трудная ноша. Для подтверждения этого стоит привести хронику лишь одного дня боевой работы — 23 апреля:

10:00 — И-15 без боя отогнали от Бильбао франкистские самолеты. 11:20 — еще раз отогнали бомбардировщики от Бильбао. 14:20 — отряд республиканской авиации выполнил разведполет над линией фронта.

Отогнали 11 самолетов соперника, обстреляв их с громадной дистанции.
15:45 — две республиканские эскадрильи отбили налет 20 бомбардировщиков на Сан-Себастьян, сбив один самолет.
16:00 — на протяжении отражения налета на Бильбао девятки бомбардировщиков под прикрытием истребителей республиканцы сбили один Не 51 и один самолет неустановленного типа, утратив один истребитель. И без того фактически ежедневно…

Всего, же в соответствии с сообщению флота и министерства авиации республиканской Испании за апрель 1937 года авиация Северного фронта сбила в воздушных битвах пять истребителей и два «Юнкерса», утратив наряду с этим всего два самолета (не считая разбитых в авариях и стёртых с лица земли при воздушных налетах на аэропорты).

Франкисты, немцы и итальянцы признали утрату за месяц на этом месте в общем счете трех бомбардировщиков и шести истребителей.

26 апреля авиация мятежников-почти уничтожила маленькой баскский город Герника. Погибло по различным оценкам от 1500 до 1700 человек. В трех последовательных налетах на город участвовали два (по вторым даным — четыре) «Хейнкеля» Не 111, три «Савойи» SM-79 и 18 «Юнкерсов» Ju 52 под прикрытием пятерки истребителей Не 51.

До начала 60-х годов испанские историки-франкисты (а вторых в том месте попросту не было) отрицали сам факт бомбардировки Герники, Бытовала совсем абсурдная и беспочвенная версия о том, что баскские отряды, применяя при отступлении тактику «выжженой земли», якобы сами сожгли город!

Позже стали говорить о том, что целями для бомбардировщиков словно бы бы был стратегически железнодорожная станция и важный мост, а «кое-какие экипажи» отбомбились по жилым кварталам вследствие того что « ». Но и это утверждение не выдерживает критики, потому, что ни на мост, ни на станцию не упало по большому счету ни одной бомбы, а целый смертоносный груз обрушился на дома мирных обитателей.

Полностью ясно, что это был налет с целью деморализации соперника. И нужно признать, собственной ближайшей цели франкисты достигли. Практически через три дня республиканцы без боя покинули дымящиеся развалины Герники.

Но данный очень скромный армейский успех обернулся для их покровителей и мятежников большим политическим поражением. Событие взяло громадной интернациональный резонанс, а само слово «Герника» стало знаком фашистского варварства. Кроме того один из летчиков «Легиона Кондор» уверенный фашист Харро Хардер признавал в собственном ежедневнике, что ожесточённая бомбардировка Герники была неточностью, которая очень сильно ударила по престижу как франкистов, так и «легионеров».

30 апреля два республиканских морских летчика Ламба и Карраско Мартинес на «Гурду-Лезье» бомбили наступающие франкистские войска. В один момент Мигель Замбудио на втором самолете того же типа вылетел на бомбежку франкистского линейного корабля «Эспанья». Действительно, под крыльями его истребителя висели всего две 50-килограммовые бомбы. Конечно, что попадание таких бомб для линейного корабля совсем не смертельно.

Но, уклоняясь от атаки, корабль наскочил на мину и затонул.

В мае битвы разгорелись с новой силой — мятежники продолжали решительное наступление на Бильбао, прорывая так именуемое «металлическое кольцо» обороны республиканцев около города. Опять и опять маленькие баскские истребители поднимались на перехват вражеских бомбардировщиков, рвущихся к Бильбао. 6 мая город бомбили четыре раза. Пилотам «чатос» удалось в соответствии с мемуарам сбить один самолет, но официальная сводка республиканского руководства говорит лишь об

«одном вражеском истребителе, сбитом ружейным огнем».

Спустя семь дней на протяжении очередного налета зенитчики сбили Не 51. Германский пилот Ханс Вандель попал в плен. В соответствии с его показаниям, он прибыл в Испанию 22 апреля 1937 года, а с 1 по 13 мая, участвуя в битвах на Северном фронте, совершил восемь боевых вылетов.

По окончании захвата Бильбао фалангистами пилот был высвобожден.

Как уже говорилось, в последних числах Марта 1937 года на Северном фронте в первый раз показалась германская новинка — истребитель типа Bf 109В. Пилоты «Мессершмиттов» в большинстве случаев не ввязывались в маневренные битвы на горизонталях. Пребывав выше боевых порядков республиканских истребителей, они нежданно нападали с пикирования в этот самый момент же уходили на базу, пользуясь преимуществом в скорости.

По окончании первых стычек И-15 поменяли тактику, контратакуя скоростные монопланы в лоб с кабрирования при их атаке сверху. В следствии немцы стали чаще попадать под огонь в ответ. Уже 15 мая в воздушном бою на подступах к Бильбао Леопольдо Моркильяс из эскадрильи капитана Бакедано заявил о сбитии первого Bf 109.

Но все дешёвые авторам западные материалы отрицают факт смерти «Мессершмитта» в данный сутки.

На следующий сутки, 22 мая, пилоты «мессеров» по окончании недельного перерыва одержали собственную очередную победу: летчик Лютцов сбил И-15 над Бильбао. 23 мая в воздушном бою с пятью «фиатами» тройка И-15 сбила два самолета соперника. Но данный успех был оплачен смертью Хосе Диаса Мартина.

Летчик выпрыгнул с парашютом, но был казнен итальянцами в воздухе.

25 мая случился достаточно неприятный для националистов инцидент. В районе военных действий был сбит пассажирский AS.6 французской компании «Эйр Пиренеи», обслуживающий линию Байона — Бильбао. На данной машине возвращалась из Англии делегация испанского правительства.

Самолет нападали пять «Хейнкелей». Лайнер загорелся и совершил вынужденную посадку на республиканской территории, но истребители не успокоились, пока не добили машину. Пилот AS.6 француз Леопольд Гали и один из пассажиров были ранены.

Французский МИД ограничился нотой протеста.

К концу месяца жертвами атак германских истребителей стали еще два «чатос», потерянные в районе Сантадера.

В Мае республиканцы два раза пробовали перебросить на север подкрепления и пополнить собственные ВВС в этом районе через французскую территорию.

Вначале 8 мая из Реуса вылетели девять И-15 и шесть P-Z в сопровождении DC-2 с наземным персоналом. Управляли группу Альфонсо Хименес и Хосе Мара Балле. Но из-за нехорошей погоды на маршруте самолеты были вынуждены поменять курс и приземлиться на французском аэропорте в Тулузе, причем при посадке один штурмовик подломали.

Сначала все шло нормально — французские механики залили баки и совершили все нужные работы на автомобилях, но скоро показался голландский полковник Лунн и обстановка коренным образом изменилась. Дело в том, что голландец воображал Лигу Наций, и в его обязанности входило осуществлять контроль невмешательство Франции в гражданскую войну. По его распоряжению около самолетов выставили охрану, а всех испанцев отвели в ангар.

Было заявлено, что матчасть и летчики интернированы и возвратятся в Испанию лишь по окончании окончания войны.

Но в следствии консультаций с привлечением испанского консула стороны пришли к мировому соглашению. Дело в том, что испанцы нашли пункт в интернациональном праве, в соответствии с которому Франция обязана предоставлять собственные аэропорты терпящим бедствие самолетам и была в праве задержать их не более чем на 24 часа. На протяжении переговоров оказалось, что уже прошло 23 часа, и испанские летчики решили лететь обратно.

Из-за отсутствия на аэропорте автостартеров механикам при запуске моторов было нужно проворачивать винты вручную. Для одного из них (Фран-циско Луиса Гарки) это закончилось безрадосно — пропеллером ему оторвало руку.

Провалом завершилась и вторая попытка перелета 17-го числа. Тогда эскадрилья И-15 в сопровождении пары «Дугласов» совершила вынужденную посадку в Пау. На аэропорте не нашлось достаточного количества авиабензина, и испанцы опять попали «в лапы» представителей Лиги Наций.

И снова автомобили были возвращены в Испанию через Каталонию.

Лишь 21 мая удалось перебросить в Басконию такие нужные самолеты. Первым полетел СБ (начальник экипажа — Тхор), что разведал погоду на маршруте Желала — Сантандер. Затем стартовали и (имеется И-15 и два невооруженных «Гурду-Лезье», каковые благополучно преодолели около 350 км и совершили посадку в Сантандере.

В июне длились бои не на жизнь а насмерть на ближних подступах к Бильбао. Город подвергался постоянным бомбардировкам. Каждый день в небе кипели воздушные схватки, каковые вела эскадрилья И-15 капитана Бакедано. Лишь за первые 14 дней июня на Северном фронте республиканцы претендуют на 29 сбитых самолетов соперника (!), а также — на два Не 111.

В действительности утраты националистов выглядят следующим образом: четыре «Фиата», сбитых в воздушных битвах; четыре бомбардировщика, стёртых с лица земли при налете на аэропорт в Логроно и еще четыре самолета, сбитых ПВО — всего 12 автомобилей, что, в общем, также много, учитывая слабость истребительной авиации республиканцев.

Третьего июня мятежники понесли тяжелую утрату — на протяжении разведывательного полета над линией фронта разбился транспортный Эйрспид «Энвой» AS.6 (№41-1). В трагедии погиб один из фаворитов путчистов генерал Мола, и два штабных офицера и два германских летчика.

Утром 5 июня 4-я эскадрилья «чатос» взлетела с аэропорта Ламиако под Бильбао на отражение налета многочисленной группы «Юнкерсов», шедших под прикрытием «Мессершмиттов» и «Фиатов». Зено в составе Бакедано, Моркильяса и Сан Хосе нападало ведущую тройку «бомбовозов» и сбило флагман, но и само попало под удар «мессеров». Немцам удалось поджечь И-15 пилота Панадеро, но тот на горящей машине контратаковал соперника (по докладу летчика «мессер» был сбит, но перечни утрат «Легиона Кондор» этого не подтверждают), заодно потушив возгорание.

Преследуя бомбардировщики, Моркильяс сбил еще один Ju 52. На протяжении боя республиканцы израсходовали целый боекомплект. На протяжении посадки практически невооружённые самолеты попали под удар «Фиатов». Итальянцы сожгли один «чато», но, увлекшись атакой, прозевали одиночный И-15, возвращашийся на аэропорт по окончании ремонта.

Но пилот Рафаэль Магринья воспользовался внезапностью и в атаке с пикирования расстрелял вражеский самолет. По итальянским данным в кабине сбитого «Фиата» отыскал собственную смерть узнаваемый ас (пять побед в Испании) тененте Гуидо Пресел.

11 июня республиканские зенитчики сбили в районе Бильбао «редкую птицу» — штурмовик «Хеншель» Hs 123 (№24-2). Германский пилот Вилмсен погиб.

Скоро было решено перебросить на Север с Центрального фронта девятку И-16 под руководством лейтенанта Валентина Ухова. 17 июня с аэропорта Алькала-де-Энарес взлетели восемь «ишаков» (девятая машина осталась из-за поломки) и забрали курс на север. Скоро к ним присоединился фаворит — СБ под управлением умелого летчика Сена-торова. Всего в состав эскадрильи, кроме В.Ухова, входили: И.Евсевьев, Н.Демидов, С.Кузнецов, А.Зайцев, Н.Козырев, В.Николаев и В.Жунда.

СБ и четверка истребителей смогли приземлиться на аэропорте Альберисия, а остальные автомобили -на полевой площадке Эскис, что в 15 км от Сантандера. Практически перед самым прибытием аэропорт проштурмовала эскадрилья «Фиатов», которая сожгла один «Бреге» и повредила И-15 (восстановлен на следующий сутки).

Заправившись, «ишаки» перелетели в Эскис, где из них организовали 5-ю истребительную эскадрилью «москас». В тот же сутки они вылетели на патрулирование в район линии фронта, где атаковали девятку «фиатов» и сбили два из них (места падений отысканы наземными армиями).

15 июня «баскская авиация» бесполезно пробовала нападать пара судов мятежников в Бискайском заливе. 16 июня отмечено в документах смертью франкистского разведчика Не 70 вместе с экипажем. Самолет отнесен на счет республиканских зенитчиков.

17 июня Бильбао пал, и «чатос» с аэропорта Ламиако перелетели в Альберисию. В тот же сутки аэропорт Альберисии в очередной раз про-штурмовали «Фиаты». Атакой с пикирования итальянцы сожгли «Бреге-XIX» и повредили И-15, только что восстановленный по окончании ремонта.

18 июня эскадрилья СБ с аэропорта Лерида бомбила захваченный незадолго до Бильбао. Один из бомбардировщиков при возвращении подвергся нападению тройки «Фиатов» (летчики позднее написали в докладе, что на борту истребителей были нарисованы тёмные пантеры). Интернациональный экипаж в составе начальника эскадрильи Сенаторова, навигатора Душкина и стрелка чеха Мирека не только благополучно приземлился, но и смог сбить одного из нападавших.

Примечательно, что бой замечал с почвы штабной офицер Олег Соболевский (в Испании — псевдоним «Кутюрье»). Потом он официально подтвердил факт победы. не меньше Примечательно, что франкисты категорически отрицают какие-либо утраты самолетов за данный сутки…

30 июня по тревоге взлетели все боеспособные истребители республиканцев — наземные посты наблюдения сказали о приближении свыше сотни самолетов соперника (что, но, являлось явным преувеличением).

Эскадрилья Ухова нападала Ju 52 и SM.81, а «чатос» эскадрильи Бакедано выбрали целью гидросамолеты «Хейнкель» Не 59 , каковые шли под прикрытием Не 51 (всего 40 автомобилей). Девятка «чатос» смогла прорвать заслон «Хейнкелей», но тут сверху их нападала несколько «Мессершмиттов». Германским пилотам удалось поджечь И-15 капитана Бакедано.

На горящей машине комэск все таки атаковал строй Не 59 и сбил один самолет, а после этого выпрыгнул с парашютом.

К месту его приводнения, отстреливаясь от «мессеров» из единственного пулемета, устремился сторожевой катер. На полном ходу моряки выхватили Бакедано из воды. Но немцы не оставили в сторожевик в покое. Ливневой дождь огня обрушился на палубу, где лежал истекающий кровью летчик. Были ранены два матроса и пулеметчик. Бакедано взял еще пара ранений.

Подойдя к охваченному огнем причалу, моряки под осколками бомб покинули полусгоревшее судно и перенесли своих товарищей и лётчика в подвал портового склада…

Не обращая внимания на все усилия докторов, Бакедано 9 июля умер от ран. Закрывая начальника, его ведомый Магринья сбил «Хейнкель». Помимо этого, в этом бою были подбиты истребители Фео и Сан Хосе, но летчики смогли благополучно посадить собственные самолеты.

Затем боя руководство 4-й эскадрильей «чатос» передали капитану Леопольдо Моркильясу.

5 июля республиканцы начали большую наступательную операцию на Брунете и солидную часть «Легиона Кондор» перебросили на Центральный фронт. На севере остались лишь испанцы и итальянцы. Ввиду для того чтобы развития событий господство в воздухе на время перешло к республиканской авиации.

Советские добровольцы стали чаще выполнять вылеты на «свободную охоту».

12 июля закончилась командировка Ухова и 5-й эскадрильей «москас» начал командовать И.Евсевьев. Спустя семь дней на борту DC-2 авиационной почтовой работы LAPE в Альберисию прибыли 10 (по другим сведеньям — девять) испанских летчиков, прошедших летную подготовку в Кировабаде. В СССР они освоили Р-5, но на Северном фронте летали на оставшихся в строю бомбардировщиках.

Народ был обстрелянный — несколько ранее вести войну под Брунете.

На сегодня удалось установить лишь восемь фамилий и имён: Леанардо Альварес Куилес, Кармело Диас Баланза, Хоакин Маркес Мукос, Дионисио Экспозито Нуавалос, Сальвадор Торрес Лопес, Рафаэль Алонсо де ла Мадрид, Ама-део Хименес Наварро и Мануэль Касес Хуан.

23 июля в Астурию прибыли восемь истребителей Бристоль «Бульдог» и столько же «Потезов-25», закупленные местным правительством в Эстонии. Из этих автомобилей организовали отдельную эскадрилью, которую возглавил Гонсалес Фео.

До начала августа активность франкистской авиации была низкой. Интенсивные боевые действия возобновились лишь по окончании окончания боев под Брунете. Для помощи нового наступления фалангистов, целью которого был город Сан-тадер, на север снова перебросили целый «Легион Кондор», и большие силы итальянского авиационного корпуса.

Уже 7 августа немцы организовали первый налет на аэропорт в Сантандере, а к 14-му числу в битвах принимали участие 18 Ju 52, 14 Не 111 из К/ 88, 8 Не 70 и 3 Do 17 из А/88, 18 Не 51 и 9 Bf 109 из J/88. Авиацию националистов воображали 7 Ju 52, 6 «Аэро» А 101, 12 Не 45 и 9 Не 51. Не меньшим числом самолетов располагали и итальянцы.

Республиканцы пробовали противопоставить данной армаде «предупредительные» налеты на аэропорты соперника. Так, 1 августа эскадрилья СБ бомбила Бургос. По докладам экипажей, было стёрто с лица земли шесть из семи пребывавших в том месте самолетов.

12-го и 13-го числа «катюшки», ведомые Сенаторовым, бомбили Леон, где по сообщениям летчиков «появились пожары».

В начале месяца при отражении налета на Хихон был ранен пилот «моски» Василий Николаев. Летчик, но, довел самолет до аэропорта, приземлился и был послан в больницу.

Одвременно с этим остался без автомобили и испанец Рафаэль Магринья — в сражении над Торрелавегой его «чато» взял более двухсот пробоин.

Все же испанец привел истребитель к собственному аэропорту, но при заходе на посадку заклинило трудившийся с перебоями двигатель. Чуть колеса коснулись почвы, как отвалилось хвостовое оперение. И вот Рафаэль Магринья стал подолгу убивать время у оставшегося без пилота истребителя Николаева…

В маленькие перерывы между боями Евсевьев и Кузнецов, хорошо овладевший испанским языком, начали заниматься с Магриньей. Испанец был талантливым учеником. И скоро, освоив И-16, он перешел в эскадрилью Евсевьева.

В августе заболели и на долгое время выбыли из строя летчик 5-й эскадрильи Владимир Жунда и начальник 4-й аэ Леопольдо Моркиляс. На место Моркиляса пришел Ладислао Дуарте. 3 августа погиб Хулиан Фернандес Мартин.

По одним данным он был сбит на «Бульдоге», а по вторым — на «чато».

14 августа мятежники с юга начали наступление на Сантандер. Атаку 4-й дивизии наваррских стрелков поддержали с воздуха 35 германских и 25 франкистских бомбардировщиков, и 17 германских и 9 испанских истребителей. Республиканцы неверно выяснили место грядущего вражеского удара и сосредоточили собственные самолеты на втором участке фронта.

В следствии единственным препятствием для авиации франкистов в первоначальный сутки наступления была республиканская зенитная артиллерия, которой удалось сбить один «Юнкерс».

16-го числа стороны обменялись ударами по аэропортам: республиканцы «посетили» Виторию, где пребывали восемь самолетов, а немцы бомбили площадки в окрестностях Сантадера. Германские летчики бодро заявили о 12 стёртых с лица земли самолетах соперника, что составляло фактически всю численность республиканской авиации в данном районе! В данный же сутки фалангистам удалось прорвать фронт и глубоко вклиниться на республиканскую территорию.

На следующий сутки над Вильяркадо случилось пара воздушных боев, в которых республиканцы сбили два самолета соперника (в этом случае их доклады не расходятся с данными неприятной стороны — итальянское руководство 17-го числа списало два самолета: «Фиат» CR.32 и «Ромео» Ro.37). Германские летчики заявили о двух сбитых И-16 и одном И-15.

17 августа, в ответ на резкое ухудшение обстановки на Севере, из-под Мадрида в Басконию через территорию, занятую франкистами, перебросили еще одну эскадрилью И-16 (9 автомобилей). Привел ее, как неизменно на своем СБ, комэск Сенаторов. Борис Смирнов наглядно обрисовал собственные ощуще

SILENZIUM The battle goes on (Неба утреннего стяг). Исправленый звук

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: