«Чайки» и «бисы» в небе над измаилом

      Комментарии к записи «Чайки» и «бисы» в небе над измаилом отключены

Утром 22 июня 1941 года от Балтики до Чёрного моря вспыхнули бессчётные воздушные сражения лётчиков люфтваффе и их союзников против ВВС РККА и ВМФ. на данный момент очень тяжело выяснить, кому из советских военных лётчиков в собственности первая победа ВВС Красной армии. Большая часть же подробностей боя, в котором собственный первый вражеский самолёт сбили флотские истребители, удалось установить по свидетельствам его участников с обеих сторон — лётчиков Королевских ВВС Румынии и советской 96-й истребительной эскадрильи ВВС Дунайской военной флотилии.

На защите базы флотилии

Первый воздушный бой лётчиков ВВС РКВМФ над Измаилом, базой Дунайской флотилии, случившийся в первоначальный сутки войны, был добросовестно и детально обрисован в отечественной научно-популярной литературе ещё в советское время. По всей видимости, такое описание, не смотря на то, что и достаточно лаконичное, в первый раз показалось в хрестоматийной книге П. Н. Иванова «Крылья над морем», изданной в первой половине 70-ых годов XX века:

«Рано утром 22 июня 1941 года 96-я эскадрилья в составе 16 истребителей И-16 и И-153 под командой капитана А. И. Коробицына на подступах к Измаилу встретила 12 румынских бомбардировщиков. Отечественные лётчики врезались в боевой порядок соперника и сбили 5 самолётов. В этом бою лейтенант М. С. Максимов открыл боевой счёт лётчиков Черноморского флота. Второй бомбардировщик стёр с лица земли лейтенант А. П. Борисов, а третий был сражён капитаном А. И. Коробицыным.

Два вторых вражеских самолёта в групповом бою сбили лейтенанты Б. В. Маслов и А. А. Малиновский».

Это описание содержит неточность в отношении матчасти 96-й ОИАЭ – на 3 июня эскадрилья в составе 17 экипажей имела на вооружении 13 И-15бис, из них один неисправный, и три И-153. Помимо этого, как будет ясно из предстоящего повествования, бой случился вовсе не рано утром.

«Чайки» и «бисы» в небе над измаилом
Персональный состав 96-й ОИАЭ на полевом аэропорте, лето 1941 года.

В центре в лётном шлеме начальник эскадрильи А. И. Коробицын (фото предоставлено М. Э. Морозовым).

Потом в важном коллективном труде «Боевая летопись ВМФ 1941–1942», написанном с применением документов ЦВМА и изданном в первой половине 80-ых годов XX века, указано фактически время боя, и уменьшилось количество сбитых самолётов соперника: «В 13 ч. 20 мин. в воздушном бою над Измаилом истребители 96-й отдельной авиаэскадрильи сбили 3 самолёта, один самолёт соперника сбит зенитной артиллерией».

Подробное описание событий 22 июня покинул их участник, начальник эскадрильи капитан Александр Иванович Коробицын:

«…Примерно в восемь часов утра наблюдатель с командного пункта эскадрильи доложил, что со стороны границы показалась несколько самолётов, следующих курсом на Измаил на высоте 1000 метров.

Граница была рядом, упреждения никакого! Я дал приказ на взлёт всей эскадрильей. Приказал рассказать об этом на КП Дунайской военной флотилии и сам со звеном вылетел последним. В сознании ещё было сомнение: а что если это какая-то неточность? Но оно совсем провалилось сквозь землю, в то время, когда первое звено встреченных нами бомбардировщиков начало сбрасывать бомбы на Измаильский порт.

Убедившись, что перед нами неприятель, я отдал приказ нападать его.

Позднее поступила информация, что налёт на Измаил совершили 12 бомбардировщиков СЭТ-15 [имеется в виду устаревший румынский разведчик SET 7K, которым советские лётчики именовали все самолёты семейства IAR 37/38/39 – прим.авт]. Самолёты этого типа представляли собой двухместный биплан, похожий на коммунистический Р-5. Если судить по тому, что отечественные истребители И-15бис имели перед ним заметное преимущество в скорости, вражеские бомбардировщики не летали стремительнее 250 км/ч.

Первые атаки мы произвели организованно – звеньями, все последующие – в одиночку. Собрать в единый строй лётчиков в завязавшемся бою выяснилось уже нереально. Управление в воздухе на истребителях И-15 осуществлялось лишь посредством эволюций самолёта ведущего, а его легко возможно было утратить из виду.

Но и вынужденные функционировать самостоятельно, лётчики отечественной эскадрильи сбили 5 вражеских бомбардировщиков, сорвав их попытку стереть с лица земли суда в Измаильском порту, и возвратились на аэропорт без утрат.

Счёт самолётам, сбитым черноморскими лётчиками, открыл лейтенант М. Максимов. Ему понадобился опыт воздушных битв на Хасане, где он взял орден Красного Знамени. Практически сразу после первого боя под Измаилом этого ордена были удостоены кроме этого лейтенант А. Борисов и я – за стёртые с лица земли вражеские бомбардировщики. Ещё по одному светло синий-15 сбили лейтенанты А. Малиновский и Б. Маслов.

Последний вынудил нас поволноваться. Его И-15 приземлился на аэропорте позднее всех, израсходовав целый запас горючего, с множеством пулевых пробоин на фюзеляже. Выяснилось, Б. Маслов продолжительно преследовал самолёт соперника и стёр с лица земли его на большом растоянии над чужой территорией».

В подробном рассказе Коробицына, к сожалению, кроме этого присутствуют бессчётные неточности, характерные для воспоминаний, записанных большое количество позднее происходивших событий. К примеру, Александр Иванович ошибается в хронологии и относит время налёта к 8 часам утра, не смотря на то, что бой состоялся на три часа позднее. Но в целом его описание возможно принять как дополнение к перечисленным выше источникам – конечно, с определённой долей критики.

Храбрецы воздушного боя над Измаилом: начальник 96-й ОИАЭ Александр Иванович Коробицын, его помощник Лаврентий Порфирьевич командир и Борисов звена Михаил Сергеевич Максимов.

Ещё более подробное описание событий даётся в книге А. П. Дорохова «Морские лётчики в обороне Одессы», изданной в первой половине 80-ых годов XX века:

«…Вечером поступило сообщение, что с вражеского аэропорта встала несколько самолётов и забрала курс на Измаил. Над отечественным аэропортом взвилась зелёная ракета. За ней в атмосферу встали 16 истребителей эскадрильи и, ведомые капитаном Коробициным, пошли навстречу пиратам.

Соперника встретили на подходе к Измаилу. Летели девять румынских бомбардировщиков…

…Бомбардировщики шли плотным строем и ощетинились пулемётным огнём. Истребители нападали их звеньями. И начался воздушный бой. Первый в небе Черноморья.

Надрывный рёв десятков моторов, треск пулемётных очередей, ужасный свист металла – всё слилось в неспециализированный шум. Отечественные лётчики стремились занять удачную позицию для атаки. Лейтенант Михаил Сергеевич Максимов летал на биплане И-153.

За конфигурацию верхних плоскостей данный самолёт нежно именовали «чайкой». Под прикрытием ведомых начальник звена нападал с задней полусферы ближайший бомбардировщик и вывел из строя стрелка-радиста. Ещё одна вражеский самолёт – и пулемётная очередь упал в мутные воды Дуная.

Это первенствовал самолёт, сражённый крылатыми черноморцами. Боевой счёт открыт!

Воздушная схватка длилась. И лейтенанту Максимову, и его ведомым удалось сразить второго воздушного пирата. А скоро непрошеные гости утратили ещё один бомбардировщик.

Его сбили лейтенант Лаврентий лейтенант и Борисов Николай Черкасов.

Строй вражеских самолётов распался. Но соперник отчаянно пробовал прорваться к Измаилу. Одному бомбардировщику однако удалось оторваться от наседавших на него истребителей, и он устремился к городу.

Это увидел капитан Коробицын. Он быстро атаковал врага и открыл персональный боевой счёт сбитым автомобилям соперника.

Утратив четыре самолёта, нацисты прекратили попытки прорваться к цели и, скинув непоследовательно бомбы, повернули обратно. Отечественные истребители их преследовали. Вот уже внизу вражеская территория.

На подступах к городу Тульче черноморцы сбили совместными усилиями ещё один самолёт. Тут отличились лейтенанты Василий Куроедов, Леонид Хомутов, Александр Шота и Евстигнеев Гогмачадзе.

Предстоящее преследование было и не нужно, и рискованно. Так как оставалась опасность нового налёта на Измаил. Истребители легли на обратный курс и скоро друг за другом сели на собственный аэропорт.

Так лётчики-истребители Черноморского флота в первоначальный сутки войны открыли счёт воздушных битв и сбитых самолётов соперника.

Храбрецов первого боя встретили те, кто оставался на земле. Но посадку произвели лишь 15 лётчиков…

Стало известно, что Борис Маслов на подступах к Тульче завязал бой с вражеским бомбардировщиком и повредил его. Но экипаж соперника яростно отстреливался и продолжал полёт. Жаль было упускать «добычу», и комсомолец Маслов не прекращал атак. Но, к сожалению, не так долго осталось ждать у него нежданно замолчали пулемёты.

Было нужно возвращаться к себе. Об ожесточённой схватке с неприятелем красноречиво свидетельствовало и состояние самолёта. При осмотре в нём выяснилось сорок пробоин, оба пулемёта были выведены из строя».

Пересказ воспоминаний и документов лётчиков 96-й ОИАЭ в изложении А. П. Дорохова не только соотносится со всеми процитированными источниками, но и раскрывает новые подробности эпизода, и имена многих участников боя. Особенно Примечательно, что Дорохов обрисовывает две атаки румынских самолётов на аэропорт Измаил, и ожесточённую схватку Бориса Маслова с каким-то необычным бомбардировщиком, экипаж которого перевоплотил его самолёт в решето, а его самого ранил.

Что видели румынские лётчики?

Наконец, перейдём к описанию этих событий румынской стороной. Данный эпизод детально, с привлечением архивных воспоминаний и документов, представлен в прекрасной книге румынских историков Дана Антониу и Джеордже Чикоша «Румынская авиация в первоначальный сутки войны, 22 июня 1941 года».

Самолёты румынской 18-й разведывательно-бомбардировочной эскадрильи на полевом аэропорте, лето 1941 года

В соответствии с румынским данным, миссия по уничтожению советской авиации на аэропорте Измаил была возложена на 18-ю разведывательно-бомбардировочную эскадрилью, которая базировалась на аэропорте Сихля (Sihlea) в 10 км северо-восточнее Рымнику-Сэрат (Ramnicu Sarat). На вооружении эскадрильи состояло 9 лёгких бомбардировщиков IАR-37, руководил частью локотенент-командор Петре Захареску (Lt.Cdor.av. Petre Zaharescu).

Закрывать бомбардировщики должна была 51-я эскадрилья 5-й истребительной группы (12 истребителей He 112E) с аэропорта Рымнику-Сэрат, которой руководил кэпитан Вирджил Трандафиреску (Cpt.av. Virgil Trandafirescu).

Истребитель He 112E из состава 51-й эскадрильи 5-й истребительной авиагруппы ВВС Румынии, лето 1941 года

Выписка из издания военных действий 18-й эскадрильи выглядит достаточно скупо:

«При исполнении задания по бомбардировке аэропорта Измаил восемь самолётов IАR-37 под прикрытием восьми истребителей He-112 из 5-й истребительной группы были атакованы истребителями соперника И-153. Цель была частично нейтрализована».

Значительно больше подробностей вылета возможно почерпнуть из отчёта навигатора одного из IАR-37 локотенента Эуджена Маринеску (Lt.Obs. Eugen Marinescu):

«…Когда мы собрались, нам сказали задание. Предполагалось нападать тремя звеньями по три самолёта аэропорт Измаил и стереть с лица земли всё, что было в его пределах, и привести аэропорт в нерабочее состояние воронками от 54 бомб весом по 50 кг. Для большей эффективности бомбардировки высота сброса бомб устанавливалась в 400 метров…

…По самолётам! Запуск двигателей, после этого выруливание на взлёт и старт по одному, после этого формирование звеньев над аэропортом и, наконец, полёт в сторону цели с комплектом 1500 метров над уровнем моря. Звенья выстраиваются одно за вторым, в шахматном порядке.

Скоро мы пересекли Дунай, приблизительно в 20 км к югу от Галаца, после этого отправились к Измаилу, что возможно было заметить уже на расстоянии, поворот на 90 градусов над дельтой Дуная, и вот мы уже были над южной окраиной аэропорта.

Сейчас нужно было выполнить бомбометание. Я прицелился, надавил на кнопку сброса, и в пара секунд всё закончилось. По окончании сброса бомб стали появляться маленькие, но бессчётные облачка белого дыма. Они оказались пара раз сбоку, спереди либо позади отечественного бомбардировщика, на котором я был в качестве наблюдателя (пилот аджутант Никулае Тьоса (Adj.av. Tiosa Niculae) и стрелок сержент Йон Якоб (Serg.mitr.

Iacob Ion)). В первоначальный момент я не осознал, что по нам стреляли зенитные орудия, защищавшие аэропорт. Я взглянул назад и заметил кроме этого завесу поднимавшейся пыли – это отечественные бомбы взрывались на аэропорте.

Одновременно с этим я заметил И-15, заходивший нам в хвост. Его было прекрасно видно, и я наблюдал, как он мечется вверх и вниз, влево и вправо, а Йон Якоб старается поймать его в прицел. На его капоте было видно броское пламя, вырывавшееся из стволов пулемётов.

Но и Якоб отправлял из собственного «браунинга» в нападающего одну за второй долгие очереди, а после этого внезапно И-15 выпустил облако тёмного дыма, взмыл вверх, а позже перешёл в пике и провалился сквозь землю сзади.

Мы не смогли следить за его падением, по причине того, что справа от нас, мало сзади и выше, самолёт, пилотируемый лётчиком аджутантом И. Константинеску, отправился вниз и упал на землю, вернее, в дунайские плавни, каковые сейчас были под нами. Ни огня, ни дыма, но самолёт упал и провалился сквозь землю из поля зрения. Возможно было высказать предположение, что он был поражён последними залпами зенитной артиллерии, сопровождавшими румынские самолёты.

Данный самолёт был сбит в первоначальный сутки войны. Его утрата наложила тень на эйфорию отечественного экипажа, по причине того, что мы были уверенны, что его расстрелял тот самый И-15, что позднее нападал нас, и по окончании того, как мы его обстреляли, окутанный дымом, быстро упал. Мы пересекли Дунай, а после этого, обогнув с юга Галац, забрали путь на Сихля».

Утраты 18-й эскадрильи, в соответствии с изданию военных действий, составили два самолёта: IАR-37 тактический №39 был подбит зенитной артиллерией, произвёл вынужденную посадку и скапотировал. Самолёт был полностью разбит, лётчик был ранен. IАR-37 тактический №22 был сбит истребителями над вражеской территорией, его экипаж в полном составе пропал без вести.

IАR-37 тактический №32 из 18-й эскадрильи, совершивший вынужденную посадку, лето 1941 года — потерянные 22 июня автомобили смотрелись подобно. Реконструкция живописца Алексея Валяева-Зайцева

Издание военных действий 51-й истребительной эскадрильи значительно дополняет картину:

«…В это же время, подошло время для второй операции, для чего были выделены ещё два звена по четыре самолёта He 112 для патрулирования в районе Тульча – Измаил, дабы обеспечить прикрытие группы лёгких бомбардировщиков IAR-37, каковые должны были пересечь Дунай в районе Тульчи в сторону Измаила. Эти два звена были организованы так:

I – кэпитан Вирджил Трандафиреску, аджутант-стажар Георге Игеску, аджутант Ангел Кондруц и аджутант Александру Максим.

II – локотенент Тибериу Стэтеску, суб-локотенент Йоан Захария, суб-локотенент Теодор Моску и аджутант Йоан Павел.

Стартовали в 11:40 [12:40 по Москве – прим. авт.] и потом ожидали группу бомбардировщиков в условленном районе до 12:20. Пропатрулировав до этого часа и видя, что истребители соперника начинают взлетать с аэропорта северо-западнее Измаила, оба звена атаковали западную часть аэропорта, обстреляли из пушек и пулемётов палатку, которая, возможно, была командным пунктом и пребывала в юго-западной части аэропорта, и пара белых шатров, что находились около палатки командного пункта.

В собственном докладе суб-локотенент Теодор Моску объявил, что двумя долгими очередями сбил истребитель И-15, что он нападал на высоте около 50 метров. Второй истребитель соперника, что атаковал самолёт Моску и сделал в нём пара пробоин, был кроме этого сбит несколькими очередями из пулемётов и пушек, выпущенными суб-локотенентом Моску. Затем Моску преследовали до четырёх вражеских истребителей, пока он не пересёк границу.

Посадка самолёта суб-локотенентом Моску была выполнена грубо, по причине того, что пулями было пробито правое колесо шасси, которое при касании почвы разорвалось. Это стало причиной повреждению самолёта на посадке. Другие пробоины были взяты в правый крыльевой топливный бак, что стало причиной вытеканию бензина, а также в фюзеляж и левую плоскость».

По окончании сопоставления цитат из румынских документов с отечественными источниками складывается достаточно полная картина событий, случившихся в 13:20–13:30 по Москве над аэропортом Измаил и дунайскими плавнями.

первые уроки и Первая победа

Если судить по изданию военных действий 5-й группы, восьмёрка Хе-112 прибыла в район Измаила около 12:00 по берлинскому времени, учитывая расстояние и 11:40 время взлёта от аэропорта Рымнику-Сэрат до Измаила (150–160 км). Проболтавшись над плавнями 15–20 мин., румыны, конечно, привлекли интерес советских постов ВНОС, каковые оповестили штаб 96-й ОИАЭ. Советские истребители начали подготавливаться к вылету на перехват.

К сожалению, автору не известны снимки самолётов 96-й отдельной истребительной авиационной эскадрильи, но громадна возможность, что её самолёты смотрелись подобно этим «чайкам» ВВС Черноморского флота, снятым летом 1941 года под Николаевом

на данный момент тяжело сообщить, было ли ответ кэпитана Трандафиреску продиктовано опасностью взлёта советских истребителей, либо он просто взглянуть на часы и сделал вывод, что потом ожидать подопечных не имеет смысла и пора возвращаться на собственный аэропорт. Если судить по тому, что румыны нападали не самолёты, а палатки, опознанные как командный пункт, возможнее второе – Трандафиреску сделал вывод, что бомбардировщики опоздали либо заблудились, не мудрствуя лукаво, проштурмовал первую попавшуюся цель и убрался восвояси.

Наряду с этим лётчики первого звена румынских истребителей и ведущей пары второго звена, по всей видимости, по большому счету не видели взлетающие советские самолёты и ушли за Дунай. Этот удар «хейнкелей» по аэропорту и обрисован у Дорохова как первая бесплодная атака трёх бомбардировщиков.

Замыкающая пара румын Моску – Павел, разумеется, нападала чуть оторвавшиеся от почвы И-15бис, но сбить хотя бы один коммунистический истребитель румынскому лётчику не удалось. По окончании данной атаки «хейнкель» Моску, по всей видимости, попал под удар лейтенанта Маслова, и, не обращая внимания на заявления румынского лётчика о том, что он расстрелял нападавший его коммунистический истребитель, наверное, как раз Маслов и гнал несколько Моску до Тульчи, изрядно продырявив самолёт ведущего.

То, что другие советские лётчики не упоминают бой с румынскими истребителями, подтверждает версию про бой одиночного И-15бис с парой Хе-112. Ещё одним подтверждением этого есть наградной лист, заполненный на Бориса Маслова в первой половине 40-ых годов XX века. В нём упомянуто, что летом 1941 года он сбил Ме-109 и был ранен.

Наверное, взявший ранение и эвакуированный в больницу, коммунистический лётчик просто не смог представить полноценный доклад о столкновении с румынскими истребителями в штаб эскадрильи, и ему, как и остальным, записали сбитый «СЭТ-15».

Теодор Моску позирует на фоне собственного «Хейнкеля» He 112E, залитого маслом и бензином по окончании боя 22 июня 1941 года над Измаилом. Реконструкция живописца Алексея Валяева-Зайцева

Фактически в один момент с атакой группы Хе-112 Трандафиреску к Измаилу всё-таки подошли восемь IAR-37, каковые начали заходить для атаки аэропорта. Сейчас истребители 96-й ОИАЭ, по всей видимости, набирали высоту. Советские лётчики начали атаковать румынские бипланы в тот момент, в то время, когда те развернулись на обратный курс и пошли по малейшему пути через Измаил к Тульче.

По всей видимости, в суматохе никто из советских лётчиков не заметил бомбы, упавшие на аэропорт, и несколько Хе-112, стрелявшую по взлетающим «бисам» и «чайкам», в противном случае, что румыны прошли над портом, было принято за попытку бомбить суда Дунайской флотилии.

По румынам вели пламя все лётчики, но победы засчитали последовательно Максимову, Борисову и Коробицыну, ещё одну записали на собственный счёт зенитчики, а уже позднее добавили по сбитому «СЭТ-15» ещё и Маслову с Малиновским.

Главным кандидатом на первую победу, непременно, нужно признать лейтенанта М. С. Максимова – об этом говорят фактически все советские источники. Помимо этого, у Дорохова указано, что Максимов расстрелял самолёт соперника, в то время, когда румыны ещё шли в плотном строю. Чуть позднее одержал победу Борисов, по окончании чего сбитые румынские самолёты упали в воду, а строй группы рассыпался (но, как и строй советских звеньев).

Затем, в соответствии с воспоминаниям Коробицына, преследование осуществлялось поодиночке, и какое-либо стройное описание предстоящих событий отсутствует. Это отражено и в отчёте румынского навигатора, где указано, что они шли плотным строем и что первый сбитый самолёт (сержента Константинеску) упал в плавни – другими словами, не долетев до Тульчи. Затем у румын началось форменное бегство на собственную территорию, закончившееся вынужденной посадкой ещё одного самолёта.

Учитывая, что расстояние от аэропорта Измаил до Тульчи всего 20 км и ни про одну из побед советских лётчиков нет столько подробностей, с большой долей возможности возможно утверждать, что именно Михаил Максимов стал автором первой победы лётчиков-истребителей ВВС ВМФ в Великой Отечественной войне. Автором второй победы, вероятнее, был Лаврентий Борисов, а Коробицын и Малиновский стреляли по уходящим со понижением до бреющего полёта IAR-37, и только приняли их за сбитых. Это характерно для любых воздушных битв, тем более, принимая к сведенью то, что для большинства советских лётчиков данный бой первенствовал в жизни.

Как раз так, согласно точки зрения западных историков, смотрелись события 22 июня 1941 года над аэропортом Измаил — одни И-16, которых в том месте не было, уже горят, другие пробуют взлететь под огнём отважного Теодора Моску

Формально бой был полностью побеждён лётчиками 96-й ОИАЭ, без собственных утрат сбившими два бомбардировщика и повредившими один истребитель, но во многом этом «заслуга» румынской стороны, бесталанно организовавшей налёт. Из-за отсутствия сотрудничества между истребителями прикрытия и бомбардировщиками у румын оказался не скоординированный удар по «мирно дремлющему аэропорту», а примитивный навал. Наряду с этим подошедшие на 20 мин. раньше «иаров» «хейнкели», вместо того дабы штурмовать либо блокировать коммунистический аэропорт, пассивно утюжили воздушное пространство в стороне, только вспугнув соперника, по окончании чего, сымитировав удар, ретировались и кинули ударную группу на съедение советским истребителям.

Румынам повезло, что взлетающие «чайки» и «бисы» имели мало времени для атаки – расстояние от их аэропорта до Тульчи, как уже говорилось, составляло всего 20 км, а залетать на румынскую территорию советским лётчикам не разрещалось. Разумеется, лишь по данной причине румынским бипланам удалось избежать разгрома, а советским истребителям вправду сбить пять либо больше самолётов соперника в этом бою.

Руководству 96-й ОИАЭ также следовало учесть то, что соперника открыто прозевали. На протяжении налёта по румынам вела пламя лишь зенитная артиллерия, а атаковать врага удалось только на отходе, в то время, когда он уже скинул бомбы и уходил восвояси. Помимо этого, не действуй румынские истребители столь пассивно, финал боя мог быть совсем вторым.

Применяя превосходство собственных автомобилей в вооружении и скорости, они имели возможность и должны были нанести лётчикам 96-й ОИАЭ большие потери, в то время, когда те, забыв обо всём, рванулись за румынскими бомбардировщиками.

Разумеется кроме этого, что появляйся на месте неопытных румын германские истребители, финал боя для советских лётчиков точно был бы не таким. Чтобы накопить стать и необходимый опыт настоящими асами, советским лётчикам потребуется ещё большое количество упрочнений и времени, а платой за науку будет смерть товарищей. К сожалению, не избежал данной участи и главный герой боя лейтенант Михаил Максимов, что погиб в воздушном бою 4 апреля 1942 года…

Перечень использованной литературы:

  1. Иванов П. Н. «Крылья над морем» – М.: «Воениздат», 1973
  2. «Боевая летопись ВМФ 1941–1942» – М.: «Воениздат», 1983
  3. Котвицкий М. «Коробицын Александр Иванович» (http://airaces.narod.ru)
  4. Дорохов А. П. «Морские лётчики в обороне Одессы» – Одесса: «Маяк», 1982
  5. Aviatia romana in prima zi de razboi – 22 iunie 1941 / Dan Antoniu, George Cicos – Galati, 2007

зафиксирован звук Шофар и святой НИМБ над Израилем

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: