Цвета военного неба: король «спитфайров»

      Комментарии к записи Цвета военного неба: король «спитфайров» отключены

Непременно, английская истребительная авиация Второй мировой ассоциируется в первую очередь с прекрасным «Спитфайром». Лучшим же летчиком на лучшем английском истребителе был Джеймс «Джонни» Джонсон – данный воздушный ас не только сбил больше всех самолетов на «Спитфайре», но и вести войну на большинстве его серийных модификаций.

Джеймс Эдгар «Джонни» Джонсон (James Edgar «Johnnie» Johnson) появился 9 марта 1915 года в графстве Лестершир в центральной Англии. Во второй половине 30-ых годов XX века он окончил университет по профессии инженера-строителя и практически сразу после устройства на работу отправился записываться во Королевские вспомогательные ВВС (AAF – Auxiliary Air Force, авиационные части, укомплектованные персоналом «с частичной занятостью»). В том месте он получил отказ, не обращая внимания на уже имеющиеся пара часов налета в аэроклубе.

В следующем году он желал записаться в Добровольческий Резерв RAF (RAFVR – Royal Air Force Volunteer Reserve), но, как выяснилось, мало опоздал, и все вакансии по его графству были уже заняты, исходя из этого ему было нужно ограничиваться включением в перечень кандидатов на следующий комплект.

Цвета военного неба: король «спитфайров»
Джеймс Эдгар «Джонни» Джонсон, 9 марта 1915–30 января 2001 гг.

В конце 1938 либо начале 1939 гг. его, наконец, позвали в Лондон на медицинскую рабочую группу и зачислили в ряды RAFVR как курсанта-летчика в чине сержанта. Добровольцы-резервисты проходили летную и общеармейскую подготовку по выходным без отрыва от своих гражданских занятий, и по данной причине обучение угрожало затянуться на долгое время. В последних числах Августа 1939 года заявили мобилизацию резервистов, но курсантов начальных стадий подготовки сразу же распустили по зданиям ждать предстоящих указаний.

Таковые последовали сразу же по окончании вступления страны в войну, но из-за реструкуризации учебных подразделений, не справлявшихся с резким повышением числа курсантов, учебные полеты Джонсона возобновились лишь в декабре 1939 года. 29 февраля 1940 года он совершил первый независимый полет, 15 марта сдал первый экзамен, 24 апреля – второй, а 6 мая – третий, завершив начальную летную подготовку 24 мая с оценками «средне» по практике и теории.

В «служебной» летной школе он обучался с 25 мая по 7 августа, кроме этого окончив её со средним результатом. 10 августа новоиспеченному дипломированному пилоту присвоили временное «до конца войны» звание пайлот-офицера, а через пара дней направили в 7 OTU (Operational Training Unit), занимавшуюся подготовкой пополнений для эскадрилий «Спитфайров».

19 августа первый же полет Джонсона на современном истребителе закончился снесенным на посадке шасси, но к моменту завершения курса подготовки девять дней спустя он успел довести собственный налет на «Спитфайрах» до 23 часов 50 мин. вместо обычных для того времени 10 часов.

3 сентября Джеймс с двумя товарищами по OTU прибыл на аэропорт 19-й эскадрильи RAF, но эта часть вела тяжелые битвы, и её старшие офицеры были через чур заняты, дабы натаскивать новичков. Исходя из этого уже 5 сентября троицу отфутболили в 616-ю эскадрилью, только что выведенную из территории главных боев для переформирования по окончании тяжелых августовских утрат.

6 сентября три молодых пайлот-офицера прибыли на аэропорт собственной новой части и в тот же сутки приступили к тренировочным полетам. 9 сентября эскадрилью отвели дальше на север, где соперник оказался лишь эпизодически. 11 сентября Джонсон в составе дежурного звена был поднят по тревоге для перехвата малоизвестного одиночного самолета, о котором доложили операторы РЛС, но практически сразу после взлета летчикам дали отбой.

От взлета до посадки прошло не более четверти часа, но вылет был классифицирован как боевой, и этого выяснилось достаточно для включения храбреца отечественного рассказа в число участников Битвы за Британию.

Spitfire Mk.IA (серийный номер X4330) из состава 616-й эскадрильи RAF, на котором пайлот-офицер Джонсон 11 сентября 1940 года совершил собственный первый боевой вылет

Что весьма интересно, данный «боевой вылет» мог появляться для летчика не только первым, но и последним. Дело в том, что в аварии 19 августа он взял маленькую травму плеча, которая сначала его совсем не тревожила, но после этого каждое перемещение начало причинять боль. Со временем становилось лишь хуже, и в последних числах Сентября Джонсону было нужно пойти сдаваться медикам.

Дело появилось в ущемлении нерва по окончании перелома ключицы пара лет назад, и сейчас летчику светило списание на легкомоторные самолеты либо хирургическое вмешательство, не обеспечивавшее успеха. Джонсон выбрал операцию и на три месяца был выведен из строя, возвратившись в часть лишь 28 декабря.

На протяжении «первого пришествия» Джонсона в 616-ю эскадрилью её самолеты несли обычный камуфляж из зеленого Dark Green и коричневого Dark Earth на верхних и боковых поверхностях при ярких зеленовато-серых Sky нижних, стандартные опознавательные символы примера мая 1940 года и хорошие английские трехбуквенные обозначения с кодовыми буквами «QJ». К тому времени, в то время, когда летчик возвратился из военного госпиталя, к ним добавились новые элементы стремительного опознавания Истребительного Руководства в виде кока цвета «скай» и такой же полосы на фюзеляже, и тёмной окраски нижней поверхности левой консоли крыла.

616-я эскадрилья тогда все еще базировалась на не отличавшемся особенной активностью авиации севере Англии, занимаясь по большей части прикрытием прибрежного судоходства. 15 января на протяжении одного из патрульных полетов Джонсона с напарником навели на одиночный «Дорнье» Do 17. Оба летчика пошли в наступление и очевидно сумели повредить бомбардировщик, но после этого утратили из виду как соперника, так и друг друга, исходя из этого «немца» им засчитали лишь как поврежденного.

Эскадрилья кроме этого привлекалась к борьбе с ночными налетами, но не достигла особенных удач. 22 февраля Джонсон сумел перехватить самолет соперника, но сбить его летчику не удалось.

«Спитфайр» Mk.IIA борт P7753 «QJ-X» из состава 616-й эскадрильи, весна 1941. «Тёмное» внешнее кольцо фюзеляжной кокарды в конечном итоге желтое

26 февраля эскадрилья была переведена на южное побережье в Тангмер, поменяв по такому случаю “Спитфайры” модификации Mk.I на более новые Mk.II. С апреля эскадрилья учавствовала в “истребительных патрулях” над Францией, в которых Джонсону много раз случалось быть ведущим второй пары в звене винг-фаворита крыла «Тангмер» Дугласа Бадера.

Первую подтвержденную победу он одержал 26 июня, сбив «Мессершмитт» Bf 109 из эскадры JG 2, еще две – в июле, и в том же месяце эскадрилья прошла перевооружение на пушечные «Спитфайры» Mk.VB. Следующего подтвержденного успеха «Джонни» добился 9 августа в том же бою, в котором был сбит Бадер. Он тогда был замыкающим в звене этого аса, но сразу после вступления в бой утратил из виду напарников.

Самому Джонсону тогда засчитали один «Мессершмитт», сбитый лично, и еще один в паре.

В первых числах Сентября его прописали начальником флайта с одновременным присвоением соответствующего временного звания, а в воздушном бою 21 сентября Джонсон одержал собственные пятую и шестую индивидуальные победы, достигнув статуса аса.

За прошедшее время окраска самолетов части изменилась: в апреле убрали черный цвет с низа крыла, в июне код эскадрильи поменяли на «YQ», а в августе ввели новый камуфляж, в котором коричневый цвет заменили на серый с синеватым отливом Ocean Grey, а нижние поверхности стали светло-серыми Medium Sea Grey. Забегая вперед, возможно упомянуть, что следующим трансформацией в окраске стало введение в мае 1942 года опознавательных знаков с поменянными пропорциями и более тусклыми цветами.

Флайт-лейтенант Джонсон совместно со собственными механиками в декабре 1941 года позирует перед «Спитфайром» Mk.VB AA879 «YQ-U», выстроенным на пожертвования обитателей Манчестера

В первых числах Октября 616-ю эскадрилью опять отвели на север, где она занималась тренировками и, иногда вылетая на прикрытие конвоев. Отдых закончился 30 января 1942 года с переводом в Центральную Англию. Наступательные действия над оккупированной Европой возобновились весной, но из-за нехорошей погоды вылеты были нечастыми. Помимо этого, летчики, опасавшиеся встреч с новыми «Фокке-Вульфами» Fw 190, избегали через чур на большом растоянии углубляться на неприятельскую территорию.

Исходя из этого единственным успехом Джонсона за время второго «тура» стал записанный на его счет в апреле поврежденный Fw 190.

Потенциальным средством борьбы с новыми германскими истребителями имел возможность стать высотный Mk.VI, перевооружение на что 616-я эскадрилья закончила в июне, возобновив затем исполнение рейдов на континент. Но уже в середине июля Джонсон взял звание сквадрон-фаворита и был поставлен во главе 610-й эскадрильи, которая летала на «Спитфайрах» Mk.VB с бортовыми кодами «DW» и базировалась в Восточной Англии, неся ответственность за патрулирование над морем и практически не участвуя в воздушных битвах.

Исключением стало прикрытие десанта в Дьеппе 19 августа, и персональный счет комэска тогда возрос на 1? победы. По окончании зимовки в северной части прибрежной полосы Шотландии эскадрилью в последних числах Января 1943 года перебросили на юг, где она участвовала в полетах над Францией, делая в основном разведывательно-ударные функции, поскольку «Спитфайры» Mk.V считались уже не хватает современными для воздушных боев.

Spitfire Mk.VB (серийный номер EP254) из состава 610-й эскадрильи RAF, на котором сквадрон-фаворит Джонсон летал в августе 1942 года

В середине марта произошло очередное продвижение Джонсона по работе – он взял звание винг-коммандера и должность фаворита авиакрыла «Кенли». Под его начало попали канадские эскадрильи, летавшие на «Спитфайрах» Mk.IX, и скоро по прибытии на место летчик выбрал для себя борт EN398 из состава 402-й эскадрильи RCAF, на котором по такому случаю бортовые коды заменили инициалами обладателя. Данный самолет стал персональным истребителем аса на следующие полгода, на нем он одержал дюжина побед, доведя собственный счет до 17?.

В начале Июля обе эскадрильи крыла «Кенли» передали во 2-е тактические ВВС. Вместе с эскадрильями соединение «унаследовало» и винг-фаворита, что продолжил полеты на прошлом аппарате и одержал на нем 4? победы и еще две на резервной машине.

Следующие пять месяцев ас служил в штабе 11-й группы Истребительного Руководства, а 2 марта 1944 года возвратился на фронт, заступив на пост фаворита 144-го (канадского) крыла. Это соединение было организовано из трех сравнительно не так давно прибывших в Европу эскадрилий RCAF, и к исполнению миссий приступило 28 марта. На протяжении первого боевого вылета летчики совершили штурмовку германского аэропорта, и Джонсону с ведомым тогда было засчитано уничтожение на земле одного Ju 88.

В месяцы, предшествующие высадке в Нормандии, винг-фаворит записал на собственный счет три воздушные победы, а 15 июня повел самолеты крыла на один из континентальных аэропортов. В течение следующих 30 дней он одержал еще семь подтвержденных побед, став вторым по результативности асом Английского Содружества по окончании Мармадьюка Пэттла и лучшим на западном фронте.

Spitfire Mk.IXC (серийный номер MK392), что с марта 1944 по март 1945 гг. был персональным самолетом винг-коммандера Джонсона. Окраска истребителя относится к началу лета 1944 года, в то время, когда его обладатель был фаворитом 144-го (канадского) крыла RAF

В середине июля началась реструкуризация 2-х тактических ВВС с расформированием части крыльев и укрупнением остальных, и 144-е крыло потеряло работу . Её эскадрильи распределили по вторым соединениям, а Джонсон возвратился на прошлую должность в собственный прежнее 127-е крыло. В его составе он одержал еще три победы в августе-сентябре 1944 года, доведя собственный счет до 34 личных и 7 групповых побед.

В будущем он участвовал в боевых вылетах, но встречи с воздушным соперником были через чур редкими, и любой раз кто-то второй появился в более удачном положении для атаки.

В течение года, с середины марта 1944 по февраль-март 1945 гг., персональным самолетом винг-коммандера Джонсона был «Спитфайр» Mk.IXB с серийным номером MK392, на котором при неизменных тактических обозначениях и камуфляже пара раз поменялись элементы стремительного опознавания. Сперва это были стандартные полоса и кок цвета Sky, 4 июня добавились «полосы вторжения» около крыльев и фюзеляжа, к середине июля черно-белые полосы остались лишь снизу, а в августе-сентябре провалились сквозь землю по большому счету. В январе 1945 года на самолетах 2-х TAF были закрашены и коки с полосами Sky, дабы они не демаскировали автомобили на полевых аэропортах.

Spitfire MK.XIVE (серийный номер MV268), что в апреле-мае 1945 года был персональным самолетом начальника 125-го крыла RAF груп-кэптена Джонсона

В последних числах Марта 1945 года Джонсону присвоили звание «груп-кэптен» и прописали начальником вооруженного «Спитфайрами» Mk.XIV 125-го крыла. В том месте он выбрал себе в качестве персонального аппарата борт MV268 из состава 130-й эскадрильи. Новая должность предусматривала в основном административные функции, но от полетов новый начальник отказываться не планировал.

Последний боевой вылет он совершил 7 мая, но так и не взял шанса на повышение счета побед.

Всего за время войны Джеймс Джонсон совершил 515 боевых вылетов, совершил 57 воздушных боев и одержал 34 индивидуальные и 7 групповых побед. Сам он ни разу не был сбит, и по большому счету только в один раз (в августе 1944 года) попал под пламя вражеского истребителя.

По окончании окончания войны ас пожелал остаться на работе, и в марте 1946 года был зачислен в постоянный состав RAF в чине сквадрон-фаворита. В конце сороковых он уже винг-коммандером служил по обмену в USAF, и прошел трехмесячную командировку в Корее, во время с октября по декабрь 1950 совершив около дюжины боевых вылетов на F-80 и B-26. Никаких подробностей об этих вылетах, к сожалению, не известно, за исключением того, что вылеты на «Инвейдерах» были разведывательными, а не бомбардировочными.

Винг-коммандер «Джонни» Джонсон (второй слева) в Корее на фоне штурмовика A-26

15 марта 1966 ас вышел в отставку в звании эр-вице-маршала (вице-маршала авиации) и занялся политикой и бизнесом. 30 января 2001 года Джеймс Джонсон умер в возрасте 85 лет.

Картинки Михаила Быкова

Вести-Хабаровск. День военного разведчика

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: