Червям в небе не место

      Комментарии к записи Червям в небе не место отключены

Выкладываю на сайт увлекательные статьи из жж одного из ведущих русских историков авиации глубокоуважаемого Вячеслава Кондратьева.

Ровно 55 лет назад, 18 апреля 1961 года, в большинстве случаев негромкие и пустынные берега кубинского залива Кочинос тряслись от адского грохота. Тяжелые залпы танковых орудий и гаубиц смешивались в оглушительную какофонию с взрывами бомб, миномётных мин и ракет, скороговоркой зениток и стрелковки. А в небе сплетались пулеметныме автострады, белые широкие ленты и шлейфы НАР тёмного дыма, тянувшиеся за сбитыми самолетами.

В тот сутки наступил кульминационный момент сражения за плацдармы Плайя Хирон и Плайя Ларга, где незадолго до высадились батальоны кубинских наёмников и эмигрантов, собиравшиеся свергнуть революционный режим Фиделя Кастро. Себя они именовали Штурмовой бригадой №2506, а кастровцы дали им презрительную кличку гусанос, другими словами, черви.

Сойдя на берег 17 апреля, гусанос практически сходу встретили яростный отпор, а на следующий сутки кубинская армия, подтянув резервы, перешла в наступление и в 24-часовом бою разгромила соперника. К вечеру 19 апреля Штурмовая бригада была окружена, отрезана от моря и скоро сдалась. Из 1474 десантников 118 погибли либо пропали без вести и 1202 (по другим сведеньям — 1183) сдались в плен.

народная милиция и Кубинская армия утратили 176 человек убитыми и около 500 ранеными.

Битва на побережье сопровождалось не меньше яростными воздушными схватками. Правильнее, сражение за кубинское небо разгорелось еще до начала наземной операции. Бригаде №2506 была придана ударная авиация, складывавшаяся из 24 предоставленных ЦРУ двухмоторных боевых самолетов А-26 Инвэйдер. Данный спецавиаотряд, что базировался во Флориде, стал называться Fuerza Aerea Libertada — Освободительные воздушные силы, сокращенно — FAL.

Кубинские ВВС тогда назывались Fuerza Aerea Revolucionaria — FAR.

Инвэйдеры FAL имели достаточно замечательное наступательное оружие — по восемь крупнокалиберных пулеметов и по две тонны бомб, кое-какие автомобили дополнительно несли ракетные подвески. Но с защитным оружием дела обстояли значительно хуже. ЦРУ не удалось скоро навербовать много испаноязычных авантюристов с летной и стрелковой подготовкой для создания полноценных экипажей.

Исходя из этого на Инвэйдерах не было воздушных стрелков и они не могли самостоятельно обороняться от перехватчиков. А истребителей сопровождения для FAL почему-то не выделили. Возможно, ЦРУшники, каковые планировали и готовили операцию, оптимистично думали, что кастровские ВВС не смогут оказать хорошего сопротивления.

В Америке знали, что FAR, вооруженные ветхой американской и британской техникой, страдают от нехватки запчастей и изношенности самолётов, поскольку по окончании революции США и Англия прекратили поставки. Однако, в ЦРУ решили подстраховаться и дали приказ FAL нанести за пара дней до вторжения серию авиаударов по кубинским аэропортам, дабы стереть с лица земли FAR на земле.

Военную акцию объединили с агитационной. Перед налетами Инвэйдеры окрасили в черно-серебристые цвета кубинских ВВС и нанесли на них опознавательные символы FAR. А в американские и мировые СМИ была вброшена дезинформация, словно бы кубинские армейские летчики подняли восстание против безжалостного режима, захватили самолеты, разбомбили личные авиабазы и улетели в Соединенных Штатах.

С соответствующими рассказами выступили возвратившиеся из рейда на Кубу и проинструктированные кураторами пилоты FAL.

Сам рейд состоялся рано утром 15 апреля и имел очень вызывающий большие сомнения успех. С одной стороны, ни один участвовавший в нем самолет не был сбит, и это укрепило уверенность кураторов в том, что кубинская ПВО — не сильный и беззащитна. С другой же, не обращая внимания на бодрые доклады участников налета, заявивших об уничтожении не меньше 25 вражеских самолетов, настоящие утраты FAR были значительно меньше — всего 10 самолетов, причем большая часть из них составляли не боевые, а учебные и легкие связные автомобили.

Помимо этого, гусанос разбомбили три пассажирских Дугласа в гаванском аэропорту.

Но руководство в Лэнгли поверило летчикам, заключив , что кубинские ВВС ликвидированы, соответственно, никакая опасность с воздуха Штурмовой бригаде не угрожает. В это же время, на Острове Свободы налет расценили адекватно, осознав, что вторжение направляться ожидать в скором будущем. За оставшиеся два дня на кубинских аэропортах экстренно привели в боевую готовность все самолеты, талантливые встать в атмосферу и нести оружие.

Таковых выяснилось девять штук: два Инвэйдера, четыре поршневых истребителя-бомбардировщика Си-Фюри и три учебно-боевых самолета T-33А, воображавших собой двухместную модификацию первого американского реактивного истребителя F-80 Шутинг Стар. Т-33А вооружен двумя крупнокалиберными пулеметами и может употребляться в качестве эрзац-истребителя.

Помимо этого, увидев, что гусанос летают на самолетах в окраске FAR, жители острова свободы за пара часов перекрасили все собственные боеспособные автомобили в оливково-зеленый цвет нитроэмалью, используемой для окраски военной авто-бронетехники. Именно поэтому путаница в распознавании собственных и чужих зенитчикам и кубинским лётчикам больше не угрожала. Летный состав FAR складывался из полутора десятков молодых пилотов, свято веривших в совершенства кубинской революции и ненавидевших ее неприятелей.

В грядущих битвах эта высокая идейность сыграла ключевую роль.

Утром 17 апреля революционные ВВС взяли первый боевой приказ: атаковать десантные корабли в заливе Кочинос. На задание отправился Инвэйдер и два Фьюри. Воспользовавшись неожиданностью (десантникам заявили, что у Кастро нет авиации) пилот одного из Фьюри Энрике Каррерас Рохас сблизился с флотилией и с маленькой дистанции дал ракетный залп по борту транспорта светло синий;Хьюстон. Две ракеты взорвались у ватерлинии, через пробоины в трюм хлынула вода.

Перекрыть поступление воды не удалось и капитан на грани затопления приказал рулевому посадить судно на прибрежную отмель. второй истребитель и Бомбардировщик не добились прямых попаданий. Не обращая внимания на запоздалый пламя зениток, тройка без утрат возвратилась на базу.

Через два часа состоялся повторный налет, в котором принимали участие уже три Фьюри и два Инвэйдера. И опять Рохасу сопуствовал успех. Ему удалось всадить все шесть ракет в груженный снарядами транспорт Рио-Эскандидо, что у всех на глазах взлетел на воздушное пространство. Кроме снарядов Рио-Эскандидо вез радиостанции исходя из этого его смерть покинула Штурмовую бригаду без связи.

Пилот А-26 Лагас Морреро сумел поразить еще один транспорт, что загорелся и выбросился на берег.

Завершив атаку, самолеты развернулись на обратный курс, но тут им повстречалась несколько серебристо-тёмных Инвэйдеров гусанос, кроме этого возвращавшихся с штурмовки. Незадолго до этого под удар FAL попала торопившаяся на фронт автоколонна школы народной милиции. Революционные летчики, не долго думая, атаковали воздушного противника оставшимися снарядами.

Снова отличился Рохас, сбивший бомбардировщик, а не считая него победы одержали Лагас Морреро и Луис Алфонсо Сильва, причем Морреро и Сильва сами летели на бомбардировщиках и это был их первый воздушный бой! Придя в себя, сохранившиеся пилоты FAL вступили в схватку по-истребительному. Двоим из них удалось забрать в клещи и расстрелять Си-Фьюри Карлоса Ульсы, пилот погиб.

До конца дня жители острова свободы совершили еще один налет на эскадру вторжения, в этом случае — бесплодный. Самолет Луиса Альфонсо Сильвы взял прямое попадание боеприпаса корабельной зенитки и упал в бухту. Из трех членов экипажа никто не выжил.

Всего за первый сутки боев FAL утратили в воздушных битвах и от зенитного огня пять самолетов, а FAR — два. Так, в составе революционных ВВС осталось всего семь автомобилей, но они пока не выложили на стол собственный основной козырь — реактивные Т-33А.

18 апреля 1961 года стало решающим днем в борьбе за господство в воздухе над заливом Кочинос. На данный сутки руководство Реолюционных ВВС поставило перед пилотами задачу — перехватывать и уничтожать вражеские бомбардировщики, каковые бомбили позиции кубинских армий и пробовали воспрепятствовать переброске подкреплений в зону военных действий. Утром на боевое патрулирование вылетело смешанное звено из двух Т-33А и одного Фьюри.

На подлете к заливу летчики нашли группу Инвэйдеров, шедших в сторону моря. Пользуясь преимушеством в скорости Т-33А легко догнали соперника. Лейтенант Алваро Прендес Кинтана с нескольких заходов, расстреляв целый боекомплект, зажег один бомбардировщик, упавший в воды залива.

Остальным кубинцам повезло меньше, атакованные ими Инвэйдеры сумели уйти.

Следующий вылет перехватчиков прошел напрасно. Не встретив соперника истребители возвратились на аэропорт. Но в данный же сутки много раз отличились зенитчики. За ночь жители острова свободы перебросили к линии фронта восемь счетверенных зенитно-пулеметных установок и батарею 37-миллиметровых зенитных орудий, сравнительно не так давно взятых из СССР.

Их расчеты надежно прикрыли наземные армии, сбив еще два бомбардировщика.

Последнюю попытку нанести авианалет по кубинским позициям интервенты предприняли утром 19 апреля, и эта попытка закончилась полным фиаско. Над линией фронта четверку Инвэйдеров встретили два Т-33А под управлением Рафаэля дель Пино и Альваро Прендеса Кинтаны. Нападав с незащищенной задней полусферы, они сбили два бомбардировщика и без шуток повредили еще один, которому еле удалось оторваться от преследования. Но до собственной базы во Флориде он не дотянул и упал в море.

Последний, четвертый бомбардировщик то ли по неточности, то ли стараясь поскорее освободиться от бомбового груза, отбомбился по сахарному заводу Аустралия, где размещался штаб Штурмовой бригады. Зенитчики бригады, сделав вывод, что их атакует самолет FAR, открыли огонь и сбили Инвэйдер.

Потому, что все вылетевшие на задание пилоты FAL держали связь с базой, в том месте сходу определили об их смерти. Луис Косме, начальник Освободительных воздушных сил, каковые за два дня боев сократились ровно в два раза, в тот же час же объявил, что утраты через чур громадны и что ни один его подчиненный в атмосферу больше не встанет. Но, к тому моменту провал десантной операции был уже очевиден, а до капитуляции Бригады №2506 оставалось пара часов.

За три дня боев авиация гусанос утратила 12 бомбардировщиков. Семь из них были сбиты кубинскими самолетами, четыре — кубинской наземной ПВО и еще один — собственными зенитчиками. Кроме семи воздушных побед пилоты FAR стёрли с лица земли три транспорта и две десантные баржи.

Учитывая, что жители острова свободы задействовали всего 10 самолетов, а в их кабинах сидели летчики, каковые ранее ни при каких обстоятельствах не принимали участие в воздушных битвах и не атаковали надводные цели, таковой итог можно считать замечательным.

Червям в небе не место
Инвэйдеры FAL атакуют кубинскую автоколонну.

Один из Инвэйдеров FAL в аэропорту Майами. Самолет окрашен по стандарту кубинских ВВС и несет фальшивое обозначение FAR.

Еще один Инвэйдер гусанос с подкрыльевыми пулеметными контейнерами.

Пассажирский Дуглас DC-3, стёртый с лица земли в Гаванском аэропорту при авианалете 15 апреля 1961 года.

Незадолго до высадки Бригады №2506 в составе кубинских ВВС числились два Мустанга H-51D, но оба они взяли повреждения при бомбардировке авиабазы Сан-Антонио и не смогли учавствовать в военных действиях. Одна их этих автомобилей выставлена в армейском музее Гаваны.

Кубинские зенитчики на гаванской набережной со счетверенной установкой ДШК чехословацкого производства.

Горит и уходит под воду взорванный транспорт Рио-Эскандидо.

Си-Фьюри FAR в оливково-зеленой окраске с ракетами HVAR и подвесным топливным баком.
Внизу — Инвэйдер FAL, загримированный под FAR.

один из кубинских Си-Фьюри, участвовавший в битве за Плайя Хирон и установленный перед входом в музей этого сражения. Кубинские музейщики — такие же пофигисты, как отечественные, исходя из этого самолет несет опознавательные знаки и камуфляж, введенные в кубинской авиации только в первой половине 60-ых годов двадцатого века.

УТС Локхид Т-33А — гроза Инвэйдеров в экспозиции Гаванского военного музея. Потом — найденные на Острове Свободы обломки сбитых самолетов гусанос.

В центре левого снимка — легко узнаваемый команданте Фидель.

Один из сохранившихся самолетов FAL, установленный на эародроме во Флориде, с которого эта машина в апреле 1961-го летала бомбить Кубу.

источники:

  • http://vikond65.livejournal.com/468196.html
  • http://vikond65.livejournal.com/468374.html

НЕВОЗМОЖНО! ОГРОМНЫЕ ЧЕРВИ НА РАДИОАКТИВНОЙ ПЛАНЕТЕ В ASTRONEER

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Яростное небо эускади

    Использование авиации в гражданской войне в Испании постоянно привлекало внимание исследователей как у нас в стране, так и за границей. Сейчас показался…

  • Тревожное небо холодной войны

    Период с 1946 по 1985 годы во всемирной историографии стал называться «холодной войны». Это было временем противостояния двух совокупностей –…

  • «Чайки» и «бисы» в небе над измаилом

    Утром 22 июня 1941 года от Балтики до Чёрного моря вспыхнули бессчётные воздушные сражения лётчиков люфтваффе и их союзников против ВВС РККА и ВМФ. на…

  • Цвета военного неба: «фиаты» над ла-маншем

    Фашистская Италия вступила во Вторую мировую войну, дабы не опоздать к разделу трофеев по окончании неизбежной, как тогда казалось, победы германского…

  • В небе двух войн

    Владимир Иванович Бобров Владимир Иванович Бобров. В первый раз мы встретились с ним на одном из дальневосточных аэропортов. По земле шагала весна. Она…

  • В небо по любви или как стать линейным пилотом

    Не забывайте собственный произведение в школе: «Кем я желаю стать?». Точно, кто-то из вашего класса ответил, что желает быть пилотом. Времена идут, а…