Як-7

      Комментарии к записи Як-7 отключены

Летом 1940 г. начались опробования скоростного учебно-тренировочного истребителя УТИ-26, созданного коллективом ОКБ АС. Яковлева. Самолет продемонстрировал хорошие летные качества: скорость 586 км/ч на высоте 4500 м. Но армейские испытатели говорили о сложности управления, неприемлемую для начинающих летчиков.

Исходя из этого машину было решено доработать.

Дабы упростить технику пилотирования, поменяли, по примеру истребителя И-30, соотношение хвостового оперения и площади рулей. Всю машину перекомпоновали так, дабы переместить вперед центр тяжести. Наряду с этим взлетная масса самолета увеличилась до 2750 кг.

По окончании внесения значительных доработок был создан фактически новый учебный истребитель. Самолет УТИ-26 повторно представили на национальные опробования. Он удачно прошел их и был рекомендован для внедрения в серийное производство, под обозначением Як-7.

Снаружи самолет Як-7 был похож на Як-1, но конструктивно совсем отличался. Крыло складывалось из двух консолей, состыкованных по оси самолета, водорадиатор был увеличен и выдвинут вперед, создано новое шасси с колесами большего диаметра. Это стало причиной некоторые технологические трудности на серийном заводе, что должен был в один момент строить два типа самолетов — боевые и учебные.

Як-7

Як-7

При организации производства Як-7 конструкторы и инженеры завода попытались максимально унифицировать оба типа самолетов. Юный конструктор К. Синелыциков внес предложение, которое стало поворотным в судьбе истребителя Як-7. Его идею — установить стандартное оружие самолета Як-1 на «спарку» — многие приняли с недоверием. Но скоро АС. Яковлев разрешил разрешение переделать один готовый учебно-тренировочный самолет под установку пушки ШВАК и пулеметов ШКАС.

управление и Оборудование со второй кабины наряду с этим сняли. Освободившийся закабинный отсек возможно было применять для разных целей, что стало преимуществом по сравнению с другими самолетами аналогичного типа. Летчик С. Супрун, проводивший в июне 1941 г. опробования модернизированного так истребителя, отмечал в собственном отчете, что по технике пилотирования Як-7 лучше, чем Як-1.

Самолет прекрасно слушался рулей, был более устойчив, делал виражи на минимальной скорости 200 км/ч. При исполнении «петли» машина сохраняла управляемость в верхней точке кроме того при скорости 120 км/ч.

Серийные автомобили с двигателем М-105ПА взявшие обозначение Як-7 А уже в конце 1941 г. стали поступать в части. Фронтовые летчики скоро освоили самолет и оценили его положительно. Пара уступая Як-1 по летным данным и маневренности, Як-7А в полной мере имел возможность соперничать с Мессершмитт Bf 109Е заходя на вираже ему в хвост за один-два витка.

Неприхотливый в эксплуатации, он легко поддавался ремонту в поле. О надёжности и прочности конструкции говорит тот факт, что в первоначальный период войны довольно часто употреблялись в сущности уже списанные, несколько раз восстановленные самолеты, у которых уже не убиралось шасси и не закрывался фонарь кабины, а выработавшие собственный ресурс моторы не разрешали развить скорость более 400 км/ч. Но кроме того на таких автомобилях отечественные пилоты вылетали на штурм наземных армий соперника и наносили по ним удары мелкими бомбами и реактивными снарядами.

На протяжении серийного производства истребитель Як-7 много раз модернизировался, было выстроено более десятка разных вариантов. Так, в начале 1942 г. начал серийно выпускаться вариант Як-7б. На нем установили более замечательный двигатель М-105ПФ, держатели для шести снарядов PC либо небольших бомб, пулеметы ШКАС заменили на крупнокалиберные БС.

фюзеляж и Фонарь кабины поменяли по примеру самолета Як-16. На последнем умелом Як-7б были установлены железные лонжероны крыла, что разрешило расширить дальность полёта и запас топлива. Машина, взявшая обозначение Як-7ДИ, послужила прототипом серийного истребителя Як-9.

Проводились опыты по усилению оружия, установке двигателя воздушного охлаждения и прямоточных воздушно-реактивных двигателей.

Всего фирмами авиапромышленности было выпущено 6399 самолетов Як-7 всех модификаций.

Истребители Як-7 широко применялись на фронте в течении всей ВОВ.

Технические данные Як-7б

  • Экипаж: 1 чел.
  • Большая взлетная масса: 3010 кг
  • Размеры: протяженность х размах крыла: 8,48?10,0 м
  • Силовая установка: колич. двиг. х мощность: 1 (М-105ПФ) х 1180 л.с.
  • Большая скорость полета на высоте 3860 м.: 588 км/ч
  • Скороподьемность (средняя): 14,4 м/с
  • Практический потолок: 9900 м
  • Дальность полета: 820 км
  • Оружие: 1 х 20-мм пушка ШВАК, 2 х 12,7-мм пулемета БС
  • Большая бомбовая нагрузка: 200 кг бомб либо 6 РС-82

Особенности конструкции Як-7

  • Созданный на базе умелого истребителя И-26, УТИ-26 стал прототипам крупносерийного боевого Як-1. Снаружи он был весьма похож на Як-1 и сначала отличался только двухместной кабиной с отсутствием вооружения и двойным управлением;
  • Трехлопастный железный винт изменяемого шага. Втулка винта, через которую проходил ствол пушки, имела храповик для запуска мотора от автостартера и закрывалась легкосъемным коком;
  • Замена пулеметов ШКАС на крупнокалиберные БС разрешит значительно повысить огневую мощь истребителя. Секундный залп составил 2,9 кг (у Як-1б —2,1 кг);
  • Задняя кабина учебного Як-7 сохранялась и на военных машинах, но управление и оборудование было снято, а плексигласовый фонарь заменен фанерой. Закабинный отсек применяли для перевозки механика, и небольшого инструмента при перебазировании. Время от времени устанавливался дополнительный бензобак на 100 л.;
  • Оперение, в отличие от Як-1, цельнометаллическое. направления и рулей Дюралюминиевый каркас высоты с полотняной обшивкой;
  • Костыль хвостового колеса на первых сериях Як-1 — вольно ориентирующийся, не убираемый в полете. На протяжении производства начали устанавливать механизм уборки хвостового колеса;
  • Ферма фюзеляжа сваривалась из металлических труб. Гаргрот обшивался фанерой, а целый фюзеляж обтягивался полотном;
  • Если сравнивать с Як-1, туннель водорадиатора увеличили и перенесли вперед;
  • Цельнодеревянное двухлонжеронное крыло складывалось из двух консолей, состыкованных по оси самолета, и было обшито многослойной бакелитовой фанерой. Поверх фанеры крыло оклеивалось тканью. Между лонжеронами расположены бензобаки, закрытые снизу дюралюминиевыми панелями. Крыло оборудовано посадочными щитками;
  • Одностоечное шасси подкосного типа, с тормозными колесами большего, чем на Як-1 размера, в убранном положении всецело закрывалась щитками;

Модификации Як-7

И-26УТИ (УТИ-26, № 27) — умелый двухместный учебно-тренировочный самолет с двойным управлением в кабинах инструктора и ученика.

Як-7 УТИ (1941 г.) — серийный учебный истребитель. Планер воображал собой перекомпонованный планер истребителя И-28. Центр тяжести был сдвинут вперед. Самолет имел такое же оперение и шасси, как на И-30. Устанавливался двигатель М-105.

Оружие складывалось из одного пулемета ШКАС. Самолет стал более устойчивым и несложным в управлении, но принципиально не отличался от Як-1.

Як-7А (финиш 1941 г.) — серийный вариант истребителя на базе учебного Як-7. Оружие включало пушку ШВАК и два синхронных пулемета ШКАС. управление и Оборудование задней кабины снято.

С 1942 г. в перегрузку под крылом подвешивалось шесть снарядов РС-82. Двигатель М-105ПА

Як-7б (начало 1942 г.) — улучшенный серийный Як-7А Оружие было усилено и складывалось из пушки ШВАК и двух крупнокалиберных пулеметов БС над двигателем (вместо пулеметов ШКАС). Вторая кабина закрывалась фанерным колпаком. С середины 1942 г. устанавливался форсированный двигатель М-105ПФ (1180 л.с).

Як-7б выпускался до 1944 г. включительно.

На Як-7б последних серий «срезали» гаргрот и поменяли фонарь кабины по примеру фонаря Як-16, но закабинный отсек в фюзеляже сохранили. Было установлено более идеальное радиооборудование, улучшены внутренняя герметизация фюзеляжа, обводы туннелей и капота радиаторов, снижена масса конструкции. Скорость составляла 588—593 км/ч. Удачно прошли опробования умелого экземпляра Як-7б с герметической кабиной АЯ.

Щербакова.

Як-7В — вывозной, учебный истребитель с неубирающимся шасси, без щитков. бронезащита и Вооружение сняты. Развивал скорость до 465 км/ч. Выпускался серийно с 1942 г.

Як-7В вывозной учебный истребитель.

Як-7 — М-82 — умелый, под двигатель воздушного охлаждения М-82 Преисподняя Швецова (1700 л.с). Оружие: две 20-мм пушки и один 12,7-мм пулемет. Разработка самолета по чертежам винтомоторной группы, переданным Н.Н.

Поликарповым, была начата летом 1941 г., но продвигалась медлительно. Первый полет состоялся в последних числах Февраля 1942 г. Самолет развил скорость 615 км/ч на высоте 6400 м. Опробования и доводку прекратили, потому, что в серийное производство был внедрен истребитель Ла-5.

Як-7Р — реактивный. На самолете устанавливалась комбинированная силовая установка: серийный поршневой мотор М-105ПФ и умелые двигатели — один ЖРД конструкции Л.С. Душкина и два ПВРД ИА Меркулова.

Работы по проекту проводились в 1942 г., но не были закончены из-за отсутствия надежно трудящихся реактивных двигателей. В 1944 г. с целью проведения летных опробований под крылом серийного Як-7б были подвешены два прямоточных двигателя ДМ-4С ИА Меркулова, трудившихся на бензине. В закабинном отсеке оборудовали место испытателя.

Опробования продемонстрировали, что установка дополнительных двигателей не оправданна, потому, что при их включении скорость возрастала незначительно.

Як-7ПД (умелый) — экспериментальный высотный перехватчик с двигателем М-105ЦЦ, созданный на базе истребителя И-28.

Як-7М — пушечный, умелый. На базе Як-7б было выстроено два варианта с тремя 20-мм пушками, на одном из которых две дополнительные пушки устанавливались над мотором, на месте пулеметов БС, на втором — в крыле.

Як-7-37 — с 37-мм пушкой. В 1942 г. выстроена маленькая серия с пушкой МПШ-37 конструкции Шпитального и двумя синхронными пулеметами БС. Самолеты удачно использовались против бомбардировщиков.

В начале 1943 г. на умелой серии Як-7-37 проходила войсковые опробования пушка НС-37 конструкции Ну-дельмана и Суранова. Установлены автоматические предкрылки.

Як-7ДИ (дальний истребитель) — модификация Як-7б с значительно облегченной конструкцией крыла. Замена древесных лонжеронов на дюралюминиевые дала выигрыш внутреннего объёма и массы крыла. Крыло стало легче на 150 кг, емкость бензобаков увеличилась более чем на 200 л, дальность полета возросла до 1310 км.

Оружие включало пушку ШВАК и один пулемет УБС. Рекомендован к производству, в серии взял обозначение Як-9.

Дальний истребитель Як-7ДИ

Як-7Л — экспериментальный самолет, на котором летом 1944 г., в первый раз в СССР, были испытаны новые скоростные (ламинарные) профили крыла.

Боевое использование Як-7

3 ноября 1943 г. ассистент начальника 519-го истребительно авиаполка лейтенант В А Башкиров перегонял Як-7А на новый аэропорт. В отсеке за его кабиной был механик самолета. На маршруте летчик увидел одиночный Ju 88, по всей видимости, ведущий разведку. Башкиров решил нападать его. Соперник постарался уйти от атаки со понижением до бреющего полета, но на высоте 100 м был настигнут и подбит с расстояния 50 м сзади-сверху. При выходе из атаки Башкиров сам был атакован четверкой FW-190.

Як-7А сумел уклониться, и ведущий первой пары на громадной скорости проскочил вперед. Бакширов, сделав маленький поворот в сторону соперника, сбил его. В это же время в наступление отправилась вторая пара FW190. Летчик истребителя Як-7А снизил скорость, быстро сбавил газ и подбил ведущего второй пары. Германский истребитель загорелся и, совершая резкий разворот, дабы сбить пламя, столкнулся со своим ведомым.

Оба самолета развалились в воздухе. Так, соперник утратил четыре самолета, отечественные же механик и лётчик не взяли и царапины.

Летчик 519-го истребительного авиаполка С. Колесниченко в одном из боев на протяжении сражений на Курской дуге огнем собственного Як-7б стёр с лица земли два Bf-110 и один FW190. За период Курской битвы он сбил 16 германских самолетов.

Выпуск самолётов Як-7 (1941 — 1944 гг.)1

Модель Завод 1941 1942 1943 1944 Всего
Як-7УТИ №301 186 186
Як-7 вторых модификаций №153 21 2211 2656 4888
№82 215 640 465 1320
№21 5 5
ВСЕГО: 207 2431 3296 465 6399

Примечания:

  1. Статистика серийного выпуска самолётов Як-7 приводится по изданию: История отечественной авиапромышленности. Серийное самолётостроение, 1910-2010 гг./Под общ.ред. Д.А. Соболева. М.: РУСАВИА, 2011. — 432 с.: ил., с. 156 [?]

World of Warplanes: Як-1/Як-7. Выбираем.

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Як-1

    Самолеты И-16 и И-153, составлявшие базу истребительной авиации, в конце 30-х годов уже не отвечали требованиям современного воздушного боя. Исходя из…

  • Пикирующий бомбардировщик пе-2 (пб-100).

    Разработчик: ОКБ Петлякова Страна: СССР Первый полет: 1940 г. Пикирующий бомбардировщик Пе-2 был самым массовым советским бомбардировщиком периода ВОВ….

  • Истребитель тяжелый пушечный — итп.

    Разработчик: Поликарпов Страна: СССР Первый полет: 1942 г. 1940 год был весьма напряженным для Поликарпова: внедрение и доводка в серию истребителя…

  • Истребитель и-4. фото. история. характеристики.

    И-4 («истребитель четвертый») – легкий одноместный коммунистический полутораплан-истребитель. На момент его создания считался самый манёвренным самолетом…

  • Скоростной бомбардировщик сб (ант-40-2, сб-2ис).

    Разработчик: ОКБ Архангельского Страна: СССР Первый полет: 1934 г. Будущее СБ-2ИС (АНТ-40-2) сложилась более удачно, чем СБ-2РЦ. К 15 мая 1934 года…

  • Тяжелый истребитель гр-1 (идс).

    Разработчик: Грушин Страна: СССР Первый полет: 1941 г. Одним из наименее известных тяжелых истребителей, созданных у нас незадолго до войны, был так…