Як-1

      Комментарии к записи Як-1 отключены

Самолеты И-16 и И-153, составлявшие базу истребительной авиации, в конце 30-х годов уже не отвечали требованиям современного воздушного боя.

Исходя из этого в 1939 г. был заявлен конкурс, целью которого было создание в маленький срок истребителя нового поколения, не уступающего лучшим зарубежным примерам, и привлечение к работе молодых гениальных авиаконструкторов.

В течение 1939—1940 гг. конструкторские коллективы создали и предъявили на опробования более десятка типов умелых скоростных боевых автомобилей. Это произошло, потому, что во второй половине 30-х годов советская авиапромышленность освоила производство нескольких новых типов замечательных высотных двигателей, железных воздушных винтов изменяемого в полете шага, крупнокалиберных пулемётов и авиационных пушек.

Одним из истребителей, прошедших летные опробования и принятых на вооружение ВВС, был И-26, спроектированный в ОКБ А.С. Яковлева. К тому времени этим коллективом был накоплен богатый опыт создания учебных и легких скоростных спортивных самолетов.

Трудясь над военной машиной, конструкторы старались применять недефицитные материалы, добиться мельчайшей массы, лёгкости пилотирования и высокой скорости.

К проектированию истребителя приступили в мае 1939 г. Первый полет опытного образца состоялся 13 января 1940 г. Заводские опробования проводил летчик-испытатель Ю.И. Пионтковский. Уже на протяжении второго полета была достигнута скорость 587 км/ч на высоте 5100 м. Самолет владел хорошими летно-пилотажными качествами, был несложен в управлении. Но 27 апреля, на протяжении одного из полетов, случилась авария. Летчик-испытатель погиб.

При выяснении обстоятельств трагедии нашли производственный недостаток. Однако 10 июня И-26 был передан на национальные опробования в НИИ ВВС РККА, каковые удачно завершились в ноябре 1940 г.

Як-1

Истребитель ВВС РККА Як-1

На основании советы армейских испытателей было издано постановление о срочном запуске истребителя в серийное производство, причем еще до окончания госиспытаний. В декабре 1940 г. самолет взял обозначение Як-1. Начавшаяся вторая мировая война заставляла форсировать темпы внедрения новой боевой техники.

Но освоение шло медленнее, чем ожидалось — до Января этого года ВВС РККА было передано всего 64 автомобили. В будущем темпы производства увеличились — в первой половине 1941 г. выпущено 335 экземпляров, а до Января этого года — еще 1019.

Истребитель Як-1 воображал собой моноплан с двигателем и низкорасположенным крылом жидкостного охлаждения М-105 (модификации ПА и ПФ) мощностью 1050—1180 л.с. Конструкция смешанная: неразъемное древесное крыло, сварной из металлических труб фюзеляж, полотняная обшивка, оперение и дюралюминиевые капоты. Характерными чертами самолета были небольшой несложная конструкция и вес, что делало его несложным в массовом производстве.

Оружие складывалось из пушки ШВАК (120 снарядов) и двух синхронных пулеметов ШКАС (1500 патронов), расположенных над двигателями.

На протяжении серийного производства самолет много раз модернизировался. В частности, были поменяны остекление и оборудование кабины, установлена радиостанция, облегчена конструкция. Помимо этого, изменялись двигатели, фонарь и вооружение кабины.

Истребитель его-1 варианты и як строились до 1944 г и использовались в течении всей войны. Уже в 1941 г. самолетами Як-1 были вооружены 4 из 11 истребительных авиаполков ПВО Москвы. На этих автомобилях начинали собственный боевой путь французская эскадрилья «Нормандия» и полк «Варшава» 1-й истребительной авиадивизии Войска Польского.

Всего за войну было выстроено 8271 самолет Як-1 всех модификаций.

Среди созданных под управлением АС. Яковлева крылатых автомобилей разных классов и назначения самолет Як-1 занимает особенное место. Он стал родоначальником целого семейства более идеальных «яков», созданных на его базе.

Характеристики Як-1

  • Экипаж: 1 чел.
  • Большая взлетная масса: 2858 кг
  • Размеры: протяженность х размах крыла: 8,48?10,0 м
  • Силовая установка: колич. двиг. х мощность: 1 (М-105П) х 1050 л.с.
  • Большая скорость полета на высоте 4950 м: 578 км/ч
  • Скороподъемность (средняя): 14,6 м/с
  • Практический потолок: 10 000 м
  • Дальность полета: 700 км
  • Оружие: 1 х 20-мм пушка ШВАК, 2 х 7,62-мм пулемета ШКАС

Особенности конструкции Як-1

  • Лыжное шасси, устанавливаемое зимний период вместо колесного, ухудшало летные эти истребителя, и потом от него отказались;
  • Оперение древесной конструкции с фанерной обшивкой. направления рулей и Каркас высоты дюралюминиевый с полотняной обшивкой. Киль съемный;
  • Ферменный каркас фюзеляжа сваривался из труб. Боковые стены хвостовой части имели полотняную обшивку по древесным рейкам, отчего фюзеляж купил характерную для «яков» ребристую поверхность;
  • Костыль хвостового колеса вольно ориентирующийся, не убираемый в полете;
  • Водорадиатор с регулируемыми в полете жалюзи;
  • Крыло древесной конструкции, двухлонжеронное, неразъемное, обшито многослойной бакелитовой фанерой. Между лонжеронами расположены бензобаки, закрытые снизу дюралюминиевыми панелями. Крыло оборудовано посадочными щитками;
  • Шасси одностоечное, с тормозными колесами, убиралось в носок крыла и закрывалась щитком;
  • Зимний период самолет устанавливался на лыжи;
  • Кабина пилота закрыта сдвижным, прозрачным фонарем из плексигласа. Для защиты пилота установлены бронированная спинка и заднее бронестекло кресла;
  • Самолеты Як-1 первых серий имели пологий гаргрот, характерный для истребителей финиша 30-х годов. Он улучшал аэродинамические формы самолета, но ограничивал обзор назад, что в воздушном бою имело большое значение;
  • Для уменьшения рассеивания пулеметно-пушечного огня оружие сгруппировано в носовой части фюзеляжа. Пушка ШВАК была установлена в развале цилиндров V-образного двигателя, а два синхронных пулемета ШКАС размещались над мотором;
  • 12-цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения М-105П закрывался легкосъемными боковыми панелями и дюралюминиевыми крышками;
  • Трехлопастный железный винт имел ручную регулировку шага лопастей. Втулка винта, через которую проходил ствол пушки, была оснащена храповиком для запуска мотора от автостартера и закрывалась легкосъемным коком;

Модификации Як-1

И-26 — первый умелый одномоторный одноместный истребитель ОКБ А.С. Яковлева, прототип всех последующих типов поршневых истребителей. Двигатель — М-105П (1050 л.с).

Оружие не устанавливалось. Выстроено три экземпляра.

И-28 (№28, И-26В) — высотный истребитель на базе фронтового И-26, предназначавшийся для противодействия бомбардировщикам на высотах 8000—10 000 м. Конструкция фюзеляжа и крыла подобны И-26, за исключением некоторых отличий: уменьшенное крыло, оснащенное автоматическими предкрылками; цельнометаллическое оперение; поменянные главное шасси и водорадиатор; увеличенный фонарь кабины. Двигатель — М-105ПД (1140 л.с.) с двухступенчатым центробежным нагнетателем.

Оружие складывалось из пушки ШВАК и двух пулеметов ШКАС. Скорость на высоте 9000 м составляла 665 км/ч, практический потолок — 12 000 м. На протяжении опробований (ноябрь 1940 г. — апрель 1941 г.) вышло из строя три мотора, было совершено девять вынужденных посадок. Умелый двигатель был ненадежным и потребовал доработки. Было выстроено два экземпляра И-28.

Серийный истребитель должен был взять обозначение Як-5. Опыт начавшейся войны продемонстрировал, что германская авиация действует по большей части на высотах до 5000 м. По данной причине, и ввиду запуска в серийное производство МиГ-3, необходимость в доводке высотного истребителя отпала, и все усилия были сосредоточены на совершенствовании фронтовых Як-1.

Як-1 — серийный. Двигатель — М-105ПА. Оружие: пушка ШВАК, два пулемета ШКАС. Пять самолетов первой серии принимали участие в армейском параде на Красной площади 7 ноября 1940 г.

На протяжении производства была поменяна конструкция главного шасси, установлена посадочная фара и радиостанция на левом крыле. Помимо этого, под крыло подвешивалось шесть реактивных снарядов РС-82. Задняя часть остекления кабины была уменьшена и выполнялась в виде двух параболических окон в гаргроте.

И-30 (Як-3,1941 г.) — пушечный истребитель, развитие конструкции самолетов И-26 и И-28. Фюзеляж подобен фюзеляжу Як-1 первых серий. Оперение было цельнометаллическим, как у И-28. Новое цельнометаллическое разъемное крыло складывалось из отъёмных консолей и центроплана с автоматическими предкрылками.

Выстроен в двух экземплярах, отличавшихся оружием. На вариант И-30-I устанавливались три пушки ШВАК (одна в развале цилиндров двигателя, две в консолях, у разъема) и два синхронных пулемета ШКАС над двигателем. Оружие И-30-II складывалось из трех пушек ШВАК и четырех пулеметов ШКАС. Двигатель М-105ПД с двухступенчатым нагнетателем потом заменен на серийный М-105ПА. Скорость на высоте 4900 м — 571 км/ч.

Не обращая внимания на возросшую до 3130 кг взлетную массу, истребитель сохранил маневренные качества. Рекомендован в серию, но не строился из-за недостатка дюралюминия.

Як-1б (в современной литературе довольно часто видится обозначение Як-1М, в годы войны — Як-1 без гаргрота либо Як-1 с соответствующим номером серии) — модификация Як-1 с пониженным гаргротом. В начале 1942 г. техники и лётчики истребительного полка, которым руководил майор Ф.И. Шинкаренко, по собственной инициативе переделали все собственные самолеты Як-1.

Совершённые работы были направлены на устранение значительного недочёта серийного истребителя — ограниченного обзора назад (из-за пологого гаргрота от кабины летчика до киля). Силами личного состава гаргрот был существенно понижен, а задняя часть фонаря сформована из прозрачного плексигласа, благодаря чему обзор назад существенно улучшился. Полезность аналогичного трансформации, посоветованного боевым опытом, была очевидна.

На Саратовском авиазаводе подобным образом были переделаны 20 готовых Як-1, еще не переданных в части.

Приняв предложения фронтовых летчиков по трансформации фонаря кабины, конструкторский коллектив попутно внес последовательность улучшений в конструкцию серийного самолета, благодаря которым взлетная масса автомобили была уменьшена до 2780 кг (если сравнивать с 2930 кг у Як-1 первых серий).

В частности, был снят механизм уборки хвостового колеса. Благодаря установке двигателя М-105ПФ (1180 л.с.) и винта с автоматическим управлением шагом, скорость возросла до 592 км/ч (578 км/чу первых Як-1), скороподъемность у почвы увеличилась с 18 до двадцати метров/с, а время виража снизилось до 18 с. Оружие складывалось из пушки ШВАК (либо МП-20) и крупнокалиберного пулемета УБС (200 патронов), установленного слева над двигателем.

Улучшенный подобным образом истребитель состоялся в июле 1942 г. госиспытания и был принят в качестве эталона, по примеру которого, начиная с серии 99, выпускались все серийные автомобили Як-1.

В начале 1943 г. были совершены комплексные работы по улучшению аэродинамики и снижению массы серийного Як-1 без гаргрота. Был выстроен умелый его дублёр и самолёт, на котором установили форсированный двигатель М-105ПФ-2. Данный самолет и стал прототипом для серийного Як-3.

Як-1 с ВК-106 — умелый экземпляр на базе серийного Як-1, был выстроен в 1943 г. Двигатель ВК-10б-1ск (односкоростной нагнетатель, 1350 л.с.) был не-доведенным. Была достигнута большая скорость б 10 км/ч. Оружие включало пушку ШВАК и пулемет УБС.

Применение Як-1 в военных действиях

Советские летчики скоро освоили истребители Як-1 и удачно вели на них воздушные битвы со всеми типами самолетов соперника. Так, 23 октября 1942 г. шесть Як-1 293-го истребительного авиаполка взяли задание закрывать отечественные войска недалеко от Сталинграда. В момент взлета аэропорт постарались блокировать шесть Bf 109.

Первая взлетающая пара сразу же вступила в бой с соперником и «увела» его на высоту 2000 м. По окончании взлета всей группы германские самолеты поспешили уйти на запад. Отечественные истребители утрат не имели. 24 октября четыре Як-1 в воздушном бою с шестью Ju 88 под прикрытием двух Bf 109 сбили один Ju 88 и один Bf 109.

2 ноября шесть Як-1 вылетели на прикрытие армий в районе северной окраины Сталинграда. На подходе к нашим позициям «яки» были атакованы восемью Bf 109. Показавшиеся в один момент с ними двенадцать Ju 87 приготовились к бомбометанию.

Начальник «яков» решил — не ввязываться в бой с истребителями, а ударить всей группой по бомбардировщикам. С первой атаки было сбито четыре Ju 87, в последующих — еще три. Помимо этого, удалось стереть с лица земли два Bf 109.

Отечественные утраты составили один самолет.

29 апреля 1943 г. девять Як-1 под руководством капитана Лапшина, закрывая собственные войска, на высоте 3500 м нашли двенадцать Ju 88, идущих в плотном строю под прикрытием двенадцати Bf 109. Пять «яков» ударной группы атаковали бомбардировщики, а сковывающая четверка — закрывающие истребители. В следствии первой атаки были сбиты два Bf 109, и боевой порядок бомбардировщиков нарушился. Ударные «яки» парами нападали оторвавшиеся от строя Ju 88, сбили один и повредили второй.

Вся несколько бомбардировщиков рассеялась и, не сделав задачи, вышла из боя. Затем ударная несколько пришла на помощь сковывающей, которая втянула в бой все истребители соперника. Общими усилиями обеих групп было сбито еще два Bf 109, по окончании чего истребители соперника вышли из боя.

Отечественные самолеты утрат не имели.

11 июля 1943 г. в районе Прохоровки эскадрилья в составе девяти Як-1б встретила две группы по 30 бомбардировщиков Ju 88 под прикрытием 25—30 истребителей Bf-109 и FW-190. Сковав частью сил истребители соперника, главные силы эскадрильи атаковали бомбардировщики. Было сбито семь Ju 88 и два Bf 109.

Вот как отзывался по поводу Як?1 Ролан де ля Пуап, летчик известного французского авиаполка «Нормандия-Нёман»: «Более легкий, чем „Спитфайр“, Як сходу показался более стремительным и легким в управлении. Он скоро взлетает и весьма маневренный. Побывав в битвах в Англии, я знаю, как серьёзны эти два качества, каковые в сражении становятся определяющими.

Взлететь как стрела, дабы скрыться за солнцем, и вылететь как возможно стремительнее, дабы зайти в хвост сопернику: в ожесточённой дуэли против умелого неприятеля это серьёзное преимущество… он был идеально приспособлен к снегу, дорожной грязи и бесконечным русским полям. Сделанного из дерева, дюраля и материи, его было легко ремонтировать. Его колеса… разрешали садиться на самые неважные аэропорты.

Ничего заумного в кабине, в отличие от „Харрикейна“ либо „Спитфайра“. Лишь самые видимость и… необходимые инструменты! Лучший обзор, что я в то время, когда?или видел у истребителей…»

Выпуск самолётов Як-1 (1940 — 1944 гг.)1

Завод 1940 1941 1942 1943 1944 ВСЕГО
№301 48  121 169
№292  16 1212 3474 2720 1128 8550
№47  2 2
ВСЕГО:  64  133  3476 2720 1128  8721

Примечания:

  1. Статистика серийного выпуска приводится по изданию: История отечественной авиапромышленности. Серийное самолётостроение, 1910-2010 гг./Под общ.ред. Д.А. Соболева. М.: РУСАВИА, 2011. — 432 с.: ил., с. 204 [?]

Самолёт ЯК-1, ЯК-7, ЯК-9. Инструкция по эксплуатации.avi

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Як-7

    Летом 1940 г. начались опробования скоростного учебно-тренировочного истребителя УТИ-26, созданного коллективом ОКБ АС. Яковлева. Самолет…

  • Пикирующий бомбардировщик пе-2 (пб-100).

    Разработчик: ОКБ Петлякова Страна: СССР Первый полет: 1940 г. Пикирующий бомбардировщик Пе-2 был самым массовым советским бомбардировщиком периода ВОВ….

  • Швак-20

    Авиационная пушка ШВАК по праву занимает место в списке отечественного «оружия Победы». Совокупность, созданная на базе конструкции скорострельного…

  • Истребитель як-23.

    Разработчик: ОКБ Яковлева Страна: СССР Первый полет: 1947 г. Очередной ход в развитии советской реактивной авиации был связан с закупками в Англии…

  • Самолет як-1. фото. видео. характеристики. история.

    Самолет модели Як-1 являет собой коммунистический истребитель, что активно применялся на фронтах Отечественной войны. Этот одномоторный аппарат был…

  • Тяжелый истребитель гр-1 (идс).

    Разработчик: Грушин Страна: СССР Первый полет: 1941 г. Одним из наименее известных тяжелых истребителей, созданных у нас незадолго до войны, был так…