Short s.25 sunderland

      Комментарии к записи Short s.25 sunderland отключены

Short s.25 sunderland

Фото летающей лодки Второй мировой Short Sunderland

23 ноября 1933 г. Министерство авиации Англии утвердило тактико-техническое задание R.2/33 к перспективному патрульному гидросамолету громадного радиуса действия, призванному заменить автомобили Шорт «Сингапур» Mk.III (принятие последних на вооружение рассматривалось как временная мера). В соответствии с заданию предусматривалось создание четырехмоторного многоцелевого гидросамолета с дальностью полета 2593 км (1400 морских миль) и рабочим потолком 4572 м (15 000 футов). Оружие должно складываться из бомб, и четырех оборонительных установок с 7,7-мм пулеметами (требовалось кроме этого предусмотреть замену пулеметов в носовой установке 37-мм пушкой).

Собственные предложения по спецификации R.2/33 представили пять компаний. Громаднейшую активность показала «Супермарин», предложившая сходу три проекта — монопланы модель 232 и модель 239 с двигателями «Роллс-Ройс» «Госхоук» и «Мерлин» соответственно, и биплан модель 238 с моторами «Бристоль» «Персеус». Но все эти проекты, равно как и предложения компаний «Блэкберн» и «Фэйри», были отклонены. Успех сопутствовал «Capo» и «Шорт Бразерс».

Эти компании взяли договора на постройку прототипов собственных самолетов А.33 и S.25. В ноябре 1936 г., ещё до начала опробований, компании взяли следующие заказы на первые серийные партии самолетов (по 11 автомобилей). Тогда же S.25 официально взял наименование «Sunderland».

Летающая лодка «Capo» А.33 продемонстрировала неудовлетворительные мореходные качества, к тому же она вышла на опробования на год позднее, чем S.25. В следствии изделие «Шорт», спроектированное под управлением авиаконструктора А. Гуджа на базе известных пассажирских летающих лодок серии «С» (практически разработка этих лодок под обозначением S.23 и военного варианта велась параллельно), выяснилось вне конкуренции.

Опытный образец в первый раз поднялся в воздух 16 октября 1937 г. Самолет временно был оборудован 9-цилиндровыми радиальными двигателями воздушного охлаждения «Бристоль» «Пегасус» X мощностью по 950 л.с. Оружие не устанавливалось, не смотря на то, что самолет нес носовую и хвостовую турели. 21 апреля 1938 г. поднялся в воздух первый серийный «Сандерленд».

К ноябрю опробования были закончены, что разрешило сделать вывод о полном соответствии «Сандерленда» тактико-техническим требованиям. Летающая лодка имела все нужные качества морского патрульного самолета. От пассажирского прототипа она унаследовала объемистый двухпалубный фюзеляж, благодаря чему громадная дальность полета сочеталась с хорошими условиями обитаемости.

В распоряжении экипажа были камбуз, «спальня» и «столовая» на шесть коек, что послужило поводом испытателям прозвать самолет «летающим отелем». Компоновка пилотской кабины и размещение в ней органов управления и контрольных приборов расценивались пилотами как «совершенные».

Хорошая маневренность на низких скоростях (до 278 км/ч — на громадных скоростях самолет имел большой радиус виража) и хороший обзор с рабочих мест экипажа делали «Сандерленд» красивым противолодочным самолетом. Боевая нагрузка размешалась во внутрифюзеляжном бомбоотсеке летающей лодки.

Чтобы не нарушать прочность и герметичность дна корпуса, конструкторы применили уникальное ответ — снаряды выдвигались через люки в бортах самолета электрифицированным механизмом под крыло и после этого сбрасывались. Носовая стрелковая башня имела возможность откатываться вовнутрь фюзеляжа, образовывая площадку для швартовых работ.

Серийный выпуск «Сандерлендов», начатый в апреле 1938 г., завершился только в июне 1946 г. Так, данный гидроплан стал одним из немногих английских самолетов, строившихся в течение всей войны. В общем итоге произведено 749 «Сандерлендов».

Главные модификации гидросамолета Short Sunderland

«Сандерленд» Mk.I — двигатели «Пегасус» XXII (1010 л.с). Стрелковое оружие -7 7,7-мм пулеметов: 1 «Виккерс» GO в носовой башне, 4 «Браунинг» в хвостовой башне и 2 «Виккерса» К в бортовых блистерах за крылом; на протяжении выпуска вместо одиночного «Виккерса» в носовой башне стали монтировать 2 «Браунинга». Масса бомбовой нагрузки — 907 кг.

Экипаж — 7 чел. Выстроено 89 самолетов: 74 на заводе «Шорт» в Рочесте-ре и 15 — «Блэкберн» в Дамбартоне.

«Сандерленд» Mk.II — двигатели «Пегасус» XVIII (1065 л.с). Стрелковое оружие на первых автомобилях соответствовало поздним Mk.I, позднее введена верхняя башня с 2 7,7-мм пулеметами «Браунинг» и ликвидированы блистерные установки. Большая часть самолетов взяло противолодочные радары ASV Mk.II. Произведено 43 самолета, в т.ч.

38 с августа по декабрь 1941 г. на заводе в Рочестере и 5 в апреле-мае 1942 г. на предприятии «Шорт энд Харланд» в Белфасте.

«Сандерленд» Mk.III — вооружение и силовая установка соответствуют Mk.II. Поменяны обводы фюзеляжа, лишившегося выраженного редана. Именно поэтому, удалось улучшить аэродинамические характеристики самолета, но мореходные качества стали заметно хуже.

Первоначально самолеты комплектовались РЛС ASV Mk.II, а В первую очередь 1943 г. выпускалась модификация «Сандерленд» Mk.IIIА с РЛС ASV Mk.III. В общем итоге с декабря 1941 г. изготовили 461 «Сандерленд» Mk.III/Mk.IIIA: 185 на заводе «Шорт» в Рочестере, 35 — на предприятии той же компании на озере Виндермер, 170 — компанией «Блэкберн» и 71 — на заводе «Шорт энд Харланд».

«Сандерленд» Mk.V — 14-цилиндровые моторы воздушного охлаждения «Пратт энд Уитни» R1830-90B (1200 л.с). В соответствии с проекту стрелковое оружие соответствовало «Сандерленду» Mk.III, но довольно часто не устанавливались верхние башни, а в носовой части фюзеляжа дополнительно монтировались 4 неподвижных 7,7-мм пулемета «Браунинг». Самолеты комплектовались РЛС ASV Mk.IV.

Серийный выпуск начался в конце 1944 г. Произведено 154 машины — по 47 на фабриках в Рочестере (до сентября 1945 г.) и Белфасте (до июня 1946 г.), и 60 в Дамбартоне (до ноября 1945 г.). Ещё 88 самолетов переоборудовано в вариант Mk.V из Mk.III.

Обозначение «Сандерленд» Mk.IV первоначально было присвоено варианту с двигателями «Геркулес» XIX (1700 л.с). Машина была принята на вооружение под обозначением «Сифорд» GR Mk.I, но строилась уже по окончании войны, а выпуск ограничился только маленькой серией.

Гидросамолет Шорт «Сандэрленд» в полёте.

Летно-технические характеристики Short Sunderland Mk.I

  • Двигатель: Бристоль «Пегасус» XXII
  • мощность, л.с.: 1010
  • Размах крыла, м.: 34, 37
  • Протяженность самолета, м.: 26,08
  • Площадь крыла, кв. м:
  • Вес безлюдного самолета, кг:
  • Взлетный вес, кг.: 25 402
  • Большая скорость, км/ч: 336
  • Крейсерская скорость, км/ч: 4572
  • Потолок, м.: 5186

Боевое применение летающих лодок Short Sunderland

Первой строевой частью, взявшей «Сандерленды» Mk.I, стала дислоцированная в Пемброук Док 210-я эскадрилья, начавшая перевооружение в июне 1938 г. Но приоритетом сначала пользовался Дальневосточный регион, исходя из этого первой всецело перевооруженной на самолеты данной модификации частью стала 230-я АЭ в Селетаре (Малайя). Помимо этого, «Сандерлендами» Mk.I вооружили 204-ю и 228-ю эскадрильи. В общем итоге в частях Берегового руководства по состоянию на 1 сентября 1939 г. числилось 40 «Сандерлендов».

В осеннюю пору 1941 г. начались поставки модификации Mk.II, а в начале 1942 г. — Mk.III.

Вторая всемирный война для «Сандерлендов» началась 3 сентября 1939 г., в то время, когда экипажи 210-й АЭ отправились в первоначальный патрульный полет. Эти самолеты осуществили первую во Второй мировой воздушно-морскую операцию по спасению, имевшую место 21 сентября 1939 г. В тот сутки два «Сандерленда» приняли на борт 34 члена экипажа торпедированного германской подводной лодкой в Северном море транспорта «Кенсингтон Корт».

Четырехмоторная патрульная летающая лодка ВВС Англии Short Sunderland

Весной 1940 г. пребывавшие в метрополии 204, 210 и 228-я эскадрильи были передислоцированы на передовые базы Саллом Во и Инвергордон для принятие участия в Норвежской кампании. «Сандерленды» осуществляли разведывательные и транспортные миссии. В этих операциях отличился экипаж самолета N9046, сумевший 3 апреля 1940 г. сбить два «Юнкерса» Ju-88.

По окончании поражения и потери Норвегии Франции главным театром боевых действий для летающих лодок стали западные подступы к Английским островам. На протяжении «Битвы за Атлантику» эти акватории патрулировались «Сандерлендами» с баз Маунт Баттен, Пемброук Док, Стрэнрир, Лох Эрн, Обан, Боумор, Пул и Саллом Во. Потом эти летающие лодки показались в Гибралтаре и Рейкьявике.

Конечно, значительное расширение районов боевого применения потребовало формирования новых частей. Первой эскадрильей, взявшей «Сандерленды» по окончании начала войны, стала 10-я австралийская АЭ. Сначала предполагалось по окончании переучивания направить эту часть в Австралию, но в конечном счете она осталась в метрополии, летая с базы Маунт Баттен впредь до расформирования в октябре 1945 г. За австралийской частью в начале 1940 г. новыми самолетами вооружили 201-ю эскадрилью, а позднее — 95-ю.

В июне 1940 г. 228-ю АЭ из метрополии и 230-ю АЭ с Дальнего Востока перебросили в Александрию для прикрытия коммуникаций между Гибралтаром и Суэцом, появлявшимися на грани в связи со вступлением в войну Италии. Блестящим дебютом для «Сандерлендов» на Средиземноморском театре были действия экипажа самолета борт L5804, 30 июня 1940 г. пославшего на дно сходу две итальянские субмарины — «Аргонаута» и «Рубино».

Удаленность базы в Александрии от основных районов патрулирования заставило применять для «Сандерлендов» передовые гидроаэродромы. В частности, самолеты 228-й АЭ на ротационной базе базировались на Мальте, а 230-й — в Скараманге (Греция). Как раз взлетевший с Мальты самолет 228-й эскадрильи нашёл в море итальянский флот, положив начало победоносному для англичан сражению при Матапане.

Пара месяцев спустя «Сандерленд» выполнил разведку итальянской военно-морской базы Таранто перед известным налетом английской палубной авиации 11 ноября 1940 г. Третьей частью, применявшей «Сандерленды» на Средиземноморском ТВД, стала 202-я, базировавшаяся в Гибралтаре. самоё заметным её успехом стало уничтожение ПЛ «Алабастро» 14 сентября 1942 г.

В апреле-мае 1941 г. основной задачей средиземноморских «Сандерлендов» стали «пассажирские» рейсы — эвакуация английских и греческих армий сперва из континентальной Греции, а после этого с Крита. Как правило летающим лодкам приходилось функционировать с перегрузкой — в «рекордном» полете 25 апреля 1941 г. самолет борт Т9084 вывез из бухты Каламата 82 человека (плюс 10 членов экипажа). Второй «Сандерленд» вывез в Александрию греческую королевскую семью.

Значение «Сандерлендов» в этих операциях иллюстрирует следующий факт: из 28 000 англичан, эвакуированных с Крита, 14 500 вывезли эти летающие лодки.

В 1941 г. «Сандерленды» начали патрулирование над Центральной и Южной Атлантикой. Сначала тут действовали переброшенные из метрополии 204-я и 95-я эскадрильи. Скоро к ним добавились 270-я АЭ, и части союзников — 343-я АЭ Свободной Франции и 490-я новозеландская эскадрилья. Самолеты применяли гидроаэродромы в Апапе, Батерсте и Фритауне.

Определенную опасность для летающих лодок составляли истребители вишистского правительства. Дислоцированные в Сенегале «Хок» в сентябре 1941 г. пара раз пробовали перехватить «Сандерленды», но успех сопутствовал не «охотникам» а «дичи» -29 сентября 1941 г. экипаж летающей лодки N9044 сбил два из четырех нападавших его «Хока». В то время, когда же Сенегал перешел под контроль голлистов, новой базой для «Сандерлендов» стал Дакар.

Как раз в этом регионе был установлен необычный рекорд для «Сандерлендов» при старте в открытом море — один из самолетов этого типа принял на борт 56 членов экипажа потопленного транспорта, причем разбег перегруженной летающей лодки составил 8 км!

В 1942 г. Береговое руководство перевооружило «Сандерлендами» ещё пять эскадрилий — 119-ю, 246-ю английские, две канадские — 422-ю, 423-ю, и 461-ю австралийскую.

Не обращая внимания на широкий спектр решаемых задач, основной для «Сандерлендов» оставалась борьба с германскими «У-ботами». Первая успешная атака подлодки была осуществлена «Сандерлендом» 30 января 1940 г., в то время, когда самолет из 228-й эскадрильи повредил в Ла-Манше лодку U55, до того уже атакованную надводными судами и вынужденную всплыть. Благодаря этого ПЛ выбросилась на мель. 1 июля 1940 г. первую ПЛ записала на собственный счет австралийская 10-я АЭ.

Лодка U26, взявшая незадолго до повреждения от глубинных бомб шлюпа «Гладиолус», была найдена в надводном положении у юго-западной части береговой полосы Ирландии и добита четырьмя 500-фунтовыми бомбами.

Появление в 1943 г. действенного противолодочного радара ASV Mk.III разрешило противолодочным самолетам перейти от сопровождения конвоев к наступательной тактике, пробуя перехватить «У-боты» на пути в районы «охоты». Главным районом патрулирования «Сандерлендов» стал Бискайский залив, где проходили маршруты германских ПЛ, базировавшихся на порты французского Атлантического побережья.

Опять отличились австралийцы, открывшие счет победам «Сандерлендов» в данной акватории, — 2 мая 1943 г. экипаж 461-й АЭ послал на дно U465, а 8 мая его успех повторил экипаж 10-й эскадрильи — его жертвой стала U663. В общей же сложности к концу 1943 г. «Сандерленды» потопили тут шесть «У-ботов», причем пять из них — самостоятельно, а одного — вместе с бомбардировщиками «Галифакс». Ещё шесть ПЛ было послано на дно в других районах Атлантики.

Дюжина лодок была потоплена экипажами «Сандерлендов» в 1944 г. (10 из них — самостоятельно, ещё две — вместе с надводными судами). Как и прежде, главным районом «охоты» был Бискайский залив, где были послано на дно семь субмарин. Особенно успешным был сутки 7 июня, в то время, когда экипажи 201-й и 228-й эскадрилий потопили сходу два «У-бота» — U955 и U970. «Закрыла» же «сезон охоты» 201-я АЭ — 6 декабря 1944 г. её экипаж потопил у Оркнейских островов ПЛ U297.

В феврале 1945 г. начались поставки «Сандерлендов» Mk.V. Первыми новые самолеты взяли 228-я и 461-я АЭ. Но завершение войны в Европе не разрешило этим самолетам показать собственные возможности полностью. Ни одной субмарины записать на собственный счет в 1945 г. «Сандерлендам» не удалось. В общей же сложности гидросамолеты этого типа послали на дно 26 германских «У-ботов» (21 из них — самостоятельно).

самая успешной была 10-я АЭ, записавшая на собственный счет 7 ПЛ. 5 лодок потопили экипажи 201-й АЭ, по четыре — 228-я и 461-я (ещё одну лодку потопили совместно экипажи этих двух эскадрилий). Три лодки на счету канадских экипажей 423-й (две) и 422-й (одна) АЭ.

Одну ПЛ совместно с надводными судами потопил «Сандерленд» из 330-й норвежской эскадрильи. Наконец, кроме того 4-я учебная АЭ записала на собственный счет одного «У-бота».

По окончании окончания Второй мировой большая часть эскадрилий «Сандерлендов» были расформированы. К концу 1946 г. Береговое руководство в метрополии эксплуатировало эти летающие лодки только в трех частях — 201, 230 и 4-й (учебно-боевая) эскадрильи, базировавшихся в Колшот. Ещё три эскадрильях входили в состав Восточного авиационного руководства.

В частности, в Коггала на Цейлоне базировалась 205-я АЭ «Сандерлендов», в Селетаре (Сингапур) — 209-я, а в Гонконге — снова организованная 88-я эскадрилья. Сокращение самолетного парка стало причиной его унификации — на вооружении Королевских ВВС остались автомобили только последней модификации — Mk.V (позднее обозначение поменяли на GR Мк.5, а в конечном счете — на MR Mk5).

В июле-декабре 1948 г. «Сандерленды» 201-й и 230-й эскадрилий принимали участие в Берлинском воздушном мосту, осуществляя посадки на озере Хафельзее. С июня 1948 г. гидросамолеты 205-й и 209-й АЭ привлекались к противоповстанческим операциям в Малайе.

21 апреля 1949 г. отличилась гонконгская 88-я эскадрилья. В данный сутки английский фрегат «Аметист», поврежденный огнем коммунистов, сел на мель на реке Янцзы. Два «Сандерленда» под вражеским обстрелом доставили на «Аметист» доктора, необходимые запчасти и аварийную партию, благодаря чему экипаж и корабль удалось спасти.

Практически сразу после этого летающие лодки 88-й АЭ привлекли к эвакуации английских подданных из Шанхая, что вот-вот должны были захватить коммунисты.

Все три эскадрильи «Сандерлендов» Восточного воздушного руководства — 88, 205 и 209-я — принимали участие в войне в Корее, став единственными частями Королевских ВВС, привлекавшимися к этому конфликту. На ротационной базе звенья этих эскадрилий командировались в Японию, на авиабазу Ацуги. «Сандерленды» снабжали спасоперации, летая днем и ночью, при любой погоде. 1 января 1955 г. 205-ю и 209-ю АЭ объединили в новую часть — 205/209-ю АЭ.

В метрополии последнюю эскадрилью «Сандерлендов» — 230-ю — расформировали 31 июля 1957 г. Дальневосточная 205/209-я АЭ летала продолжительнее — её гидросамолеты осуществили последний вылет 20 мая 1959 г., закрыв 21-летнюю летопись истории работы «Сандерлендов» в Королевских ВВС.

Первым же зарубежным эксплуатантом стала Новая Зеландия, взявшая в декабре 1944 г. четыре «Сандерленда» Мк.III. Летающие лодки идеально доходили для снабжения отдаленных тихоокеанских островов, исходя из этого в 1952 г. правительство страны купило ещё 16 «Сандерлендов» MR Mk5. Они поступили на вооружение 5-й и 6-й эскадрилий, где эксплуатировались в течение 15 лет — последний официальный полет новозеландского «Сандерленда» 5-й АЭ состоялся 2 апреля 1967 г.

В феврале 1945 г. 262-я АЭ Королевских ВВС была передана Южно-Африканскому Альянсу, став 35-й эскадрильей. Но вместо «Каталин», ранее эксплуатировавшихся данной частью, в апреле 1945 г. передали 16 «Сандерлендов» Mk.V. Они помогали до 1955 г. Укомплектованная французами 343-я АЭ «Сандерлендов» Королевских ВВС в ноябре 1945 г. была передана в состав Аэронавале — морской авиации Франции, став флотилией 7FE, позднее переименованной в 7F, а после этого — в 27F.

Базировалась эта часть в Дакаре. В 1947-1957 гг. Аэронавале взяла ещё 25 «Сандерлендов», укомплектовав ими эскадрильи 12S, 50S и 53S.

С 1960 г. эти гидросамолеты начали сниматься с эксплуатации. Последние два «Сандерленда» помогали во французской морской авиации до 30 января 1962 г.

Пара десятков «Сандерлендов» эксплуатировалось гражданскими компаниями — как английскими, так и зарубежными. Последний из них летал во Французской Полинезии до 1970 г.

Гидросамолет Шорт «Сандерленд» был превосходной машиной, превосходно приспособленной для ответа всех задач, возлагаемых на автомобили этого класса: дальней морской разведки, борьбы с подводными лодками, поисково-спасательных и транспортных перевозок. Это отразилось и на длительности карьеры «Сандерленда».

Схемы и чертежи двухпалубных четырехмоторных гидропланов Short Sunderland

LARGE SCALE RC Short S.25 Sunderland

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: