Израильский лев, который едва не затмил американского орла. опытный истребитель iai lavi часть 1 эпизод 1

      Комментарии к записи Израильский лев, который едва не затмил американского орла. опытный истребитель iai lavi часть 1 эпизод 1 отключены

Предисловие редакции: По окончании эмбарго, введенного Францией 2 июня 1967 года, израильтяне при денежной помощи США решили создать собственный личный истребитель. Результатом работ стал IAI Lavi (???? – юный лев), что скоро превратился в сурового соперника американскому F-16…

Во второй половине 60-ых годов XX века главными боевыми самолетами ВВС Израиля (??? ??????‏) были автомобили родом из Франции – главного поставщика авиатехники данной стране с 1954 года. На вооружении израильских ВВС состояли истребители MD.450 Ouragan, MD.452 Mystere II, MD.452 Mystere IV, Super Mystere, SO-4050 Vautour II и Mirage III. В те годы руководство ВВС Израиля вычисляло, что Mirage III отлично подходят на роль истребителя, но другие автомобили, поставленные в свое время Францией, начали устаревать.

Благодаря этого были начаты работы над закупочными программами: планировалось купить легкий истребитель, что должен был заменить Ouragan и Mystere IV, и тяжелый истребитель, предназначенный для замены Super Mystere и SO-4050 Vautour II.

ВВС Израиля отдавали предпочтение американским палубным самолетам: легкому штурмовику A-4 Skyhawk и многоцелевому истребителю F-4 Phantom II, что кроме этого виделся в роли тяжелого ударного самолета. Но не смотря на точку зрения израильских армейских в качестве преемника истребителей Super Mystere и Vautour управление страны выбрало Mirage 5. Были заказаны 50 автомобилей данного типа но ни одна из них не была поставлена ВВС Израиля.

Дело в том, что 2 июня 1967 года правительство Франции заявило эмбарго на поставки вооружения в Израиль с целью замедлить гонку оружий на Ближнем Востоке. В Израиле французское эмбарго было расценено как предательство, потому, что Франция в течении многих лет главенствовала приверженцем модели и Израиля данной новой нации. Израильтяне сохраняли надежду, что по окончании шестидневной войны эмбарго будет снято.

Но этого не случилось: эмбарго было не снято, и новенькие Mirage 5 были направлены в состав ВВС Франции.

ВВС Израиля появились в непростой обстановке: на протяжении шестидневной войны (5-10 июня 1967 года) они утратили более 50 боевых самолетов – около 25% довоенной численности – и должны были скоро компенсировать утраты и вернуть списочный состав подразделений.

В середине 1960-х годов США начали заменять Францию в качестве поставщика оружий в Израиль, но делалось это с некоторыми оговорками. Американцы соглашались поставлять самолеты , если израильтяне не могли отыскать их эквиваленты в другом месте. Так, израильский запрос на поставку F-4 Phantom II был отклонен, потому, что Dassault Mirage 5 рассматривался в качестве его полноценной замены.

Но израильтяне смогли убедить американцев, что эквивалента A-4 нет. Так, американцы дали согласие реализовать 48 штурмовиков A-4 Skyhawk: договор был подписан во второй половине 60-ых годов двадцатого века со сроком поставки автомобилей с сентября 1967 года по декабрь 1968 года.

Но программа сопровождалась задержками: первый полет A-4H состоялся 27 октября 1967 года. Первоначально легкие штурмовики Skyhawk и истребители Mirage должны были заменить устаревшие самолеты и расширить количество имеющихся в наличии боевых самолетов, но в осеннюю пору 1967 года обстановка кардинальным образом изменилась.

A-4 и Mirage 5 должны были прежде всего восполнить утраты шестидневной войны, но к разочарованию израильтян на поставки «миражей» было наложено эмбарго, а американцы приостановили поставки оружия на Ближний Восток. Наконец, первый A-4 прибыл в Израиль в декабре 1967 года.

Травма войны Судного дня

В январе 1968 года американцы дали согласие оказать помощь преодолеть эмбарго на поставки Mirage 5 и начать поставки многоцелевых истребителей F-4 Phantom II. Однако, шок, вызванный с одной стороны французским эмбарго, а иначе задержками в поставке американской техники, побудил израильтян к производству собственных истребителей, дабы свести к минимуму собственную зависимость на протяжении кризиса. Первое ответ заключалось в сборке на территории Израиля истребителей Mirage.

Компанией Israel Aircraft Industries (IAI) была создана линия по производству истребителей Mirage 5, и в октябре 1971 года израильским ВВС был поставлен первый самолет, взявший к этому времени обозначение Nesher (??? – стервятник).

Перед войной судного дня (6-24 октября 1973 года) руководство ВВС Израиля ускорило замену французских боевых самолетов на американские: на 6 октября в боевом составе израильских ВВС было 300 американских самолетов и всего 100 автомобилей, имевших французское происхождение. Но американцы передавали самолеты в зависимости от собственных дипломатических заинтересованностей. В частности, поставки потребовали одобрения госдепа.

С целью избежать ситуации, сходной с французским эмбарго 1967 года, израильтяне решили преобразовать Nesher в Kfir (??????? – львенок) методом адаптации двигателя J79 (от F-4 Phantom II) к планеру Mirage III.

Война судного дня стала важным предупреждением для Израиля: она закончилась победой, за которую было нужно заплатить громадную цену. Израильские ВВС утратили около 100 самолетов – приблизительно четверть предвоенной численности боевых автомобилей. Количество утрат не было катастрофичным и в процентном соотношении было схожим с итогами шестидневной войны, но израильтяне извлекли из конфликта пара уроков.

Один из них заключался в том, дабы довести к 1980 году численность ВВС до 800 боевых самолетов, дабы достойно встретить и завершить широкомасштабную войну.

Не обращая внимания на то, что война судного дня укрепила взаимоотношения США и Израиля, было ясно, что американцы не будут поддерживать амбициозный замысел наращивания израильских ВВС и доведения их численности до 800 боевых самолетов, и аргументы в пользу производства собственных самолетов по достаточной цене нашли себе новых приверженцев.

Новый проект – Arie

Еще до первых поставок истребителей Kfir, состоявшихся 14 апреля 1975 года, в IAI была создана команда по разработке преемника этого самолета. В декабре 1974 года команда, руководимая главным инженером Овадией Харари (?????? ????), внесла предложение проект Super Kfir, представлявший собой истребитель Kfir, в котором двигатель J79 был заменен на Pratt Whitney F100, что устанавливался на американские самолеты-истребители нового поколения – F-15 и F-16 [1].

Однако, установка новейшего двигателя в планер 1950-х годов не делала Super Kfir современным самолетом. Тогда инженеры IAI решили начать с нуля и отразить в новом проекте все успехи как в двигателестроении, так и в аэродинамике и в авионике. Новый проект взял наименование Arie (???? – лев).

Было рассмотрено пара конфигураций Arie: от легкого одномоторного до тяжелого двухмоторного со взлетным весом в диапазоне от 15 до 23 тысячь киллограм. Легкий Arie должен был взять один двигатель F100, а тяжелый – два F404. Моторы этого типа устанавливались на американском истребителе McDonnell Douglas F-18, первый полет которого состоялся 18 ноября 1978 года.

В то время израильтяне уже разглядывали возможность приобретения F-15 и F-16, но их количества было через чур мало для требуемых 800 автомобилей в боевой линии.

Командующий ВВС Израиля Беньямин (Бенни) Пелед (??? ???) заявил 3 августа 1975 года:

«Политика, реализуемая израильской армией с 1967 года, пребывает в том, дабы сделать Израиль минимально зависимым от внешних поставщиков главных видов оружий: танков, самолетов, судов, боеприпасов и ракет.

За границей приобретаются эквивалентные совокупности оружий, дабы завершить укомплектование отечественных боевых порядков. Эти совокупности приобретаются исходя из их наличия, стоимости, а также в соответствии с дипломатическими и экономическими мыслями.

Что касается области боевой авиации, то выпущены технические требования на самолет 1980 года, что разрешит израильским ВВС удерживать технологическое превосходство над автомобилями соперника как в воздушном бою один на один, так и в количественном замысле. Справедливость данных своевременных требований была показана на протяжении войны 1973 года и, следовательно, они стали более актуальными. В следствии ВВС Израиля требуются средства на принятие во второй половине 70-ых годов XX века на вооружение истребителей F-15 и F-16, каковые удовлетворяют требованиям спецификации на самолет завоевания превосходства в воздухе для 1980 года.

С 1967 года Израиль изготавливает истребители Nesher и Kfir, воображающие собой кульминацию политической воли по производству главных совокупностей оружия в Израиле. Эта политика есть постоянной и неизменной и ведет израильские ВВС к производству и разработке самолета нового поколения – Arie. ВВС Израиля выбрали Arie не только вследствие того что он соответствует своевременным требованиям, но и вследствие того что отечественной волей есть производство боевых самолетов в Израиле!»

Доводы в пользу производства самолета в Израиле

Первоначально Соединенные Штаты не желали реализовывать F-15 и F-16, но по окончании состоявшегося 4 сентября 1975 года подписания соглашения между Израилем и Египтом довольно Синайского полуострова управление США дало согласие реализовать F-15. Первоначально Израилем были запрошены 50 самолетов, но начальный договор был заключен на 25 автомобилей (в конечном счете было поставлено 106 истребителей F-15).

На фоне понижения размера поставок, позванного какими-то внутриамериканскими обстоятельствами, доводы в пользу собственного производства боевых самолетов снова приобрели помощь. Однако, уже состоявшиеся поставки F-15 и потенциальные поставки F-16 сделали необходимость постройки собственных самолетов – особенно по окончании ухудшения экономической обстановке в стране – менее актуальной.

В целях отыскать партнера и поделить затраты на создание нового боевого самолета израильское правительство предложило сотрудничество Южно-Африканской Республике. Но эта мысль была нереализованной. У пребывавшей под интернациональным эмбарго ЮАР были более насущные потребности, да и в самом Израиле подобное предложение было воспринято очень плохо, потому, что сводило на нет экспортный потенциал будущей автомобили.

Поставки A-4 Skyhawk и F-4 Phantom II были закончены в конце 1976 года, и только производство истребителей Kfir разрешало израильским ВВС нарастить численность боевых самолетов до 800 автомобилей. Истребители F-15 поступили на вооружение в декабре 1976 года, но потому, что управление Соединенных Штатов еще не одобрило поставки F-16 в Израиль, то разработка Arie была продолжена.

От социализма к капитализму

Во второй половине 70-ых годов XX века партия «Ликуд» (‏?????‏‎‎‎ – консолидация) победила выборы и поменяла правившие в Израиле с 1948 года левые партии (с 1948 по 1966 «МАПАЙ» [‏????? ????? ??? ?????, ????‏‎‎‎ – Партия рабочих Почвы Израильской‏‎‎‎] и с 1966 по 1977 «Маарах» [‏?????‏‎‎‎ – блок, массив]). Не обращая внимания на то что процесс разработки, ввода и производства в эксплуатацию истребителей Nesher и Kfir был сохраняеться в тайне, публичная дискуссия относительно развития покупки и израильского истребителя американских автомобилей началась практически сразу после выборов 1977 года.

Тогда как правительства левых поддерживали создание истребителей Nesher и Kfir, новая администрация в нерешительности колебалась между несколькими вариантами: продолжение разработки Arie, приобретение американских преемников Nesher-а и Kfir-а либо же сочетание первых двух вариантов. Подобное двойственное отношение было и к IAI – госкомпании, которую новое правительство собиралось приватизировать (извечное желание всех правых).

В июле 1977 года Моше Аренс (??? ????) – член правления партии «Ликуд» и бывший помощник директора IAI (1962-71 гг.) – объявил, что Израиль обязан решить что ему необходимо: разрабатывать личный истребитель, либо же купить американские F-16. 18 июля 1977 года глава МинОбороны и бывший командующий ВВС Израиля (1958-66 гг.) Эзер Вейцман (??? ?????) [2] внес предложение Ирану сотрудничать в разработке нового истребителя. Эта новая попытка сотрудничества не принесла никаких результатов, снова вынудив столкнуться с большой ценой разработки Arie.

В начале 1978 года руководящий комитет кнессета советовал начать разработку Arie для ввода самолета в эксплуатацию в 1985 году. Опираясь на программу Kfir, будущий самолет должен был быть сравним в плане цены и характеристик с современными ему боевыми самолетами других государств. Для обеспечения будущего программы комитет советовал, дабы бюджет развития программы Arie не был частью бюджета минобороны, а являлся отдельной национальной программой.

Участие Ирана и Египта

В октябре 1977 года Давид Иври (??? ????) поменял Бенни Пеледа на должности командующего ВВС Израиля. В июле 1978 года Иври выразил собственные взоры относительно разработки израильского боевого самолета:

«Этот вопрос носит общенациональный масштаб: способен ли Израиль со собственными ограниченными ресурсами создавать эти самолеты? Разве самолет, не имеющий двигателя национальной разработки, удовлетворит отечественным целям? Был упомянут вариант применения европейского двигателя, но кто даст гарантию, что европейское эмбарго будет менее возможным, чем американское?

Учитывая все события, я считаю, что во второй половине 80-х годов Arie сможет прекрасно вписаться в структуру израильских ВВС, но вышеупомянутые оговорки должны быть приняты во внимание.

Бюджетные отчисления на разработку самолета не должны исходить из бюджета ВВС либо бюджета минобороны. ВВС Израиля не смогут тратить из собственного бюджета большое количество средств на самолет, что поступит на вооружение через десятилетие».

Разумеется, что Давид Иври придерживался линии Бенни Пеледа. В случае если государство примет решение, что разработка отечественных боевых самолетов есть делом нацбезопасности и что бюджетные трансформации не повредят ВВС Израиля, то у них найдется место для Arie. В августе 1978 года управление США приняло, наконец, ответ о продаже Израилю истребителей F-16, что несомненно ставило под удар движение программы Arie.

Два внешних события послужили в Израиле предлогом для размышлений: 26 марта 1979 года был подписан мирный соглашение между Египтом и Израилем, а 1 апреля 1979 года в Иране была свергнута страна и монархия стала исламской республикой. В случае если Иран начинал внушать недоверие, то в качестве барышов от мирного контракта с Египтом возможно было ожидать понижения гонки оружий на Ближнем Востоке. Это делало замыслы оснащения ВВС Израиля 800 боевыми самолетами менее актуальными.

В Израиле стал ребром вопрос, что делать дальше: брать американские самолеты, создавать их по лицензии либо же продолжить разработку собственного боевого самолета? Израильские ВВС желали иметь на вооружении F-15 и F-16, к каким мог быть добавлен еще один новый истребитель по выбору правительства. Со своей стороны Соединенные Штаты предлагали пара вариантов.

Производство F-15 в Израиле считалось самым дорогостоящим вариантом в свете маленького числа самолетов, каковые будут изготовлены. Производство F-16 в Израиле не было хорошим вариантом уже для американцев, каковые дали согласие на лицензионное производство данного истребителя в Европе и не были заинтересованы в расширении сборочных линий, собираясь производить F-16 самостоятельно.

Потому, что экспортные продажи F-18 были маленькими, то с американской точки зрения самая реальной альтернативой представлялось производство в Израиле этих истребителей-бомбардировщиков. Израильтянам были предложены две версии этого самолета: палубный истребитель-бомбардировщик F/A-18A и более легкий истребитель F-18L, лишенный оборудования для применения с борта авианосца.

Американское предложение должно было быть представлено в первых числах Декабря 1979 года, но было перенесено на март 1980 года. Во время с 22 января по 2 февраля 1980 года делегация минобороны США посетила Израиль с целью изучения своевременных требований израильских ВВС и оценки производственных возможностей IAI. На протяжении дискуссии израильская сторона почувствовала, что американская делегация не будет советовать передачу лицензии на производство истребителя.

Более предпочтительным для американцев казался вариант продажи F-16 либо F-18.

От Arie к Lavi

Пребывав под впечатлением, что американцы не будут идти навстречу производству собственного истребителя в Израиле, и в связи с планируемым окончанием производства Kfir-ов в 1985 году, Эзер Вейцман 8 февраля 1980 года разрешил широкомасштабную разработку в Израиле боевого самолета. Но это был уже не Arie.

Эзер Вейцман, будучи в сердце и душе летчиком-истребителем, оценил обстановку с хорошей степенью предвидения. Первым самолетом, предназначенным для замены, был A-4, состоявший на вооружении в шести эскадрильях (пять боевых и шестая учебная). Это потребовало более легкой автомобили, чем F-15 и F-16, и достаточно недорогой, дабы ее возможно было купить в достаточных количествах.

При суммировании штурмовиков A-4 и истребителей Kfir становилось очевидным, что потребуется замена 300 боевых автомобилей.

Эзер Вейцман сказал о будущем боевом самолете как о

««спитфайре» 1980-х годов».

Это должен был быть самолет в классе 10 тысячь киллограм, что разрешало ему не вступать в прямую борьбу с F-16, пребывавшим в классе 15 тысячь киллограм. Легкий истребитель должен был сочетать в себе превосходство в качестве и количестве. Трансформации концепции стали причиной новому заглавию – Lavi.

Вейцман-провидец

Ответ Вейцмана, быть может, было основано на интуиции бывшего летчика-истребителя, нежели на сложном ходе принятия ответа (за что он довольно часто потом подвергался критике). В новом истребителе была собственная логика. Травмы, вызванные утратами на протяжении войны судного дня, подчеркивали, что уровень качества не всегда может всецело заменить количество.

Успехи в технологии давали надежду, что легкий истребитель будет в состоянии выполнить те же задачи, что и более тяжелый. Цифровые совокупности снижали вес авионики, а использование композитных электрической системы и материалов управления снизили бы массу самолета в целом. Применение точных снарядов должно было привести к сокращению нагрузки, нужной для уничтожения цели.

Ответ военного министра было утверждено правительством 20 февраля 1980 года, и два дня спустя Эзер Вейцман сказал главу МинОбороны США Гарольду Брауну (Harold Brown):

«Отечественное предположение содержится в том, что в будущем F-15, F-16 и F-18 образуют костяк ВВС Израиля, а такие автомобили, как A-4, F-4 и Kfir, нуждаются в замене. Отечественное ответ пребывает в необходимости оборудования элитных частей двумястами боевыми самолетами громадной цене (F-15, F-16, F-18).

Кроме этого существует потребность в довольно недорогих самолетах для оснащения главной части ВВС Израиля. Мы собираются заменить отечественные ветхие самолеты машиной собственной конструкции. Данный самолет будет иметь аэродинамическую схему «утка» и будет оснащен одним двигателем F404 и авионикой израильского производства.

Участие израильской космической индустрии в модернизации ВВС Израиля принципиально важно в плане сохранения персонала и материально-технической базы, употреблявшихся при производстве истребителей Kfir».

В августе 1980 года ВВС Израиля выпустили паспорт программы (fiche programme). Управление компании IAI объявило, что замыслы развития исключают затраты на разработку элементов и двигателя, предоставляемых конкретно правительством.

Вопреки обширно распространенному точке зрения на Lavi официально не планировалась установка двигателя General Electric F404. Данное ответ не было официально принято и являлось выбором военного министра Израиля, о чем указано в приведенном выше отрывке его письма собственному коллеге в Соединенных Штатах.

В плане развития и паспорте программы IAI кроме этого первоначально было указано использование для Lavi двигателя F404, так как в то время израильтяне не имели никаких настоящих альтернатив для выбора другого американского двигателя. В мае 1980 года компания General Electric уведомила минобороны Израиля о согласии США на производство двигателей F404 в данной ближневосточной стране. Принятие двигателя F404 казалось решенным вопросом, но состоявшаяся 25 мая 1980 года отставка правительства Эзера Вейцмана поменяла все.

При подготовке паспорта программы Lavi в руководстве израильских ВВС было решено, что легкого боевого самолета будет не хватает. Нужен был более тяжелый и большой самолет.

У компании Pratt Whitney стало возмможно кинуть вызов выбору F404. Эта компании не имела в собственной номенклатуре двигателя, аналогичного F404, но внесла предложение израильтянам создать на базе ТРД F100, уже эксплуатировавшегося в Израиле на закупленных истребителях F-15 и F-16, новый двигатель PW1120. В июле 1980 года компания Pratt Whitney объявила разработку двигателя PW1120 с началом летных опробований в первой половине 80-ых годов XX века и серийными поставками в 1985 году.

Новейшие израильский и шведский (будущий Gripen) боевые самолеты являлись потенциальными клиентами рынка ТРД PW1120, оценивавшегося в 4000-5000 двигателей.

Израильский лев, который едва не затмил американского орла. опытный истребитель iai lavi часть 1 эпизод 1

Израиль заказал истребители Mirage 5, но по окончании эмбарго, введенного Франицей 5 июня 1967 года, поставка не состоялась

до введенного Францией во второй половине 60-ых годов XX века эмбарго израильские ВВС были полностью оснащены французской авиатехникой. На снимке слева направо: SO-4050 Vautour II, Mirage III, Super Mystere, MD.452 Mystere IV, MD.450 Ouragan и Fouga CM.170 Magister

глава правительства Израиля Леви Эшколь (‏????? ??????????‏) (в центе) на протяжении церемонии получения первого штурмовика A-4 Skyhawk; 30 декабря 1967 года. С этого момента в израильских ВВС началась замена французских боевых самолетов американскими

глава правительства Голда Меир (вторая слева) на протяжении церемонии получения первого многоцелевого истребителя F-4 Phantom II; сентябрь 1969 года. В кабине самолета сидит Авиху Бен-Нун (????? ??-???), руководивший ВВС Израиля в 1987-99 годах. Слева Мордехай (Моти) Движение (????? ???) – тогдашний командующий ВВС Израиля. Бен-Нун и Движение были ярыми приверженцами программы Lavi

собранный в Израиле истребитель Mirage III, взявший обозначение Nesher. Первые два экземпляра (запечатленный на данном снимке №512) были переданы в октябре 1971 года 101-й эскадрилье, базирующейся на авиабазе Хацор (???? ????)

на трибуне Ицхак Рабин, выступающий на церемонии передачи первого изготовленного истребителя-бомбардировщика IAI Kfir; 14 апреля 1975 года. Компания IAI изготовила более чем 200 самолетов типа Kfir, воображавших собой соединение планера истребителя Mirage III и двигателя от F-4 Phantom II

в марте 1979 года под руководством аммериканского президента Картера президентом Египта Анваром Садатом и премьером Израиля Бегином было заключено мирное соглашение, замедлившее гонку оружий между двумя бывшими соперниками и сыгравшее сыграл ключевую роль в запуске программы Lavi

схемы варианта истребителя Arie, оснащенного передним горизонтальным оперением; вид спереди

модель истребителя Arie для опробований в аэродинамической трубе

во время с 1974 по 1980 год инженеры IAI проработали пара вариантов конфигурации истребителя Arie. На снимке двухмоторный вариант

первый истребитель General Dynamics F-16 Fighting Falcon с опознавательными символами израильских ВВС. Американцы задерживали поставку F-16 (первые самолеты данного типа были взяты в июле 1980 года). Одно время поставки были приостановлены, что внесло солидной вклад в запуск программы Lavi

Эзер Вейцман в кабине F-16. Бывший летчик-истребитель Вейцман игрался ведущую роль в определении и запуске начальных параметров Lavi, которого он желал видеть ««спитфайром» 1980-х годов»

  1. первый полет F-15 состоялся 27 июля 1972 года; F-16 – 20 января 1974 года
  2. см. «Истребители Spitfire в ВВС Израиля» в ««Le Fana de l’Aviation»» №№508-509

источник: Par Shlomo Aloni. Traduit de l’anglais par Alexis Rocher. «Israel Aircraft Industries Lavi» «Le Fana de l’Aviation» 2013-11

LJ150705 876 477768 Молодой львенок

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: