Истребитель «касяненко № 5» (кпи № 5).

      Комментарии к записи Истребитель «касяненко № 5» (кпи № 5). отключены

Разработчик: Касяненко
Страна: Россия
Начало опробований: 1 июля 1917 г.Истребитель «касяненко № 5» (кпи № 5).

В 1905 году при механическом отделении Киевского политехнического университета (КПИ) по инициативе Николая Андреевича Артемьева (1870-1948) была организована воздухоплавательная секция. Таковым было начало деятельности второго по размеру и значимости авиационного центра России. В последующие годы в Киеве трудились: Александр Сергеевич Кудашев — испытатель и создатель первого русского самолета (1910 г.), Дмитрий Павлович Игорь и Григорович Иванович Сикорский — известнейшие авиаконструкторы, и Д.Л.Томашевич, Ф.Ф.Терещенко, В.П.Григорьев, братья Е.И.Касяненко, И.И.Касяненко, А.И.Касяненко и многие другие.

Во время 1910-1913 годов Евгений Иванович Касяненко, совместно с братьями Андреем и Иваном — все трое студенты Киевского политехнического университета — выстроил четыре в полной мере успешных для той поры самолета («Касяненко № 1; -1бис; -3; -4»).

С началом Первой Мировой у братьев Касяненко появилась идея о постройке боевого самолета. Мысль создания сверхманевренного истребителя с цельноповоротной бипланной коробкой, снабжающей изменение траектории полета за счет управляемого вектора подъемной силы, была предметом многих споров и дискуссий между молодыми инженерами. Предлагались и отвергались разнообразные варианты аэродинамической компоновки будущего самолета, пока Андрей Касьяненко не внес предложение необыкновенную схему крылатой торпеды. «Торпеда» — так и был назван самолет, официальное обозначение которого — КПИ № 5.

В 1916 году братья выстроили очень уникальный самолет, взявший наименование «Касяненко № 5» (он же КПИ № 5). Предполагался в качестве истребителя, с размещением одного пулемета перед летчиком.

Корпус истребителя КПИ-5 воображал собой тело вращения удлиненной каплевидной формы со легко скругленной носовой частью и очевидно заостренным стекателем в крайней задней точке. Фюзеляж воображал собой выклеенный из шпона древесный монокок весьма чистых аэродинамических форм. Коробка крыльев крепилась на особенном узле по бортам фюзеляжа, разрешающем осуществлять изменение угла установки крыльев в полете.

Миделевое сечение корпуса было расположено приблизительно на 40 %-ной отметке его неспециализированной длины, составляющей 7 м. Площадь миделя 0,725 м2 соответствовала диаметру мотора «Gnome Monosoupape», 0,95 м. Такое размещение двигателя преследовало цель обеспечить пилоту максимальный передний обзор (его сиденье было размещено в носовой части фюзеляжа) и самые удобные условия для обстрела и прицеливания передней полусферы.

В самом носу фюзеляжа был установлен британский пулемет «Lewis» со сменным дисковым магазином на 47 патронов (48-й в стволе) калибра 7,7-мм. Управление огнем летчик имел возможность создавать тросовой тягой. Заменить магазин возможно было лишь на земле. Пулемет наряду с этим нужно было извлекать наружу через проем кабины.

Прицеливание в сражении пилот должен был осуществлять одному ему известным методом, вероятно так, как это делали американские ковбои, стреляя от пояса.

Топливная емкость была распята между шпангоутами № 4 и 5. Потом, к самому замечательному поперечному элементу фюзеляжа, шпангоуту № 6, крепился осевая трансмиссия и коленчатый вал ротативного двигателя «Gnome Monosoupape». Для охлаждения цилиндров подачи и мотора воздуха в карбюратор в бортах фюзеляжа между шпангоутами № 5 и № 6 были проделаны прямоугольные вырезы обшивки, перекрытые железной сеткой. Сам двигатель и его отводной вал были поддержаны восемью стойками от узлов заделки стрингеров фюзеляжа.

Вертикальное маневрирование в воздушном бою, по плану изобретателей, должно было быть полной неожиданностью для соперника, снабжая практическую неуязвимость их «Торпеды» для вражеского огня, от которого КПИ-5 уходил бы кроме этого нежданно. Математической моделью для того чтобы воздушного боя представлялосьпо мнению Евгения Касяненко, ответ задачи погони в сражении и выхода на огневую позицию, допустим, в ортогональной совокупности координат, а уход от преследования и внезапность собственной атаки — полярной совокупности координат. Как раз в таковой несовместимости он видел залог успеха.

Самолет КПИ-5 выстроили в мастерских Киевского политехнического университета. Опробования начались только в последних числах Июня 1917 года, потому, что институтской производственной базе был сделан большой заказ на воздушные винты для самолетов-истребителей «РБВЗ» С-16 конструкции Игоря Ивановича Сикорского.

Летные опробования закончились при… первой же попытке разгона по Сырецкому аэропорту. 1 июля 1917 года при падении по окончании энергичного подлета случилась поломка. Самолет быстро ударился хвостом, наряду с этим был сломан костыль, после этого хвост и винт фюзеляжа. Разбегаясь, конечно, по прямой Андрей Касяненко, по-видимому, весьма быстро поставил бипланную коробку в положение «на взлет». Сбалансировать машину цельноповоротным стабилизатором не удалось.

Летчик не пострадал. Другие сведения пока не отысканы.

Самолет № 5 есть не последней конструкцией братьев Касяненко. В первой половине 20-ых годов двадцатого века на базе ремонтного авиазавода № 6 в Киеве строился маленькой самолет, именуемый «Касяненко № 6». Аппарат предполагалось применять в кавалерии в качестве разведчика, для чего он делался разборным и по возможности, максимально легким.

Демонстрация легкой конструкции самолета «Касяненко № 6».

ЛТХ:

Модификация: Касяненко № 5
Размах крыла, м
-верхнего: 7,25
-нижнего: 6,65
Протяженность, м: 6,96
Площадь крыла, м2: 25,30
Масса, кг
-безлюдного самолета: 463
-обычная взлетная: 638
Тип двигателя: 1 х ПД Gnome Monosaupape
-мощность, л.с.: 1 х 100
Большая скорость, км/ч: —
Длительность полета, ч: 2,5
Практический потолок, м: 4000
Экипаж, чел: 1
Оружие: один 7,7-мм пулемет «Lewis».

Истребитель «Касяненко № 5».

Истребитель «Касяненко № 5» перед началом летных опробований. Лето 1917 г.

Касяненко № 5. Рисунок.

Компановочная схема истребителя «Касяненко № 5».

Касяненко № 5. Схема.

.

.

Перечень источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Михаил Маслов. Русские самолеты 1914-1917.

65 лет Капелле КПИ. 5

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: