Истребитель с-20 (рбвз-с-xx).

      Комментарии к записи Истребитель с-20 (рбвз-с-xx). отключены

Разработчик: Сикорский
Страна: Россия
Первый полет: 1916 г.Истребитель с-20 (рбвз-с-xx).

Четырехмоторные бомбардировщики «Илья Муромец» являлись базой Эскадры воздушных судов (ЭВК). Для полноценного функционирования суда нуждались в аэропланах вторых классов, каковые разрешали бы им функционировать во вражеском тылу свободно и действенно.

В конструкторском бюро завода «Руссо-Балт», которым руководил Игорь Иванович Сикорский, в течение 1914-1917 годов выпущено пара типов самолетов разного назначения для укомплектования ЭВК.

В конце 1915 года параллельно с серийным выпуском «Муромцев» и доводкой истребителя С-16, создан двухместный разведчик, что обязан перед вылетом «эскадры» на боевое задание произвести дозорный облет местности и по возвращении дать «добро» на боевой вылет. Это был двухстоечный биплан с просветами между торцами и бортами фюзеляжа нижнего крыла (в просвете были лишь узкие лонжероны) для обеспечения хорошего обзора вниз. Аэроплан оснащен мотором «Sunbeam» мощностью 150 л.с.

и под обозначением РБВЗ-С-17 либо С-17 (С-XVII), строился в конце 1915 года в двух экземплярах. По окончании проведения летных опробований в середине 1916 года оба самолета были посланы на фронт.

Следующий тип, С-18, имел два двигателя, установленных на нижнем крыле, и экипаж из двух человек. К этому времени в армиях воюющих стран показались настоящие качественные истребители, вооруженные пулеметами, стреляющими через винт, и талантливые развивать громаднейшую скорость полета до 140-160 км/ч. Исходя из этого тактико-технические требования к новым истребителям значительно возросли, Созданный в последних месяцах 1914 самолет С-16 был устаревшим, да в таковой степени, что не помогала и последовательная установка все более замечательных моторов.

В середине 1916 года конструкторские бюро «РБВЗ» при удачно решаемых задачах по созданию новых образцов воздушных судов (и не меньше успешному применению их на фронте) приступило к проектированию нового истребителя, взявшего обозначение С-20. В его разработке и последующих стадиях освоения яркое участие принимал Николай Николаевич Поликарпов (1892-1944). Оружие С-20 складывалось из синхронного пулемета типа «Colt», имеющего ленточное боепитание.

 В этом самолете был воплощен целый опыт эксплуатации его предшественника С-16, учтены все особенности лучших истребителей зарубежных марок. Строился самолет весьма скоро по личным указаниям и эскизам Сикорского, без составления чертежей и предварительной разработки. Однако самолет удался.

Истребитель был выстроен в сентябре 1916 года. Внешний вид аппарата напоминал стремительного воздушного бойца. Его верхнее крыло, имеющее элероны. По размаху и хорде было больше нижнего. Двигатель «Gnome Monosoupape», установленный в носовой части фюзеляжа, был полностью закапотирован. Фюзеляж имел обтекаемую форму и прекрасно отполирован.

Начавшиеся опробования распознали неприятности с двигателем. Двигатель «Gnome Monosoupape» был уже не хватает замечательным, а вторых подходящих двигателей в то время не было. Умелый экземпляр С-20 в начале 1917 года был послан в эскадру без двигателя, но с двумя парами крыльев различного размаха.

Они должны были быть выбраны на протяжении опробований. Шидловский запросил из ГВТУ ротативные двигатели «Le Rhone» мощностью 110 л.с. и «Clerget» — 130 л.с. Предусматривалась возможность переделки истребителя под рядный двигатель водяного охлаждения «Hispano-Suiza» мощностью 150 л.с.

Но дотянуться удалось лишь двигатель «Le Rhone».

Совершённые опробования истребителя распознали красивые летные качества, и по своим данным самолет был на уровне самой передовой техники 1916-1917 годов. По скорости он, к примеру, превосходил «Ньюпоры», мало уступал только «Виккерсу». Завод «РБВЗ» выступил с предложением о постройке большой серии — не меньше 50 автомобилей. Но шел 1917 год, и исходя из этого было выстроено лишь пять С-20, причем один из них в поплавковом варианте.

Полеты на первых двух экземплярах С-20 создавали летчики испытательного центра, находящегося на Комендантском аэропорте под Петроградом. В соответствии с их отзывам, истребитель был легко управляем, «…хорошо сидел в виражах, был устойчив положительно во всех каналах… При комплекте высоты был кроме этого устойчив при некоем рвении к левому крену, легко ликвидируемому ручкой управления, а к последующему вылету — заменой бокового груза…»

Истребитель С-20 был скомпонован по устоявшейся привычной схеме одностоечного биплана с ротативным двигателем, одетым в открытый снизу капот, с обычным двухколесным шасси, пневматики которого были нанизаны на единую ось, и с хвостовым оперением, складывающимся из киля, руля поворота, полукруглого по виду в плане горизонтального оперения, складывающегося из руля и стабилизатора высоты.

Элероны были лишь на верхнем крыле, которое имело пара больший размах и хорду, чем нижнее и общепринятый полукруглый вырез задней кромки над кабиной для обеспечения верхнего обзора летчику.

Верхнее крыло имело концевые вылеты за боковыми стойками по размаху и для большей жесткости законцовки были притянуты к нижнему крылу двумя парами металлических лент.
Площадь крыльев составляла 17,0 м2, верхнее крыло при размахе 8,6 м и хорде 1,3 м имело площадь 10,2 м2, а нижнее при соответствующих размерах 7,4 м и 0,95 м, имело площадь 6,8 м2. Лобовые участки крыльев представляли собой гнутые фанерные носки, подкрепленные редким комплектом фанерных диафрагм. Обшивка агрегатов и крыльев хвостового оперения — полотняная.

Законцовки крыльев и геометрическая крутка элеронов были выполнены по моде тех лет. Верхнее крыло поднято над фюзеляжем на полхорды для обеспечения переднего и бокового обзора летчику и крепилось к корпусу самолета на четырех вертикальных стойках, а нижнее крыло заделано шарнирами в корнях лонжеронов к соответствующим узлам шпангоутов в местах крепления с нижними лонжеронами фюзеляжа. Вынос верхнего крыла по отношению к нижнему на 350 мм вперед был создан за счет разности их хорд, т.к. по виду в плане их задние кромки пребывали одна под второй на одной вертикали.

Фюзеляж содержал в себе агрегаты и обычные приборы, имел прямоугольную форму во всех сечениях от мотора до хвоста, скругленную в носовой части цилиндрическим капотом двигателя и подкругленную фанерным гаргротом поверху от капота до выреза кабины летчика и потом до хвостового оперения.

В общем и целом примененная деревянная конструкция и силовая схема самолета с полотняной обшивкой и фанерой представляли собой слепок того опыта самолетостроения, что был накоплен конструкторами при создании одномоторных самолетов легкого класса. В этом аэроплане отразились черты летательных аппаратов предшествующих лет, каковые принадлежали многим европейским школам авиастроения.

Этим, по-видимому и разъясняются хорошие летные показатели С-20 вместе с надёжностью и простотой его внешнего и внутреннего устройства. Без преувеличения данный истребитель И.И.Сикорского можно считать оптимальной моделью одноместного одномоторного боевого самолета для второй половины Первой Мировой.

Самолету «РБВЗ» С-20 недоставало одного принципиального элемента новизны — стационарного двигателя водяного либо воздушного охлаждения. Динамика работы таких моторов значительно изменила бы конструкцию головной части фюзеляжа, в которой показалась бы моторная рама, и упростила бы технику пилотирования самолета, потому, что он был бы лишен столь внушительного реактивного момента по крену, что появляется от вращения ротативного двигателя вместе с воздушным винтом. Помимо этого, динамическая схема ротативного двигателя не разрешала расширить его мощность более 110-120 л.с. без чрезмерного утяжеления его конструкции.

Перечисленные факторы, обрекшие ротативные моторы на бесперспективность, были учтены. На следующем истребителе РБВЗ-С-22 установлен уже стационарный двигатель водяного охлаждения «Salmson» мощностью 150 л.с. Новый самолет воображал собой переделку одного из умелых экземпляров С-20, с некоторым повышением по весу и размерам в соответствии с более замечательной силовой установкой. Главные полетные показатели этого примера заметно улучшились.

Так, большая скорость достигала 205 км/ч, существенно выросли скороподъемность и практический потолок. Неизменным осталось время нахождения нового аппарата в воздухе. Оружие было усилено: два синхронных пулемета установлены поверх бортов головной части фюзеляжа перед кабиной летчика.

Тип пулеметов малоизвестен.

С-22 был выстроен весной 1917 года. Его летные опробования проводились на Комендантском аэропорте летом 1917 года. Судьба этого наилучшего истребителя И.И.Сикорского малоизвестна.

Для самого Игоря Ивановича, как и для множества вторых людей в Российской Федерации настали тёмные дни. Пятилетний срок действия договора, арестанта им с акционерным обществом «РБВЗ» истек еще в апреле 1917 года, а к Январю завод по большому счету поднялся. Часть рабочих ушла в Красную гвардию. В неразберихе первых месяцев правления новой власти не все руководители и комиссары высших рангов показали должную компетентность в технике. Многим из них по большому счету было наплевать на понятие «авиация».

Так, один из громадных начальников ВСНХ (Общероссийский Совет народного хозяйства), некто Ю.М.Ларин, к которому Сикорский сумел пробиться в Смольном университете и которому предложил свои руки и голову, изрек: «У нас — революция!, гражданин хороший и нам не до парфюмерии и самолётов…». Сикорский направился в заводской комитет (либо как его еще именовали «коллективный директор»), в том месте на собственный вопрос о предстоящей занятости взял безнадёжное: «Делай, что желаешь…»

Не имея особенных средств, т.к. все заработанные деньги были положены в акции завода (а хозяин предприятия М.В.Шидловской быстро уехал), Сикорский в феврале 1918 года взял заграничный паспорт и с несколькими сотнями британских фунтов в кармане выехал на Мурман (Мурманск). В марте 1918 года Игорь Иванович покинул Россию и наряду с этим окончательно. Во Франции он взялся было за разработку нового бомбардировщика по заказу союзников по Антанте, но дело было нужно кинуть в связи с окончанием всемирный войны.

30 марта 1919 года Сикорский ступил на берег Северной Америки, где начался новый этап его деятельности и жизни. К нему пришла глобальная известность в тридцатые годы, в то время, когда его многомоторные пассажирские гидросамолеты связали перевозками Европу и Америку. Он приобрел не меньшую известность, создавая вертолеты, каковые считаются одними из лучших в мире.

ЛТХ:

Модификация: С-20 / С-22
Размах крыла, м: 8,20 / —
Протяженность, м: 6,50 / —
Высота, м: 2,56 / —
Площадь крыла, м2: 17,00 / 18,50
Масса, кг
-безлюдного самолета: 550 / 760
-обычная взлетная: 750 / 1030
Тип двигателя: 1 х ПД «Le Rhone» / 1 х ПД «Salmson»
-мощность, л.с.: 1 х 110 / 1 х 150
Большая скорость, км/ч: 190 / 205
Время комплекта высоты 2000 м, мин: 6,3 / 5,03
Практический потолок, м: 5600 / 6200
Экипаж: 1
Оружие: 1 х 7,7-мм пулемет «Colt» / 2 х пулемета.

Истребитель С-20 у ангарной палатки.

Истребитель С-20.

Истребитель С-20.

Истребитель С-20.

С-20. Рисунок.

Компоновочная схема С-20.

С-20. Схема.

.

.

Перечень источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Г.И.Катышев, В.Р.Михеев. Крылья Сикорского.
В.Р.Михеев.Малоизвестный Сикорский. «Всевышний» вертолетов.
Андрей Савин. Русский Летный Музей. Сикорский С-20.
Техника и Оружие 04/1996. Ивнамин Султанов. Из истории отечественных истребителей.

Задняя передача — Руссо-Балт — предвестник революции

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Истребитель nieuport n.21.

    Разработчик: Nieuport Страна: Франция Первый полет: 1916 г. Сутки клонился к вечеру, в то время, когда австрийский биплан «Бранденбург» № 63-54…

  • Многоцелевой истребитель су-27.

    Разработчик: ОКБ Сухого Страна: СССР Первый полет: 1977 г. В авиационной истории 60-е годы ознаменовались поступлением на вооружение ВВС главных…

  • Фронтовой истребитель миг-15бис.

    Разработчик: ОКБ Микояна, Гуревича Страна: СССР Первый полет: 1949 г. В начале 1949 года прошел госиспытания двигатель ВК-1, предстоящее развитие РД-45Ф,…

  • Предок аэрокобры. опытный истребитель westland f.7/30. великобритания

    Спецификация Министерства авиации F.7/30, выданная авиационной индустрии в конце 1931 года, сформулировала, возможно, самые ответственные и прозорливые…

  • Истребитель ла-150.

    Разработчик: ОКБ Лавочкина Страна: СССР Первый полет: 1946 г. ОКБ Лавочкина, как и другие отечественные самолетостроительные компании, работу в области…

  • Опытный истребитель-перехватчик як-50. ссср часть 1

    Уже на протяжении ВОВ стало ясно, что для успешной борьбы с бомбардировщиками соперника ночью и в сложных метеоусловиях нужны истребители, оснащенные…