Опытный истребитель fc-31 «хайдонцин». кнр

      Комментарии к записи Опытный истребитель fc-31 «хайдонцин». кнр отключены

Занимательная статья глубокоуважаемого Андрея Фирсова.

Вот уже полгода громадный интерес у авиационных экспертов всей земли приводит к китайскому истребителю FC-31 «Хайдонцин» (Кречет). Под таким заглавием он демонстрировался на авиасалоне в Чжухае в ноябре прошлого года. До этого истребитель был известен в прессе под наименованием J-31, данным ему по окончании появления первых фотографий на основании бортового номера «31001».

Корреспонденты тогда высказали предположение, что первые две цифры и имеется порядковый номер самолета. Предположение выяснилось верным, а вот сокращение FC – вероятнее, свидетельствует «China Fighter» – «китайский истребитель», которое в большинстве случаев дается экспортным вариантам самолетов…

Опытный истребитель fc-31 «хайдонцин». кнр

Первое публичное появление нового китайского истребителя в июне 2012 года выяснилось настоящим сюрпризом для всемирный авиационной общественности. То, что китайцы трудятся над истребителями «пятого поколения» было известно еще до публичной демонстрации первых умелых самолетов. Совсем неожиданным выяснилось то, что выведя в 2010 году на опробования первый собственный истребитель «пятого поколения» J-20, китайцы практически через два года выкатили новый умелый самолет.

А ведь разработку параллельно двух истребителей на данный момент не имеет возможности себе позволить фактически ни одна авиационная держава.

Первоначально авиационные корреспонденты посчитали, что J-20 и J-31 являются необычным симметричным ответом на американские истребители пятого поколения: «тяжелый» F-22 и «легкий» F-35. Но, в случае если опробования и движение работ по J-20 до сих пор скрывает завеса секретности, то J-31 фактически сходу, начиная со собственного первого публичного появления, демонстрировался беспрецедентно открыто. Все это дало авиационным специалистам сделать заключение, что J-31 есть прежде всего

«экспортноориентированным истребителем последнего поколения в умеренной ценовой категории».

Вправду, официальные китайские лица признали, что истребитель J-31 разрабатывался по проекту 601-го университета из Шеньяна при денежной помощи авиапромышленной корпорации AVIC (Aviation Industry Corporation of China) в качестве ответа на появление в мире оружия американского «объединенного ударного истребителя» F-35. О закупке F-35 заявили уже 12 стран, включая и такие страны тихоокеанского региона, как Япония, Австралия и южная Корея, с некоторыми из которых у Китая на данный момент складываются очень напряженные отношения.

Глава корпорации AVIC Лин Жуоминь согласился, что для проектирования истребителя, имевшего внутрифирменное обозначение AMF (перспективный многоцелевой истребитель), его основной конструктор Сан Кон ориентировался на «вид потенциального соперника», другими словами F-35. Наряду с этим, по словам Сан Кона,

«В чем-то J-31 превосходит F-35, а в чем-то уступает».

Со своей стороны Лин Жуоминь подчернул, что посредством J-31 Китай сохраняет надежду поменять ситуацию в мире оружия, на что оказало влияние появление в 2007 г. американского JSF:

«Всемирный рынок оружия должен быть сбалансированным, а хороший продукт не может быть монополией одной стороны».

Роль экспорта, среди них и оружий, в структуре экономики Китая широко известна, исходя из этого ставка последовательности фирм авиапромышленности на создание чисто экспортных образцов оружия не есть чем-то из последовательности вон выходящим. Примером тому есть создание в том же Шеньяне ориентированных на экспорт учебно-тренировочного самолета L-15 и легкого истребителя FC-1 (JF-17 «Гром») для ВВС Пакистана. В целом, согласно точки зрения китайской прессы, разработка новых боевых самолетов за личные средства делается «традицией», и показателем денежной крепости авиапромышленности Китая.

Важный интерес Китая к программе JSF проявился еще со времен шпионского скандала 2007 – 2008 гг., в то время, когда Пентагон заявил о том, что с американских компьютеров были

«скачены терабайты информации, которая связана с истребителем F-35».

Наряду с этим недвусмысленно намекалось, что источником хакерских атак был Китай. Много раз трудящиеся в авиапромышленности этнические китайцы – американцы обвинялись в шпионаже в пользу собственной первой отчизны. Пресекались попытки вывоза авиационных материалов, к примеру, современного углеродного волокна, применяемого в композитных элементах конструкции F-35.

Одновременно с этим, не обращая внимания на то, что новый китайский истребитель создавался корпорацией AVIC очевидно с оглядкой на JSF, в нем присутствует и «китайская» специфика. В то время, когда в первый раз был представлен окончательный вид истребителя Локхид-Мартин F-35, его компоновка привела к недоумению у последовательности авиационных экспертов.

Один из них, обрисовывая те доработки, каковые он выполнил бы на F-35, дабы «исправить» самолет, отмечал в качестве недочёта через чур широкий фюзеляж «объединенного ударного истребителя», что явилось следствием применения подъемного вентилятора для варианта СВВП F-35B, и выделения громадных количеств фюзеляжа под внутреннюю подвеску оружия. В следствии F-35 лишился одного из показателей «пятого поколения» – свойства выполнять сверхзвуковой полет на бесфорсажном режиме работы двигателя.

Позднее, в следствии опробований выявилось еще да и то, что F-35 страдает бафтингом и «валежкой»… Вызывающим большие сомнения ответом кроме этого есть компоновка с одним двигателем, что снижает его боевую живучесть, в особенности серьёзную для самолета, призванного делать среди них и задачи штурмовика в составе корпуса морской пехоты США. Отсутствие управляемого вектора тяги двигателя лишает самолет еще одного качества «пятого поколения» – сверхманевренности.

«В следствии, – заключал американский эксперт, – для совершенного легкого истребителя – бомбардировщика «стелс», я уменьшил бы сечение фюзеляжа, применял двухдвигательную силовую установку с двигателями меньшего диаметра, и избавился бы от всего наследия СВВП».

Парадоксальным образом все эти пожелания воплотились в новом китайском истребителе.

В первый раз о перспективных работах в области истребителя «пятого поколения» на авиапредприятии в Шеньяне (SAC – Шеньянская несколько авиационной индустрии), производившем истребители F-8, стало известно в сентябре 2011 г., в то время, когда на одной из выставок научных достижений была представлена модель истребителя с бортовым номером «F-60». Спустя практически год интернет облетели фотографии очень сильно закамуфлированного планера истребителя, транспортируемого для окончательной сборки на трейлере среди белого дня при огромном стечении публики (предполагается, что планер самолета везли для статических опробований).

Эти фотографии стали настоящим сюрпризом: стало ясно, что китайцы реализуют сходу две амбициозные программы по истребителю пятого поколения. Практически Китай стал второй страной в мире, которая в один момент вела опробования двух истребителей пятого поколения (в 1991 г. это смогли позволить себе лишь США).

31 октября 2012 г. умелый самолет с бортовым номером 31001 поднялся в воздух, совершив 10-минутный полет в сопровождении двух истребителей J-11. Действительно, опробования истребителя, приобретавшего во всемирной прессе разные обозначения: то J-31, то J-21, то «проект 310», шли с низкой интенсивностью. В следствии появились слухи, что проект истребителя-«стелса» из Шеньяна до этого проиграл конкурс собственному сопернику J-20 и создается в инициативном порядке.

Отмечалось, что конкурсный проект 601-го университета из Шеньяна по заданию, выданному в октябре 2007 г., имел обозначение J-19, и последовательность конструктивных ответов этого проекта нашли собственный отражение в J-31. Кстати, внимательное изучение фотографий J-31 разрешило высказать предположение, что передняя стойка шасси спроектирована с учетом условий применения самолета с корабельной палубы. «Масло» в пламя подлили фотографии макета истребителя, похожего на J-31, находившегося на палубе «цементного авианосца», применяемого китайскими экспертами для отладки корабельных совокупностей. В следствии появились предположения, что J-31, подобно «объединенному ударному истребителю», будет иметь палубную версию, в особенности учитывая создание в Китае самолета J-15 – палубной версии истребителя J-11. Сам основной конструктор J-31 Сан Кон все же выразил в одном из интервью надежду, что

«в возможности J-31 станет в один строй с J-20, а его улучшенная версия будет следующим поколением китайских палубных истребителей».

Но эти предположения в значительной степени развеял представитель ВМФ Китая, заявивший, что

«истребитель J-31 через чур тяжел для применения с палубы авианосца». (Утверждается, что SAC на нехорошем счету у Минобороны Китая из-за задержек с программой палубного истребителя J-15, в следствии предпочтение в разработке нового палубного истребителя было дано проекту 611-го университета из Чэнду, что, как ожидается, будет реализован «в металле» уже в текущем году).

На низкий приоритет J-31 со стороны ВВС и флота Китая кроме этого показывает да и то, что новый китайский истребитель до сих пор существует лишь в одном летном экземпляре, тогда как по программе J-20 летают уже по очень мере четыре самолета. Помимо этого, показались намеки китайских должностных лиц, что до «локализации» на китайских фирмах аналогов русских двигателей РД-93, стоящих на J-31, думать о принятии его на вооружение преждевременно. Неудивительно, что в таких условиях управление AVIC сделало главную ставку на продвижение J-31 на мировые рынки оружия.

В то время, когда в ноябре 2012 г. модель «перспективного истребителя», неофициально именуемого китайскими представителями J-31, была продемонстрирована на китайской авиационной выставке в Чжухае, русскими экспертами было подтверждено, что его силовая установка воображает два двигателя ОКБ Климова РД-93. В один момент русские эксперты охарактеризовали светло синий-31

«прекрасно сделанным уникальным проектом».

Представители корпорации AVIC заявили со своей стороны, что J-31 создан с широким применением разработки «стелс» при умеренной цене и может нести солидную боевую нагрузку на громадный радиус действия – до 1250 км с внутренним запасом горючего и 2000 км с подвесными баками. Взлетный вес истребителя заявлялся в 17,5 т при размахе крыла 11,5 м и длине фюзеляжа 16,9 м. Боевую эффективность нового истребителя представители AVIC тогда охарактеризовали так:

«Лучше, чем у истребителей четвертого поколения, и приближающуюся к пятому».

Представитель одного из двигателестроительных подразделений AVIC – «Avic Engine» – объявил, что на данный момент на предприятии в Гуйчжоу идет разработка китайской версии русского двигателя РД-93 – WS-13 «Тянь-Шань» (традиционно двигатели китайцы именуют в честь гор). Двигатель WS-13 первоначально разрабатывался для другого экспортного истребителя – FC-1 (JF-17), собираемого по лицензии в Пакистане. Главным отличием WS-13 от РД-93 будет больший ресурс и на 15% громадная тяга.

Тут может оказаться нужна двухдвигательная схема J-31, учитывая небольшой ресурс и низкую надёжность нового поколения китайских двигателей. Так, для истребителя J-10 китайцы до сих пор закупают российские двигатели АЛ-31ФН, поскольку ставить низкоресурсный китайский аналог WS-10 на одномоторный истребитель китайцы пока не рискуют.

По сведеньям, которыми мы сейчас рассполагаем, WS-13 уже был установлен на одномоторный истребитель FC-1 и в 2010 г. испытан на земле, но информации о предстоящем ходе работ по двигателю пока не поступало (По данным, которыми мы сейчас рассполагаем, WS-13 имеет мельчайший приоритет работы по сравнению с двумя вторыми новыми «истребительными» двигателями). Но на последнем авиасалоне в Чжухае китайская сторона заключила сделку на поставку 100 русских двигателей РД-93 и опцион еще на 400! Сам количество договора, учитывая, что пакистанцы собираются закупать РД-93 для собственных истребителей JF-17 (FC-1) напрямую в Российской Федерации, показывает, как оптимистично китайцы наблюдают на размеры поставок J-31 за предел.

Со своей стороны, на протяжении проведения авиасалона в Чжухае, пакистанский глава МинОбороны Рана Танвеер Хуссейн объявил, что Исламабад уже ведет переговоры с Пекином о приобретении партии из 30-40 «дальних истребителей – стелс» FC-31. Это первые официально подтвержденные переговоры о поставках J-31.

Интерес пакистанцев к «экспортному стелсу» понятен – F-35 им никто реализовывать не планирует, а принципиальный возможный противник – Индия – осуществляет собственные программы по оснащению ВВС истребителями «пятого поколения». В один момент появились слухи о том, что Пакистан готов отказаться от приоритета поставки истребителей JF-17 для собственных ВВС и предложить их зарубежным клиентам. Складывается чувство, что пакистанцы готовы консолидировать собственные денежные ресурсы, дабы поддержать предстоящие работы по J-31.

Демонстрация J-31 на авиасалоне в Чжухае имела широкий отклик в китайской прессе. Один из китайских авиационных специалистов, Ху Янглинг, заявил в интервью китайским СМИ, что J-31 возможно запущен в производство уже через пять лет, и существует высокая возможность появление палубной версии истребителя.

«Было весьма тяжело решиться на митинг в воздухе на авиасалоне, но это экспортный самолет, и его появление имело сенсационный успех на выставке»,

– продолжил он.

Действительно, в западной прессе были и пессимистические отзывы:

«Динамика полета вялая, пилот через чур довольно часто применял форсаж, дабы сохранить ускорение и скорость при исполнении достаточно несложных фигур пилотажа. В целом, самолет смотрелся так, словно бы ему не достаточно тяги двигателей».

Но направляться учесть, что ожидать «захватывающего» пилотажа от единственного примера умелого самолета было бы через чур оптимистично. Китайские корреспонденты отмечают, что в действительности форсаж употреблялся на J-31 лишь для взлета, а пилотаж выполнялся на «номинале».

Западные специалисты в целом оценивают J-31 как «ухудшенную» копию американского F-35. Вправду, по компоновке оба истребителя слабо отличается. Снаружи кидается в глаза лишь иное вертикальное оперение J-31, больше напоминающее таковое на истребителе F-22. Особенно это заметно в применении одного и того же с F-35 типа воздухозаборника – DSI («сверхзвуковой с запиранием пограничного слоя»).

Воздухозаборники для того чтобы типа идеально подходят для самолетов – «стелс» так как не имеют щели для слива пограничного слоя, створок и подвижного клина для перепуска воздуха. Подобный тип воздухозаборника китайцы применяли при модернизации истребителя J-10. на данный момент версия истребителя с этим воздухозаборником готовится к серийному производству под обозначением J-10B.

Еще одним преимуществом воздузаборника для того чтобы типа есть возможность его верхней кромки при выходе на громадные углы атаки вырабатывать вихрь, распространяющийся по верхней плоскости центроплана и фюзеляжа, создавая дополнительную подъемную силу. Действительно, при выходе на углы атаки более 20° у F-35 вихрь переходит в сильный турбулентный поток в хвостовой части фюзеляжа недалеко от стабилизатора, что приводит к тряске оперения – бафтинг.

Такой же вихрь образуется и на воздухозаборнике J-31, но, если судить по имеющимся фотографиям, при маневрировании китайского истребителя, его обтекание не носит столь возмущенного характера. Имеется возможность, что китайский истребитель будет меньше мучиться от бафтинга.

Еще одна характерная конструктивная изюминка истребителей «стелс» – наличие внутренней подвески оружия. Но в случае если на F-35 в двух отсеках оружия возможно подвесить шесть ракет «воздушное пространство – воздушное пространство» средней дальности, то на J-31 – лишь четыре.

Говоря об оборудовании, западные эксперты выделяют, что J-31 не сможет стать «истребителем пятого поколения» без распределенной разведывательно-поисковой и прицельной совокупностей. Вправду, для создаваемого в инициативном порядке истребителя это сложная и весьма дорогостоящая задача. Но учитывая, что подобную систему китайцы создают для другого собственного истребителя – «стелс» – F-20, работа конструкторов из Шеньяна заметно упрощается: требуется лишь соответствующая адаптация.

На представленном в Чжухае макете J-31 уже были продемонстрированы электронно-оптические датчики, напоминающие стоящие на F-35. То же касается создания РЛС с активной фазированной решеткой (действительно, из-за меньшего диаметра носовой части J-31 эксперты ожидают у китайской РЛС более скромные характеристики).

Оборудование кабины J-31, представленное на выставочном макете, включает один большеформатный дисплей, а пилот имеет нашлемную совокупность отображения информации – все в духе F-35.

Одновременно с этим западные эксперты отмечают, что на F-35 использована более перспективная совокупность понижения радиолокационной заметности: радиопоглощающий слой интегрирован в обшивку планёра и композитную конструкцию, а не выполнен отдельным верхним покрытием, аналогичного на F-22 либо В-2 и требующего дорогостоящих работ по поддержанию его в надлежащем виде.

На китайском J-31 (по версии Запада) предполагается применение внешнего радиопоглощающего покрытия, вероятно на базе образцов, взятых со сбитого в Югославии F-117 либо из вторых источников, другими словами уровня прошлого поколения самолетов – «стелс». Одновременно с этим на макете J-31, представленной в Чжухае, показались такие доработки в сторону понижения радиолокационной заметности, как «шевроны» на сопле двигателей и беспереплетный фонарь кабины.

Помимо этого, среди технологических новинок для изготовления J-31 по сообщениям китайских СМИ употребляются аддитивные разработки: демонстрировалась «печать» одного из шпангоутов планера из запекаемого лазером титанового порошка.

В марте 2015 г. показались фотографии J-31 с очевидной установкой двух разных двигателей. Предполагают, что на самолете наконец-то проходит опробования новый двигатель WS-13. В возможности, в случае если китайские эксперты оснастят двигатели J-31 отклоняемыми соплами (по примеру русских двигателей), истребитель купит и возможности сверхманевренности, что даст ему очевидные преимущества перед американским F-35.

В целом, подтверждается вывод китайских экспертов, что J-31 и F-35 имеют собственные преимущества приятель перед втором и собственные недочёты. Успех прошлого «экспортного истребителя» FC-1 (JF-17) разрешает сохранять надежду на его повторение с «Кречетом», тем более, что на данный момент для многих государств китайский истребитель пятого поколения не имеет соперников.

источник: Андрей Фирсов «Кречет рвется в небо» «Хайдонцин» «космонавтика и Авиация» май 2015

Истребитель с авианосца потерпел крушение в море (Руслан Осташко)

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: