Викрамадитья страны советов

      Комментарии к записи Викрамадитья страны советов отключены

По окончании заседания у Устинова настроение Артема Ивановича было совсем никудышним. С одной стороны, помой-му все в жизни прекрасно, чего еще хотеть-то? Дома – любящая супруга, имеется и дочь и сын, на работу ходим в КБ имени себя любимого, и возможно светло, кто в нем основной глава. Грудь в орденах, генерал, с прошлого года еще и академик АН СССР, а уж какое количество самолетов спроектировал – не сосчитать.

Не смотря на то, что сам, само собой разумеется, на данный момент уже не столько по конструкторской, сколько по административной части, возраст все же не шутка, да и молодое поколение воспитывать нужно. Но Микоян до сих пор вникал во все подробности: вот и конечный самолет его КБ, МиГ-23, что точно в мае этого года на вооружение приняли, Артем Иванович знал только что не наизусть, не смотря на то, что главным конструктором его он не был.

Нет, с его КБ все будет нормально, они только что дали ВВС фронтовой истребитель, что отправится в огромную серию, коллектив Микоян подобрал хороший, так что возможности у него самые радужные, но Не к добру это увлечение Д.Ф. Устинова самолетами посадки и вертикального взлёта. Не тем делом занялся Александр Сергеевич, ох не тем Сложно сообщить, из-за чего такое вышло, но некогда замечательное КБ А.С.

Яковлева как-то нежданно выяснилось на вторых ролях. В части перехватчиков и истребителей правили бал МиГ и Су, а в области бомбардировщиков лидерство неспешно переходило к КБ Туполева, так что Яковлев рисковал остаться не у дел и ему угрожало вовсе уйти из военной тематики. Вот и взялся за СВВП – никто больше особенного жажды проектировать эти самолеты не изъявлял, так что конкуренции у Яковлева как словно бы не просматривалось.

Да лишь, согласно точки зрения Микояна, СВВП были тупиковой ветвью в развитии авиации. Ну да, теоретически посадка и вертикальный взлёт давали массу преимуществ, но вот фактически приходилось платить за это так дорого, что овчинка не стоила выделки.

На ранних предположениях МиГ-23, пробуя создать самолет с укороченным посадкой и взлётом, также пробовали применять дополнительные двигатели, трудившиеся лишь при подъеме автомобили в атмосферу, но скоро стало ясно, что дело это вконец бесперспективное. А Яковлеву предстояло снабжать подъемными двигателями не укороченный, а вертикальный взлет и посадку, в этот самый момент никаких шансов приблизиться к чертям МиГ-а у его детища не было.

Но вот сейчас с одной стороны, Горшков пробил-таки разработку громадного ядерного авианосца, проект 1160, вот и МиГ взял заказ на палубный истребитель. Само собой разумеется, моряки желали что поновее, исходя из этого решили, не мудрствуя лукаво, делать на базе отправившегося в серию МиГ-23. Будет МиГ-23А, то бишь «авианосный», окажется хорошей самолет, Андреев, основной конструктор МиГ-23 не подведет, все сделает как нужно, вот лишь Ощущал Артем Иванович, что не будет хода ядерному авианосцу.

Видно было, что у Устинова к такому кораблю душа совсем не лежит. Но вот СВВП Дмитрий Федорович одобрял целиком и полностью: вот и третий по окончании «Ленинграда» и «Москвы» авианесущий корабль приказал строить по новому проекту 1143 с необходимым базированием на нем Як-36МФ – сверхзвуковой СВВП, истребитель-перехватчик, что обещался сделать Яковлев. Другими словами не то, дабы приказал, да лишь вывод секретаря ЦК КПСС так вот свободно не проигнорируешь.

Устинов вычислял, и не скрывал этого, что за СВВП будущее, и что недалек тот сутки, в то время, когда «вертикалки» поменяют фронтовую авиацию.

Викрамадитья страны советов

И вот этого Артем Иванович допускать решительно не желал. Он осознавал, что боевой СВВП вероятен лишь за счет сильного урезания черт самолета, таких как боевой радиус, нагрузка и другое, но опасался того, что в какой-то момент Устинов сочтет это приемлемой ценой за вертикальный взлет. Дмитрий Федорович, само собой разумеется, человек важный и умелый, но совершить ошибку может каждый, а цена у таковой неточности будет катастрофической.

СВВП Яковлева лучше было бы «задвинуть» как возможно дальше, но лишь как это сделать? Ясно, что в ВВС его творению до тех пор пока хода не будет. По окончании 1966 г, в то время, когда Яковлев показал дозвуковой Як-36, неспособный по большому счету нести никакую боевую нагрузку, прошло уже 3 года, но на большом растоянии КБ Яковлева не продвинулось.

Разработчики СВВП застряли на дозвуковом штурмовике, а также он до тех пор пока у них не получался. Но палубы судов Яковлев, однако, для себя «отвоевал», высокой помощью заручился, а ведь курочка, как мы знаем, по зернышку клюет. А потому угроза сэвэвэпэзации всей страны сохраняется, и чтобы притормозить это дело, нужно противопоставить яковлевскому истребителю собственный самолет.

Вот лишь как это сделать? Устинову очевидно не по душе через чур большие суда, а на небольшой паровую катапульту не очень-то и поставишь, и в отличие от того же МиГ-23А, которому для взлета нужна катапульта, Як сможет взлетать прямо с палубы. Да, с мизерной боевой нагрузкой, но – сможет в итоге, все же у Яковлева конструкторский состав вовсе не плохой, сделают.

А вот самолет посадки и горизонтального взлёта с палубы без катапульты не запустить, разве что обеспечить его тяговооруженностью на уровне крылатой ракеты. Но что в случае если

– Вот наблюдай, Анатолий Анатольевич, – втолковывал Микоян главному конструктору МиГ-23 Андрееву. – Простому самолету с палубы без катапульты не взлететь, но это в случае если палуба прямая. А вдруг – трамплин?

– Да для чего же нам трамплин, Артем Иванович? – недоуменно пожимал плечами Андреев. – Мы самолет под катапульту делаем, для авианосца, а катапульта куда увлекательнее трамплина будет, это же разумеется – ррраз – и в небо!

– А после этого, – злился Микоян, – что не будет у нас авианосца, вот помяни мое слово – не бу-дет! Не разрешат морякам строить монстров под 70 млн кг, дорого это, будут строить суда вполовину меньше и под СВВП. А я желаю таковой самолет, дабы он имел возможность и с тридцатитысячного корабля стартовать и с «вертикалкой» за палубу побороться!

– Да как ему сесть-то на вертолетную палубу?

– Ничего, чай аэрофинишеры создадут уж как-нибудь.

– Но взлетать-то ему как?

– А вот это ты мне сообщи – как. Я тебе блестящую идею – трамплин – подкинул? Подкинул.

Вот иди и думать: что за трамплин должен быть и какая тяговооруженность должна быть у самолета, дабы он с этого трамплина не блинчики в море вычислял, а в поднебесьях реял, что твой буревестник С разбегу, скажем– тут Микоян прищурился, – скажем, 100 метров.

Андреев издал громкий стон, а спустя семь дней спор возобновился:

– Безтолку! – сказал Анатолий Андреевич. – Само собой разумеется, от наклона трамплина будет зависеть многое, тут вычислять не пересчитать, но примерный эффект, которого возможно добиться, уже понятен. В общем, менее чем с тяговооруженностью 0,9 на 100 метрах делать нечего! И это минимум, это – самая оптимистичная оценка, вероятнее пригодится 0,95, в случае если по большому счету не единица! Это – решение суда! Простите, Артем Иванович, но это – решение суда!

Я уже все продумал – тот же истребитель возможно за тормозное устройство цеплять, пока двигатель на форсаж не выйдет, но – все равно 0,9! А ведь палубник, он потяжелее строевого МиГ-23 будет, ему и фюзеляж покрепче, и тормозные устройства, все это вес кушает! В общем, менее 15,5 тысячь киллограм обычной взлетной у нас не будет, а где я двигатель заберу с форсажем более чем 14 тысяч?!

Это фантастика! Ненаучная! Так что никакой трамплин отечественный «двадцать третий» с палубы не запустит, тут второй двигатель нужен и самолет также второй

– Вот наблюдай, Анатолий Андреевич. Говорил я с юношами Хачатурова, из АМНТК. Так вот они грозятся в самом скором будущем предложить тебе новый двигатель на 13 000 кгс и фактически в том же массогабарите, что на двадцать третьем. Другими словами для твоих 0,9–0,95 нужен самолет с обычной взлетной в 13,6–14,5 тысячь киллограм.

Неужто не осилишь?

– А как, Артем Иванович? Я же не всевышний, на такую массу для палубника не выйти, тут хоть что с двадцать третьего снимай

– А также изменяемую стреловидность?

– ?!!!

Андреева, казалось, на данный момент хватит удар

– Да ты успокойся, Анатолий, ну вот водички хлебни, что ли Мы для чего делали эту самую стреловидность? Дабы обеспечить укороченные взлет-посадку. Ну и на кой нам эта укороченность на авианосце? Чтобы взлетал – необходимы высокая тяговооруженность и трамплин, тут ты все правильно говоришь. А садиться будет – его аэрофинишером поймают, основное совсем уж в космос с посадочной скоростью не улететь. Американцы же садятся?

Садятся, а мы чем хуже?

Дальше был разговор с главкомом ВМФ. Горшков идею подхватил практически на лету – как и предполагал Микоян, он также не слишком-то верил в возможности СВВП, но, потому, что авианесущие суда флоту были необходимы как воздушное пространство, готов был на компромисс с Устиновым. «Высокоэнергетичный» самолет, талантливый стартовать с палубы без катапульты, практически заворожил главнокомандующего, за это он готов был бороться.

Дмитрий Федорович Устинов отнесся к идее без особенного энтузиазма, но должен был признать наличие в ней здравого смысла – головной ТАВКР проекта 1143, носитель СВВП уже близко подобрался к водоизмещению в 30 тыс. тысячь киллограм, и в случае если на корабле схожего водоизмещения возможно будет базировать самолет, практически не уступающий по боевым качествам новейшему МиГ-23, при том что никаких дорогостоящих и отнимающих место катапульт будет не требуется Помимо этого, строительство аналогичных судов вовсе не отменяло столь понравившиеся ему СВВП – доведет Яковлев собственный проект до железа – никто не помешает оснастить ими «трамплинные» авианесущие крейсера. А до тех пор пока у Яковлева дела идут не так дабы совсем прекрасно, это ничего, новое довольно часто задерживается, но и без СВВП у флота будут боеспособные самолеты. Ну а в том месте, смотришь, и Як подоспеет.

В итоге уже в 1969 г было вынесено и принято решение о проектировании не только «катапультного» МиГ-23А, но и «трамплинного» МиГ-23К, взявшем в будущем наименование «Вихрь»

По результатам бессчётных консультаций и встреч решено было покинуть головной корабль проекта 1143 как имеется – вертолетоносцем со свойством нести СВВП, но вот второй корабль закладывать уже «трамплинного» типа, и флот, совместно с конструкторами, очертя голову «засучил рукава» и взялся за составление проекта.

Горшков превосходно осознавал, что успех «трамплинного» 1143 с высокой долей возможности поставит крест на нужных ему ядерных авианосцах проекта 1160, но дело в том, что и без трамплина шансов на постройку «советских «Нимицев» было открыто мало. Снова же, Горшков превосходно осознавал, что, не смотря на то, что авианосец с МиГ-ами будет куда действеннее вертолетоносца с СВВП, ему все равно не будет хватать весьма многого, и а также самолетов ПЛО и ДРЛО. Иными словами, трамплинный корабль воображал собой эрзац – но, во-первых, эрзац куда более продвинутый, нежели первый корабль проекта 1143 «Киев», а во-вторых – главком был уверен, что практическая эксплуатация трамплина окажет помощь в будущем убедить управление страны в необходимости полноценных авианосцев.

Поменять в 1143 предстояло очень многое Первое, чего настоятельно потребовал главком, было повышение летательных аппаратов с 22 до 36, но, кроме количественного роста авиагруппы, следовало учесть и более тяжелые веса истребителей.

Сам трамплин вышел настоящим физико-математическим шедевром, его кривизна снабжала максимум взлетающим с него самолетам. Но он прилично утяжелил носовую часть, в следствии чего, по окончании долгих споров, удалось отказаться от размещения ГАС «Орион» – но, представить себе дорогущий авианесущий корабль более чем 30 тыс. тысячь киллограм весом гоняющимся за подлодкой было очень затруднительно: по-любому, но это дело эскорта, положенного ТАКР-у.

В итоге на корабле оставалась «Платина», чего для самообороны, пожалуй, было бы достаточно. Соответственно списали и Вихрь, и торпеды, покинув из всего противолодочного лишь две установки РБУ-6000, да и те не столько от подводных лодок, сколько в качестве оружия последнего шанса – против торпед.

Ну и для помощи десантов, само собой разумеется Дело в том, что еще в утвержденном ТЗ на «Киев» значилась помощь десантных сил: разработчики ТЗ имели в виду, очевидно, авиаподдержку, но такое толкование почему-то не встретило одобрения у вышестоящих над флотом инстанций, предполагавших, что ТАВКР должен иметь яркую возможность поддержать морпехов огнем. Для «Киева» сошлись на скорострельных 76-мм артустановках и РБУ, каковые при необходимости имели возможность сыграть роль РСЗО. Очевидно, моряки и в ужасном сне не могли представить себе огромнейший корабль, поднявшийся прикасаясь к берегу, дабы ужаснуть неприятеля аж четырьмя трехдюймовыми парой и стволами бомбометов, но политика имеется политика.

Одновременно с этим на 1143.2 («трамплинный» ТАВКР взял собственный персональный номер) решено было от 76-мм АУ отказаться совсем, потому, что толку с них было не так дабы большое количество, а вот места установки потребовали изрядно. Это на «Киеве» возможно было сосредоточить массу оружия в носу корабля, но на 1143.2 в том месте была трамплин и полётная палуба. Но раз уж от 76-мм отказывались, то «выкинуть за борт» РБУ уже никак было нельзя – в противном случае корабль не соответствовал бы ранее утвержденному ТЗ

Не то дабы «трехдюймовочки» весили через чур много, но весьма протяженная надстройка «Киева» создавала узнаваемые завихрения воздуха, отчего посадка и взлёт самолетов горизонтальной схемы была бы затруднена (если бы они на нем базировались), и на новом авианесущем корабле ее следовало укоротить. И вдобавок – чем больше палубного пространства, тем большее количество самолетов возможно подготовить к вылету. Коммунистический флот стоял на том, что в ангаре допустимы лишь технические работы, но никак не заправка горючим и подвеска снарядов – этим необходимо было заниматься строго на верхней (она же – полетная) палубе.

В окончательном варианте противовоздушное оружие 1143.2 складывалось из двух ЗРК «Шторм» и для того чтобы же количества «Оса-М» (замененные на протяжении строительства на более продвинутую модификацию, «Оса-МА», разрешающую вести ракетный пламя по низколетящим целям), и восьми 30-мм «металлорезок» АК-630. Оба радарных комплекса управления «Штормами» достали на самый верх надстройки, добившись тем самым больших углов наводки ЗУР, а вот обзорный радар решили не дублировать (на «Киеве» не считая «Восхода» стоял еще и «Фрегат»).

Все равно оба они пребывали рядом, так что шансов сохраниться одному из них при попадании было не через чур много, а разносить их было очень некуда – требование максимально укоротить надстройку стало причиной тому, что ЗРК «висели» на ней, подобно елочным игрушкам. Еще хуже было нужно совокупности управления и навигации полетами «Привод СВ», чья ажурная мачта так красиво возвышалась над «Киевом».

Засовывать ее к радарам означало ограничивать им обзор, так что в итоге ее по большому счету сняли с надстройки и разместили в спонсоне по правому борту. С одной стороны, казалось, что такое ответ не хорошо тем, что формирует «мертвую территорию» для кормовых ЗРК, но в действительности этого не происходило, поскольку запустив ракету чуть в сторону, ее позже несложно было вернуть на необходимый курс – по окончании облета «Эйфелевой башни», как нарекли ее моряки.

Намного сложнее выяснилось пристроить пусковые установки ракет «Базальт». По понятным обстоятельствам разместить их в носу «а-ля «Киев»» не было никакой возможности, но куда их еще девать? Место нашлось справа от надстройки, пусковые «Базальтов» были перепроектированы так, дабы две пусковые размешались поверх вторых двух.

Две новые четырехракетные ПУ разместили на достаточном протяжении, дабы ракеты из нижнего яруса кормовой установки имели возможность пролететь над верхним ярусом носовой, наряду с этим сзади кормовой установки предусмотрен был особый «отбойник» – в другом случае пуск четырех «Базальтов» попросту снес бы выхлопными струями подготавливающиеся к вылету самолеты. Но в целом восьмиракетный залп был обеспечен, действительно, без перезарядки.

Что до авиагруппы, то за счет определенной экономии номенклатуры и вооружений бортового радиоэлектронного оборудования на новом корабле удалось разместить 36 летательных аппаратов без фатального роста стандартного водоизмещения – оно составило 34 500 т, что при «киевской» мощности ЭУ обеспечивало 32 узла большого хода (29 полного), и это было признано обычным.

Предполагалось, что ТАВКР нового проекта обязан будет выступать един в двух ипостасях – в качестве обеспечения ПВО ударных групп, ориентированных на уничтожение АУГ, и в качестве корабля ПВО/ПЛО, закрывающего районы развертывания советских стратегических подводных лодок с баллистическими ракетами. В первом случае авиагруппа должна была включать 24 МиГ-23К, 3 вертолета освещения надводной обстановки Ка-25РЦ, 8 противолодочных Ка-25 либо Ка-27 и один поисково-спасательный вертолет. Во втором случае количество истребителей уменьшалось до 12, вертолетов ПЛО, напротив, росло до 20, а вертолеты ДРЛО и спасатель оставались без трансформаций.

Очевидно, всем было ясно, что разгромить авиакрыло американского авианосца силами двух эскадрилий МиГ-23 нереально, но однако, появлявшись в необходимое время в нужном месте, советские палубные истребители имели хорошие шансы связать боем большое число «файтеров» соперника и тем самым без шуток уменьшить утраты ракетоносцев, наносящих удар по АУГ. По крайней мере это было большое количество больше того, что способны были сделать СВВП.

Что же до самолета, то разработчики двигателя не подвели, представив Р-35-300, дающий 8550 кгс, а на форсаже – 13 000 кгс, и основной конструктор Андреев в целом справился с поставленной ему задачей. Забрав за базу МиГ-23, он заменил крыло изменяемой стреловидности простым треугольным – и продолжительно бился над каждой подробностью, пробуя уменьшить вес нового истребителя. Это пришлось тяжело, но все же возврат к треугольному крылу дал определенные барыши.

А помимо этого был и еще один момент – корабельный самолет по определению не мог быть таким массовым, как сухопутный МиГ-23. В то время, когда вы планируете строить самолеты тысячами, Вы трижды поразмыслите о стоимости каждого отдельного агрегата, по причине того, что в масштабах огромной серии каждая переплата обернется огромными тратами. Но в случае если речь заходит о сотне-второй самолетов, то подход совсем второй – где-то возможно и поступиться ценой, победив в прочности, соответственно уменьшив вес.

В итоге вес безлюдного самолета удалось «уронить» до 10 015 кг, что при четырехтонном запасе горючего, весе летчика в 80 кг, двух ракетах средней дальности Р-23 по 222 кг и двумя Р-60 о 44 килограммах любая, давало обычный вес приблизительно в районе 14 700 кг.

Для стометровки и этого было большое количество, исходя из этого с первой (стометровой) позиции МиГ-23 получалось нормально стартовать только при уменьшенном до 3 тысячь киллограм запасе горючего, что, само собой разумеется, не лучшим образом сказывалось на его боевом радиусе. Но проект 1143.2 располагал кроме этого 150- и 170-метровыми дорожками, с которых «Вихри» имели возможность взлетать не только с полным топливным баком, но и с двумя тоннами оружия под крыльями.

Особенных визуальных отличий от 23-го МиГ-а «Вихрь» не имел, если не считать поменянное крыло и более «большой» фонарь – для палубного самолета обзор при посадке очень ответствен, а у МиГ-23 с этим было не через чур прекрасно.

В целом же МиГ-23К «Вихрь» был принят летчиками куда теплее его «предка» МиГ-23. Меньший вес и бoльшая тяговооруженность в сочетании с новым крылом снабжали лучшую маневренность, по этому показателю «Вихрь» был где-то посередине между Миг-23 и Миг-21. Куда лучший обзор из кабины «Вихря» давал ему дополнительное преимущество в воздушном бою.

Наряду с этим, не смотря на то, что самолет в известной мере сохранил «болячки» МиГ-23, но его обслуживание было все же несложнее (а это большое преимущество на корабле), да и в пилотировании он не был так строг. Исходя из этого морская авиация приняла истребитель «на ура» и он отправился в серию во второй половине 70-ых годов двадцатого века.

Очевидно, Як-38 никак не имел возможности выдержать конкуренции с таковой машиной. «Свирепый огурец» КБ Яковлева оказался дозвуковым, не имел РЛС («Вихрь» нес «Сапфир 23»), а по боевому радиусу в разы уступал кроме того взлетевшему со стометровки МиГ-у. А основное – тогда как МиГ уже был фактически готов идти в серию, яковлевцы все еще не могли довести до ума Як-38 Кроме того Устинов не отыскал, что возразить, исходя из этого третий корабль проекта 1143 заложили по подобию и образу «Минска» (так был назван авианесущий крейсер 1142.2)

Все же маленькую установочную партию Як-38 произвели, так что по мере вступления судов в строй моряки взяли возможность сравнить «вертикальный» «Киев» с «горизонтальным» «Минском». Конечно же, сравнение выяснилось далеко не в пользу детища Яковлева. Однако, работы по СВВП не закрыли и КБ Яковлева отчаянно пробовало создать конкурентоспособный истребитель-СВВП до самого развала СССР – столь же настойчиво, сколь и бесполезно.

А советское авианосцестроение шло своим чередом – по окончании чистого СВВП-шника «Киев» в строй вступили «близнецы» «Новороссийск» и «Минск», но все же, при всех собственных преимуществах перед головным кораблем проекта 1143, они не могли на равных противостоять полноценным авианосцам США.

Следующую попытку выстроить настоящий авианосец Горшков предпринял на согласовании проекта 1143.4 «Баку», но сейчас потерпел неудачу. Ему удалось «пробить» повышение водоизмещения до ??? тысячь киллограм, с тем дабы корабль имел возможность принимать 24 новейших тяжелых истребителя Су-27К либо 36 МиГ-29У, но катапультами корабль так и не оснастили. В целом же «Баку» был неудачен – кроме концептуальных неточностей, его отличала ненадежная ходовая.

И только следующий ТАВКР, строившийся по проекту 1143.6 стал, наконец-то, тем самым «советским «Нимицем»» которого хотел видеть в составе флота его главком: водоизмещением под 80 тыс. тысячь киллограм, ядерный корабль взял, наконец-то, кроме трамплина еще и две паровых катапульты.

Базу авиагруппы имели возможность составлять или 36 Су-33 (Су-27К взял личный номер), или 24 Су-33 и 24 МиГ-29К, но по факту предпочли организовать авиакрыло из самолетов одного типа – Су-33. И наконец-то КБ Яковлева забрало реванш за все бессчётные неудачи, создав аналог «Хокая» – палубный самолет ДРЛО Як-44. Последний был так хорош, что приглянулся и ВВС – те имели в своем распоряжении лишь маленькое число монструозных А-50, и довольно некрупный и недорогой в эксплуатации Як стал красивой альтернативой, что и ознаменовало возвращение КБ Яковлева в первые последовательности создателей военной авиации.

Как раз 1143.6 «Тбилиси» стал первым полноценным авианосцем СССР и увы, последним. К счастью, корабль был фактически готов к моменту развала Альянса и потому вступил в строй – действительно, уже флота РФ.

Увы, в эру «диких 90-х» стране было не до авианосцев. «Тбилиси» переименовали в «Адмирал Флота СССР Кузнецов», и единственный ядерный авианосец старались удержать в строю, но все остальные суда поднялись на прикол. Скоро «Киев» был реализован «на иголки», но остальные советские авианесущие суда ожидала более занимательная будущее.

Две державы, Китай и Индия, действительно задумались о собственных авианосных флотах, а спрос, как мы знаем, рождает предложение. В итоге РФ взяла два заказа на продажу модернизированных судов – Индия предпочла «Новороссийск», адаптированный под МиГ-29К, разработку которого она же и заказала КБ МиГ, тогда как Китаю приглянулся «Баку». Единственным предприятием, талантливым выполнить модернизацию столь больших судов, стал «Севмаш», и в начале 2000-х, в то время, когда русский «оборонка» медлительно угасала в отсутствие заказов, на севере развернулась настоящая «стройка века». Не все прошло без сучка, без задоринки, сроки по обоим договорам очень сильно сместились вправо, но однако ВМФ Китая взял собственный «Ляонин»

а индийские моряки – «Викрамадитью».

Российские же моряки до тех пор пока вынуждены были ограничиваться ядерным «Кузнецовым», но было ясно, что корабль, вошедший в строй в 1991 г., испытывает недостаток в капитальном ремонте, что угрожал затянуться на много лет. Но отсутствие палубы под ногами очень очень плохо сказалось бы на профессионализме летчиков его авиакрыла, да и РФ испытывала огромную потребность в перворанговых судах. Однако, возможности страны пока не разрешали приступить к постройке монстров наподобие «Кузнецова», не смотря на то, что «Севмаш», накопив кадры и бесценный опыт на двух модернизациях, рвался в бой.

Как это ни страно, но «Минск», вступивший в строй в 1978 г., пребывал в очень приличном состоянии – сказалось то, что он был единственным из всех советских ТАКР кораблем, что был законсервирован по всем правилам. К 2010 г. корабль был на «ответхранении» уже 18 лет, но осмотр продемонстрировал, что по окончании соответствующей модернизации в полной мере способен отходить еще лет 15 либо кроме того больше, и это было признано достаточным. В итоге на модернизацию были направлены средства, первоначально выделенные на приобретение французских «Мистралей» (по окончании разбирательства следственного комитета, влиятельные инициаторы попытки массового закупа бронетехники за границей взяли «пожизненно»).

Программа ГПВ 2011–2020 гг предусматривала модернизацию «Минска», и формирование двух полков истребительной авиации в составе 24 МиГ-29К и 4 двухместных МиГ-29КУБ любой, а всего – 56 самолетов. Эти авиаполки, да дюжина модернизированных Су-33 и стали базой палубной авиации РФ на ближайшие десять лет.

Обновленный корабль по окончании четырехлетней модернизации снова вступил в строй 2017 г под новым именем Адмирал Флота СССР Головко. Годом позднее вошел в строй модернизированный ядерный крейсер Адмирал Нахимов, а в следующем году, Кузнецов и Петр Великий поднялись на долгую и глубокую модернизацию, на протяжении которой ядерный авианосец, кроме всего другого, приобретал оборудование и электромагнитные катапульты для базирования Су-50К. И не смотря на то, что, само собой разумеется, Головко по своим возможностям очень сильно уступал Кузнецову, но все же ВМФ РФ сохранил в действующем составе один ядерный крейсер и один боеспособный авианосец.

Колеса Страны Советов. Часть 4

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: