Истребитель як-7м.

Разработчик: ОКБ Яковлева
Страна: СССР
Первый полет: 1941 г.Истребитель як-7м.

Як-7М (модифицированный), с двигателем М-105ПА и винтом ВИШ-61П, воображал собой ещё одну переделку серийного Як-7УТИ № 05-11 в одноместный боевой истребитель с пушечным оружием, т.е. это вторая по окончании Як-7 модификация Як-7УТИ в боевой истребитель. Работа была выполнена в сентябре 1941 года группой инженеров ОКБ А.С.Яковлева, пребывающей на саратовском заводе № 21 для помощи этому заводу в налаживании серийного производства Як-1.

В Як-7УТИ были внесены кое-какие трансформации, в свое время осуществленные на умелых самолетах И-28 и И-30, в частности:
-сняты пулемет ШКАС с установкой, патронами и оборудованием, и оборудование и сидение задней кабины;
-установлена мотор-пушка ШВАК с боезапасом 120 снарядов, две крыльевых пушки ШВАК с боезапасом по 110 снарядов;
-на место второго пилота бензобак емкостью 80 л (60 кг);
-бронеспинка у сидения пилота;
-фара ФС-155;
-автоматические предкрылки, проводка и узлы крепления к реактивным орудиям под 6 ракетных снарядов РС-82.
В связи с установкой в крыле патронных ящиков и пушек количества консольных бензобаков уменьшены на 23 л любой, произведены переделки и усиления крыла.
Уменьшен размах крыла (9,74 м против 10,0 м), финиши крыла сделаны менее закругленными из условий размещения предкрылков достаточного размаха, тяги управления элеронами перенесены на задний лонжерон для улучшения доступа к ним, увеличена площадь посадочных щитков с 1,77 до 2,15 м2.

По мощности огня Як-7М превосходил все истребители, пребывавшие в 1941 г. на вооружении советских ВВС. Секундная масса залпа составляла 3,84 кг/с. Это было больше, чем у ЛаГГ-3 с тремя пушками (1 х ШВАК и 2 х Б-20С) в 1,5 раза, МиГ-3 — в 3,2 раза, Me-109Е — в 1,5 раза, Me-109F — в 4 раза.

Пушечные установки снабжали надежную и надёжную стрельбу на всех режимах полета, фигурах пилотажа и при температурах наружного воздуха до -30°С. Жесткость крепления пушечных установок снабжала удовлетворительное рассеивание снарядов. Пристрелка крыльевых пушек и мотор-пушки осуществлялась сходящимся веером на дистанции 400 м. Оружие Як-7М с громадным эффектом могло быть использовано и по наземным целям.

Прицельную стрельбу возможно было вести как из одной, так и из двух крыльевых пушек. Но благодаря их несинхронной стрельбы самый целесообразно было создавать стрельбу маленькими очередями, поскольку при долгих очередях пара нарушалось прицеливание.

По летно-тактическим чертям Як-7М практически не уступал вторым истребителям. Некое понижение данных если сравнивать с Як-7УТИ разъяснялось тем, что для модификации был забран экземпляр Як-7УТИ, продолжительно пребывавший в эксплуатации и потерпевший аварию.

Не обращая внимания на большое повышение полетной массы, техника пилотирования, благодаря наличию автоматических предкрылков, значительно упростилась, была полностью исключена возможность срыва в штопор при допущении неточностей (самолет нужно было «вгонять» в штопор), повысилась неспециализированная и особенно поперечная устойчивость, значительно увеличилась безопасность полета. Критическая минимальная скорость понижалась на 30-40 км/ч как на парашютировании, так и на фигурах; удачнейшая скорость исполнения виража уменьшалась с 350 до 310-320 км/ч; скорость устойчивого парашютирования уменьшилась со 180-190 до 145 км/ч.

При защемлении предкрылков заметно сказывалось повышение массы самолета, он становился инертным и тяжелым в управлении, период выдерживания удлинялся, траектория на взлете делалалась более пологой, потребная для исполнения виража скорость возрастала, диапазон скоростей уменьшался, при парашютировании на скорости 180-190 км/ч самолет имел тенденцию к сваливанию в штопор. По большому счету самолет делался строже и чувствительнее, благодаря чего потребовал более правильной координации перемещений со стороны летчика.

Як-7М проходил национальные опробования с 5 по 16 октября 1941 года в Чкаловской и с 31 октября по 27 декабря 1941 года на Урале, куда на протяжении войны был перебазирован НИИ ВВС. 16 октября, совершая перелет Москва — Свердловск, Як-7М под управлением летчика-испытателя А.Г.Прошакова при посадке в Казани потерпел аварию (из-за отказа пневмосистемы сложилась правая опора шасси), что задержало его в Казани до 31 октября.

Госиспытания проводила бригада в составе: ведущий летчик — В.И.Хомяков, ведущий инженер А.Т.Степанец, техник В.Ф.Сбитнев. Было выполнено 39 полетов неспециализированной длительностью 20 ч. 35 мин., а также перелет Москва — Свердловск. Результаты госиспытаний были признаны удовлетворительными. В частности отмечалось, что самолет в полной мере дешёв летчикам средней квалификации армейского времени и возможно легко и скоро освоен ими.

Як-7М был рекомендован к запуску в серийное производство.
Но в серии он не строился и ни одно из мероприятий, осуществленных на нем (не считая применения места в задней кабине для размещения дополнительного бензобака), не отыскало применения на самолетах семейства «Як»: предкрылки — из-за отсутствия в них необходимости; крыльевые пушки — из-за нарушения наводки при стрельбе из одной крыльевой пушки.

ЛТХ:

Модификация: Як-7М
Размах крыла, м: 9,74
Протяженность, м: 8,50
Высота, м: 2,75
Площадь крыла, м2: 17,15
Масса, кг
-безлюдного самолета: 2638
-обычная взлетная: 3160
Тип двигателя: 1 х ПД М-105ПА
-мощность, л.с.: 1 х 1050
Большая скорость, км/ч
-у почвы: 469
-на высоте: 556
Практическая дальность, км: 750
Скороподъемность, м/мин: 667
Практический потолок, м: 8750
Экипаж: 1
Оружие: 1 х 20-мм мотор-пушка ШВАК с боезапасом 120 снарядов, две крыльевые пушки ШВАК с боезапасом по 110 снарядов, 6 РС-82.

Истребитель Як-7М на стоянке.

Як-7М. Схема.

.

.

Перечень источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
А.Т.Степанец. Истребители Як периода ВОВ.
«Война в воздухе» № 31-34. Истребители Як-1,-3,-7,-9 во Второй мировой.
Время и Авиация. Константин Косминков. Многоликий Як-7.
Крылья Отчизны. Вячеслав Кондратьев. Як-7. Три эскиза.

На Ладоге нашли истребитель Як-7 времен войны

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Истребитель як-9п (первый с таким названием).

    Разработчик: ОКБ Яковлева Страна: СССР Первый полет: 1943 г. Як-9П (пушечный) с двигателем ВК-105ПФ являлся модификацией серийного Як-9, на котором…

  • Тяжелый истребитель-перехватчик ту-1.

    Разработчик: ОКБ Туполева Страна: СССР Первый полет: 1944 г. Еще на протяжении испытаний и проектирования первых двух прототипов одного из лучших…

  • Истребитель тяжелый пушечный — итп.

    Разработчик: Поликарпов Страна: СССР Первый полет: 1942 г. 1940 год был весьма напряженным для Поликарпова: внедрение и доводка в серию истребителя…

  • Истребитель як-3у.

    Разработчик: ОКБ Яковлева Страна: СССР Первый полет: 1945 г. Як-3У со звездообразным двигателем воздушного охлаждения АШ-82ФH А.Д.Швецова и винтом…

  • Альтернативные истребители rmi-11 solyom. венгрия

    Этот материал из серии моделей отечественного германского коллеги dizzyfugu был мной переведен и мало доработан. Желаю выразить громадную признательность…

  • Истребитель-перехватчик су-7 (первый).

    Разработчик: ОКБ Сухого Страна: СССР Первый полет: 1945 г. К июлю 1940 года П.О.Сухой заканчивает разработку эскизного проекта истребителя с двигателем…