Фронтовой разведчик ту-2р.

      Комментарии к записи Фронтовой разведчик ту-2р. отключены

Разработчик: ОКБ Туполева
Страна: СССР
Первый полет: 1942 г.Фронтовой разведчик ту-2р.

Шла солдата и армия потребовала от ВВС данных воздушной разведки. Специальных самолетов с высокими характеристиками и оборудованием не было. Для данной цели приспосабливали устаревшие и не отвечавшие требованиям разведки СБ.

В полной мере конечно, что с возникновением первых серийных Ту-2 встал вопрос о создании его разведывательного варианта.

Весной 1942 года ОКБ в первый раз приступило к таковой разработке, проводившейся в тесном содружестве с ВВС. Перед конструкторами то и дело появлялись вопросы, до того времени ими не видевшиеся. Кроме размещения фотоаппаратуры разрабатывалось новое аэронавигационное оборудование, автоматика для управления разными АФА и другое. Однако, к началу лета готовься макет первого самолета-фоторазведчика.

2 июня макет предъявили на рассмотрение рабочей группы. В следствии показался протокол следующего содержания:

«Протокол рассмотрения макета самолета Ту-2 в варианте разведчика.

1.Предъявленное на макете самолета размещение аэрофотоаппаратов АФА-Зс с фокусным расстоянием 300, 500 и 600 мм с возможностью установки вместо их аэрофотоаппаратов АФА-1 с фокусным расстоянием 300 и 500 мм в плановом положении и под углами 7 и 13 градусов утвердить.
2.Признать самолет Ту-2 в комплексе с предъявленным на макете указанном в п.1 добавочным бензобаком и фотооборудованием, и предъявленной в чертежах перспективной установкой для АФА-В, удовлетворяющим требованиям, предъявляемым к разведчикам».

Протокол подписали от НИИ ВВС ведущий инженер 3-го отдела инженер-полковник Мируц и полковник Житов, от завода № 766 — основной военпред инженер-полковник Бровко, основной конструктор Туполев, глава бригады АНО начальник и Френкель бригады неспециализированных видов Егер.

Затем ОКБ приступило к переоборудованию одного из серийных Ту-2 в вариант разведчика.

Тем временем в ВВС закончили составление первых ТТТ к таковой машине. Их проект отправили для согласования Туполеву. В этих ТТТ предусматривалось, что «разведывательный самолет «Ту-2р» строится на базе серийного двухмоторного фронтового бомбардировщика «Ту-2» с моторами «М-82А«.

Машина должна была вести разведку целей на своевременной глубине фронта и стратегическую разведку «в интересах Командования». Объектами разведки были: войска «во всех положениях» и их штабы, рубежи и оборонительные районы, оперативно-стратегические резервы, снабжения войск и пути подхода, аэропорты, базы, склады, военно-промышленные центры.

«По своим летно-тактическим данным, оборудованию и вооружению самолет Ту-2р обязан соответствовать самолету Ту-2 6-ой серии со следующими трансформациями:
1. Дальность при скорости 375-400 км/ч для дневной разведки 2500 км, для ночной разведки — 2000 км.
Примечание: Повышение дальность полета для дневной разведки должно осуществляться за счет подвески в бомбовом отсеке дополнительного бензобака.
2. На самолете должна быть особая аэрофотоаппаратура для дневной и ночной разведки.
3. Прицеливание на бомбометании ведется лишь прицелом ОПБ-1м.
4. Нужно предусмотреть съемную броню для защиты наиболее коммуникаций и жизненных агрегатов, гидросистемы борта задней фонаря и кабины навигатора».

Армейские желали приобретать разведчик в двух вариантах: под установку в бомбоотсеке двух аппаратов АФА-1 либо двух АФА-3с (установки должны быть взаимозаменяемыми) и под установку двух АФА-33. Крепление фотоаппаратов должно было снабжать монтаж АФА за 8-10 мин., а демонтаж — за 4-5 мин., изменение угла наклона АФА перед полетом посредством несложного инструмента. Фотолюки требовалось закрыть крышками, дабы на рулежке на объективы АФА не попала грязь, и открывать их лишь перед взлетом.

Съемка должна была производиться с закрытыми бомболюками, а конусы АФА, поддерживающие габариты самолета, требовалось «обезопасисть от действия воздушного потока обтекателями». В обоих вариантах вместо фотоаппаратов предусматривалась подвеска 8-9 бомб ФО-ТАБ-35. В этом случае фотоустановки АФА-1, АФА-3с и АФА-33 снимались.

Аэрофотоаппараты АФА-1 (с объективами 300 и 500 мм) должны были устанавливаться в сдвоенной установке, которая разрешала бы использовать каждую камеру для плановой съемки и для перспективной съемки одной камерой влево, второй вправо от направления полета. Углы наклона относительно плоскости симметрии должны были составлять 13° для фокусного расстояния 300 мм и 7° — для 500 мм. АФА-3с с объективами 300, 500 либо 600 мм должны были размещаться на той же установке вместо АФА-1.

АФА-33 (одна с объективом 300 мм, а вторая с объективом 500 либо 750 мм) предполагалось расположить в плановой установке.

Не считая всего этого, «в дополнение к имеющимся на самолете фотоустановкам для АФА-Б и НАФА-19», планировалось сделать «фотоустановку и фотолюки для перспективной съемки влево от направления полета фотоаппаратом АФА-Б» под углами 45° и 60° от вертикали. Фотоустановка для перспективной аэросъемки фотоаппаратом АФА-Б должна была «подниматься на место, имеющееся для АФА-Б в кабине стрелка-радиста». Открывал фотолюки в полете и руководил наклоном камеры кроме этого стрелок-радист.

Установка НАФА-19 оставалась совершенно верно такой же, как и на серийном бомбардировщике Ту-2. Документ подписал глава НИИ ВВС КА.

Разведчики, Наверное, вправду были очень нужны, потому, что всего через три дня по окончании ТТТ — 5 июня 1942 года руководство ВВС через собственного представителя на заводе № 166 обратилось к Туполеву:

«Руководство ВВС требует Вас безотлагательно проработать вопрос о подготовке 4 очередных автомобилей Ту-2 для применения их в качестве дальних разведчиков с установкой на них 2 фотоаппаратов АФА-З-С, Березинского пулемёта и подвесного бензобака для защиты верхней полусферы.
Прошу Вашего распоряжения о проработке этого вопроса в 2-х вариантах — прежде всего применения уже выстроенных самолетов и во вторую очередь на последующих серийных самолетах с уже принятой Березинской установкой.
Для ускорения разрешения вопроса считаю целесообразным совершить опробование подвесного бензобака на «103В» с целью разрешения вопроса с совокупностью бензопитания из подвесного бака.» 12 июня 1942 г. Туполев поставил на ТТТ резолюцию: «Согласовано» и направил главе НИИ ВВС КА П.А.Лосюкову для утверждения «протокол рассмотрения макета самолета Ту-2 в варианте разведчика», согласованные ТТТ и четыре альбома с «краткими данными самолета Ту-2».

Еще через шесть дней, 18 июня, у директора завода № 166 произошло заседание с участием Туполева, помощника главного инженера завода Полонского, военпреда Бровко и начальника 2 ДРАП командования Тюрина. В итоге был принят «Протокол об оборудовании 5 автомобилей Ту-2 в варианте «фоторазведчик»:
«1.Все пять автомобилей заводом сдаются военпреду в варианте бомбардировщика, и завод по окончании сдачи их клиенту по дополнительному соглашению устанавливает на них по 2 фотоаппарата АФА-3С. Фотоаппараты в полной комплектации поставляются клиентом.
2.Принять к сведению заявление Главного конструктора, что чертежи на фотоустановки будут закончены к 23.06.1942 г.
3.Завод изготавливает умелую установку крупнокалиберного пулемета Березина на блистер и проводит опробование ее к 15.07.1942 г. По окончании опробований завод изготовит их на все пять автомобилей в срок по дополнительному соглашению, при условии поставки заводу № 166 пяти наборов установки Березина с пулеметом в комплектации, указанной ОКБ завода № 166.
4.По установке подвесного бензобака ОКБ завода изготавливает форсированными темпами чертежи на бак, и завод проводит опробования имеющегося подвесного бака на одной из серийных автомобилей.

При удовлетворительных результатов опробований подвесные баки ставятся на все 5 автомобилей по дополнительному соглашению.»

Имея строгие руководства руководства о скорейшем выпуске Ту-2Р, армейские не могли не написать собственного «особенного мнения»: «Полное оборудование 5 автомобилей в варианте фоторазведчика с постановкой 2 АФА-ЗС, крупнокалиберного пулемета Березина и подвесного бензобака нужно закончить в срок не позднее 15.07.42 г.»

Всего за месяц! Нужно считать, что они наряду с этим осознавали, что указанный ими срок очевидно нереален.

В октябре 1942 года в ОКБ поступили «Трансформации к ТТТ на самолет Ту-2 в варианте разведчика (Ту-2Р)», утвержденные главой НИИ ВВС К А Лосюковым:

«В соответствии с протоколом заседания по унификации совокупности фотовооружения внести следующие трансформации в тактико-технические требования на фотооборудование самолета Ту-2 в варианте разведчика:
1.На самолете Tу-2P устанавливаются аэрофотоаппараты АФА-3С, АФА-3.3 и НАФА-19 в следующих вариантах: а) первый вариант -дневной фоторазведчик. Два АФА-3с с фокусным расстоянием 500 мм устанавливаются в сдвоенной планово-перспективной фотоустановке, которая разрешала бы применить каждую камеру для плановой съемки и для перспективной съемки одной фотокамерой вправо, второй влево от направления полета; углы наклона камер должны снабжать перекрытие между маршрутами, фотографируемыми этими камерами в 30%. б) второй вариант — дневной фоторазведчик.

Два АФА-33 устанавливаются в плановой фотоустановке. Одно место в установке приспособить для камеры с фокусным расстоянием 200 мм, а второе — для камеры с фокусным расстоянием 500 мм либо 750 мм (в порядке замены)… в) третий вариант — ночной фоторазведчик. Устанавливаются один НАФА-19 в плановой фотоустановке и 9 фотобомб ФОТАБ-35.

В этом случае дополнительный бензобак и АФА для дневного фотографирования снимаются.
2.Неспециализированные требования к фотооборудованию самолета оставались прошлыми».

Потому, что прежде всего фронту требовались все-таки бомбардировщики, работы по разведчику продвигались медлительно. Лишь в декабре 1942 года завод передал во 2-й ДРАП три самолета (№№ 508, 601 и 603) из пяти намеченных.

Наряду с этим на автомобилях № 508 и № 601 установили по одному неподвижному фотоаппарату, а № 603 оснастили двумя спаренными фотоаппаратами АФА-3с/50 на подвижной установке с односторонним качанием. Один из аппаратов наклонялся влево, второй вправо на углы от 0 до 7 градусов. В следствии возможно было осуществлять перспективную двухмаршрутную съемку местности.

Все три самолета с 30 декабря 1942 года до 21 января 1943 года удачно прошли войсковые опробования во 2-м ДРАП на Калининском фронте. В отчете по итогам опробований отмечалось: «…Размеры бомбоотсеков разрешают устанавливать фотоаппараты громадных размеров типа АФА-33… Качающаяся спаренная установка разрешает фотографировать площадь, равную площади, сфотографированной при однообразных данных четырьмя самолетами…»

Результаты этих опробований разрешили ОКБ уточнить замысел предстоящих работ над разведчиком.

Опробование бензосистемы с дополнительным подвесным баком удалось закончить лишь в июле 1943 года. Доводочные работы проводились на самолете Ту-2 № 406. Не считая подвесного бака, установленного в передней части бомбоотсека, на машине смонтировали два спаренных АФА-Зс/50 на качающейся установке.

Один аппарат имел возможность отклоняться влево, второй вправо на углы от 0° до 9,5°.

Национальные опробования проходили в НИИ Разведслужб с 18 декабря 1943 года по 20 марта 1944 года.

В первой половине 40-ых годов XX века завод № 23 доработал серийный самолет Ту-2 № 304 выпуска завода № 166 в вариант разведчика. На нем установили подвесной фотоаппарат и бак АФА-33/50 на качающейся установке для двухмаршрутной съемки. По окончании заводских и модернизации опробований машину в мае 1944 года передали в 47-ой Гв.ДРАП на войсковые опробования.

На их основании сделали следующее заключение: «…- самолет Ту-2 в варианте разведчика войсковые опробования выдержал, — установка подвесного бензобака снабжает практическую дальность в 2130 км, — вычислять нужным поставить вопрос о серийной постройке Ту-2 в варианте разведчика, — советовать использование на самолете Ту-2 в варианте разведчика качающейся фотоустановки под АФА-33/50 либо АФА-33/75 и дополнительно к ней АФА-33/20, — просить НКАП дать задание ОКБ завода № 156 создать и предъявить на опробования упрощенную конструкцию качающейся аэрофотоустановки под АФА-33/50 и АФА-33/75 и аэрофотоустановку под АФА-33/20, — дополнительное остекление передней кабины между 4 и 6 шпангоутами вычислять целесообразными для самолета в варианте бомбардировщика.»

Войсковые опробования Ту-2Р № 304 разрешили выяснить характеристики фотооборудования, и на основании этого УВВС выпустило новые ТТТ к самолету Ту-2Р как эталону для серии на 1945 году. По большей части они сводились к следующему:
«…1.В бомбовом отсеке должен быть поставлен дополнительный бензобак с сигнализациями остатка горючего и полного заполнения.
2.На самолете должны быть установлены восемь кислородных баллонов емкостью по четыре литра, что снабжало бы полет длительностью 5 ч. на высоте 7000 м.
3.В бомбовом отсеке должны быть установлены: а) качающаяся аэрофотоустановка для АФА-33/50 и АФА-33/75 в порядке взаимозаменяемости, б) неподвижная аэрофотоустановка для АФА-33/20.
4.Фотолюки должны иметь раскрывающиеся и закрывающиеся в полете створки, управление которыми должно пребывать у навигатора.
5.Самолет должен иметь соответствующее бытовое оборудование…»

Описание конструкции.

Самолет выполнен по схеме среднеплана, считавшейся самая подходящей для скоростного бомбардировщика, потому, что такое размещение крыла снабжало минимальное аэродинамическое сопротивление, а центроплан, «протыкавший» фюзеляж полностью, не мешал размещению громадного бомбоотсека.

Кессонное крыло складывалось из центроплана, выполненного зацело с фюзеляжем, и двух отъемных консолей. На центроплане размешались мотогондолы и главные стойки шасси. Кессон образован передней стенкой, главным толстой обшивкой и лонжероном, подкрепленной изнутри страницами с продольным гофром. Стык консолей с центропланом — фланцевый.

Крыло снабжалось посадочными щитками Шренка, отклонявшимися на 15° на взлете и на 55° при посадке.

Фюзеляж — полумонокок складывался из трех частей: носовой, средней и хвостовой. В его силовую схему входили четыре лонжерона, шпангоуты и толстая дюралюминиевая обшивка.

Шасси самолета — трехстоечное, с хвостовым колесом, убирающееся. Управление твёрдое, вся проводка упразднил складывалась из качалок и трубчатых тяг.

Силовая установка — два звездообразных четырнадцатицилиндровых двухрядных двигателя воздушного охлаждения АШ-82ФН.

В экипаж самолета входили: пилот, навигатор, сидевший позади и чуть справа от пилота для лучшего обзора, стрелок-радист (его кабина размешалась конкретно за крылом) и стрелок, защищавший заднюю нижнюю полусферу. В распоряжении стрелков и навигатора были три пулемета УБТ калибра 12,7 мм. Помимо этого, в центроплане у бортов фюзеляжа размещались две пушки ШВАК калибра 20 мм.

В варианте бомбардировщика Ту-2 брал на борт от 1 до 3 т бомб.

ЛТХ:

Модификация: Ту-2Р
Размах крыла, м: 22,06
Протяженность, м: 13,80
Высота, м: 4,55
Площадь крыла, м2: 48,80
Масса, кг
-безлюдного самолета: 7546
-обычная взлетная: 10320
-большая взлетная: 11420
Тип двигателя: 1 х ПД АШ-82ФН
-мощность, л.с.: 1 х 1850
Большая скорость, км/ч
-у почвы: 492
-на высоте: 548
Практическая дальность, км: 2280
Практический потолок, м: 9050
Экипаж: 4
Оружие: один 12,7-мм пулемет УБТ.

Войсковые опробования разведчика Ту-2Р, 1943 год.

Самолет-разведчик Ту-2Р.

Обтекатель фотоаппрата АФА-33-100 под фюзеляжем Ту-2Р.

Ту-2Р. Рисунок.

Компоновка Ту-2Р (Ту-6).

.

.

Перечень источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Максимилиан Саукке. Ту-2.
Моделист-Конструктор. Вячеслав Кондратьев. Двухмоторный бомбардировщик-разведчик Ту-2Р.
Крылья Отчизны. Владимир Ригмант. Ту-2 и его модификации.
Крылья Отчизны. Владимир Ригмант. Одиссея модернизаций Ту-2.

Ту-214Р RF-64514 Самолёт разведчик или (Самолёт судного дня) посадка

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Фронтовой разведчик як-9р.

    Разработчик: ОКБ Яковлева Страна: СССР Первый полет: 1943 г. Як-9Р (разведчик) с двигателем ВК-105ПФ и винтом ВИШ-61П воображал собой модификацию…

  • Фронтовой самолет-разведчик миг-21р.

    Разработчик: ОКБ Микояна, Гуревича Страна: СССР Первый полет: 1965 г. Разработка разведчика Е-7Р (в документах МАПа он будет обозначен как МиГ-21Р)…

  • Морской дальний разведчик мдр-2 (ант-8).

    Разработчик: ОКБ Туполева Страна: СССР Первый полет: 1931 г. В начале двадцатого века в СССР приступили к восстановлению ВМФ. Но выстроить много больших…

  • Морской ближний разведчик мбр-2.

    Разработчик: ОКБ Бериева Страна: СССР Первый полет: 1932 г. В то время, когда в 1920-х годах в Советском Альянсе началось создание собственных самолетов,…

  • Фронтовой самолет-разведчик пе-2р.

    Разработчик: ОКБ Петлякова Страна: СССР Первый полет: 1941 г. В начале войны советская разведывательная авиация имела на вооружении, в основном,…

  • Опытный легкий бомбардировщик/разведчик breda ba.75. италия

    По прошествии судьбы одного поколения возможно сообщить (не смотря на то, что и с некоей долей цинизма), что с технической точки зрения гражданская война…