Фронтовой разведчик як-9р.

      Комментарии к записи Фронтовой разведчик як-9р. отключены

Разработчик: ОКБ Яковлева
Страна: СССР
Первый полет: 1943 г.Фронтовой разведчик як-9р.

Як-9Р (разведчик) с двигателем ВК-105ПФ и винтом ВИШ-61П воображал собой модификацию серийных самолетов Як-9 либо Як-9Д и отличался от них по большей части наличием фотооборудования.

Фотоаппарат устанавливался на особом кронштейне в днем отсеке фюзеляжа и предназначался для плановой аэрофотоемки. В нижней части фюзеляжа против объектива был сделан люк со шторкой, открываемый летчиком из кабины при помощи особенного управления. Командный прибор устанавливался в кабине на правой откидной панели.

Як-9Р выпускался в вариантах дальнего разведчиков и ближнего, отличавшихся друг от друга фотооборудованием, запасом и вооружением горюче-смазочных материалов. Як-9Р в варианте ближнего разведчика выпускался на базе серийного Як-9. На нем был установлен аэрофотоаппарат АФА-ИМ.

По полетной массе, запасу горючего, главным летно-тактическим чертям, и по технике пилотирования, управляемости и устойчивости данный самолет не отличался от серийных двухбачных Як-9.

При полете с открытым люком фотоаппарата большая скорость фактически не изменялась. Самолет предназначался для исполнения плановой аэрофотосъемки с высот от 300 до 3000 м. Уровень качества фотоснимков (резкость) было удовлетворительным и соответствовало возможностям аэрофотоаппарата данного типа.

Як-9Р в варианте ближнего разведчика выпускался на фабриках НКАП маленькими сериями либо модифицировался (дорабатывался, переоборудовался) в частях силами ПАРМов (походных авиаремонтных мастерских) либо ремонтных баз воздушных армий по чертежам, созданным ОКБ, исходя из этого правильное число таких самолетов неизвестно.

На основании приказа НКАП от 5 июня 1943 года, головной пример Як-9Р № 05-017 в варианте ближнего разведчика с АФА-ИМ был изготовлен 16 июня 1943 года на омском заводе № 166, собран на столичном заводе № 301 в сентябре 1943 года и удачно прошел контрольные опробования в НИИ ВВС с 21 сентября по 10 октября 1943 года (летчик А.Г.Прошаков, инженер Г.А.Седов) . Созданная ОКБ схема установки АФА-ИМ рекомендована как типовая при доработке находящихся в строевых частях боевых истребителей Як-9 в ближний разведчик Як-9Р.

Як-9Р в варианте дальнего разведчика строился в заводских условиях на базе Як-9Д и имел аэрофотоаппарат АФА-3С/50 (фокусное расстояние 50 см). Четыре бензобака с расходным баком неспециализированной вместимостью 480 кг снабжали дальность полета 1400 км. На части самолетов оружие складывалось из одной пушки ШВАК с боезапасом 120 снарядов, на вторых самолетах — осталось, как на Ях-9Д, т.е. имелся еще синхронный пулемет УБС с боезапасом 200 патронов.

В первом варианте оружия Як-9Р оборудовался радионолукомпасом РПК-10, авиагоризонтом АГП-2 и радиостанцией РСИ-4, что облегчало выход на собственный аэропорт при полете по громадным ломаным маршрутам и снабжало более широкое применение самолета в нехороших метеоусловиях. Установка АФА-3С/50 на Як-9Р приводила к смещению центровки назад на 0,3% САХ, что оказывало хорошее влияние на управляемость самолета в воздухе и устойчивость на земле.

Як-9Р в варианте дальнего разведчика строился на омском заводе № 166. По состоянию на 13 августа 1943 года было выпущено 35 серийных Як-9Р. Их национальные либо контрольные опробования не проводились.

Войсковые опробования на боевое использование проходили в 48-м Гв. авиаполку дальних разведчиков Командования КА (комполка — гв. полковник Садов) с 23 сентября по 12 октября 1943 года на Степном фронте с аэропортов База (Харьков) и Полтава.

За время этих опробований на пяти Як-9Р было совершено 45 боевых вылетов на разведку с неспециализированным налетом 67 ч. 30 мин. Опробования продемонстрировали, что самолет в полной мере пригоден для исполнения задач воздушной разведки,

При благоприятных метеусловиях боевые задания выполнялись высотах от 5000 до 8000 м, а при нехороших — на высотах до 300 м. Резкость изображения снимков, снятых АФА-3С/50, разрешала легко дешифровать как армейские, так и топографические объекты. По своим летно-боевым качествам Як-9Р разрешал более удачно и с меньшим, если сравнивать с Пе-2Р, риском делать задачи разведки в районах, насыщенных истребителями противника и зенитной артиллерией при таком же радиусе действия, как у Пе-2Р.

Но, не обращая внимания на последовательность хороших сторон (скорость, маневренность, обороноспособность и др.), Як-9Р не имел возможности заменить всецело Пе-2Р по следующим обстоятельствам: Як-9Р не снабжал достаточно хорошего обзора почвы (для этого нужно было давать крен), исходя из этого точность съемки маршрута либо объекта у него была ниже; на Пе-2Р летчик, радист и штурман сообща больше видели, запоминали и записывали, чем один летчик на Як-9Р, которому нужно было смотреть за воздухом, ориентироваться, отыскивать объект, руководить самолетом и фиксировать эти разведки.

Як-9Р прекрасно дополнял Пе-2Р и использовался в районах, где исполнение задач на Пе-2Р было затруднительно из-за противодействия зенитной артиллерии и истребителей соперника. Як-9Р войсковые опробования выдержал и был рекомендован для оружия разведывательных частей ВВС для применения, в основном, в районах с сильной ПВО.

ЛТХ:

Модификация: Як-9Р
Размах крыла, м: 9,74
Протяженность, м: 8,50
Высота, м: 3,00
Площадь крыла, м2: 17,15
Масса, кг
-безлюдного самолета: 2287
-обычная взлетная: 3082
Тип двигателя: 1 х ПД ВК-105ПФ
-мощность, л.с.: 1 х 1180
Большая скорость, км/ч
-у почвы: 520
-на высоте: 598
Практическая дальность, км: 1400
Скороподъемность, м/мин: 962
Практический потолок, м: 9600
Экипаж: 1
Оружие: 1 х 20-мм пушка ШВАК с снарядом 120 патронов и 1 х 12,7-мм пулемет УБС с 200 патронами.

Самолет-разведчик Як-9Р № 05-017.

Самолет-разведчик Як-9Р.

Самолет-разведчик Як-9Р.

Як-9Р. Схема.

.

.

Перечень источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Владимир Котельников. Ближние разведчики, корректировщики Второй мировой 1939-1945.
А.Т.Степанец. Истребители ЯК периода ВОВ.
Самолеты Мира. Вячеслав Кондратьев. Самый массовый истребитель.

ЛУЧШИЕ САМОЛЕТЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. Як-9, Юнкерс Ю-87, Mitsubishi A6M Zero, Messerschmitt, Ил-2

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Морской ближний разведчик мбр-5.

    Разработчик: ОКБ Бериева Страна: СССР Первый полет: 1935 г. В первой половине 30-ых годов XX века Георгия Михайловича Бериева прописали главой бригады №…

  • Фронтовой разведчик ту-2р.

    Разработчик: ОКБ Туполева Страна: СССР Первый полет: 1942 г. Шла солдата и армия потребовала от ВВС данных воздушной разведки. Специальных самолетов с…

  • Разведчик-корректировщик су-12.

    Разработчик: ОКБ Сухого Страна: СССР Первый полет: 1947 г. С момента зарождения боевой авиации одной из главных ее задач являлась воздушная разведка. Уже…

  • Фронтовой самолет-разведчик миг-21р.

    Разработчик: ОКБ Микояна, Гуревича Страна: СССР Первый полет: 1965 г. Разработка разведчика Е-7Р (в документах МАПа он будет обозначен как МиГ-21Р)…

  • Разведчик-корректировщик ил-2кр.

    Разработчик: ОКБ Ильюшина Страна: СССР Первый полет: 1943 г. Еще 13 августа 1942 года Командующий ВВС КА А.А.Новиков, в связи с хорошим опытом применения…

  • Фронтовой истребитель миг-15бис.

    Разработчик: ОКБ Микояна, Гуревича Страна: СССР Первый полет: 1949 г. В начале 1949 года прошел госиспытания двигатель ВК-1, предстоящее развитие РД-45Ф,…