Фронтовой самолет-разведчик пе-2р.

      Комментарии к записи Фронтовой самолет-разведчик пе-2р. отключены

Разработчик: ОКБ Петлякова
Страна: СССР
Первый полет: 1941 г.Фронтовой самолет-разведчик пе-2р.

В начале войны советская разведывательная авиация имела на вооружении, в основном, устаревшие самолеты СБ, Р-5, P-Z. Кроме этого в части успели поступить пара десятков як-2 и як-4, появлявшиеся неудачными. К началу августа 1941 года более чем 80% самолетов-разведчиков погибли на протяжении боевых вылетов, а оставшиеся не могли удачно функционировать в условиях господства в воздухе германских истребителей.

В это же время, руководство Красной Армии остро нуждалось в информации о том, что происходило по ту сторону фронта. В качестве самый предпочтительного кандидата на роль воздушного разведчика Пе-2 в то время был вне конкуренции: он имел достаточно высокую скорость, имел возможность нести нужное фотооборудование, был довольно хорошо вооружен и живуч. Дополнительным преимуществом считалось наличие трех членов экипажа, из которых двое имели возможность вести визуальную разведку на протяжении всего полета.

На первых порах в качестве разведчика употреблялся серийный бомбардировщик, оборудованный штатным фотоаппаратом АФА-Б. С августа 1941 года параллельно с бомбардировщиками на заводе № 22 был запущен в серию особый разведывательный вариант, именовавшийся «Пе-2-разведчик» (Пе-2Р). Среднемесячный темп выпуска таких автомобилей в годы войны составлял 15-20 единиц, т.е.

7-10 % от общего числа выстроенных. В большинстве случаев разведчиками являлись головные самолеты серии, которым уделялось особенное внимание.

Разведывательные Пе-2 делались на базе различных серий и исходя из этого имели их многие характерные показатели: разное оружие, аэродинамические улучшения, тип моторов и без того потом. Но были у них и неспециализированные черты.

На разведчиках заводского изготовления (переоборудование бомбардировщиков в разведчики производилось и конкретно в частях, но в том месте оно в большинстве случаев сводилось к установке дополнительных фотоаппаратов) отсутствовали тормозные решетки, на них по большей части ставили моторы М-105РА, отделка самолетов была более тщательной, время от времени полировали крыло до трети хорды. Летные эти разведывательных автомобилей появились немного выше, чем у простых бомбардировщиков той же серии, а иногда кроме того превышали показатели умелых самолетов.

Но в периоды, в то время, когда на завод № 22 не поступали качественный профили и листовой алюминий, скорость «пешек»-разведчиков падала до «неприличной» величины. Так, в ноябре 1942 года в НИИ ВВС проходил опробования очередной Пе-2 заводской № 5/129 в варианте разведчика, что кроме того без наружных подвесок сумел разогнаться лишь до 492 км/ч на расчетной высоте 4700 м. (Для сравнения напомним, что Bf.109F и G имели превосходство в скорости в 100 км/ч и более).

Разведчики, в большинстве случаев, имели увеличенный запас горючего за счет размещения дополнительных емкостей в бомбоотсеке, либо, что происходило чаще, использовали подвесные сбрасываемые баки. Их подвешивали на замках подфюзеляжных бомбодержателей. Изготовлялись баки из бумаги с добавлением обработанного особенным образом и застывшего раствора сульфатной крафт-целлюлозы, промазанной казеиновым клеем.

Для придания нужной жесткости конструкции в бака устанавливались фанерные перегородки-шпангоуты с вырезами. В любой резервуар сигарообразной формы возможно было вместить 335 л бензина, но в большинстве случаев заливали не более 290 л.

Самолет с подвесными баками делал те же маневры, что и простой Пе-2, за исключением крутых пикирований — возможность смятия либо отрыва дополнительных емкостей появилась громадна. Подвеска баков снижала большую скорость горизонтального полета на 30-35 км/час на всех высотах, а потолок — на 300-400 м. Наряду с этим удлинялся разбег и ухудшалась скороподъемность, но радиус действия возрастал с 450 км до 625-650 км. По окончании применения баки сбрасывались, и аэродинамика автомобили улучшалась.

Спецоборудование разведчика пара отличалось от подобного у бомбардировщика Пе-2. Прежде всего на разведывательные варианты устанавливали автомат курса АК-1 — гироскопический прибор, стабилизирующий самолет довольно вертикальной оси методом действия на руль поворота. АК-1 снабжал выдерживание курса с точностью 1-2 градуса, разгружая внимание пилота.

Автомат имел возможность кроме этого создавать заданные развороты, для чего у штурмана и лётчика имелись особые органы управления (краны пневмосистемы). АК-1 стоял под сиденьем пилота и имел сообщение с тягами руля. Установка автомата курса вынуждала перекомпоновать приборную доску и внести кое-какие трансформации в электрооборудование.

Автомат пикирования с разведчиков снимали. В конце 1941 года — начале 1942 года лишь на разведывательные варианты ставили радиополукомпасы РПК-2. Время от времени на фронте усовершенствовали радиооборудование, снабжая через СПУ всем участникам экипажа радиотелефонную сообщение с командным пунктом для своевременной передачи информации.

Но, само собой разумеется, главным отличием разведчика являлось богатое оснащение фотоаппаратурой. В первом периоде войны не считая простой для бомбардировщика камеры АФА-Б в кабине стрелка-радиста на разведывательных Пе-2, в большинстве случаев, монтировались два громадных плановых аппарата АФА-1 в бомбоотсеке. Они имели два типа объективов — с фокусными расстояниями 30 и 50 см. Допускалась установка на самолет двух однообразных либо двух разных аппаратов.

В то время, когда монтировался АФА-1, створки бомбоотсека заменялись новыми, более выпуклыми и имеющими вырезы для объективов. Руководил работой АФА-1 навигатор. Вместо АФА-Б возможно было поставить особую фотокамеру для ночной съемки НАФА-19. В этом случае затвор аппарата срабатывал по сигналу фотоэлемента, пребывавшего за прозрачным лючком в задней части самолета и фиксировавшего вспышку осветительной бомбы ФОТАБ.

При ночной съемке на Пе-2 подвешивали 6-8 фотобомб ФОТАБ-50-35.

Помимо этого, у радиста имелся ручной фотоаппарат АФА-27Т-1 для перспективной съемки через остекление кабины. В походном положении он лежал в особом коробке на левом борту. С 1942 года в строевые части стали поступать аппараты АФА-3С либо американские камеры, приобретаемые по ленд-лизу.

С целью повышения площади фотографируемой за один заход местности время от времени прибегали к установке сдвоенных камер. Делали и уникальные установки, к примеру, качающиеся, в два раза увеличивавшие ширину снимаемой полосы местности.

Особый обтекатель, закрывающий объектив, разрешил смонтировать на «пешке» большую камеру АФА-33 с фокусным расстоянием 1 м. В 72-м ОРАП для съемок Берлина подготовили особый Пе-2 с местом для четвертого члена экипажа и четырьмя дополнительными аппаратами. Снимки, сделанные с него 7 апреля 1945 года В.А.Теминым, обошли газеты всей земли.

Оборудованный фототехникой вариант имелся и для истребителя Пе-3 (время от времени его именовали Пе-3Р либо Пе-3Ф). направляться подчернуть, что экипажи разведывательной авиации отдавали предпочтение Пе-3бис, имевшему пара больший радиус действия и вооруженному пушкой. На этих автомобилях фотоаппараты размещались не в бомбоотсеках (занятых дополнительными бензобаками), а в хвостовых частях фюзеляжей.

Одной из первых взяла на вооружение разведывательные Пе-2 созданная в июле 1941 года 38-я разведэскадрилья ВВС Западного фронта. В осеннюю пору 1941 года «пешками» оснастили 2-й и частично 1-й АПР (летный полк разведчиков) Командования КА, и семь отдельных разведывательных эскадрилий. В первой половине 40-ых годов XX века любая воздушная армия взяла по разведэскадрилье, большая часть из них развернулись в отдельные разведывательные авиаполки (ОРАП) в последних месяцах года.

Ставка ВГК, начиная с апреля 1942 г., обеспечивалась разведывательной информацией, поступавшей от трех специальных полков (время от времени их именовали «дивизией разведчиков ВГК», не смотря на то, что все они были отдельными). В конце 1944 года таких полков стало четыре. В различное время «пешки» составляли от 50 до 90 % самолетного парка «ОРАПов» и являлись становым хребтом разведывательной авиации в той же мере, в какой бомбардировщики Пе-2 были базой фронтовой бомбардировочной авиации.

Среди летавших на этих автомобилях возможно назвать гвардейские части: 47, 48, 98 и 99-й ОРАП, кое-какие из них помимо этого стали краснознаменными. За войну практически все разведывательные полки взяли почетные наименования. уважение и Широкую известность заслужили за ратные подвиги авиаторы 118-го и 15-го гвардейского полков авиации ВМФ. Роль разведывательных авиационных частей в проведении разных операций Красной Армии весьма громадна.

К примеру, перед контрнаступлением под Сталинградом авиационная фоторазведка сумела подготовить и размножить подробнейшую фотосхему размещения армий соперника, на которой были нанесены пара тысяч объектов — пулеметных точек, дзотов и дотов, минометных и артиллерийских позиций, танков в окопах и пр. Лишь один экипаж майора П.Гаврилова из 99-го Гв.ОРАП за 10 дней до начала Курской битвы за 20 вылетов отснял площадь в 625 км2.

В целом Пе-2 как разведчик продемонстрировал живучесть и высокую эффективность. К примеру, в 3-й воздушной армии в первой половине 40-ых годов двадцатого века один разведчик теряли на 82,5 самолета-вылета, что есть достаточно хорошим показателем. При исполнении задач их главным соперником являлись германские истребители, потому, что пламя зенитной артиллерии воображал малого опасность для одиночного самолета, свободного в маневре.

Разведчики, в большинстве случаев, старались уклониться от боя с истребителями соперника, применяя облачность, солнце, рельеф местности. Как правило, используя маневр и оружие, Пе-2 уходил от перехвата одиночным «мессершмиттом» либо «фокке-вульфом», но в случае если его нападали пара неприятелей, шансы на спасение выяснялись малы.

Вследствие этого из строевых частей поступали предложения, направленные на обороноспособности и повышение живучести, в особенности серьёзные для действующего в одиночку разведывательного самолета. Так, предлагалось усовершенствовать совокупность нейтрального газа, установить прозрачную броню в стрелковой точке навигатора, заменить левый ШКАС на второй неподвижный УБК, смонтировать РСы для стрельбы назад и без того потом.

Пе-2 поздних серий в варианте разведчика имел и таковой недочёт, как через чур малую площадь остекления нижней передней части фюзеляжа. В донесениях из полков отмечались кроме этого чисто производственные недостатки фотоаппаратуры, потребовавшей подгонки отдельных частей. Так, в разведывательном отделе штаба 3-й воздушной армии отмечали, что АФА-1 поддерживают створки бомбоотсека, создавая дополнительное сопротивление.

Однако, никаких кардинальных трансформаций в разведывательные варианты Пе-2 в серии не внедрили, ограничившись внесением тех же усовершенствований, каковые удалось осуществить на шедших параллельно по конвейеру бомбардировщиках. Всего в различные годы выпустили около 800 Пе-2-разведчиков, с учетом автомобилей, переоборудованных в частях.

Начиная с 1943 года в разведывательных полках увеличилось количество американских А-20 и В-25, имевших более замечательное оружие, а после этого показались и отечественные Ту-2Р, превосходившие Пе-2 и в обороноспособности, и в летных данных. Разведывательные Пе-2 состояли на вооружении отечественных ВВС до того же времени, что и бомбардировщики. По окончании войны их скоро вытеснили более идеальные Ту-2Р.

ЛТХ:

Модификация: Пе-2Р
Размах крыла, м: 17,13
Протяженность, м: 12,66
Высота, м: 3,42
Площадь крыла, м2: 40,50
Масса, кг
-безлюдного самолета: 6200
-обычная взлетная: 8400
Тип двигателя: 2 х ПД М-105ПФ
-мощность, л.с.: 2 х 1210
Большая скорость, км/ч
у почвы: 475
на высоте: 520
Практическая дальность, км: 1600
Практический потолок, м: 8000
Экипаж: 3.

Экипаж самолета-разведчика Пе-2Р возвратился с боевого задания.

Экипаж Пе-2Р по окончании боевого вылета. Лето 1942 г.

Пе-2Р 47-го разведывательного авиаполка.

Погрузка листовок в мотогондольные бомбоотсеки Пе-2Р.

Экипаж самолета-разведчика Пе-2Р подготавливается к боевому вылету.

Тех. обслуживание самолета-разведчика Пе-2Р на стоянке.

Установка аэрофотоаппарата в бомбоотсек Пе-2Р.

Пе-2Р в полете.

Пе-2Р на базе первых серий. Схема.

Пе-2Р на базе 105-ой серии. Схема.

Пе-2Р. Схема.

.

.

Перечень источников:
Александр Медведь, Дмитрий Хазанов. Пикирующий бомбардировщик Пе-2.
Владимир Котельников, Олег Лейко. Пикирующий бомбардировщик Пе-2.
Владимир Котельников. Эволюция Пе-2.
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.

Российский истребитель перехватил над Черным морем американский самолет-разведчик.

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: