Многоцелевой ударный вертолет ка-50-2 «эрдоган».

      Комментарии к записи Многоцелевой ударный вертолет ка-50-2 «эрдоган». отключены

Разработчик: ОКБ Камова
Страна: Российская Федерация
Первый полет: 1999 г.Многоцелевой ударный вертолет ка-50-2 «эрдоган».

В конце 1997 года правительство Турции заявило тендер на перспективный боевой вертолет. В соответствии с программой АТАК, Вооруженные силы данной государства собирались получить до 2010 года 145 современных боевых вертолетов, причем большую часть из этого количества предполагалось изготовить по лицензии на местном авиастроительном предприятии компании TAI (Turkish Aerospace Industries). Соперниками «Камова» в конкурсе стали американские вертолеты Boeing AH-64D Apache Longbow и Bell Helicopter Textron AH-1Z King Cobra, франко-германский Tiger HCP консорциума Eurocopter, и итальянский А129 Mangusta International компании Augusta.

В заявке на участие в тендере, поданной в конце 1997 года, компания «Камов» внесла предложение Турции двухместный многоцелевой боевой вертолет Ка-50-2, повторявший в конструктивном замысле российский разведывательно-ударный Ка-52. Серьёзной изюминкой проекта стало то, что в качестве его соисполнителя было выбрано отделение «Лахав Дивижн» (Lahav Division) израильской компании IAI, взявшее на себя комплексирование и разработку бортового радиоэлектронного оборудования. Выбор израильской компании определялся тем, что она, во-первых, имела богатый опыт модернизации летательных аппаратов зарубежного, в т.ч. и русского производства методом оснащения их современным БРЭО, отвечающим стандартам НАТО, во-вторых, не по наслышке была знакома с турецким рынком (IAI проводила модернизацию истребителей F-4E и F-5A/B ВВС Турции), а в-третьих, готовься нести часть затрат по реализации проекта.

На протяжении первого этапа тендера, что завершился в марте 1999 года, компания «Камов» совершила демонстрацию летных возможностей Ка-50 и элементов будущего комплекса оборудования, разрабатываемого израильской стороной. Были, например, обоснованы высокие характеристики вертолета в физико-географических условиях Турции, которым характерны большие горный окружающего рельеф и температуры воздуха, и возможность полетов ночью. На камовских автомобилях вылетели пять турецких экипажей, давшие им хорошую оценку.

Второй этап тендера начался в июле 1999 года и предусматривал оценку вертолетов-участников при полетах ночью и стрельбе разными видами оружия. Для принятие участия в этом этапе в Турцию послали Ка-52. В полетах, каковые удачно завершились в августе, деятельно принимали участие турецкие летчики, высоко оценившие возможности и пилотажные характеристики вертолёта оборудования израильского производства. Сильное чувство произвела демонстрация огневых возможностей автомобили.

Экипажи мастерски поразили все мишени ПТУРами «Вихрь», огнём и неуправляемыми ракетами бортовой пушки.

Но очень нежданно, по всей видимости, не без нажима американцев, турецкая сторона выдвинула разработчикам Ка-50-2 последовательность дополнительных требований. самые серьёзные из них касались перекомпоновки оператора экипажа (и кабины лётчика требовалось посадить тандемом), замены 30-мм русской пушки 2А42 на турельную французскую, выполненную под обычный натовский патрон калибром 20 мм, российских 80-мм НАР на натовские 70-мм и т.п. Пожелания клиента были учтены и уже во второй половине 90-ых годов двадцатого века был подготовлен пакет соответствующих предложений, а к сентябрьской выставке IDEF ’99 выстроен и доставлен в Анкару полноразмерный макет существенно переработанного вертолета Ка-50-2, взявшего собственное имя «Эрдоган» (Erdogan, что свидетельствует по-турецки «солдат»).

Создать в столь маленькие сроки новую модификацию разрешила модульная конструкция базисного вертолета, у Ка-50 попросту отсоединили головную часть фюзеляжа, заменив ее новой с кабиной по схеме «тандем» (пилот в ней, в отличие от «Апача» и «Мангусты», размещается спереди, а оператор — сзади-сверху) с громадной площадью остекления. Наряду с этим другая часть фюзеляжа, несущая совокупность, другие агрегаты и оперение никаких трансформаций не настойчиво попросили.

Под средней частью фюзеляжа справа на опускаемой по окончании взлета турели разместили 20-мм пушку GIAF Помимо этого, в состав оружия «Эрдогана» вошли 12 ПТУР «Вихрь» либо 16 перспективных ПТУР зарубежного производства, от 38 до 76 НАР калибром 70 мм в 19-ствольных блоках. Для поражения воздушных целей смогут употребляться четыре ракеты «Стингер». Были учтены и другие пожелания турецкой стороны, касающиеся оборудования и вооружения.

Оборудование Ка-50-2 строилось по принципу открытой архитектуры на базе двух центральных вычислителей MDP (R-3081) и двух системных шин, выполненных по стандарту Mil-Std-1553B (одна — для совокупности управления оружием, вторая — для пилотажно-навигационного комплекса). Главные обзорно-прицельные совокупности Ка-60-2: -гиростабилизированная ОЭПС HMOPS, включающая тепловизионный (FLIR) и телевизионный каналы;
-лазерный дальномер и лазерно-лучевую совокупность управления ПТУР;
-навигационная тепловизионная совокупность (Nav-FLIR);
-две нашлемные индикации и системы целеуказания (IHS) — у каждого члена экипажа.

Для отображения прицельно-навигационной информации помогают 4 многофункциональных жидкокристаллических индикатора (MFCD) — по два у каждого члена экипажа. Ка-50-2 взял аппаратуру инерциальной и спутниковой навигации (INS/GPS), радионавигационную совокупность Тасап, три УКВ и одну КВ-радио-станции, а в состав комплекса РЭП входили:
-станция радиотехнической разведки;
-аппаратура обнаружения лазерного облучения;
-устройство и теплопеленгатор выброса пассивных помех.

В июле 2000 года турецкое правительство заявило, что остановило собственный выбор на американском вертолете AH-1Z «Кинг-Кобра». Действительно, наряду с этим раздалось заявление, что российско-израильский Ка-50-2 пока не исключен из претендентов и в случае если американцы не отправятся на последовательность турецких условий, результаты тендера смогут быть пересмотрены. Противоречия между Турцией и США касались передачи турецкой стороне лицензии на производство бортовых компьютерного обеспечения и вычислителей для AH-1Z.

В августе 2001 года Пентагон сказал, что не допустит передачи тайной разработке, припугнув отзывом экспортной лицензии.

Анкара в ответ в резкой форме предотвратила, что такая позиция может очень плохо сказаться как на вертолетном проекте, так и на вторых военных сделках с американскими компаниями. В свете событий связанных с ударом турок по отечественному бомбардировщику Су-24 в небе Сирии вся тема окончательно утратила актуальность. Специалисты уверены в том, что выдумка в конечном счете выльется в тривиальную закупку полусотни AH-1Z у США.

В 2001 году поступила информация, что компания «Камов» прорабатывает еще один двухместный вариант вертолета Ка-50. Как и на «Эрдогане», экипаж на нем будет размещаться по схеме «тандем», но конструктивное ответ кабины экипажа, по всей видимости, будет вторым. В отличие от Ка-50-2, на новой машине, названной в рекламных проспектах «Рособоронэкспорта» Ка-54, будет существенно усилено бронирование кабины экипажа, а в вооружения и состав оборудования войдут новые совокупности русского производства.

Ка-54 сможет быть предложен как Российской армии, так и заинтересованным зарубежным клиентам.

ЛТХ:

Модификация: Ка-50-2
Диаметр главного винта, м: 14,50
Протяженность, м: 16,00
Высота, м: 4,95
Ширина, м: 7,34
Масса, кг
-безлюдного: 7692
-обычная взлетная: 9700
-большая взлетная: 11300
Тип двигателя: 2 х ГТД Климов ТВ3-117 ВМА
-мощность, л.с.: 2 х 2200
Большая скорость, км/ч: 300
Крейсерская скорость, км/ч: 275
Боковая скорость, км/ч: 100
Скорость заднего хода, км/ч: 100
Практическая дальность, км: 1160
Боевая дальность дальность, км: 450
Скороподъемность, м/мин: 780
Практический потолок, м: 6000
Статический потолок, м: 4200
Экипаж, чел: 2
Оружие: 1 х 20-мм пушка GIAT либо 1 х 30-мм пушка 2А42 с 480 патронами.
Боевая нагрузка — 2500 кг на 6 узлах подвески:
— 12 х ПТУР «Вихрь» либо 16 «Hellfire»;
— 2-4 х УР «воздух-воздух» AIM-92 «Stinger» либо «Игла-В»;
— 2-4 х ПУ 40х80-мм НУР;
— контейнеры с 23-мм пушками, гранатометы;
— до 4500 кг бомб.

Ка-50 проходивший опробования по программе Ка-50-2.

Полноразмерный макет Ка-50-2 «Эрдоган». Август 2001 г.

Полноразмерный макет Ка-50-2 «Эрдоган». Август 2001 г.

Полноразмерный макет Ка-50-2 «Эрдоган». Август 2001 г.

Полноразмерный макет Ка-50-2 «Эрдоган». Август 2003 г.

Полноразмерный макет Ка-50-2 «Эрдоган». Август 2003 г.

Полноразмерный макет Ка-50-2 «Эрдоган». Август 2003 г.

.

.

Перечень источников:
Михаил Жуков. Иллюстрированный каталог авиации мира. Ка-50.
Самолёты мира. Григорий Кузнецов. Боевой ударный Ка-50.
Время и Авиация. Андрей Фомин. «Тёмная акула», «Крокодил» и другие.
Сайт ОКБ Камов. Справочник вертолетов компании Камов. Ка-50-2 «Erdogan».
Сайт ВВС России. Ударный вертолет Ка-50-2 «Erdogan».

Вертолёт Эрдоган Ка-50-2

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: