Пионеры: человек и самолет. ханс-иоахим пабст фон охайн и экспериментальный самолет heinkel he 178. германия

      Комментарии к записи Пионеры: человек и самолет. ханс-иоахим пабст фон охайн и экспериментальный самолет heinkel he 178. германия отключены

Не смотря на то, что Господин Фрэнк Уиттл справедливо считается отцом-основателем реактивных двигателей — 50-летие его успехи было отмечено в июньском выпуске «The Aeroplane» за 1991 год — в то же самое время независимо от него в Германии были созданы реактивные двигатели. Создатель статьи Брайан Джонсон (BRIAN JOHNSON) в начале 80-х для документального фильма для BBC TV брал интервью у германского пионера реактивного перемещения Пабста фон Охайна (Pabst von Ohain), создававшего двигатели для того чтобы типа на личные средства компании Heinkel.

В Англии существует глубокое убеждение, что Фрэнк Уиттл изобрел реактивный двигатель и что первый полет реактивного самолета Gloster E.28/39 состоялся 15 мая 1941 года. Это действительно, что Фрэнк Уиттл (позднее господин Фрэнк Уиттл) был одним из пионеров реактивных полетов, и что его вклад был и остается огромным. Но факты истории говорят, что состоявшийся майским вечером в Кранвилле первый полет самолета компании Gloster был только третим полетом реактивного самолета.

Уиттл начал собственные изучения возможности полета самолета с газотурбинной силовой установкой еще во второй половине 20-ых годов XX века, еще будучи курсантом в Кранвилле. Как это часто бывает с по-настоящему уникальными концепциями, мысль в полной мере может прийти в головы к двум людям в одно да и то же время совсем независимо: реактивный двигатель не был стать исключением.

Тогда как в Англии Фрэнк Уиттл боролся со своей прекрасно документированными скуднооплачиваемыми изучениями, в Германии в начале 1936 года на волне явного расширения люфтваффе и нацистского перевооружения производитель самолетов Эрнст Хейнкель взял письмо от доктора наук Поля (Pohl). В те годы Поль, признанный как ученый на интернациональном уровне, был главой респектабельного отделения науки Геттингенского университета и был занят изучениями аэродинамических поверхностей и аэродинаминой в целом.

Доктор наук писал Хейнкелю, что он желал бы определить, может ли он оказать помощь его молодому геттингентскому помощнику Пабсту фон Охайну, что трудился «над не потребовавшим винта новым типом силовой установки для самолетов». Доктор наук уверял Хейнкеля, что юный человек был весьма способен: его идеи полностью здравы, но у университета не средств, дабы обеспечивать разработку предлагаемой силовой установки. Возможно, он, доктор наук Хейнкель, хватит заинтересован в проекте и поддержит постройку практического прототипа двигателя?

Пионеры: человек и самолет. ханс-иоахим пабст фон охайн и экспериментальный самолет heinkel he 178. германия

Ханс-Иоахим Пабст фон Охайн (Hans-Joachim Pabst von Ohain), приблизительно 1939 год

Сейчас, в то время, когда это произошло, доктор наук не имел возможности выбрать более плодотворное время для письма Хейнкелю. На его компанию не только посыпалиссь договора на армейские самолеты; бюджеты НИОКР были в полной мере достаточны,и данный же момент еще один юный человек был вовлечен в проект Хейнкеля по безвинтовым полетам. Имя этого молодого человека потом стало широко известным, его кликали Вернер фон Браун.

Еще студентом он был увлечен ракетным автомобилем, выстроенным доктором наук Обертом и трудящимся на жидком ракетном горючем. Еще во второй половине 20-ых годов XX века Фриц фон Опель (Fritz von Опель) показал оснащенный ракетным двигателем самолет, не смотря на то, что данный аэроплан воображал собой немногим больше, чем простой планер с силовой установкой; и по окончании зажжения запала его твердотопливная ракета не предоставляла бесстрашному пилоту возможности управления мощностью.

экспериментальный турбореактивный двигатель HeS2A, созданный Охайном в Геттингенском университете во второй половине 30-ых годов двадцатого века. В то время, когда в сентябре 1937 года данный потреблявший водород мелкий реактивный двигатель был в первый раз удачно запущен, он развивал всего 80 кг статической тяги

Ракетный двигатель, над которым трудился фон Браун в целом имел хороший от этого подход: будучи жидкотопливным (жидкий кислород и метиловый спирт), двигатель был снабжен некоторыми средствами управления (всего лишь «Вкл/Выкл») и, само собой разумеется, мог быть повторно использован. Первоначально ракета была испытана в полете в качестве запасного двигателя на He 112, а после этого на намерено выстроенном самолете — неизвестном Heinkel He 176.

Сущность рассказа в том, что мысль безвинтового полета не была малоизвестной в располложенном в Варнемюнде (Warnemunde) конструкторском бюро Хейнкеля. Практически в полной мере быть может, что на протяжении опробований оснащенного ракетным двигателем He 112, с осторожностью проводимых на удаленном аэропорте Неубранденбург (Neubrandenburg), как минимум два самолета были списаны в следствии взрыва двигателя, что посеяло в душе врача Хейнкеля зерно сомнения в практической эксплуатации достаточно ненадежных пилотируемых самолетов (как мы сейчас знаем, скоро фон Браун закинул пилотируемые полеты и создал ракету V2).

Ища вероятную альтернативу непредсказуемым пиротехнически ракетам, Хейнкель ответил доктору наук Полю и внес предложение фон Охайну состояться в Варнемюнде собеседование, дата которого была назначена на 17 марта 1936 года. Двадцатичетырехлетний юный человек фон Охайн познакомился с известным авиаконструктором. Очертя голову юности он убедил пожилого человека в технико-экономической выполнимости его идеи газовой турбины, и в то время, когда ему был задан неизбежные вопросы «какое количество?» и «Как продолжительно?», фон Охайм ответил «50000 марок» и «Через пара месяцев». Эрнст Хейнкель, в собственной автобиографии «He 1000» писал:

«… в действительности на это потребовались годы, и вместо 50000 были привлечены много тысяч, а после этого миллионы марок. Я был столь же неосведомлен об этом, как он был тогда».

Но, фон Охайн, вместе с его геттингенским ассистентом Ханом (Hahn), был нанят Хейнкелем и, так, ресурсы одного из наибольших авиастроительных концернов в мире дали помощь его реактивному двигателю. Тем временем, фактически ничего не зная приятель о приятеле, пилот сквадрон-фаворит (майор) Фрэнк Уиттл, будучи единственным сотрудником дышащей на ладан и нуждавшейся во всем, в особенности в деньгах, компании Power Jets ЛТД, на полученные от Королевских ВВС отпускные планировал построить собственный первый двигатель.

В противоположность этому для сохранения тайны на заводском аэропорте Мариэнэ было возведено особое строение, в котором фон Охайм совместно с Ханом начали работы над проектом газовой турбины. Проект полностью финсировалс из собственных средств компании Heinkel: Имперское Министерство и Берлин авиации (Reichs Luftfhart Ministerium — RLM), каковые, теоретически, имели полный контроль над всей авиацией и связанными с ней событиями, на данной стадии никак не были проинформированы.

Фон Охайм взял собственный первый, трудящийся на водороде, двигатель в сентябре 1937 года (Уиттл собственный первый двигатель для стендовых опробований запустил 12 апреля того же года). Хейнкель писал:

«Я ни при каких обстоятельствах не забуду, как Хан, что, как и Охайн, трудился днем и ночью, весело позвонил мне в 1:00, сообщив, что устройство в первый раз получило».

После этого Хейнкель прыгнул в свой автомобиль и отправился к испытательной станции.

«Пятнадцать минут спустя я слышал собственными ушами эти превосходные вой и свист …, от которых вхдрагивала мастерская … и каковые сейчас являются простым делом».

По окончании стендовых опробований первого двигателя он был адаптирован для потребления керосина, по окончании чего начались работы над двигателем для полетов HeS3. Он, как и начальный двигатель. был центробежного типа (как и у Уиттла) — с приводимым в воздействие турбиной громадным компрессором. Два двигателя, взявшие обозначение S3B, были выстроены по стандартам годности к полетам и шепетильно испытаны на стенде.

Один S3B был установлен для летных опробований на He 118, выбранный из-за его двухместной значительного клиренса и компоновки, снабжаемого шасси с хвостовым колесом.

Первый полет был совершен летчиком-испытателем компании Heinkel Варзицем (Warsitz) и сидевшим на заднем месте наблюдателя бортинженером компании Вальтером Кунцелем (Walter Kunzel) — дата этого полета сейчас малоизвестна; вероятнее он прошёл в начале 1939 года. В отчетных документах компании Heinkel сообщено, что полет с целью сохранения тайны был совершён с заводского аэропорта в Marienehe в четыре утра, потому, что «сейчас завод был еще безлюден и пустынен». (Весьма интересно подчернуть, что такие крайне важные армейские авиазаводы как Heinkel в течение нескольких месяцев по окончании начала Второй мировой, по-видимому, не трудились ночью; тогда как в Британии вводились в строй «фабрики-тени»*).

He 118 взлетел, применяя простой поршневой двигатель, а после этого Кунцель запустил турбину, и, как писал Хейнкель,

«… это был краткое, но неописуемое представление, мы заметили … выстрелившую в атмосферу голубоватую реактивную струю, а после этого практически сразу же самолет развил огромную скорость».

He 118 продолжал испытательные полеты в качестве летающей лаборатории для реактивного двигателя с Кунцелем на борту, собиравшим полезные технико-эксплуатационные эти экспериментальной силовой установки S3B, которая развивала тягу до 380 кг , пока, неминуемо, не прогорел установленный ранее тугоплавкий металл турбины; к счастью это случилось при заходе самолета на посадку. Однако, на протяжении испытательных полетов была взята достаточная информация для принятия ответа об установке второго HeS3B на только что изготовленный He 178, на первый в мире реактивный самолет.

схемы Heinkel He 178

He 178 был чисто исследовательской машиной, не смотря на то, что позднее американская разведка обрисовала его как «истребитель». Это был мелкий одноместный высокоплан с размахом крыла 7,2 метра. Он имел убирающееся шасси с хвостовым колесом и смотрелся кратко и целеустремленно. Если бы он оснащался шасси с носовой стойкой, то это было бы очевидно не в те дни.

Реактивный двигатель Heinkel HeS3B был помещен сзади пилота с приточным каналом, идущим к нему от носа и под сиденьем летчика; выхлопное сопло было размещено в предельно задней части фюзеляжа под килем.

Историческое утро

По окончании запуска двигателя на земле и рулежечных опробований тест-пилот компании Heinkel капитан Варзиц решил выполнить утром 27 августа 1939 года. Хейнкел обрисовал то историческое утро:

«Это было ясное и прекрасное утро без дыхания ветра, в то время, когда со Шварцлизером, Гюнтером и фон Охайном мы выехали на аэропорт [в Мариэнэ]. Варзиц ожидал с несколькими монтажниками из экспериментальной группы».

В интервью для документального телевизионного фильма BBC, которое Пабст фон Охайн в первой половине 80-ых годов XX века дал мне у себя дома в Дейтоне, штат Огайо, он отыскал в памяти, что вопреки воспоминаниям Хейнкеля

«это было раннее утро. Было легко туманно, но как раз легко. У нас [в Мариэнэ] был маленький аэропорт; за сутки до этого Варзиц уже выруливал на самолете и считал, что он имел возможность сделать это».

в полете Heinkel He 178 (современный рисунок)

Реактивный двигатель маленького самолета, неокрашенного и немаркированного, был запущен и начал увеличивать обороты. Варзиц, сидевший в маленькой кабине, был удовлетворен работой двигателя и дал сигнал механику убрать колодки; Эрнст Хейнкель ринулся к самолету и, хотя ему «радостного приземления», схватил одетую в перчатку руку Варзица; реактивный двигатель завывал, а самолет набирал скорость, разгоняясь по маленькой взлетной полосе. Фон Охайн впомнил, что:

«Он ускорился … смотрелось все без каких-то неприятностей; он взлетел и после этого мы утратили его, по причине того, что он отправился прямо, и больше мы ничего не слышали. Мы ожидали мин. пять: это было весьма продолжительное время. Позже он возвратился и совершил облет аэропорта, и мы удивлялись, из-за чего он не садится. Мы сообщили, ого, он чувствует себя в том месте отлично и еще не желает идти на посадку.

В действительности он не имел возможности видеть аэропорта, из-за броского света [слишком низкого ранним утром] солнца в тумане, что, как он позднее сообщил, был страшен … Так что он должен был сделать пара циркуляций, перед тем как он смог благополучно приземлиться».

Посадки не было, в соответствии с Хейнкелю:

«Он [Варзиц] отключил двигатель, после этого оказалось, что он недооценил собственный заход на посадку [скорость была превышена] и ему было нужно выполнить скольжение на крыло. Скольжение на крыло на новой, страшной и сложной машине! Мы затаили дыхание, но He 178 приземлился превосходно … это был прекрасный момент … мы все ринулись к Варзицу и монтажники подняли нас на собственные плечи…».

Летчик-испытатель Варзиц, Хейнкель, фон Охайн и другие отправились в столовую Мариэнэ отпразновать завтраком с шампанским. Всего пять дней спустя Германия вступила в войну…

Эрнст Хейнкель выступает на торжественном завтраке в столовой Мариэнэ по окончании первого в мире успешного полета рективного самолета, 27 августа 1939 года. Фон Охайн слева от Хейнкеля. Задумчивый юный человек справа от компании — летчик-испытатель Эрик Варзиц, пилотировавший самолет на протяжении знаменательного полета

Не смотря на то, что He 178 был показан генералам Удету и Мильху, заказов не последовало, потому, что последние думали, что Люфтваффе сможет победить войну с существующими поршневыми самолетами. Позднее, по окончании Битвы за Британию, случилась переоценка приоритетов. и Хейкелю не запрещалось закупить Hirthmotoren GmbH в Цуффенхаузене (Zuffenhausen) для производства S8 и переспективного осевого реактивного двигателя HeS30. Второй, легко увеличеный, He 178 был выстроен, но ни при каких обстоятельствах не летал.

вид спереди на второй прототип Heinkel He 178 V2.

второй ракурс на He 178 V2, показывающий прямое трапециевидное крыло — первый прототип был оснащен эллептической задней кромкой

второй ракурс на He 178 V2. Самолет был оснащен двигателем HeS6, спроектированным развивать 550 кг тяги на 13000 об/мин

В качестве протокола, в первой половине 40-ых годов двадцатого века на протяжении последующих испытательных полетов с форсированным двигателем HeS6 с тягой 590 кг начальный He 178 продемонстрировал, что имеет большую скорость 700 км/ч.

на фотографии, якобы изображен первый прототип Heinkel He 178, но представляется более возможным, что это макет вероятного третьего самолета. Многие продемонстрированные изюминки являются неспециализированными со вторым прототипом, но машина имеет удлиненный фонарь и увеличенные руль и киль направления

Двухмоторный Heinkel He 280, являвшийся развитием проекта и оснащавшийся двумя HeS8, в первый раз полетел 5 апреля 1941 года — за 40 дней до полета Gloster-Whittle E.28/39. Первый американский реактивный самолет Bell P-59A, оснащавшийся двигателями, в базе которых лежала конструкция Уиттла, в первый раз полетел 1 октября 1942 года.

прототип Heinkel He 280 взлетает с заводского аэропорта компании Heinkel (Росток, Мариэнэ) в первый раз с трудящимися реактивными двигателями, 2 апреля 1941 года кое-какие источники дают дату 30 марта). Первые 40 либо около того полетов были выполнены в качестве планерас буксировщиком Heinkel He 111H. На протяжении первого полета капоты двигателей He 280 были сняты в качестве меры безопастности против пожара, поскольку на протяжении наземных опробований по включению двигателей несгоревшее горючее скапливалось в их нижних частях

He 280 забрал пара первых: первый в мире реактивный истребитель, первый реактивный с носовым колесом, первый двухдвигательный реактивный самолет, первый самолет, что был оснащен, а позже и применял, катапультируемое кресло. Производство его не было заказано, потому, что был выбран более аэродинамически идеальный, не смотря на то, что и менее идеальный, Messerschmitt Me 262.

ЛТХ:
Модификация He.178v-1
Размах крыла, м 7.20
Протяженность, м 7.48
Высота, м 2.10
Площадь крыла, м? 9.10
Масса, кг
безлюдного самолета 1616
обычная взлетная 1995
Тип двигателя 1 ТРД Heinkel-Hirth HeS 3b
Тяга, кгс 1 ? 500
Большая скорость, км/ч 700
Крейсерская скорость , км/ч 580
Практическая дальность, км 200
Практический потолок, м
Экипаж, чел 1

* — «shadow factory» — предприятие, легко переводящееся с мирного производства на военное

источники:

  1. BRIAN JOHNSON «THE FIRST OF THE JETS» Aeroplane Monthly, July 1992
  2. таблица с чертями забрана с http://www.airwar.ru/enc/xplane/he178.html

Heinkel He 178

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: