Предисловие автора: Нет, обращение отправится не о известном F-4 Фантом компании Макдоннел-Дуглас а также не о его предшественнике, также реактивном истребителе. Я желаю вам поведать о Фантоме британском, созданном в конструкторском бюро компании Фэйри авиэйшн в середине 30-х годов.
В 1934-м эта компания решила поучаствовать в конкурсе на новый истребитель для бельгийских ВВС. Фэйри имела собственный филиал в Бельгии, Фэйри авьонс, завод которого в Госселье собирал разведчики-бомбардировщики Фокс и истребители Файрфлай II. Последние и предстояло заменить новой машиной.
Заданием определялась большая скорость не меньше 400 км/ч на высоте 5000 м, комплект данной высоты за 6 мин., посадочная полета 2 скорость и продолжительность часа не более 120 км/ч. Предусматривались два варианта оружия: четыре пулемета винтовочного калибра либо два пулемета и 20-мм пушка. В соответствии с заданием конструктор М.Лобель (бельгиец по происхождению) спроектировал весьма красивый биплан F-6.
Самолет был полностью железным, только часть обшивки (крылья, задняя часть и оперение фюзеляжа) выполнялась из полотна.
Неразъемное верхнее крыло, несущее элероны, было мало дольше нижнего и выносилось вперед. Стойки шасси колеса и консольного типа с пневматическими тормозами заключены в обтекатели. Конструкция самолета в целом соответствовала обычным приемам середины 30-х годов. База силового комплекта фюзеляжа — четырехгранная ферма из металлических труб, усиленная проволочными расчалками.
В крыльях — лонжероны двутаврового сечения, ферменные нервюры из дюралевыхтруб и снова внутренние расчалки.
На истребителе стоял французский 12-цилиндровый V-образный двигатель жидкостного охлаждения Испано-Сюиза 12Ycrs мощностью 925 л.с. с полым валом редуктора, разрешавшим установить в развале цилиндров авиапушку. Два пулемета размещались в нижнем крыле за пределами диска винта. В случае если орудие не устанавливалось, то к оружию добавлялись еще два синхронных пулемета в верхней части фюзеляжа.
Предусматривалась подвеска четырех бомб по 10 кг.
Первый опытный образец истребителя
Приборное оборудование снабжало возможность летать как днем, так и ночью. Истребитель имел связную радиостанцию. Постройку умелого экземпляра F-6, взявшего имя Фантом, закончили в мае 1935 г. С учетом экспортного назначения самолета наименование писалось на французский лад (Fantome), а не в соответствии с британским правописанием (Phantom).
В июне Крис Стэнипенд на аэропорте Грэйт-Уэст совершил на Фантоме первый полет. Истребитель существенно превзошел требования задания. Большая скорость превысила 430 км/ч.
Фантом стал вершиной семейства истребителей-бипланов, созданных Лобе-лем. Самолет показали на нескольких выставках в Англии, а после этого направили в Бельгию, в Эвре, где проводились конкурсные опробования. Но в том месте его постиг ожесточённый удар.
17 июля при заходе на посадку по окончании показательного полета истребитель разбился. Пилот С. Траузр (когда-то демонстрировавший Файрфлай в Москве) погиб.
На заводе Фэйри в Хейсе изготовили агрегаты и узлы еще на три самолета. В начале 1936 г. их перевезли в Госселье, собираясь предложить бельгийским ВВС новые опытные образцы. Авьонс Фэйри кроме того начала подготавливаться к серийному производству истребителя под новым заглавием Ферос (Feroce). Но бельгийцы поменяли требования задания и утратили Интерес к Фантому.
Однако, все три самолета собрали — клиенты нашлись. Две автомобили в декабре 1935-го заказал СССР. По документам завода в Хейсе самолеты значатся под номерами F2264 и F2265. В Госселье им присвоили другие, принятые бельгийским филиалом — AF8001 и AF8002. Их и нанесли на хвостовых частях Фантомов. Оба истребителя облетал в Госселье летчик Стэниленд в ноябре 1936 г. После этого самолеты снова расстыковали, упаковали и через Антверпен морем послали в СССР.
20 августа 1936-го пароход Товарищ Сталин увез их в Ленинград. В конце этого же года они прибыли в НИИ ВВС.
Отечественные Фантомы отличались необыкновенным оружием, практически комбинировавшим оба бельгийских варианта — 20-мм пушка Эрликон S9, выпущенная компанией Испано во Франции, (с 60 боеприпасами) и четыре пулемета FN-Браунинг (два в нижнем крыле с запасом 300 патронов на ствол и два в фюзеляже с 500 патронами на любой). Это существенно утяжелило машину и понизило ее летные эти. Госиспытания проводились лишь на одном истребителе, AF8002.
Самолет собрали и установили на лыжном шасси. До тех пор пока неизвестно, заказывали ли лыжи намерено в Англии либо Бельгии, либо приспособили набор от одного из отечественных истребителей. Ни в английских, ни в бельгийских ВВС лыжами не пользовались, летая круглый год на колесах.
Как бы то ни было, Фантом совершил первые полеты у нас на лыжах. К 10 марта совершили уже семь полетов. Ведущим летчиком был лейтенант В. Евсеев, но в облете истребителя принимали участие кроме этого П.Стефановский, Петров, Федрови, Алтынов, А.Никашин, А.Николаев.
Всего совершили 59 полетов (из них 35 на лыжах) неспециализированной длительностью 26 часов 25 мин.. Опробования закончились к началу лета 1937 г.
Летные эти истребителя были куда ниже, чем замеренные на заводских опробованиях первого опытного образца. Скорость, кроме того на колесах, была меньше приблизительно на 60 км/ч, а практический потолок — на 2000 м. Частично это возможно отнести за счет большего полетного веса (приблизительно на 200 кг), и снятия обтекателей колес.
Неспециализированный вывод отчета НИИ ВВС звучал так:
Самолет Фэйри-Фантом по своим летно-техническим данным есть уже устаревшим истребителем если сравнивать с современными однотипными умелыми истребителями, имеющимися в зарубежных ВВС.
Одновременно с этим советские летчики высоко оценили взлетно-посадочные и пилотажные качества Фантома, в полной мере дешёвого пилотам средней квалификации. В отличие от собственного предшественника, Файрфлая, новый истребитель Лобеля не имел тенденции к срыву в штопор при перетягивании ручки на вираже.
Отметили хороший обзор из кабины, эргономичные и качественные пневматические тормоза. По большому счету его оборудование и конструкция самолёта позвали намного больший интерес у отечественных экспертов, нежели летные эти Фантома. В отчете записано:
Конструкция всех винтомоторной группы и деталей самолёта снабжает им продолжительную и безотказную работу.
Очень указали на размещение оборудования и удачную компоновку и оружия, легкосъемные капоты, конструкцию силового комплекта крыла. В отечественных самолетах было предложено применять конструкцию креплений межкрыпьных стоек и лент бипланной коробки, стоек шасси, механизма управления элеронами и рулями, тормозов колес, крепления полотна к фюзеляжу.
В отличие от советских истребителей, на Фантоме агрегаты мотоустановки крепились на самом двигателе и мотораме, снабжая, при необходимости, стремительный демонтаж всего узла. Заинтересовал размещенный в тоннеле радиатор. С совокупностью охлаждения Фантома у нас поэкспериментировали, пробуя вынудить ее трудиться на воде вместо штатного эти-ленгликоля, но оказалось, что такая замена проходит лишь при температуре у почвы не выше 10°.
Дальше мотор перегревался, по причине того, что вода, при том же объемном расходе, не имела возможности унести все нужное тепло — так как ее теплоемкость приблизительно в 1,5 раза ниже.
Экспертам понравились британские эластичные бензопроводы-шланги суперфлекс, кислородная совокупность с электрообогревателем, эргономичная подсветка устройств.
Нужно заявить, что комплектация оборудования поставленных в СССР Фантомов не совпадала с начальной. Установили, что на машине предусматривался монтаж кодовых трехцветных огней, трубки и подогрева пулемётов Пито, но все это отсутствовало. Большой интерес привело к вооружению. Пулеметы испытать не удалось. Они имели не коммунистический калибр 7,62 мм и не британский 7,69 мм, а принятый в Бельгии 7,65 мм.
Таких патронов у нас не нашлось, а заказать их вместе с самолетом, по всей видимости, не додумались. А вот пушку отстреляли в тире. На девятом выстреле боеприпас Эрликона взорвался в затворе. Повреждения взяли затвор, сам самолёт и магазин. Более пушку не ремонтировали.
Оружейники указали, что эксплуатация ее сложна и неудобна.
схемы Fairey Fantome
Постановка оружия на спуск пулемётов и боевой взвод и пушки осуществлялись пневмосистемой. Летчик легко и просто передергивал все затворы. На отечественных истребителях использовались тросовые механизмы, и спуск четырех пулеметов потребовал больших упрочнений, не говоря уже о передергивании затворов.
Кроме того привод синхронизатора на Фантоме был не механическим, а пневматическим.
Опробования закончились учебными боями с советскими самолетами. В качестве соперников выступали истребитель И-16 с мотором М-25, умелый разведчик Р-9 и бомбардировщик ЦКБ-30 (ДБ-3). Фантому с ними было нелегко — все эти новые автомобили превосходили его по скорости. Ни И-16, ни Р-9 он не имел возможности навязать бой.
И-16 владел инициативой, он имел возможность выбирать — нападать либо уходить, вольный сделать да и то. и второе. Фантом мало побеждал у него на горизонталях за счет меньшего радиуса разворота, но в вертикальном маневре был совсем беззащитен.
С Р-9 британский истребитель пробовал сражаться на виражах, но тот, дав газ, от него. Кроме того ДБ-3 имел возможность уклониться от боя с Фантомом. Единственным методом навязать ему бой выяснилось заблаговременное занятие исходной позиции. Наряду с этим Фантом имел возможность нападать ильюшинский бомбардировщик в лоб, но делал наряду с этим всего один заход — догнать его повторно британцу было не по силам.
Пилоту Фантома оставалось уповать на то, что замечательное пушечно-пулеметное оружие разрешит сбить соперника с единственной атаки.
По окончании завершения опробований совершили демонстрацию британского истребителя на последовательности фабрик, дабы ознакомить производственников и конструкторов с наиболее агрегатами и интересными узлами Фантома.
Продолжилось кроме этого оборудования машины и изучение вооружения Судьба двух советских Фантомов не известна.
Четвертый и последний самолет этого типа купило министерство авиации Англии. Заказ был оформлен в мае 1937 г. В ноябре британский летчик Ф.Диксон поднял данный Фантом в атмосферу в Госселье. Спустя семь дней он же перегнал машину через Ла-Манш в Хестон, в том месте на нее оформили таможенные документы.
После этого истребитель перелетел на аэропорт Грейт-Уэст, где эксперты компании Фэйри подготовили его к опробованиям в исследовательском центре RAE в Фарнборо. В том направлении он прибыл в декабре.
По окончании нескольких полетов машину вернули компании, советовавши доработать оборудование. В январе следующего года Фантом снова перегнали в RAE. Чуть позднее, истребитель передали второй научно-исследовательской организации — ААЕЕ в Мартлшеме.
В том месте он испытывался до июня 1939-го.
По большей части интересовались оружием, прежде всего совокупностью светло синий-моперезарядки. Мотор-пушка у британских экспертов интереса не позвала — королевские ВВС тогда ориентировались на схему единого калибра, снабжая вес секундного залпа громадным числом пулеметов. Пушку с самолета сняли и он испытывался без нее.
Какова будущее этого последнего Фантома — также не известно. То ли его в лом, то ли он погиб под германскими бомбами. На этом история Фантома Лобеля закончилась. Компания «Фэйри» больше бипланов не строила. Да и по большому счету век бипланов завершился.
Королевские ВВС оснащались скоростными монопланами Харрикейн и Спитфайр.
Только один истребитель-биплан был принят на вооружение в Англии в конце 30-х годов — Глостер Гладиатор. Последующие истребители «Фэйри» — «Фульмар» и «Файрфлай», созданные уже на протяжении войны, являлись монопланами.
источник: Владимир КОТЕЛЬНИКОВ «Фантом»-неудачник. Об истребителе компании Фэйри авиэйшн «Крылья Отчизны» 8.98
Our Miss Brooks: Conklin the Bachelor / Christmas Gift Mix-up / Writes About a Hobo / Hobbies
Увлекательные записи:
- Агроаристократ. сельскохозяйственный и противопожарный самолет ndn-6/nac-6 fieldmaster. великобритания
- Одномоторный junkers ju 52. часть 2
- Дыренков стайл. мишеньке на день рожденья!
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Не смотря на то, что прототип турельного истребителя Defiant был выстроен во второй половине 30-ых годов двадцатого века а также еще не победил заказ на…
-
Проект тяжелого истребителя supermarine type 313. великобритания
В середине 1930-х годов в управлении Королевских ВВС заключили , что чтобы повысить эффективность истребителей последние нуждались в повышении мощности…
-
Опытный истребитель saunders a.10 multi-gun. великобритания
Разработка одноместного истребителя-биплана A.10 воображала явный отход от проектов С. Э. Сандерса (S.E. Saunders). До данной автомобили компанией был…
-
В компании Fairey пристально изучили спецификацию F.155T и сделали выводы, что не смотря на то, что технически своевременные требования удовлетворить…
-
Предок аэрокобры. опытный истребитель westland f.7/30. великобритания
Спецификация Министерства авиации F.7/30, выданная авиационной индустрии в конце 1931 года, сформулировала, возможно, самые ответственные и прозорливые…
-
Защитник последнего рубежа. опытный истребитель miles m.20. великобритания
Статья британского историка авиации Филипа Джаррета о спроектированном и выстроенном за девять недель умелом истребителе Miles M.20 уже публиковалась на…