Дальний сверхзвуковой бомбардировщик ту-22м3.

      Комментарии к записи Дальний сверхзвуковой бомбардировщик ту-22м3. отключены

Разработчик: ОКБ Туполева
Страна: СССР
Первый полет: 1977 г.Дальний сверхзвуковой бомбардировщик ту-22м3.

ОКБ Туполева всегда работало над расширением ударных возможностей самолета Ту-22М0, среди них и по оснащению комплекса новыми типами ракет. Во второй половине 70-ых годов двадцатого века в рамках мероприятий по предстоящему формированию комплекса принимается ответ по оснащению Ту-22М2 аэробаллистическими ракетами в разных вариантах. На протяжении работ по данной тематике был переоборудован один из серийных Ту-22М2 под умелый комплекс с аэробаллистическими ракетами.

 Новый комплекс удачно прошел опробования и был рекомендован к принятию на вооружение, но в будущем решено было данный ракетный комплекс внедрить на более идеальную модификацию самолета-носителя Ту-22М3, что было удачно выполнено в первой половине 80-х годов.

В 1977-1979 годах были совершены совместные национальные опробования самолетов типа Ту-22М с ракетами Х-22МП и Х-28 с пассивными ГСН, предназначенными для поражения трудящихся наземных и корабельных РЛС. Во второй половине 70-ых годов двадцатого века СГИ комплекса К-22МП с ракетой Х-22МП были удачно закончены и комплекс был кроме этого рекомендован к принятию на воорухение.

Обеспечение заданных со стороны ВВС требований к Ту-22М довались ОКБ и фирмам, занятым и программе создания и комплекса и совершенствования самолёта, очень непросто — особенно достижение нужных параметров по максимальной скорости и максимальной дальности, и по предстоящему увеличению надежности работы элементов комплекса.

В первую очередь нужно было решать проблему с двигателем. Учитывая создавшуюся обстановку с замечательными экономичными ТРДДФ для тяжелых сверхзвуковых боевых самолетов, ОКЕ Н.Д.Кузнецова в начале 70-х годов, по окончании нескольких попыток улучшить НК-22 (к примеру работы по НК-23), создало новый ТРДДФ НК-25 («Е»), выполненный по трехвальной схеме и оборудованный новейшими совокупностями электронной автоматики, разрешавшими максимально оптимизировать работу двигателя на разных режимах. Большая взлетная тяга НК-25 достигла 25000 кгс, удельный расход горючего на дозвуковом режиме уменьшился до 0,76 кг/кгс ч.

В первой половине 70-ых годов XX века умелые двигатели НК-25 проходили опробования на серийном Ту-22М2, взявшем обозначение Ту-22М2Е. В последующие два года новый двигатель прошел громадной количество доводок и испытаний в полетах на летающей лаборатории Ту-142ЛЛ. В один момент с работами над ТРДДФ НК-25 в ОКБ Кузнецова развернулись работы над перспективным ТРДДФ НК-32 с намного лучшей экономичностью в крейсерском дозвуковом полете.

Данный двигатель в возможности должен был стать унифицированным типом ТРДДФ для ударных дальних большое количество режимных самолетов отечественных ВВС — как для стратегического Ту-160, так и для дальнего Ту-22М3 (первоначально проект Ту-160 опирался на силовую установку на базе НК-25).

Кроме внедрения новых двигателей, в ОКБ продолжали упорно трудиться над предстоящим уменьшением массы безлюдного самолета за счет мероприятий конструктивного и технологического характера. Имелись кроме этого резервы по улучшению аэродинамики самолета.
Эти и другие очень перспективные направления работ по предстоящему формированию самолета стали причиной созданию самая совершенной серийной модификации Ту-22М -самолета Ту-22М3.

В январе 1974 года принимается ответ по предстоящей модификации Ту-22М2 под двигатели НК-25. На протяжении проработки вероятных дорог модификации ОКБ, основываясь на собственных наработках, предлагает не ограничиваться лишь заменой двигателей, а совершить дополнительные улучшения в аэродинамике и конструкции самолета. В следствии 26 июня 1974 года вышло распоряжение правительства, определявшее развитие Ту-22М с двигателями НК-25, с улучшенной аэродинамикой планера, со сниженной массой безлюдного самолета и с улучшенными тактическими и эксплуатационными чертями.

Новая модификация Ту-22М взяла официальное обозначение Ту-22М3 («45-03»). Кроме применения НК-25, ОКБ совершило следующие конструктивные мероприятия, существенно поменявшие самолет:
-Заменили воздухозаборники с вертикальным клином на совковые воздухозаборники с горизонтальным клином.
-Повысили большой угол отклонения поворотной части крыла до 65 градусов.
-Ввели новую удлиненную носовую часть фюзеляжа с поменянной штангой топливозаправки.
-Заменили спаренную двухпушечную кормовую установку на однопушечную с улучшенными аэродинамическими обводами.
-Облагородили съемные узлы, уплотнили щели, заменили обтекатели и т.д.
-Совершили мероприятия по понижению массы безлюдного самолета: облегчили главные стойки шасси (перешли на другой тип копес, отказались от раздвижной совокупности средней пары колес), ввели облегченный стабилизатор и укороченный руль направления, конструкцию средней части крыла сделали неразъемной, перешли на титан в конструкции противопожарных перегородок и хвостовых стекателей, поменяли тип герметиков и теплоизоляции, нипель-ные стыки труб заменили на паяные, заменили гидронасосы и внедрили генераторы стабильной частоты в системе электропитания переменным током, перешли на бесконтактные генераторы в совокупности постоянного тока, сняв с борта тяжелые громоздкие электромашинные преобразователи, перешли на более теплостойкие электропровода, облегчили агрегаты СКВ, элементы, изготовлявшиеся литьём и штамповкой, стали делать с минусовыми допусками. Все мероприятия по уменьшению массы, кроме того с учетом увеличившейся массы новых двигателей, должны были обеспечить неспециализированное понижение массы безлюдного самолета на 2300-2700 кг.
-Совершили трансформации в элементах навигационного комплекса. Разглядывали вопросы по расширению вариантов модернизации и ударного вооружения БРЭО и РЭП. Был поднят вопрос о внедрении на Ту-22М нового ПрНК, бортовой РЛС типа «Обзор», комплекса РЭП вместо разрозненных агрегатов аппаратуры РЭП, новых типов ракет, среди них и аэробаллистических, и крейсирующих дозвуковых.

В следствии всех совершённых улучшений в конструкции самолета его летные характеристики наконец должны были достигнуть значений, соответствующих требованиям распоряжения 1967 года.

Новый проект модернизации позвал громадной внимание клиента — показалась настоящая возможность существенно улучшить летно-тактические характеристики самолета и увеличить возможности и эффективность всего авиационного ударного комплекса. Учитывая предполагаемый качественный скачок в развитии Ту-22М, клиент на начальной стадии существования Ту-22М3 дал новому самолету новое обозначение Ту-32. В будущем из-за затяжка в развитии многих перспективных модернизационных направлений по комплексу покинули привычное обозначение Ту-22М3.

Слаженная работа ОКБ и серийного завода разрешила в малейшие сроки совершить глубокую модернизацию самолета и подготовить к летным опробованиям первый умелый Ту-22М3, что совершил первый полет 20 июня 1977 года (капитан корабля летчик-испытатель А.Д.Бессонов). По окончании исполнения программы летно-доводочных опробований Ту-22М3 с 1978 года запускается в серийное производство. До 1983 года Ту-22М3 строится параллельно с Ту-22М2, а начиная с 1984 года в серии шел лишь Ту-22М3.

Всего на КАПО выстроили пара сот самолетов типа Ту-22М. Серийное производство самолета было прекращено в первой половине 90-ых годов двадцатого века.

Опробования первых Ту-22М3 продемонстрировали, что по своим летно-тактическим чертям самолеты новой модификации существенно превосходят Ту-22М2. Фактически по летным чертям удалось выйти на требования 1967 года, при большом увеличении боевых возможностей самолета и всего комплекса. Совместные национальные опробования Ту-22М3 завершились в первой половине 80-ых годов XX века и самолет был рекомендован к принятию на вооружение.

С 1981 по 1984 годы самолет проходил дополнительный комплекс опробований в варианте с расширенными боевыми возможностями и а также в варианте оснащения аэробаллистическими ракетами. Новые совокупности оружия настойчиво попросили дополнительного времени на их испытания и доводку, исходя из этого в окончательном виде Ту-22М3 официально принимается на вооружение лишь в марте 1989 года.

Возможности развития комплекса Ту-22М3 связаны с модернизацией оборудования, довооружением перспективными обеспечением и высокоточными системами вооружения нужных сроков и ресурсов работы планера самолета-носителя, его оборудования и систем.

Главными целями модернизации являются:
-расширение боевых возможностей комплекса;
-увеличение оборонительных возможностей самолета при исполнении боевого задания, точности навигации, помехозащищенности и надёжности связи;
-обеспечение эффективности применения ракетного оружия нового поколения, бомбардировочного оружия, как управляемого, так и неуправляемого.

В плане модернизации БРЭО на Ту-22М3 нужно установить новую многофункциональную БРЛС с расширенными повышенной помехозащищенностью и возможностями. В аппаратуре и агрегатах БРЭО требуется переход на новую современную элементную базу, что разрешит обеспечить массы и снижение габаритов БРЭО, и должно снизить энергопотребление аппаратуры.

Предлагаемые мероприятия по модернизации БРЭО в совокупности с проводимыми работами по продлению ресурсных показателей обеспечат возможность действенной эксплуатации данного авиационного комплекса до 2025 — 2030 годов.

Все эти мероприятия ОКБ всегда проводит, улучшая и развивая базисную конструкцию комплекса Ту-22М3, спроектировав с момента создания этого комплекса пара вариантов его развития.

Как отмечалось ранее, кроме главных вариантов дальнего ракетоносца-бомбардировщика, вооруженного ракетами и бомбами Х-22Н, был подготовлен вариант, вооруженный противорадиолокационными ракетами на базе ракет X-22H и аэробаллистическими ракетами.

К началу 80-х годов ОКБ подготовило и передало в производство пара модификаций Ту-22М, отличавшихся от базисных составом оборудования и вооружения.

Введение в состав целеуказания и аппаратуры прицельного комплекса разведки разрешило довооружить Ту-22М противорадиолокационными ракетами, а после этого и аэробаллистическими ракетами разных типов. Сперва эти работы шли применительно к Ту-22М2, о после этого и к Ту-22М3. В 80-е годы эти работы увенчались успехом — серийные Ту-22М3 взял и вариант ракетного оружия с аэробаллистическими ракетами на внутрифюзеляжной МКУ и но крыльевых катапультных установках.

Для замены самолетов-постановщиков помех Ту-22ПД в 70-е годы была предпринята попытка создания постановщика на базе Ту-22М. На протяжении этих робот переоборудовали в постановщик серийный Ту-22М2. Самолет, взявший обозначение Ту-22МП, проходил опробования, но в серию и на вооружение не передавался из-за недоведенности комплекса РЭБ.

В будущем от идеи специального самолета групповой РЭБ отказались и сделали ставку на оснащение серийных Ту-22М3 новыми действенными комплексами РЭБ личной и групповой защиты, каковые начали устанавливать на Ту-22М3 со второй половины 80-х годов.

Как отмечалось выше, на Ту-22М3 предполагалось устанавливать двигатели HK-32, тем самым улучшить его характеристики и унифицировать его силовую установку с другим самолетом ОКБ — стратегическим Ту-160. Для опробований новой силовой установки переоборудовали один из серийных Ту-22М3, но до установки новых двигателей дело не дошло, в будущем эта машина употреблялась в качестве летающей лаборатории для опробований новых вооружения и образцов оборудования.

В первой половине 90-ых годов двадцатого века ОКБ совместно с ЦАГИ и ЛИИ на базе одного из первых серийных Ту-22М3 создало летающую лабораторию Ту-22МЛЛ, предназначенную с целью проведения широкого круга натурных летных аэродинамических изучений.

Кроме перечисленных выстроенных вариантов Ту-22М в ОКБ прорабатывались пара модернизаций самолёта и проектов модификаций, работы по которым не вышли из начальных стадий проектирования. В 1972 ОКБ для авиации ВМФ подготовило техническое предложение по кардинальной модернизации Ту-22М. Проект взял обозначение «45М».

В соответствии с проекту, «45М» должен был оснащаться двумя двигателями НК-25 либо HK-32 и иметь уникальную аэродинамическую компоновку, в определенной степени напоминающую компоновку американского разведчика SR-71, сочетаемую с крылом изменяемой стреловидности. Ударное оружие предполагалось из двух ракет типа Х-45. Но данный проект не был принят к предстоящей реализации из-за сложностей с кардинальной перестройкой серийного выпуска и с соответствующей утратой перевооружения и темпа выпуска ВВС новыми самолетами, что в тот период СССР себе позволить не имел возможности.

Существовали проекты создания на базе разных модификаций Ту-22М дальнего перехватчика Ту-22ДП (ДП-1), талантливого бороться не только с ударными самолетами на громадных удалениях от защищаемых объектов, но и с самолетами ДРЛО, соединениями транспортных самолетов, и делать ударные функции.

Кроме перечисленных существовали и существуют пара вторых проектов развития Ту-22М на базе применения модернизированных двигателей, вооружения систем и новых оборудования, к примеру — проекты Ту-22Ту4 М и-22М5. Работы по комплексу Ту-22М4 начались в середине 80-х годов (до 1987 года эта тема как глубокая модернизация Ту-22М носила обозначение Ту-32).

Проект воображал модификацию серийного Ту-22М3 с целью предстоящего увеличения боевой эффективности комплекса зо счет оснащения самолета новым вооружением и оборудованием.

В первую очередь внедрялся новый прицельно-навигационный комплекс, в который входила современная навигационная совокупностьна основе новейшей элементной базы; внедрялась новая бортовая РЛС типа «Обзор», модернизированный комплекс РЭБ, новая прицельная оптическая совокупность; отдельные агрегаты аппаратуры внешней и внутренней связи заменялись единым комплексом, вводилась совокупность наддува топливных баков с применением жидкого азота и т.д.

Новый состав оборудования снабжал использование в составе комплекса ракетного оружия как штатных ракет, так и совокупностей точных бомбардировочных и ракетных средств поражения. По программе создания Ту-22М4 к началу 90-х годов был выстроен умелый самолет, но в первой половине 90-ых годов двадцатого века по денежным соображениям работы по теме были фактически свернуты в пользу более недорогой программы «малой модернизации» серийных Ту-22M3 под модернизир

Сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик Ту 22М3

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: