Разработчик: Вахмистров
Страна: СССР
Первый полет: 1938 г.
В начале 30-х годов ВВС СССР начали приобретать бомбардировщики ТераБайт-1 и ТераБайт-3 конструкции ОКБ Туполева. СССР стал одной из немногих государств, владеющих стратегической авиацией. Опыт Первой Мировой, но, сказал о том, что бомбардировочные силы без сопровождения истребителей весьма уязвимы, в случае если лишь бомбардировщики не владеют громадным преимуществом в скорости. Встал вопрос об обеспечении самолётов эскортом.
Ни один из советских истребителей того времени для таковой роли не доходил из-за малой дальности.
Вариантов для решения проблемы могло быть пара. Возможно было сконструировать и запустить в серию новый истребитель, специально предназначенный для сопровождения (такие самолёты в большинстве случаев конструировались двухместными и двухмоторными). Возможно устанавливать на существующие истребители подвесные топливные баки.
Возможно переоборудовать часть бомбардировщиков под «летающие крепости», т.е. снять с них бомбовую нагрузку и усилить оборонительное оружие (такие испытания в СССР проводились). В итоге, возможно истребители бомбардировщиками, а при опасности отцеплять их (подобными опытами занимались американцы и итальянцы).
Коммунистический конструктор В.С.Вахмистров внес предложение ещё более уникальную идею: на протяжении полёта истребители смогут закрепляться конкретно на бомбардировщиках. Так появился проект «Звено», разрабатывавшийся в Советском Альянсе в течение десяти лет. Проектирование воздушных авианосцев было начато Вахмистровым в первой половине 30-ых годов двадцатого века.
Главной идеей наряду с этим было их защита и сопровождение бомбардировщиков в воздушном бою.
Варианты «Звеньев»:
«Звено-1» — ТераБайт-1 + 2 И-4 сверху на крыле;
«Звено-1А» — ТераБайт-1 + 2 И-5 сверху на крыле;
«Звено-2А» — ТераБайт-3 + 2 И-5 сверху на крыле + 1 И-5 сверху на фюзеляже;
«Звено-3» — ТераБайт-3 + 2 И-Z под крылом;
«Звено-5?* — ТераБайт-3 + 2 И-5 сверху на крыле + несъёмный И-5 сверху на фюзеляже;
«Звено-6» — ТераБайт-3 + 2 И-16 тип 4 под крылом;
«Звено-7» — ТераБайт-3 + 2 И-16 тип 4 под крылом + 2 И-5 сверху на крыле + И-Z под фюзеляжем;
«Звено-СПБ» — ТераБайт-3 + 2 И-16 тип 5 с подвешенными 250-кг бомбами под крылом.
* В ряде источников «Звеном-5» именуют ТераБайт-3 с подфюзеляжной трапецией для подсоединения истребителя И-Z в воздухе.
Первые испытания.
Проектирование собственных составных конструкций Вахмистров начал еще в первой половине 30-ых годов двадцатого века. Сейчас удачно проходила опробования совокупность «Звено-1», в которой два истребителя И-4 размещались на крыльях ТераБайт-1. Самолёт-носитель подвергся малом доработке: было усилено шасси, на крыло установили стержневые пирамиды. С полуторапланов И-4 по указанию Вахмистрова были сняты нижние крылья.
Истребители, так, преобразовывались в высокопланы, что, как ни необычно, не повредило летным качествам. Любой из истребителей крепился в трёх точках. Наряду с этим передние крепления освобождались лишь по окончании открытия заднего замка. Передние крепления раскрывались из кабины бомбардировщика, задние — лётчиком истребителя.
На земле истребители накатывались на крыло по древесным пандусам. полёт и Взлёт происходил при работе двигателей всех автомобилей, истребители питались горючим из баков ТераБайт-1. В ходе работы над «связкой» появилось её шутливое наименование — «цирк Вахмистрова».
Первый полет «Звена-1» состоялся 31 декабря 1931 года. ТераБайт-1 пилотировали А.И.Залевский и А.Р.Шарапов (в бомбардировщике кроме этого был Вахмистров), истребители И-4 — В.П.Чкалов, А.Ф.Анисимов. Взлётная масса совокупности составляла 8180 кг. Соединённые самолеты взлетели прекрасно и перешли в комплект высоты.
Отцепление И-4 началось на высоте 1000 м при скорости 160 км/ч. Залевский подал Шарапову сигнал — отцепить истребителей. Следовало сперва открыть задние замки, дабы высвободить хвосты И-4, после этого — передние: дать им возможность получить независимую подъемную силу и отделиться от бомбардировщика. Рукоятки, благодаря которым раскрывались передние замки, размешались внизу, в проходе между первым и вторым летчиками.
И Андрей поторопился: на самолете Чкалова он раньше заднего замка открыл передние. Чкалов тут же почувствовал: не смотря на то, что шасси и высвобождено, хвост так же, как и прежде «на привязи». Быстро растет подъёмная сила. на данный момент последует петля около закрепленного Валерий и… хвоста Павлович мгновенно оценил создавшееся положение и срочно среагировал.
Он быстро дал руля, открыл крепление заднего замка и очень сильно вогнув колесами верхнюю обшивку бомбардировщика, унесся в свободный полет.
Истребитель Анисимова всё ещё был на крыле бомбардировщика. Вопреки ранее высказанным опасениям ТераБайт-1 сохранял в полной мере достаточную управляемость. Исходя из этого последняя задача опробований была выполненной в числе первых. При отцеплении самолета Анисимова Шарапов действовал уже хладнокровно.
Разъединение прошло благополучно.
По окончании первого полета «Звена» решено было внести кое-какие трансформации в конструкцию. В первую очередь, механизм разъединения самолетов Вахмистров перенёс в кабины истребителей. Сейчас лётчики подвешенных автомобилей, взяв команду на отрыв, сами открывали хвостовые замки и посредством руля глубины удерживали самолеты на двух передних точках. Для полного отрыва им нужно было лишь взять на себя ручку управления.
Передние крепления сходу размыкались и истребители, оторвавшись от плоскости ТераБайт-1, поднимались метров на десять вверх, пара отставая от бомбардировщика.
В одном из предстоящих полетов случилось ЧП: В.К.Коккинаки, летевший на одном из истребителей, при отсоединении оборвал трос хвостового замка. Начальник экипажа П.М.Стефановский решил садиться с истребителями на крыльях (что, по большому счету говоря, конструкцией не предусматривалось). Посадка случилась удачно, но на протяжении неё чуть не сполз с крыла второй И-4 (пилот И.Ф.Груздь), задняя опора которого была высвобождена лётчиком на протяжении подготовки к отрыву.
По итогам опробований «Звена-1» было рекомендовано принять его на вооружение и оснастить самолетами одну из авиабригад, что и было проделано. Но самолеты, составляющие «связку», уже начали устаревать. Вахмистровым был предложен ещё один вариант воздушного авианосца, «Звено-1А», в котором вместо И-4 на крыло ТераБайт-1 устанавливались более современные И-5.
Эта модификация, но, также просуществовала недолго в связи с возникновением более замечательных самолётов-носителей, четырёхмоторных ТераБайт-3, на каковые и переориентировался Вахмистров.
Владимир Сергеевич сделал вывод, что новый «материнский» самолет сможет нести не два, а три истребителя И-5. Как раз с таковой нагрузкой потом взлетела новая составная конструкция, названная «Звено-2А» (всецело «этажерка» была испытана лишь на третьем полете, первые два были выполнены с двумя и одним И-5 соответственно). Два И-5, как и прежде, крепились на крыльях ТераБайт-3, третий же размещался на фюзеляже бомбардировщика.
И в случае если в полёте никаких неприятностей не появлялось, то на земле было очень затруднительно втащить И-5 на носитель. Особенно это казалось «надфюзеляжного» истребителя. В следствии в большинстве полетов средний И-5 оставался на ТераБайт-3 и не отцеплялся.
Вахмистрову пришла мысль применять «стационарный» истребитель в качестве пятого двигателя бомбардировщика, наряду с этим конструктор снял с И-5 хвостовое оперение и крылья для улучшения аэродинамики. Вахмистров кроме того желал отказаться от летчика в «бескрылом» истребителе, оборудовав управление сектором газа его двигателя в кабине ТераБайт-3. Но опробования проводились с летчиком «наверху» (добровольцем стал тогда ещё малоизвестный С.П.Супрун).
Конструкция, названная «Звено-5», не продемонстрировала особенного преимущества в чертях. Обстоятельством неудачи стала не хорошо синхронизированная работа двигателей.
Работа со «Звеньями» разных конфигураций продемонстрировала ущербность схемы с верхним размещением истребителей, исходя из этого в следующей версии, названной «Звено-3», истребители помощи, а их роль в этом случае игрались два И-Z конструкции Григоровича, подвешивались под крыльями. Из-за громадных неубирающихся шасси истребителей Вахмистрову было нужно строить ферму со свободным ходом.
Наряду с этим по окончании взлёта истребители жёстко закреплялись в нижнем положении (в другом случае полет очень осложнялся из-за «болтания» истребителей в воздухе). Закрепление производилось особым приспособлением, для его срабатывания летчики по окончании взлёта должны были сразу же отдавать ручку управления на себя. В случае если необходимый момент был потерян, истребитель прижимался к крылу ТераБайт-3 подъёмной силой и лишался возможности отцепиться в полете.
Ясно, что для полетов в составе для того чтобы «Звена» от людей, пилотировавших истребители, требовались высокие летные и психотерапевтические качества. Совокупность креплений была через чур сложной. В первом же полете случилась катастрофа: погиб один из пилотов И-Z, не сумевший зафиксировать собственный самолет по окончании взлёта и сорвавшийся вместе с истребителем при последовавшей вынужденной посадке.
Работа над проектом «Звено», однако, длилась. Вахмистров начал разрабатывать складную ферму для подсоединения истребителей к ТераБайт-3 в воздухе. Были совершены важные конструкторские изучения в данном направлении, но авианосец соответствующей конструкции так и не поднялся в воздух. Обстоятельством, вероятнее, стало поступление на вооружении ВВС РККА истребителей И-16 тип 4. С возникновением И-16 многие неприятности «Звена» сразу же были решены.
Подцепка происходила сейчас весьма легко: «ишачки» под крыло ТераБайт-3, прицеплялись к нему посредством замков бомбодержателей и поднимали шасси, по окончании чего происходил взлёт. Необходимость в громоздких и ненадежных фермах отпала. Так показался вариант «Звено-6» (ТераБайт-3 + 2 И-16 тип 4). Испытательные полёты новой конструкции производились в 1935 году.
Лётчики-испытатели С.П.Супрун и В.К.Евсеев с уверенностью объявили, что полет в составе для того чтобы «Звена» по окончании некоей тренировки дешёв любому летчику-истребителю средней квалификации. Но управление НКАП, к сожалению, не заинтересовалось этим проектом и на вооружение воздушный авианосец принят не был.
В это время у Вахмистрова показалась мысль применять составной самолет как средство ПВО. По проекту Вахмистрова «Звено» поднималось в атмосферу и барражировало над защищаемым объектом. При появлении вражеских самолетов истребители, закрепленные на носителе, отсоединялись и готовься отразить наступление.
Время их приведения в боевую готовность, конечно, было многократно меньше, чем при взлёте с аэропорта, а «Звено» имело возможность «висеть» в воздухе над объектом несравненно продолжительнее, чем истребительный патруль. Итогом работы над данной идеей стала конструкция «Звено-7», складывавшаяся из ТераБайт-3 и пяти (!) истребителей. Два И-16 висели под крыльями, два И-5 — сверху, ещё один истребитель — И-Z, прицеплялся под фюзеляж в воздухе.
Первый полёт был выполнен 20 ноября 1935 года. Истребители И-16 пилотировались инженером-лётчиком Т.Т.Алтыновым и лётчиком-испытателем К.К.Будаковым, на И-5 летали инженер-лётчик А.И.Никашин и лётчик-испытатель С.П.Супрун, пилотом И-Z был В.А.Степанчонок. По договоренности на взлете ТераБайт-3 и И-5 давали газ в один момент, после этого по сигналу начальника экипажа П.М.Стефановского к ним должны присоединиться И-16. Но Супрун дал газ раньше времени, что чуть не стало причиной развороту бомбардировщика.
Взлёт, однако, случился удачно. На высоте 1000 м к авианосцу «пришвартовался» самолёт Степанчонка. Сделав пара кругов над аэропортом, Стефановский дал приказ на отсоединение и все истребители, отцепившись от носителя, взмыли в атмосферу.
Полет прошел удачно. Однако, у столь нетривиальной идеи применения ТераБайт-3 выяснилось большое количество соперников и финансирование программы было прекращено.
В связи с работами по «Звену» В.С.Вахмистровым был спроектирован в 1934-1935 годах и начат постройкой И-Зет — истребитель-перехватчик без шасси, приспособленный для подцепления под носитель с отцеплением от него в полете и обратным подцеплением, и и для посадки на землю. Схема — низкоплан, обратная чайка с посадочными лыжами в перегибах крыла, с убираемым в полете кабаном подвески и с механизмом остановки винта в горизонтальном положении при посадке.
Самолет цельнометаллический малых размеров: размах 7,75 м, площадь крыла 10 м2, масса полетная 1910 кг, двигатель «Gnome-Rhone 9 krs» звездообразный мощностью 850 л.с. Расчетная скорость 518 км/ч. Самолет был прекращен постройкой в 1936 г.
Новое назначение.
Во второй половине 30-ых годов XX века Вахмистров решил переориентировать подвесные истребители на бомбежку с пикирования. Совокупность, взявшая летом того же года наименование «Звено-СПБ» (СПБ расшифровывается как «составной пикирующий бомбардировщик»), складывалась из ТераБайт-3 М-34 и двух И-16, размещающихся, как и в «Звене-6», под крыльями у носителя. Любой «ишачок» имел возможность нести по две бомбы ФАБ-250. В полёте И-16 питались горючим от самолёта-носителя (в следствии чего радиус их действия возрос на 80%).
Для данной цели ТераБайт-3 нёс в крыльевых баках 600 литров бензина Б-3 (двигатели М-34 бомбардировщика «питались» бензином Б-2). Большая дальность «Звена-СПБ» составляла 2500 км. При подходе к цели начальник ТераБайт-3 подавал сигнал к отцеплению, для чего под крылом носителя зажигалось особое световое табло, а на истребителях сигнал сброса дублировался сиреной.
Пилоты И-16 освобождали хвостовые замки собственных автомобилей, после этого давали ручку управления на себя, угол атаки наряду с этим возрастал и при повороте самолета на угол 3°30? крыльевые замки машинально раскрывались. По окончании отцепки пикировщики устремлялись к цели. С двумя ФАБ-250 автомобили типа 5 имели большую скорость 410 км/час на высоте 2500 метров, практический потолок составлял 6800 метров.
Пикирование осуществлялось на скорости 650 км/час.
Летом 1938 года совокупность удачно прошла опробования. За ее внедрение высказался, например, маршал Ворошилов. В октябре вышло распоряжение Народного комиссариата обороны СССР, которое гласило:
1. Принять «Звено-СПБ» на вооружение ВВС РККА и Морской авиации РККА.
2. Обязать министерство оборонной индустрии оборудовать к 1 февраля 1939 года установки для подвески самолетов по методу товарища Вахмистрова:
— 20 самолётов ТераБайт-3 АМ-34РН для ВВС РККА;
— 20 самолётов ТераБайт-3 АМ-34РН для морской авиации;
— 40 самолётов И-16 для ВВС РККА;
— 40 самолётов И-16 для морской авиации.
Вахмистрову предлагалось дать в правительство замысел собственных предстоящих работ. Конструктор, вдохновлённый успехом, вправду предлагает множество занимательнейших разработок, где фигурируют новейший бомбардировщик ТераБайт-7, летающие лодки МТБ-2 и ГСТ, истребитель И-16 с бомбой 500 кг, истребитель И-180. Но работа кроме того по внедрению уже испытанной совокупности «Звено-СПБ» в течение всего 1939 года так и не сдвинулась с места.
Начальный заказ на 40 носителей был уменьшен до 12 экземпляров, да и это количество авиазаводы, заваленные огромным замыслом по выпуску самолетов, отказывались делать. Что касается предстоящих разработок, то скептики в управлении армии и авиационной промышленности снова взяли верх.
Сперва Основное Управление снабжения Красной Армии (ГУСКА) не включило работы Вахмистрова в замысел 1940 года, после этого Министерство авиационной индустрии (НКАП) отказался финансировать эти работы и лишил конструкторское бюро по подвесным самолётам производственной базы. Управление ВМФ, сначала самый благосклонно относящееся к Вахмистрову и его идеям, кроме этого прекратило оплату всех новых разработок.
1940 год был отмечен громадными удачами германской авиации в Европе, причем многочисленные успехи германской армии приписывались применению пикирующих бомбардировщиков. В Советском Альянсе на тот период не было полноценного самолета для того чтобы типа. Но желание иметь собственный пикирующий бомбардировщик и как возможно скорее, было очень громадно. Попытки приспособить для данной цели имеющиеся самолеты СБ и ДБ-3 были только паллиативной мерой и особенного успеха не имели.
Быть может, что такое положение вещей содействовало возобновлению работ по заказанным еще во второй половине 30-ых годов XX века совокупностям «Звено-СПБ». В июне 1940 года начались опробования головной серийной установки, изготовленной на подмосковном авиазаводе № 207. Употреблялись наряду с этим И-16 тип 24 с двигателями М-63.
Всего оборудовали пять наборов «Звено-СПБ», каковые поступили на вооружение 2-й особой эскадрильи 32-го ИАП 62-й авиабригады ВВС Черноморского флота (место базирования — Евпатория). До Января этого года эскадрилья деятельно отрабатывала тактику применения нового оружия, главными целями наряду с этим были боевые суда.
В январе 1941 года руководство флота, но, охладело к этому необыкновенному соединению, именуемому тут по имени начальника эскадрильи «цирк Шубикова» и приказало демонтировать установки. Возвратились к ним лишь летом 1941 года, в то время, когда война была уже в разгаре.
Боевое использование.
С началом ВОВ авиация Черноморского флота много раз наносила бомбовые удары по территории Румынии, в один момент с Германией, напавшей на СССР. Одной из самые важнейших целей для бомбардировочной авиации считался ЖД мост через реку Дунай недалеко от станции Чернаводы, в 60 км западнее Констанцы. Данный мост являлся наибольшим мостовым сооружением, его неспециализированная протяженность составляла 1662 метра, а неспециализированная высота в наивысшей точке 75 метров.
Под нижним настилом моста проходил нефтепровод Плоешти — Констанца. Разрушение моста приводило к приостановке всех ЖД перевозок между Бухарестом и другими промышленными центрами, прерывало главную транспортную сообщение с портом Констанца, ослабляло снабжение румынских армий. Неоднократные попытки 63-й бомбардировочной бригады Черноморского флота, применяющей бомбардировщики СБ и ДБ-3, уничтожить мост успеха не имели.
Было решено безотлагательно вернуть конструкции Вахмистрова для боевого применения. 22 июля последовал приказ из Москвы о боевом применении. Под управлением Вахмистрова были восстановлены установки на трёх ТераБайт-3 и шести И-16.
По предложению конструктора самолёты-носители были усовершенствованы: места капитана корабля, бортмеханика и кормового стрелка взяли дополнительное бронирование, а между креслами пилотов была установлена шкворневая установка со спаркой пулемётов ДА (стрельбу из неё должен был вести второй пилот). В будущем Вахмистров предлагал заменить ШКАСы навигатора и кормового стрелка на крупнокалиберные БС, а бензобаки ТераБайт-3 протектировать и оснастить совокупностью заполнения инертным газом. Истребители И-16, согласно точки зрения Вахмистрова, в доработках не нуждались.
26 июля состоялся первый боевой вылет. Первый удар был нанесен по портовым сооружениям города Констанца. Средь бела дня пара ТераБайт-3 подошла к румынскому берегу и на удалении 40 км освободилась от четвёрки И-16.
Начальник группы капитан Шубиков, выйдя на город, на глазах у барражирующих в отдалении «Мессершмитов» два раза тихо облетел цель — нефтеперегонный завод — после этого произвёл бомбометание. Попадания в огромные нефтехранилища были правильными. Вся четвёрка благополучно покинула место удара и на повышенной скорости ушла.
Промежуточную посадку совершили в Одессе, после этого, дозаправившись, перелетели в Евпаторию.
Для нанесения удара по Чернаводскому мосту было оборудовано уже три набора носителей, И-16 оснастили дополнительными подфюзеляжными бензобаками ёмкостью 95 литров, разрешающими пребывать в воздухе дополнительно 35 мин.. Перед «Звеньями» цель нападали шесть Пе-2 из 40-го БАП, добившись двух попаданий и незначительно повредив мост. Вылет «подвесок» состоялся 10 августа в 3 часа ночи.
Стартовали все три подготовленных ТераБайт-3 из состава 18-й транспортной эскадрильи, но один по обстоятельству неисправности возвратился на базу с середины пути. В 5 часов 10 мин., на удалении 310 км от базы, на траверзе Георгиевского гирла Дуная, в 15 км от берега, последовала команда «Сброс». Через 15 мин. по окончании отцепки четверка «ишачков», пилотируемых капитаном Шубиковым, лейтенантами Литвинчуком и Филимоновым, и младшим лейтенантом Каспаровым, вышла на цель.
Прорвавшись через плотный зенитный пламя, истребители спикировали с высоты 1800 (по другой информации, с 1700) метров и скинули бомбы с 300 (по другой информации, с 500) метров, по окончании чего без утрат скрылись. Уже в 6.40 утра И-16 пылили по одесскому аэропорту.
13 августа налёт на мост повторили, в этом случае шестью пикировщиками. Все было как в прошлом вылете, лишь время старта сместилось на полчаса. Атака прошла в 5.50, пилоты отметили пять прямых попаданий, была полностью разрушена одна ферма моста.
На обратном пути шестёрка проштурмовала вражескую пехоту в районе Сулина, а в 7.05 совершила посадку в Одессе. Потом следовала дозаправка горючим и перелёт в Евпаторию.
Достигнутый успех возобновил интерес управления ВМФ к совокупности «Звено-СПБ», количество воздушных авианосцев было увеличено до пяти наборов, но предстоящее переоборудование было ограничено недостаточным числом самолетов ТераБайт-3 с двигателями М-34РН (самолёты ТераБайт-3 ранних выпусков и особенно с двигателями М-17 были к тому времени очень сильно изношены, что приводило к необходимости ограничения полётного веса). Из имеющихся на флоте двенадцати таких автомобилей пять были переоборудованы, а оставшиеся семь были покинуты для исполнения транспортных операций.
16 августа командующий ВМФ адмирал Кузнецов обратился к Сталину прося о получении 10 таких бомбардировщиков от ВВС Красной Армии. Но выделены они так и не были.
Применение имеющихся автомобилей было продолжено. 17 августа 6 И-16 удачно разбомбили плавучий док в Констанце. В конце месяца пикировщики были использованы для уничтожения переправ через Днепр.
Важность задания заключалась в стратегическом значении этих переправ и в возможности большого сдерживания германского наступления. 28 августа два ТераБайт-3 взлетели с евпаторийского аэропорта и забрали курс в район Запорожья. Утром, в тридцати километрах от города, И-16 произвели отцепку. Налет был неожиданным и правильным, вся четвёрка без утрат ушла. 8 сентября «Звено-СПБ» вместе с истребителями охранения Як-1 уничтожили переправу недалеко от Берислава.
Не возвратились один Як-1 и один И-16. Через день после успешного бомбометания четыре И-16 сбили в воздушном бою 2 Bf.109.
Последующие боевые действия «подвесок» проходили в условиях все более ухудшающейся для советской стороны боевой обстановки. В последних числах Сентября германская армия начали продвижение в северной части Крыма. Для сдерживания неприятеля были использованы все наличные силы авиации, кроме того те средства, каковые предназначались для нанесения точных ударов в тылу соперника.
ТераБайт-3 сейчас обычно употреблялись только для подъёма тяжелонагруженных бомбами И-16 — сами истребители с двумя бомбами по 250 кг взлететь не могли. В этих тяжелых боевых условиях участились и боевые утраты. 22 октября 1941 два «Звена» нападали позиции дальнобойной артиллерии. В этом налёте погиб капитан Шубиков (предположительно, его сбил «Мессершмитт»).
А.В.Шубиков первенствовал лётчиком авиации ЧФ, награждённым на протяжении войны орденом Ленина.
Предстоящее использование подвесных И-16 делается эпизодическим и боевые донесения видятся всё реже. Доподлинно известно только, что использовались подвесные истребители И-16 и в первой половине 40-ых годов XX века. Всего было произведено нескольким более тридцати боевых вылетов, каковые по собственной высокой эффективности стали одними из самые удачных военных акций советской авиации.
ЛТХ:
Тип: «Звено-СПБ» (ТераБайт-3М-34ФРН + 2 х И-16 тип 5)
Страна-изготовитель: СССР
Год начала выпуска: 1938
Размах крыльев носителя, м: 41,80
Протяженность носителя, м: 24,40
Высота, м: 3,25
Площадь крыльев, м2: 14,54
Силовая установка: 4 х М-34ФРН + 2 х М-25
-мощность, л.с.: 4 х 900 + 2 х 730
Большой взлетный вес, кг.: 22000
Макс. скорость конструкции, км/ч: 268
Макс. скорость И-16 с бомбами, км/ч: 410
Практический потолок, м: 8000
Практическая дальность, км: 2000
Экипаж, чел.: 8+2
Оружие: 2 х И-16 тип 5 с 2 х 250 кг бомбами любой.
Бомбовая нагрузка, кг: 1000
Оборонительное оружие носителя: 5 х 7,62-мм пулемета ДА.
«Звено-1» в составе носителя ТераБайт-1 и двух истребителей И-4.
«Звено-1» в составе носителя ТераБайт-1 и двух истребителей И-4.
«Звено-1» в составе носителя ТераБайт-1 и двух истребителей И-4.
Момент отделения истребителя И-4 от носителя.
Истребитель И-4 по окончании отделения от носителя.
«Звено-1А». Носитель ТераБайт-3М-17 и два истребителя И-5.
«Звено-2А». Носитель ТераБайт-3М-17 и три истребителя И-5.
«Звено-2А». Носитель ТераБайт-3М-17 и три истребителя И-5.
«Звено-2А». Носитель ТераБайт-3М-17 и три истребителя И-5.
«Звено-2А». Носитель ТераБайт-3М-17 и три истребителя И-5.
«Звено-2А». Носитель ТераБайт-3М-17 и три истребителя И-5.
«Звено-2А». Носитель ТераБайт-3М-17 и три истребителя И-5.
Истребитель И-5 готовится отделиться от носителя.
Истребитель И-5 в момент расстыковки с носителем.
«Звено-6». Носитель ТераБайт-3М-17 и 2 истребителя И-16 тип 4.
тип и-16 Истребитель 4 под крылом носителя ТераБайт-3.
тип и-16 Истребитель 4 под крылом носителя ТераБайт-3.
«Звено-7». Носитель: ТераБайт-3М-17, истребители: два И-5, два И-16 тип 4 и один И-Z.
«Звено-7». В полете носитель ТераБайт-3 с подцепленным истребителем И-Z.
Истребитель И-Z с оснасткой для сцепки с носителем ТераБайт-3.
Опускаемая ферма под носителем ТераБайт-3 для сцепки с истребителем И-Z.
«Звено-СПБ». Носитель ТераБайт-3М-34 и два истребителя И-16 тип 5 под крыльями.
«Звено-СПБ». Носитель ТераБайт-3М-34 и два истребителя И-16 тип 5 под крыльями.
тип и-16 Истребитель 5 под крылом носителя ТераБайт-3. Под крыльями истребителя готовые к подвеске 250-кг авиабомбы.
тип и-16 Истребитель 5 с подвешенными 250-кг авиабомбами под крылом носителя ТераБайт-3М-34.
тип и-16 Истребитель 5 с подвешенными 250-кг авиабомбами под крылом носителя ТераБайт-3М-34.
тип и-16 Истребитель 5 с подвешенными 250-кг авиабомбами под крылом носителя ТераБайт-3М-34.
тип и-16 Истребитель 5 с подвешенными 250-кг авиабомбами по окончании расстыковки с носителем.
тип и-16 Стыковка 5 с носителем в воздухе.
«Звено-7-1». Выпускная ферма для сцепки с истребителем И-16 в воздухе.
И-16 тип 5 с замком для подцепки.
Первый экипаж «Самолета-Звена».
«Звено-СПБ». Носитель ТераБайт-3М-17 и 2 истребителя И-16 тип 5. Рисунок.
«Звено-СПБ». Носитель ТераБайт-3М-34 и 2 истребителя И-16 тип 5. Рисунок.
«Звено-СПБ». Носитель ТераБайт-3М-34 и 2 истребителя И-16 тип 24. Рисунок.
Варианты Звеньев. Схема.
Звено-1. Схема 1.
Звено-1. Схема 2.
Звено-1. Схема 3.
Звено-1. Схема 4.
Схема И-16-1БРАБ-500. Бомба подвешивалась на опускаемой раме для вывода ее из площади, ометаемой винтом.
Звено СПБ. Схема.
.
.
Перечень источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
П.М.Стефановский. «Триста малоизвестных». Самолёт-звено.
А.Медводь, Д.Хазанов. АвиАМастер 1984 № 4, Составные пикировщики.
Михаил Маслов. Истребитель И-16.
Летающие авианосцы
Увлекательные записи:
- Истребитель-перехватчик ла-200.
- Штурмовик тш-2.
- Многоцелевой транспортно-пассажирский самолет сталь-7.
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Фронтовой бомбардировщик ил-28.
Разработчик: ОКБ Ильюшина Страна: СССР Первый полет: 1948 г. История создания Ил-28 пара необыкновенна. Коллективу Главного конструктора С.В.Ильюшина и…
-
Палубный бомбардировщик-торпедоносец ту-91 «бычок».
Разработчик: ОКБ Туполева Страна: СССР Первый полет: 1954 г. В начале 50-х годов в СССР в очередной раз в военно-политическом управлении страны был…
-
Фронтовой бомбардировщик ил-46.
Разработчик: ОКБ Ильюшина Страна: СССР Первый полет: 1952 г. В конце сороковых — первой половине пятидесятых годов одним из направлений работы коллектива…
-
Стратегический сверхзвуковой бомбардировщик ту-160.
Разработчик: ОКБ Туполева Страна: СССР Первый полет: 1981 г. По окончании окончания Второй мировой, в которой США и СССР были союзниками, случился…
-
Бомбардировщик средней дальности ту-16.
Разработчик: ОКБ Туполева Страна: СССР Первый полет: 1952 г. Во второй половине 40-х годов перед авиационной индустрией ведущих авиационных держав мира…
-
Стратегический бомбардировщик ту-95.
Разработчик: ОКБ Туполева Страна: СССР Первый полет: 1952 г. Во второй половине ВОВ перед советской авиационной индустрией была поставлена задача по…