Торпедоносец ил-2т.

      Комментарии к записи Торпедоносец ил-2т. отключены

Торпедоносец ил-2т.

Разработчик: ОКБ Ильюшина
Страна: СССР
Первый полет: 1944 г.

Каждый, кто интересовался историей известного Ил-2, знает о существовании его морской модификации Ил-2Т, где индекс «Т» свидетельствует: торпедоносец. Упоминания об данной модификации имеются и в однотомнике Качковского и в двухтомнике Шаврова и в пятитомнике Немечека. Но, как машине, рассчитанной на 400 (600 — в перегрузку) килограмм бомбовой нагрузки, получалось поднимать торпеду весом около тонны, историки авиации робко умалчивают.

Разумно отсутствует и какой-либо графический либо фотоиллюстративный материал. О боевом применении Ил-2Т мне по большому счету никакой литературы не виделось. Другими словами, вопросов данный индекс «Т» поднимает столько, что в самый раз было засомневаться: «А был ли мальчик?».

Воображаем Вам две точки зрения по вопросу существования этого самолета:

Первая основана на беседе с фронтовиком. Данный человек Вячеслав Яковлевич Дей — бывший фронтовой авиамеханик, сейчас живущий и трудящийся врачом (!) в г. Сочи (РФ). Его будущее — тема не данной краткой технической статьи, а целой отдельной книги, которой, увы, вряд ли разрешено увидеть свет.

Он начинал вести войну на Севере, в известной сейчас Ваенге, рядом с «ястребами» полковника и капитана Сафонова Айшервуда, а закончил на Черном море, недалеко от Констанцы, в составе 23 ОШАП ЧФ.

Так вот, летом 1944 года в составе его полка, в одной из его эскадрилий, всегда воевало звено Ил-2Т! Что же это были за автомобили? Базой служила массовая модель Ил-2 КСС (крыло со «стрелкой»), с которой были сняты обе крыльевые пушки ВЯ (калибра 23 мм) и значительно поменяны узлы подвески.

Эти меры давали минимум четверть тонны экономии нужной нагрузки, что, вместе с некоей экономией на боезапасе оставшихся ШКАСов и УБТ, разрешило (в весьма перегруженном варианте) поднять в атмосферу самую легкую советскую торпеду марки 45-36АН (калибра 450 мм, протяженность — 5450 мм, боевая масса — 940 кг, высота бросания на скорости 320 км/час — 30 м).

Крепилась торпеда прямо к фюзеляжу Ил-2 в его диаметральной плоскости посредством двух одинаково устроенных особых узлов, складывавшихся из фактически механизма подвески, державшего торпеду, и двух трубчатых подкосов-упоров, не разрешавших ей рыскать из стороны в сторону.

Исходя из словесного описания, устройство этого механизма подвески было таково: два металлических маленьких «Г»-образных крюка крепились на неспециализированной оси по типу кронциркуля — «усами» наружу, их заводили в сложенном виде в особые крепежные отверстия на корпусе подвешиваемой торпеды (вероятнее, торпеда висела по стандартной схеме — на хомутах), а пребывавшие снаружи «хвосты» контрили проволокой, под которую закладывали короткопламенные пиропатроны с электрозапалом, включаемым из кабины пилота от кнопки бомбодержателя.

При синхронном сбрасывании этих пиропатронов «усы» крюков сходились и выскальзывали из отверстий в корпусе торпеды, которая дальше следовала к цели самостоятельно, а высвобожденные ею подкосы-упоры вольно болтались под брюхом у Ил-2 впредь до самого возвращения.

Сейчас пара слов о определении места размещения узлов подвески на «живом» Иле: т.к. к 1944 году «летающий танк», за вычетом мотора и закрывавшей его брони, изготавливался полностью из дерева, то подвесить столь важный по габаритам и весу груз возможно было лишь к имевшейся броне (не нарушая наряду с этим неспециализированной центровки автомобили). Исходя из этого первый узел пребывал в центре тяжести самолета (и торпеды), недалеко от шпангоута № 2 фюзеляжа, и крепился конкретно к 5-миллиметровому бронеполу кабины.

Для вывода его наружу в броне маслорадиатора, пребывавшего «этажом» ниже, было нужно сделать особый вырез (наличие для того чтобы выреза подтвердил и отдельный разговор с Вячеславом Яковлевичем). Второй, подобно устроенный, узел обязан был на большом удалении от первого (чтобы не допустить рыскание торпеды) — на самом заднем краю брони, недалеко от шпангоута № 4 (что кроме этого подтвердил опрос).

Угол установки торпеды в вертикальной плоскости по отношению к продольной оси самолета составлял, по-видимому, около 10°, потому что при втором его значении торпеда чертила бы хвостом по земле на протяжении старта и разбега самолета.

Пара слов о размерах отдельных подробностей подвески: крючки металлические, около 20 мм в сечении и около 200 мм длиной; подкосы из дюралевой трубы диаметром 2,5-3,0 см и длиной около 0,5 м.

Напоследок — пара слов о том, как смотрелись входе боевых действий за Крым, в первой половине 40-ых годов XX века, самолеты 23 ОШАП. Автомобили в полк приходили из Куйбышева (завод № 18) в заводском зелено-коричневом камуфляже (до 1944 года — гладко-зеленые) со звёздами и стандартным расположением пятен с бело-красным кантом в стандартных же позициях.

В полку на самолеты наносили номера белой либо желтой краской (какая была) по трафаретам, вписанным в прямоугольник 60?30 см и красили коки винтов в разные цвета: в первой эскадрилье в красный, во второй — в желтый, в третьей — в светло синий. На фюзеляж, перед кабиной в верхней части капота, наносилось в два цвета (белый изображение и) красный ордена Боевого Красного Знамени высотой около 50 см. Время от времени лишь слева, время от времени с обеих сторон.

Не обращая внимания на полное господство в воздухе, достигнутое отечественной авиацией к этому времени, утраты полка в Крыму были огромны (приблизительно 100% состава за месяц), лишь Вячеслав Яковлевич утратил тогда пять автомобилей вместе с экипажами. Все они принадлежали к типу Ил-2 КСС (крыло со «стрелкой»), две — с НС-37, три — с ВЯ-23. Они все несли тактический номер «16» между хвостовым оперением и звездой.

Вторая точка зрения, изложена в кратком виде в Монографии о Ил-2 :

«… напомним, что при изучении архивных документов авторам до сих пор не удалось отыскать хотя бы какие-то «следы» штурмовика Ил-2 в варианте торпедоносца (так называемый вариант Ил-2Т), о применении которого в 23-м ошап ВВС ЧФ упоминается в ряде публикаций. Если бы такая машина существовала официально (другими словами была произведена на авиазаводе, хотя бы и небольшой войсковой серией), то ее следы в обязательном порядке должны были остаться в отчетах военпредов авиазаводов о принятых и оплаченных штурмовиках Ил-2.

Но никаких упоминаний об Ил-2Т в этих документах нет. Если бы торпедоносный вариант Ил-2 являлся самостийной переделкой умельцев ВВС ЧФ, то об опыте его боевого применения в обязательном порядке имелось бы упоминание в отчетах главы воздушно-стрелковой работы ВВС флота, и и в отчетах по расходу снарядов (указание об применении авиаторпед). Но и в этих документах Ил-2-торпедоносец не упоминается и расход штурмовиками торпед не отмечается.»

ЛТХ:

Модификация: Ил-2Т
Размах крыла, м: 14,60
Протяженность, м: 11,60
Высота, м: 4,17
Площадь крыла, м2: 38,50
Масса, кг
-безлюдного самолета: 4050
-обычная взлетная: 6200
Тип двигателя: 1 х ПД АМ-38Ф
Мощность, л.с.
-номинальная: 1 х 1575
-взлетная: 1 х 1720
Большая скорость, км/ч: 408
Практическая дальность, км: 640
Практический потолок, м: 5200
Экипаж: 2
Оружие: одна торпеда 45-36АН.

Проекции Ил-2Т. Рисунок.

Ил-2Т. Схема.

.

.

Источник:
Сайт «Уголок неба». 2004 страница: «Ильюшин Ил-2Т».

Д/ф «Оружие Победы» — Штурмовик Ил-2

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Торпедоносец ил-28т.

    Разработчик: ОКБ Ильюшина Страна: СССР Первый полет: 1950 г. С лета 1951 года Ил-28 стали поступать на вооружение полков морской авиации. Сперва это были…

  • Торпедоносец р-5т.

    Разработчик: Поликарпов Страна: СССР Первый полет: 1934 г. Сначала 30-х годов в Советском Альянсе приступили к созданию минно-торпедной авиации. К 1933…

  • Морской дальний разведчик и торпедоносец мдр-4 (ант-27).

    Разработчик: ОКБ Туполева Страна: СССР Первый полет: 1932 г. Летающая лодка МДР-4 стала первой и единственной туполевской машиной для того чтобы класса,…

  • Палубный торпедоносец пт-1м-82 окб четверикова. проект. 1944г.

    Во второй половине 30-ых годов XX века в СССР была принята программа строительства Громадного морского и океанского флота, в соответствии с которой в…

  • Торпедоносец ту-2т.

    Разработчик: ОКБ Туполева Страна: СССР Первый полет: 1945 г. Боевые действия морской авиации были в известной степени ограничены отсутствием в их составе…

  • Торпедоносец

    Торпедоносец является типом самолета, назначение которого содержится в поражении торпедами морских судов, обеспечении десантирования морских армий,…