Бомбардировщик «анадва вх» (хиони № 4).

      Комментарии к записи Бомбардировщик «анадва вх» (хиони № 4). отключены

Разработчик: Анатра
Страна: Россия
Первый полет: 1916 г.Бомбардировщик «анадва вх» (хиони № 4).

Одесский гражданин греческого происхождения Василий Николаевич Хиони есть одним из первых конструкторов самолётов и российских лётчиков. Летному делу обучался во Франции, в том месте же непродолжительное время трудился на заводе «Антуаннет». По возвращении в Россию делается инструктором Одесского аэроклуба, где ведет обучение полетам.

В частности, Хиони учил летать известного потом русского летчика Вячеслава Матвеевича Ткачева.

Собственный первый самолет, выполненный по схеме двухместного моноплана с двигателем «Gnome» 100 л.с. В.Н.Хиони выстроил в 1912 году. Тогда же, совместно с В.П.Невдачиным, установил поплавковое шасси на «Фарман-IV», что в полной мере удачно летал с воды.

В будущем принимал участие в деятельности завода А.А.Анатра как лётчик и конструктор-испытатель.

В 1916 году в соответствии с заданием Полевого Управления Воздушного флота Хиони внес предложение проект двухмоторного, двухфюзеляжного самолета на базе «Анаде». Употреблялись элементы крыла и удлиненные фюзеляжи серийного «Анаде». На крайних крыльевых стойках для увеличения путевой устойчивости имелись дополнительные вертикальные поверхности. Летчик пребывал в левом фюзеляже, стрелок-наблюдатель в правом фюзеляже.

Третий член экипажа — воздушный стрелок — размещался в особой обтекаемой гондоле, устроенной в центре верхнего крыла.

Самолет взял обозначение «Анадва ВХ» либо «Двухвостка», при его постройке в первый раз применяли корабельную разработку изготовления. Целый самолет в натуральном масштабе вычертили на фанерных страницах, с которых снимались шаблоны и плазы при последующем изготовлении всех деталей и частей.

Первый экземпляр, оснащенный двигателями «Gnom Monosoupape» выпустили в июне 1916 года. Опробования в воздухе совершил лично В.Н.Хиони в первых числах Июля 1916 года. При управляемости и удовлетворительных характеристиках устойчивости сказывалась недостаточная мощность двигателей, исходя из этого развитие самолета продолжилось.

К весне 1917 года выстроили второй экземпляр, оснащенный двумя двигателями «Salmson» мощностью 150 л.с. Фюзеляжи на данной машине забрали от «Анасаль», соответственно увеличили размах крыльев, поменяли конструкцию шасси. Коробчатые радиаторы охлаждения двигателей размещались по бортам фюзеляжей, с внутренней их стороны.

Количество экипажа возросло до 5 человек с размещением одного из них в верхней, обтекаемой гондоле.

По окончании опробований, совершённых в мае 1917 года летчиком Д.М.Зубковым, признавалось, что «Двухвостка» может употребляться в качестве легкого бомбардировщика. В связи с недочётом самолетов «Илья Муромец» самолет Хиони предполагался для снабжения Эскадры воздушных судов (ЭВК). 3 ноября 1917 года последовал заказ на 50 экземпляров, что по обстоятельству осложнившейся политической обстановки не был реализован.

В один момент с сухопутным назначением, В.Н.Хиони сохранял надежду применять собственный двухфюзеляжный самолет в морском варианте. Для этого в середине 1917 года «Двухвостку» оборудовали поплавковым шасси и испытали на Черном море недалеко от Одессы. 11 августа 1917 г. самолет, управляемый конструктором, потерпел аварию при посадке на воду, наряду с этим пассажир, находящийся в верхней кабине, выпал из нее и утонул.

Не обращая внимания на большой интерес к «Двухвостке» в морском варианте, предстоящего продолжения эти испытания не имели.

В первой половине 20-ых годов XX века В.Н.Хиони возобновил собственную деятельность в самолетостроении. У него имелся в полной мере проработанный проект громадного, четырехмоторного самолета с суммарной мощностью силовой установки 1000 л.с. В варианте бомбардировщика нагрузка составляла 1000 кг бомб, в гражданском варианте самолет рассчитывался для перевозки 18 пассажиров.

Летом 1921 года одесский авиазавод, под обозначением Национальные авиамастерские № 7 (ШУМ № 7), включили в число действующих авиапредприятий Советской республики, а В.Н.Хиони прописали главным конструктором. Сейчас Хиони вернул собственный двухфюзеляжный самолет под обозначением «Хиони № 4».

Машина подверглась дополнительным улучшениям: установили двигатели «Salmson» 160 л.с., радиаторы водяного охлаждения разместили в плоскости верхнего крыла, для повышения дальности полета в пространстве между фюзеляжами над центропланом нижнего крыла оборудовали топливный бак обтекаемой формы на 410 кг бензина. Самолет окрасили в зеленый защитный цвет, на его вертикальном оперении нарисовали орлов с распростертыми крыльями, а на дополнительных вертикальных крыльевых поверхностях и носовой части верхней гондолы в зубчатом круге нанесли стилизованную надпись — «В.Хиони».

С восстановлением двухфюзеляжного самолета и последующими его опробованиями связывались определенные надежды на получение последующих заказов. Для демонстрации автомобили конструктор лично перелетел на ней во второй половине лета 1921 года в Москву, на Центральный аэропорт. Тут, в начале 1922 года «Хиони № 4» был очень сильно поврежден севшим на него учебным самолетом «Ньюпор». По окончании ремонта, в конце 1922 года и начале 1923 года на № 4 осуществили пара десятков успешных полетов.

Летали П.Столяров и К.К.Арцеулов с пассажиром Е.Ф.Бурче. По отзывам Арцеулова «Хиони № 4» был послушен в управлении, имел маленький разбег и хорошую скороподъемность.

В первой половине 20-ых годов двадцатого века самолет передали в летную школу в г. Серпухове, где он эксплуатировался в качестве учебного аппарата. Предстоящего продолжения не имел.

ЛТХ:

Модификация: Анатра «Анадва ВХ» (Хиони № 4)
Размах крыла, м: 19,10
Протяженность, м: 8,10
Площадь крыла, м2: 62,00
Масса, кг
-безлюдного самолета: 1280
-обычная взлетная: 1930
Тип двигателя: 2 х ПД «Salmson»
-мощность, л.с.: 2 х 120
Большая скорость, км/ч: 140
Крейсерская скорость, км/ч: 121
Практическая дальность, км: 450
Скороподъемность, м/мин: 132
Практический потолок, м: 4000
Экипаж: 6
Оружие: до 5 пулеметов и до 350 кг бомб.

Бомбардировщик «Анадва ВХ» с двигателями «Gnom Monosoupape».

«Анадва ВХ» с двигателями «Gnom Monosoupape».

Бомбардировщик «Хиони №4» с двигателями  «Salmson» на Ходынском аэропорте.

«Хиони №4» с двигателями  «Salmson».

«Анадва ВХ» с двигателями «Gnom Monosoupape». Поплавковый вариант. Схема.

«Анадва ВХ» с двигателями «Salmson». Схема.

«Хиони № 4» с двигателями «Gnom Monosoupape». Схема.

.

.

Перечень источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Михаил Маслов. Русские самолеты 1914-1917.
Андрей Савин. Русский летный музей.
Г.Ф.Петров. экранопланы и Гидросамолёты России 1910-1999.
АвиаМастер. Вячеслав Кондратьев, Марат Хайрулин. Одесские «французы» в русской авиации.

New Build — Monosoupape Gnome rotary engine It Is Alive

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: