Бой в желтом море 28 июля 1904 г. часть 13: солнце склонилось к закату

      Комментарии к записи Бой в желтом море 28 июля 1904 г. часть 13: солнце склонилось к закату отключены

Как мы уже говорили ранее, в то время, когда «Ретвизан» и «Пересвет» развернули в направлении Порт-Артура, младшие флагманы и командиры 1-ой Тихоокеанской эскадры появились в очень неясном положении. В соответствии с букве устава, они должны были делать то, что приказывает командующий эскадрой адмирал, но он шел в Артур, тогда как Правитель Император повелел прорываться во Владивосток. В случае если же руководствоваться не буквой, а духом закона, то и тогда неясно было что делать: идти на прорыв самостоятельно, и тем ослабить эскадру, если она потом совершит вторую попытку пройти во Владивосток, либо же остаться с эскадрой но кто знает, рискнет ли она повторно выйти в море?

Эскадра развернула в Артур примерно в 18.20. Некое время все ее суда шли совместно, но через 40 мин., т.е. около 19.00 командующий отрядом крейсеров, адмирал Н.К. Рейценштейн, окончательно решил идти во Владивосток. С целью этого «Аскольд» увеличил скорость и поднял сигнал «Быть в строе кильватера» – он должен был читаться как указание «Палладе» и «Диане» не следовать за «Аскольдом», а занять место в строю броненосцев, что те и выполнили: сам же Н.К.

Рейценштейн обогнал броненосцы и, пройдя перед носом у «Ретвизана», поднял сигнал «Следовать за мной». Иными словами, нашелся уже третий офицер (кроме П.П. Ухтомского и Щенсновича), стремящийся принять руководство эскадрой на себя.

И тут снова появляется неясность – само собой разумеется, адмирал не знал, кто руководит эскадрой и жив ли П.П. Ухтомский. Но что мешало ему подойти ближе к «Пересвету» и определить состояние младшего флагмана?

Н.К. Рейценштейн легко имел возможность это сделать, и тогда никаких недомолвок уже не осталось бы: однако, командующий отрядом крейсеров так не поступил. Из-за чего?

Возможно высказать предположение, что Н.К. Рейценштейн решил идти на прорыв не смотря ни на что. В случае если П.П. Ухтомский убит либо ранен и не руководит эскадрой, то запрашивать «Пересвет» никакого смысла нет, а Н.К.

Рейценштейн, будучи адмиралом, вправе делать то, что рекомендует. В случае если же князь остался при выполнении, то он, разумеется, не возражает против того, дабы возвращаться в Артур – в противном случае «Пересвет» не шел бы в кильватер «Ретвизану». Соответственно, шансы на то, что П.П. Ухтомский разрешит Н.К.

Рейценштейну прорываться самостоятельно, минимальны, вероятнее, он прикажет крейсерам возвращаться вместе с эскадрой. Но Н.К. Рейценштейн вовсе не хотел взять для того чтобы приказания – а раз так, тогда для чего же ему запрашивать о состоянии П.П. Ухтомского? на данный момент Н.К. Рейценштейн имел полное право функционировать самостоятельно: «Пересвет» очень сильно поврежден и как словно бы не поднимает никакого сигнала (по крайней мере, на «Аскольде» ничего не видят).

Но получив приказ от младшего флагмана, Н.К. Рейценштейн, само собой разумеется, уже не сможет его нарушить

Из-за чего «Ретвизан» не отправился за «Аскольдом»? Ответ весьма несложен – в то время, когда встала зыбь и шнобель «Ретвизана» начал «проседать», заполняясь водой через поврежденную 51-мм плиту носового бронепояса, Э.Н. Щенснович сделал вывод, что его корабль не может прорываться во Владивосток. Тогда он, не хотя просто так выходить из боя, предпринял попытку тарана, но не преуспел, потому, что был контужен в самый важный момент.

Таран не удался, и Э.Н. Щенснович развернул в Порт-Артур. Он имел на это право – в соответствии с указанием В.К.

Витгефта, «Ретвизан» был единственным кораблем, которому разрешалось возвратиться в Порт-Артур, поскольку он взял подводную пробоину еще до начала прорыва.

Как правомерным было такое ответ начальника «Ретвизана», сообщить очень сложно. Возможно предполагать (не имея к тому никаких доказательств), что броненосец все же имел возможность идти на прорыв либо в нейтральный порт. Мы совершенно верно знаем, что корабль не имел неприятностей с затоплением носовой части, следуя в Артур, но необходимо учитывать, что сейчас он двигался, подставляя зыби левый борт, так что часть воды, поступившей в корпус через поврежденную бронеплиту правого борта, кроме того вытекла обратно.

Кроме этого «Ретвизану» не потребовались какие-то срочные меры по обеспечению живучести в гавани Артура. Но все вышесказанное вовсе не свидетельствует, что «Ретвизан» способен был идти во Владивосток, подставляя волнам поврежденный правый борт. Сам Э.Н.

Щенснович вряд ли имел возможность освидетельствовать повреждения носовой части собственного броненосца. Его ранение не было проникающим, и на этом основании кое-какие интернет-аналитики полагают его совсем малым и не мешавшим Э.Н. Щенсновичу делать собственные обязанности. Но что такое контузия брюшной полости осколком?

Представим себе, что человека со всего размаха ударили в пузо финишем толстого железного стержня, арматуры, в случае если угодно. Это и будет контузия.

Так, «Ретвизан» не развернул за «Аскольдом», по причине того, что его начальник вычислял броненосец неспособным к прорыву, а «Пересвет» – по причине того, что П.П. Ухтомский решил возвращаться в Артур. «Диана» и «Паллада» занимали собственный место сзади броненосцев, как им и было приказано Н.К. Рейценштейном. В следствии из всех судов эскадры за «Аскольдом» постарались направляться лишь «Новик» и 2-ое отделение миноносцев под руководством С.А.

Максимова, а чуть позднее – «Диана».

В литературе прорыв «Аскольда» в большинстве случаев излагается в самых восторженных тонах: возможно, каждый, кто хоть мало интересовался сражениями на море русско-японской войны, просматривал описание того, как «Аскольд» сражался вначале с отрядом японских судов во главе с броненосным крейсером «Асама», и тот не смог задержать русский крейсер, загорелся и отошёл, а «Чин Иен» взяли два попадания. После этого путь русскому крейсеру заступил «Якумо» и 3-ий боевой отряд, но «Аскольд» повредил один из крейсеров типа «Такасаго» и поджег «Якумо», так что японцы вынуждены были выйти из боя.

Бой в желтом море 28 июля 1904 г. часть 13: солнце склонилось к закату

Зрелище пускай и громадного, но всего лишь бронепалубного крейсера, вынудившего отойти два куда более больших и лучше вооруженных, чем он, броненосных корабля, непременно, поражает воображение, но, увы – не в полной мере соответствует действительности.

Что же случилось в действительности? К 19.00 положение противоборствующих эскадр было приблизительно следующим:

«Асама» и 5-ый боевой отряд японцев доходили к русской эскадре с северо-востока, что, по большому счету говоря, было изрядной наглостью с их стороны – один-единственный антиквариат и броненосный крейсер 5-го отряда выходили на расстояние стрельбы русских броненосцев, тогда как Х.Того со собственными броненосцами был через чур на большом растоянии и не имел возможности поддержать их огнем. Но японский командующий отделил от 1-го боевого отряда «Ниссин» и «Касугу», каковые шли за русскими с юго-востока, а к юго-западу от русских был «Якумо» и 3-ий боевой отряд.

«Аскольд» прошел на протяжении строя русской эскадры и перерезал ее курс – сейчас он вправду имел перестрелку с «Асамой» и судами 5-го отряда. В полной мере возможно, что японские суда сейчас стреляли по «Аскольду», но необходимо осознавать, что идти на перехват либо преследовать его японцы никак не могли – за спиной флагманского крейсера Н.К. Рейценштейна шли броненосцы 1-ой Тихоокеанской эскадры, каковые, конечно же, «Асаме» и 5-му отряду были не по зубам.

Исходя из этого «Аскольд» не прорывался мимо «Асамы» и не вынудил его отойти – японский корабль должен был отойти, дабы не подставляться под удар русских броненосцев. Помимо этого, в данной перестрелке «Асама» не взял ни единого попадания, он по большому счету не взял никаких повреждений в бою, следовательно, никакого пожара на нем быть не имело возможности. А вот в «Чин-Иен» вправду угодили два русских боеприпаса, но нельзя совершенно верно сообщить, были ли это результатом огня «Аскольда» либо же успеха добились комендоры иного русского корабля.

По окончании того как Н.К. Рейценштейн прошел под носом «Ретвизана», он развернул на юго-перестрелка и запад затихла. За «Аскольдом» устремился «Новик», что шел слева от русских броненосцев, и миноносцы 2-го отделения: «Бесшумный», «Бесстрашный», «Безжалостный» и «Бурный».

1-ое отделение под руководством капитана 2-го ранга Е.П. Елисеева за «Аскольдом» не пошли – они предпочли выполнить указание покойного В.К. Витгефта, распорядившегося с наступлением ночи держаться около броненосцев. Позднее Е.П. Елисеев распределил собственные миноносцы по броненосцам и постарался на своем «Выносливом» подойти к головному «Ретвизану», но последний, приняв «Выносливого» за японский миноносец, открыл по нему пламя, так что Е.П.

Елисеев должен был идти в Артур самостоятельно. Что же до «Дианы», то крейсер примерно в 19.15-19.20 пробовал было последовать за «Аскольдом», но скоро понял, что не имеет возможности его догнать, отчего повернул обратно и поднялся в кильватер следующему в Артур «Палладе».

Так, из всей русской эскадры на прорыв пошли лишь два бронепалубных крейсера и четыре миноносца, при том что миноносцы сразу же отстали – идти против волны (зыбь в правую скулу) со скоростью бронепалубного крейсера они не могли. «Новику» и «Аскольду» предстояло жаркое дело: перед ними был броненосный «Якумо» и 3-ий боевой отряд в составе трех лучших бронепалубных крейсеров японцев – «Читосе», «Касаги» и «Такасаго». Помимо этого, в близи размешался 6-ой боевой отряд – еще три малых бронепалубных крейсера.

Всего этого было даже больше чем нужно, дабы остановить и разгромить русские суда. Однако японцам не удалось этого сделать, и совсем неясны обстоятельства, как такое имело возможность случиться.

Хэйхатиро Того имел все основания пропустить русскую эскадру обратно в Артур, по причине того, что тот становился ловушкой для 1-ой Тихоокеанской эскадры. Помимо этого, в подступающей ночи японские миноносцы в полной мере имели возможность добиться успеха, потопив один либо кроме того пара русских броненосцев. Х. Того точно уже знал, что его суда не через чур пострадали и готовы в любую секунду возобновить сражение, а вот русская эскадра до следующего выхода имела возможность понести утраты от мин, торпед, сухопутной артиллерии и все это игралось на руку командующего Объединенным флотом.

А вот прорыв во Владивосток двух быстроходных крейсеров совсем не вписывался в японские замыслы – они и без того вынуждены были держать большие силы против Владивостокского отряда крейсеров. Исходя из этого «Новик» и «Аскольд» следовало остановить, и японцы как словно бы располагали всем нужным.

Возможно высказать предположение, что случилось следующее. Как мы знаем, что «Якумо» имел громадные неприятности со скоростью, и по некоторым свидетельствам в сражении 28 июля еле держал 16 узлов. Он, само собой разумеется, попытался перехватить «Аскольд», но не смог преградить ему путь, а пламя артиллеристов «Якумо» не был метким так, дабы нанести русскому крейсеру тяжелые повреждения. Так, «Якумо» сделал все что имел возможность, но ни догнать, ни повредить «Аскольд» не сумел.

Одновременно с этим адмирал С. Дева показал чрезвычайную осмотрительность, если не сообщить – малодушие и не рискнул драться собственными тремя быстроходными крейсерами против «Аскольда» с «Новиком». И это неясно.

Да, «Аскольд» один на один превосходил «Касаги» либо «Такасаго», но последние лично были очевидно посильнее «Новика», так что превосходство в силах оставалось за японцами, каковые к тому же имели возможность рассчитывать на поддержку крейсеров 6-го отряда, а вдруг удастся сбить скорость «Аскольду» – то и «Якумо». А также если бы дело внезапно сложилось совсем не хорошо для какого-либо японского крейсера, ему легко было выйти из боя – русские шли на прорыв и не имели времени добивать неприятеля.

Страно кроме этого да и то, что японцы не фиксируют попаданий в собственные суда в этом эпизоде сражения. Точно известно о всего лишь одном попадании в «Якумо» – в то время, когда «Полтава» в промежутке между 1-ой и 2-ой фазой залепил в данный крейсер двенадцатидюймовый боеприпас.

В следствии поведение японцев на протяжении прорыва «Аскольда» и «Новика» пара шокирует: ни один японский корабль не взял повреждений, комендоры русских крейсеров не добились ни единого попадания, но С. Дева, располагая превосходящими силами, не рискует преследовать Н.К. Рейценштейна! Чем это растолковать – нерешительностью С. Дева либо же сокрытием боевых повреждений, создатель настоящей статьи не знает, не смотря на то, что и склоняется к первому.

По крайней мере, точно только следующее – приблизительно в 19.40 «Новик» и «Аскольд» вступили в бой с 3-им боевым отрядом и «Якумо». Пройдя мимо них, русские крейсера обстреляли «Сума», отставший от 6-го отряда и скоро убравшийся с дороги русских крейсеров. В 20.00 стемнело, и в 20.20 «Аскольд» прекратил пламя, поскольку больше не видел соперника.

В будущем честь преследовать «Новик» и «Аскольд» выпала «Акаси», «Идзуми» и «Акицусиме» – стойкое чувство, что в погоню японцы отрядили как раз те суда, каковые заведомо не были способны догнать русских.

Результатом огня русских крейсеров за все время прорыва стало одно возможное попадание в «Идзуми» (о повреждении которого в ночь на 29 июля упоминал Пэкинхэм), следовавший вместе с 6-ым отрядом, не смотря на то, что точно утверждать этого запрещено.

Но, независимо от количества достигнутых попаданий, мужество адмирала К.Н. Рейценштейна не подлежит никакому сомнению. Он никак не имел возможности знать о проблемах с котлами и (либо) автомобилями «Якумо» и должен был вычислять, что идет в бой против быстроходного броненосного крейсера, существенно превосходящего по огневой мощи и защите «Новик» и «Аскольд» совместно забранные. Но и не считая «Якумо», японцы имели громадное преимущество в силах перед Н.К.

Рейценштейном, так что бой давал слово быть весьма тяжелым, а русские суда – чуть ли не обреченными на поражение. Адмирал, конечно же, не мог подумать, что неприятель окажется столь таким робким и ненавязчивым – и все же попытался прорваться.

И потому, не обращая внимания на то, что «Аскольд» и не нанес тех повреждений японским судам, каковые ему приписывают, но его доблестный (пускай и не через чур сам) адмирал и умелый экипаж полностью заслужили восхищение и уважение потомков и современников. Непременно, ответ Н.К. Рейценштейна покинуть эскадру, ринувшись на прорыв самостоятельно, в тот момент было спорным, но предстоящие события подтвердили его правоту.

На повторный прорыв 1-ая Тихоокеанская эскадра не вышла и была заживо похоронена в гаванях Порт-Артура, тогда как действия адмирала спасли «Аскольд» для России.

Но еще перед тем, как «Аскольд» прекратил пламя, два больших корабля отделились от эскадры и пошли во Владивосток – в 20.00-20.05 «Диана» и «Цесаревич» решили не возвращаться в Артур, причем за «Дианой» последовал миноносец «Грозовой».

Всего из Артура на прорыв вышло 6 броненосцев, 4 бронепалубных миноносцев и 8 крейсера, из которых 1 броненосец, 3 миноносцев и 5 крейсера не стали возвращаться назад. В силу разных обстоятельств ни один из этих судов не достиг Владивостока, «Новик» и Бурный погибли, а остальные суда были интернированы в разных нейтральных портах. Все это произошло уже по окончании боя 28 июля 1904 г и, так, выходит за рамки настоящего изучения.

Но все же направляться предостеречь тех, кто готов огульно обвинять начальников не возвратившихся в Артур судов только вследствие того что последние отказались от прорыва во Владивосток и пошли в нейтральные порты. «Царевич» не имел угля для перехода во Владивосток. «Аскольд» на утро 29 июля не имел возможности дать более 15 узлов хода – так сказались на нем повреждения, полученные крейсером на протяжении прорыва. «Диана» и вовсе представляла собой печальное зрелище – попадание японского 10-дюймового боеприпаса в подводную часть стало причиной тому, что три кормовых шестидюймовки не могли больше вести пламя, так что крейсер остался всего лишь с тремя действующими 6-дм орудиями (он вышел на прорыв всего с 6 такими пушками, т.к. остальные две остались на батареях Порт-Артура). Наряду с этим большая скорость «Дианы» до вражеского попадания составляла 17 узлов – как раз с таковой скоростью крейсер пробовал идти за Н.К.

Рейценштейном, и разумеется, что, взяв тяжелый боеприпас с «Касуги» под ватерлинию, крейсер еще утратил в скорости. Практически, единственным большим кораблем, талантливым идти на прорыв без устранения хотя бы части повреждений, оставался «Новик» – но он-то именно и предпринял такую попытку.

Остальные 5 броненосцев, бронепалубный крейсер «Паллада» и 3 миноносца пошли в Порт-Артур. В ночь с 28 на 29 июля командующий Объединенным флотом кинул против разрозненных судов 1-ой Тихоокеанской эскадры 18 истребителей и 31 миноносец. Атакуя русские суда, последние выпустили 74 торпеды, добившись одного попадания в корму эскадренного броненосца «Полтава», но, по счастью, торпеда, попавшая под острым углом к корпусу, не взорвалась.

Единственным ущербом стал вывод из строя 254-мм орудия «Победы» прямым попаданием 57-мм боеприпаса.

Подведем итог продолжительным 12 статьям настоящего цикла. Сражение 28 июля 1904 г в большинстве случаев считается ничейным, потому, что не стало причиной решительному результату и в нем не погиб ни один корабль противоборствующих сторон. Однако возможно утверждать, что русские потерпели в нем поражение, потому, что их задача – проложить себе дорогу во Владивосток – выполнена не была.

Объединенный флот должен был воспрепятствовать прорыву русских во Владивосток, и без того оно и произошло в конечном итоге: не обращая внимания на то, что часть судов 1-ой Тихоокеанской эскадры ускользнули от японцев, практически все они вынуждены были интернироваться в нейтральных портах и не принимали участие в предстоящих сражениях.

Но тот факт, что японский флот достиг поставленной цели, вовсе не свидетельствует, что он действовал примерно. Командующий Объединенным флотом допустил множество неточностей в управлении вверенными ему силами, и возможно заявить, что победа достигнута не благодаря, а скорее вопреки флотоводческому мастерству Хэйхатиро Того. Практически, единственной обстоятельством японской победы стало подавляющее превосходство подготовки артиллеристов японской эскадры над русской.

Сражение 28 июля 1904 г, именуемое кроме этого сражением в Желтом море либо боем при Шантунге, победил японский артиллерист.

В большинстве случаев в низком уровне подготовки русских комендоров упрекают довоенную совокупность подготовки морских артиллеристов, но это неверно. Само собой разумеется, претензий к обучению комендоров было большое количество – количество тренировок было недостаточным, как и расход снарядов на одно орудие, стреляли в большинстве случаев по неподвижным, или буксируемым с малой скоростью щитам, а расстояния стрельбы были очень малы и не соответствовали увеличившимся расстояниям морского боя. Но однако, и при условии, что программы артиллерийских тренировок не нарушались, японских комендоров и подготовку русских нужно считать сопоставимой.

Как мы уже писали ранее, в сражении 27 января 1904 г, суда 1-ой Тихоокеанской эскадры добились сопоставимого количества попаданий с японскими. Процент попаданий крупнокалиберных снарядов у русских судов был в 1,1 раз ниже, чем у японских, по среднему калибру японцы были правильнее в 1,5 раз. И это несмотря на то, что:

1) Русские суда до боя 2,5 месяца простояли в вооруженном резерве и, в отличие от японских, не имели сейчас никаких тренировок.

2) Незадолго до выхода в резерв множество старослужащих комендоров покинули эскадру (демобилизация 1903 г), их место заняли «юные бойцы», времени на обучение которых фактически не осталось.

3) Японские артиллеристы владели существенно лучшими техническими средствами – дальномеров было больше, а помимо этого, японские орудия комплектовались оптическими прицелами, тогда как русские – нет.

4) Японцы имели укомплектованный штат офицеров, тогда как на русских судах для того чтобы не было, в следствии чего во многих случаях огнем плутонгов и башен руководили кондукторы.

Мы кроме этого приводили в пример обстановку, в которой уже в послевоенное время были суда черноморского флота и а также бронепалубный крейсер «Память Меркурия» – простояв всего лишь 20 дней в вооруженном резерве, он ухудшил точность стрельбы практически в 1,6 раз – и хорошо бы он один, но падение точности «практически в два раза» выяснилось характерно всем «зарезервированным» судам. Так так как это было всего лишь 3 семь дней, а не 2,5 месяца и между стрельбами не произошло никакого дембеля. Вышесказанное разрешает сделать вывод о необходимости регулярных быстрого понижения и тренировок качества стрельбы в отсутствие таковых.

Иными словами, если бы в силу каких-то обстоятельств война началась бы не в ночь на 27 января 1904 г., а поздним летом 1903 г., еще до демобилизации, то возможно высказать предположение, что русские в полной мере имели возможность показать кроме того более правильную стрельбу, нежели японцы.

Так, превосходству японцев в точности стрельбы в сражении 28 июля 1904 г содействовали отнюдь не пробелы в довоенной подготовке артиллеристов, а небрежение боевой подготовкой на протяжении самой войны. Начиная с выхода в вооруженный резерв с 1 ноября 1903 г и до самого сражения 28 июля 1904 г прошло практически 9 месяцев, из которых эскадра вела полноценные тренировки в течение всего лишь 40 дней, во время руководства С.О. Макарова.

Подобное отношение к учениям, само собой разумеется, очень очень плохо сказалось на умении комендоров поражать цель. По окончании для того чтобы перерыва нужно удивляться не тому, что броненосцы 1-ой Тихоокеанской эскадры отстрелялись четырехкратно хуже, чем японцы, а тому, что русские комендоры по большому счету хоть в кого-то попали.

Пробелы в боевой подготовке стали следствием неспециализированной пассивности эскадры (снова же – кроме недолгий период руководства С.О. Макарова). Можно понять В.К. Витгефта, опасавшегося выводить эскадру на внешний рейд – в том месте все было завалено минами так, что каждый выход в море был сопряжен со смертельным риском.

Достаточно отыскать в памяти, что 10 июня броненосцы, выйдя на внешний рейд, несмотря на предварительное траление, поднялись ровно на минную банку (между судами выловили 10-11 мин) и только чудом ни один корабль не подорвался. Но лимит чудес на тот сутки, разумеется, исчерпался, так что по возвращении «Севастополь» подорвался-таки на мине.

Вправду, выводить эскадру в аналогичных условиях было угрожает, но кто виноват в том, что японцы совсем свободно хозяйничали на внешнем рейде Артура? Русская эскадра владела недоступной японцам позицией (внутренний рейд), достаточно замечательными батареями береговой обороны, а любой поврежденный корабль легко мог быть доставлен на ремонт. В противовес этому японцы имели лишь место и летучую базу высадки в Бицзыво, каковые должны были защищать.

У них было больше судов, но возможности для береговой обороны и ремонта – намного меньше, и потому при верной подготовке это ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ миноносцы должны были набрасывать ночью мин и угрожать торпедными атаками японским судам, отступая и оставаясь недосягаемыми днем под прикрытием быстроходных крейсеров. Увы, за исключением Степана Осиповича Макарова, что один лишь и не забывал, что лучшая защита – это наступление, отечественные адмиралы не думали об атаке.

Они не помышляли о том, дабы собственными активными действиями навязать собственную волю сопернику и заставить его к обороне. Напротив – было провозглашено совсем немыслимое и ничем не оправданное на войне кредо «Беречь и не рисковать», и как раз ему мы обязаны тем, что 1-ая Тихоокеанская эскадра не имела возможности осуществлять контроль не то, дабы Желтое море, но хотя бы внешний рейд собственной гавани.

Подлинная обстоятельство поражения русской эскадры заключена вовсе не в том, что в бою 28 июля она сделала что-то не так. Напротив, Вильгельм Карлович Витгефт руководил на удивление здраво, он сполна воспользовался нескончаемыми неточностями Хейхатиро Того, много раз ставя последнего в очень незавидное тактическое положение. Но все это не имело возможности компенсировать зияющего и практически девятимесячного провала в боевой подготовке, а потому возможно только с грустью констатировать, что сражение в Желтом море было проиграно русскими еще до его начала.

На этом мы заканчиваем описание сражения 28 июля 1904 г либо сражения в Желтом море (при Шантунге), и последнее, что еще осталось – разобрать возможности, которыми не воспользовался В.К. Витгефт перед и на протяжении сражения. Этому и будет посвящена последняя статья настоящего цикла.

Продолжение направляться

Создатель: Андрей из Челябинска

История русско-японской войны. Действия флотов. Цусима

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: