Противоаэростатные ракеты «le priеur».

      Комментарии к записи Противоаэростатные ракеты «le priеur». отключены

Разработчик: Ив Поль Гастон ле Приер
Страна: Франция
Год создания: 1916

В апреле 1916 года капитан французской армии, летчик Ив Поль Гастон Ле Приер (Yves Paul Gaston Le Prieur) внес предложение и воплотил на практике метод борьбы с аэростатами посредством ракет, запускаемых с самолетов. Он установил на самолете 8 ракет (по 4 на борт) с электрическими запалами.

Сущность идеи была несложна — ракета заостренным носом вспарывала оболочку аэростата, а трудящийся реактивный двигатель (примитивный заряд тёмного пороха, если судить по клубам дыма) зажигал водород, коим тогда наполнялись аэростаты.

Не напрасно говорят, что многие европейские изобретения только повторяли то, что уже изобретено на востоке за много лет до этого, но не взяло развития либо было благополучно забыто. Один из хороших примеров — боевые пороховые ракеты, каковые в первый раз показались в Китае на рубеже первого и второго тысячелетий. Оттуда они в 14 либо в пятнадцатом веке попали в Индию, а в начале 19 века были скопированы и усовершенствованы британцем Уильямом Конгривом.

Противоаэростатные ракеты «le priеur».

Макеты древних китайских ракет и и огненных стрел с пороховыми ракетными ускорителями.

Зажигательные, фугасные и сигнальные ракеты Конгрива разных калибров. Видно, что принципиально они ничем не отличались от древнекитайских.

Начальный оптимизм европейцев в отношении этого оружия скоро сменился разочарованием из-за его подверженности и низкой точности влиянию ветра. А появление через пара десятилетий нарезных орудий стало причиной повсеместному отказу от ракет, каковые очень сильно проигрывали новым артиллерийским совокупностям не только в точности, но и в дальнобойности. Но в 1916 году это два раза забытое оружие возвратилось в третий раз, а обстоятельством его возвращения стали боевые аэростаты.

Первые испытания применения воздушных шаров для слежения за вражескими армиями отмечались еще во времена французских революционных войн финиша 18 века. В будущем наблюдательные аэростаты употреблялись в американской гражданской войне, и во франко-прусской, русско-турецкой, русско-японской и последовательности вторых.
Но самоё широкое распространение это средство визуальной разведки взяло в годы Первой Мировой, чему содействовал ее позиционный темперамент. Десятки аэростатов изо дня в сутки висели на тросах по обе стороны линии фронта. От умелых глаз воздушных наблюдателей, вооруженных замечательными биноклями, не имело возможности укрыться ни одно перемещение в радиусе многих километров. Полученные сведения тут же передавались по телефону на землю, по окончании чего по указанным целям наносила удар артиллерия.

Баллоны поднимались с таким расчетом, дабы их не могли дотянуться вражеские зенитки.

Неудивительно, что одной из первых и самые важных задач, поставленных перед боевой авиацией, стала борьба с этим «всевидящим оком». Первым средством таковой борьбы являлись стрелы — тяжелые заостренные железные стержни со стабилизатором, каковые летчик высыпал из особого коробки либо легко из мешка, пролетая над вражеским аэростатом. Стрелы дырявили оболочку, приводя к утечке газа и заставляя аэростат спуститься.

Но это оружие выяснилось малоэффективным. Попасть хотя бы несколькими стрелами в баллон было непросто, но кроме того при успехе дырки скоро заклеивали, аэростат подкачивали водородом из газгольдера и всего через несколько часов «пузырь» опять маячил в небе.

Появление на аэропланах пулеметов также не решило проблему, потому, что пробоины от пуль устранялись столь же легко и скоро, как и от стрел. Требовалось новое оружие, которое не просто заставляло бы аэростат на время спуститься, а приводило бы к полному его уничтожению. И в начале 1916 года такое оружие показалось.

Лейтенант французского флота Ив Пьер Гастон Ле Прие (Le Prieur) отыскал в памяти про древнекитайское изобретение, предложив сжигать баллоны ракетами.

Схема ракетной установки «Le Priеur».

Ракета «Le Priеur» представляла собой картонную трубку длиной чуть более полуметра с запрессованной пороховой шашкой — деревянным носовым и двигателем конусом с треугольным лезвием, напоминавшим наконечник копья. Оно предназначалось для протыкания оболочки аэростата, по окончании чего наполнявший ее газ должен был вспыхивать от ракетной струи. Сбоку к ракете крепилась долгая древесная рейка — хвост, помогавшая для стабилизации в полете.

Эти рейки при заряжании вставлялись в пусковые установки — простые железные трубки диаметром 25 миллиметров, каковые приделывали к межкрыльевым стойкам истребителей-бипланов. В большинстве случаев истребитель нес шесть либо восемь ракет, но время от времени их количество доходило до десяти. Ракеты запускались попарно либо залпом посредством электрозапала.

Пилот осуществлял наведение через несложный рамочный прицел, или легко «на глазок». Для предохранения от струй раскаленных газов при пусках полотняную обшивку нижнего крыла в районе стоек заменяли алюминиевыми либо жестяными страницами, а древесные стойки защищали железными накладками.

Пороховая шашка всецело выгорала на дистанции 100-150 метров, а дальше ракета еще приблизительно метров 300 летела по инерции. Но дабы гарантированно «запалить» аэростат нужно было попасть в него ракетой с трудящимся двигателем. Малая дальность действенной стрельбы угрожала летчику риском врезаться в баллон при мельчайшем опоздании с выходом из атаки.

Однако, французы решили рискнуть. Весной 1916 года первые партии ракет были изготовлены и установлены на самолеты Nieuport N.16, ставшие, так, первыми в мире воздушными ракетоносцами. 22 мая 1916 года, по окончании маленькой тренировки пилотов ракетные истребители в первый раз пошли в бой.

Опыт увенчался полным успехом. Французские летчики за пара мин. сожгли ракетами пять из шести германских привязных аэростатов, висевших недалеко от Вердена и возвратились без утрат.

Один из первых истребителей-ракетоносцев Nieuport N.17. Никакого другого оружия, не считая ракет, на нем не установлено.

Пуск ракеты «Le Priеur».

Большой замысел ракет «Le Priеur» на том же истребителе.

Большой замысел ракет «Le Priеur» на том же истребителе.

Данный успех привёл к всплеску интереса к изделиям французского летчика. Уже через месяц они показались у британцев, еще через два — в Российской Федерации. Скоро и немцы, захватив совершивший вынужденную посадку ракетный Nieuport N.16, скопировали это оружие.

Чаще всего русский и французы монтировали установки Ле-Прие на истребителях типа «Nieuport», но время от времени их возможно было заметить на истребителях SPAD S.VII а также на больших двухместных самолетах-разведчиках «Farman». У британцев «Le Priеur» находились на истребителях Sopwith «Pup», De Havilland D.H.2 и ночных перехватчиках RAF BE.12.

Реплика британского истребителя-ракетоносца Sopwith «Pup».

Farman F.30 с ракетами «Le Priеur».

Британский истребитель с толкающим винтом De Havilland D.H.2. Кроме ракет «Ле-Приер», он вооружен пулеметом «Lewis».

Русский истребитель Nieuport N.21 с ракетами «Ле-Приер». Юго-Западный фронт. Лето 1917 г.

В 1916-1917 годах ракетами были стёрты с лица земли десятки аэростатов с обеих сторон. Показались и первые «ракетные асы». Известно пара случаев, в то время, когда ракетами получалось сбить кроме того аэропланы, но это можно считать только случайностью.

Не смотря на то, что возможность попадания у «Le Priеur» была значительно выше, чем у стрел, она не шла ни в какое сравнение с точностью боя стрелкового оружия. Из-за неэффективного реечного стабилизатора на дистанции 100 м разброс достигал нескольких метров, исходя из этого кроме того по без движений висящим аэростатам летчики то и дело промахивались.

29 августа 1917 года произошло первое опробование ракет в боевой обстановке на русском фронте. Из боевого донесения летчика Каминского:

«В течение двух дней, предшествовавших вылету, я следил в бинокль за поднимавшимся в местечке Нов. Барановичи аэростатом. Узнал, что он поднимается около 12 часов и опускается около 3 часов, а после этого через 30-40 мин. опять поднимается.

В сутки, мною выбранный для атаки, я подготовил самолет «Ньюпор», вооруженный 6 ракетами Лe Приера по три на каждую стойку. Проверил воздействие ракет на земле по мишени. Нужно было, дабы они с двух сторон шли бы под таким углом, дабы на расстоянии 100 метров сходились на мишени. По инструкции надеялось ставить по 4 ракеты на стойку но, опасаясь что это будет через чур большой перегрузкой для самолета, я снял с каждой стойки по одной нижней трубе для ракеты и покинул 6… Поставлен был двойной контакт для включения вначале на 4 ракеты — по 2 с каждой стороны, а после этого на случай промаха, на оставшиеся две…

Приблизившись на расстояние 50-60 метров сверху и наведя собственный прицел на отличительный символ в виде мальтийского тёмного креста на белом фоне в кругу, я левой рукой включил ракеты и 4 контакт с дымом и шипением пошли вперед. Мгновенно же в двух местах в центре аэростата, чуть выше мальтийского креста, показался пламя. Быстро забрав ручку на себя, я прошел уже над горевшим аэростатом метров на 14-15 прямо по направлению на собственные позиции.»

Не весьма качественный но увлекательный фотоснимок последствий атаки французским ракетным истребителем германского аэростата. Сейчас летчик промазал и все его ракеты прошли мимо (их дымные следы видны в левом верхнем углу), но воздухоплаватель, увидев соперника, решил не рисковать и еще до залпа поспешил выпрыгнуть с парашютом.

Кроме этого нужно подчернуть, что, не обращая внимания на выдающиеся начальные удачи «ракетоносцев» в борьбе с привязными аэростатами, все их попытки перехватить не меньше распространенные в те годы дирижабли не принесли никаких результатов. Ракетным перехватчикам, входившим в состав английской ПВО, так и не удалось сбить ни одного «цеппелина». Обстоятельство заключалась, в первую очередь, в том, что в 1916-1917 годах германские дирижабли летали на таких высотах, на каковые истребитель, отягощенный ракетами, просто не мог встать.

Еще одним большим недочётом было ухудшение летных данных самолетов-носителей. Истребитель с ракетами терял в скорости и не имел возможности вести маневренный воздушный бой, исходя из этого при появлении в воздухе вражеских самолетов «охотникам за аэростатами» приходилось отказываться от исполнения задачи и давать залп впустую, дабы освободиться от лишнего груза и снизить аэродинамическое сопротивление.

Но обстоятельством очередного отказа от ракет стало не это, а появление в боекомплектах авиапулеметов фосфорных зажигательных пуль, появлявшихся значительно более действенным оружием как в борьбе с аэростатами, так и против аэропланов.

В 1918 году выпуск пороховых неуправляемых ракет закончился. Практически на 20 лет они снова ушли в забвение, дабы снова возродиться на более большом техническом уровне в виде советских «эрэсов» (РС-82), давших первые залпы во второй половине 30-ых годов двадцатого века в жарком небе над Халхин-Голом.

.

.

Перечень источников:
А.С.Шепс. Самолёты Первой Мировой. Страны Антанты.
Е.Ю.Белаш. Мифы Первой мировой.
«Авиамастер» № 06 за 2006 г. Вячеслав Кондратьев. Полотняные ракетоносцы.

LePrieur Rockets

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: