Первая пассажирская авиалиния на северном кавказе

      Комментарии к записи Первая пассажирская авиалиния на северном кавказе отключены

Начало XX века. Революция в Российской Федерации, неспокойная ситуация в других европейских государствах, гражданская война в Турции… Следствием этого стало прекращение действия известного «Восточного экспресса», связывавшего Азию и Европу самым маленьким методом.

Но необходимость в восстановлении для того чтобы сообщения была.

Решить задачу взялась германская компания «Юнкерс». В первой половине 20-ых годов двадцатого века она заключила контракт с правительством Советской республики об организации воздушного сообщения по маршруту Москва – Харьков – Ростов-на-Дону – Новороссийск – Батум – Тифлис, в. возможности собираясь продолжить его до Стокгольма и Тегерана и создать, так, трансконтинентальную авиалинию Швеция – Персия, заменив тем самым «Восточный экспресс».

Базисным аэропортом новой линии был выбран Ростов-на-Дону, а на ее обслуживание выделялось 15 самолетов Junkers Ju 13. Не считая пассажиров предполагалось перевозить и почту, о чем компания и Наркомпочтель России заключили особый соглашение.

Самолеты Ju 13 уже были известны в Российской Федерации. В первый раз они показались в Москве в мае 1922 года, а в осеннюю пору уже трудились на линии Москва–Нижний Новгород, на протяжении нижегородской ярмарки. До 20 самолетов Ju 13 было закуплено обществом «Добролет», которое применяло их на воздушных линиях Москва – Казань, Ташкент – Алма-Ата, Ташкент – Бухара, Бухара – Хива, Бухара–Дюшамбе. Эта добротная машина, управляемая двумя пилотами, перевозила 4 пассажиров.

185-сильный двигатель BMW IIIА снабжал скорость до 150 км/ч, запас горючего разрешал за 5 часов преодолеть расстояние до 750 км.

Целый май 1923 года шло изучение автострады. 29 мая в Новороссийск прилетели два первых самолета Ju 13. В течении 24 часов представители компании выяснили место будущего аэропорта: в качестве посадочной полосы была выбрана коса, выступающая в море [1]. На ней и предполагалось выстроить аэропорт. Заявили и расписание полетов. В Новороссийск самолеты должны были прилетать два раза в неделю, по пятницам и вторникам. Вылет на Москву – в 3 часа дня, на Тифлис – в 10 часов 30 мин..

На следующий сутки самолеты продолжали полет по маршруту. В Новороссийске на Николаевской улице, дом 41 (сейчас нечетная сторона улицы Советов), показалась вывеска конторы компании «Юнкерс».

1 июня в Ростове произошло праздничное открытие новой воздушной пассажирской линии, первой на Северном Кавказе. На праздник были приглашены почетные гости: командующий армиями Северо-Кавказского фронта К. Е. Ворошилов, командующий Первой Конной Армией С. М. Буденный, представитель Краевого экономического совета Эйсмонт, секретарь Югвостбюро А. И. Микоян, глава промбюро Иванов, помощник главы Юговостокбюро ВЦСПС Гольмаи и другие. По окончании митинга, а в то время любое торжество начиналось с этого, самолеты отправились в собственные первые рейсы . А позже, до полной темноты проводились катание и показательные полёты по воздуху всех желающих.

Нужно подметить, что самолет не являлся диковинной техникой для новороссийцев. Еще в 1911 году русский летчик Кузьминский совершал над аэропортом показательные полеты на аэроплане. Да и в годы первой мировой и гражданской войн самолеты оказались тут частенько.

Не обращая внимания на это, германский аппарат позвал громадной интерес у жителей. Практически все обитатели пришли взглянуть на него. В местной газете «Красное Черноморье» давалось такое описание автомобили:

«…Купе на четырех человек с бархатными кроватями, с подъемными окнами и с поясами для прикрепления на протяжении полета… молодёжь и Рабочие заглядывали в купе и, оглядевшись, восхищались: «Как в поезде либо автомобиле…»

Но праздник праздником, а работа на линии началась, и первый ее опыт продемонстрировал, что автострада, большинство которой проходила над морем, была очень непривычной для германских летчиков.

Уже 5 июня с опозданием из-за сильного ветра на два часа в Новороссийске приземлился «Жаворонок». (Тут уместно отыскать в памяти, что любой из Ju 13 именовался по заглавию какой-либо птицы.) На нем прилетел и первый пассажир – управляющий краевой конторы Резинотреста. К сожалению, история не сохранила имени этого «храброго» человека, что, будучи оглушенным грохотом мотора и очень укачавшимся, продолжительно не имел возможности прийти в себя по окончании полета.

Из Новороссийска в Батум «Жаворонок» вылетел уже с двумя пассажирами, но через два часа возвратился из-за сильного ветра и остался ночевать. Данный ветер, дующий с гор на море, именуется у местных обитателей норд-ост либо бора и может быть около силы урагана. В Батум «Жаворонок» улетел только на следующий сутки.

Первая пассажирская авиалиния на северном кавказе

7 июля в Новороссийск из Ростова прилетели целых два самолета – «Альбатрос» и «Куропатка». «Альбатрос» в тот же сутки возвратился в Ростов, откуда продолжил собственный маршрут до Москвы, а «Куропатка», заночевав в городе, отправилась за «Альбатросом» на следующий сутки.

В данный же сутки случилась и первая авария. При посадке «Жаворонок», возвратившийся из Батуми с пассажирами, попал колесом в яму на посадочной полосе и скапотировал. Были поломаны стойки шасси и пропеллер, но люди не пострадали.

Затем случая рейсы самолетов через Новороссийск были отменены до постройки аэропорта. Кстати, в связи с необходимостью полета от Новороссийска до Батума над морем компания разглядывала возможность постройки не только сухопутного, но и гидроаэродрома, базой для которого должен был стать Новороссийск.

Что касается сухопутного аэропорта, то на косе, выбранной экспертами компании, предстояло выполнить громадные работы: удлинить посадочную полосу до 1000 м, увеличить ее до 500 м, перенести проходившую в том месте телеграфную линию и другое. Черноморское общество друзей воздушного флота, существовавшее тогда в городе, обязалось выполнить все нужные работы всего за 14 дней и сомостоятельно.

Сил добровольцев, но, не хватило. Была приведена в порядок существующая взлетная полоса, но удлинить и увеличить ее не смогли. Громадную надежду возлагало Общество на авиационную семь дней, которая проводилась со 2 по 9 августа того же года.

2 августа в Новороссийске празднично открылась (снова же с митингом) семь дней помощи воздушному флоту страны. Был брошен лозунг:

«В неделю Воздушного флота Красное Черноморье должно дать республике для охраны отечественных советских вод от вражеского нашествия два гидроплана «Красное Черноморье» и «Красно-зеленый партизан».

Организовали и сбор средств. На неспециализированном собрании служащих завода «Красный судосталь» (сейчас завод «Красный двигатель») было решено в течение года с 1 августа 1923 года по 1 августа 1924 года перечислять 1% дохода на постройку воздушного флота страны. Все работники мастерских порта вступили в Общество друзей воздушного флота и внесли 44 956 рублей.

Всего за чемь дней воздушного флота собрано 450 843 рубля сов. символами, 398 пудов хлебного займа, 45 рублей облигациями 6% золотого займа. Из этих денег 30 тысяч рублей было получено от полетов на самолетах. Общество обратилось в краевое отделение прося применять собранные средства на постройку самолета «Красное Черноморье».

В первой половине 20-ых годов XX века машина была выстроена и передана в ВВС страны.

На протяжении данной семь дней выполнялись показательные платные полеты на самолетах компании Ju 13. Цена билетов составляла от 5 до 10 рублей золотом, участникам общества была скидка 50%. 7 августа полеты проводились в Анапе.

Часть взятых денег была направлена на постройку аэропорта.

Казалось, что все идет прекрасно – Новороссийск будет авиационным центром Советской Республики с гидроаэродромом и аэродромом. Но в сентябре было получено официальное уведомление Наркомпочтеля:

«Ввиду прекращения воздушного сообщения Москва – Харьков – Тифлис, в Новороссийске городская почтово-телеграфная контора прекращает прием корреспонденции для отправки воздушным методом».

В будущем поступила информация, что компания «Юнкерс» отказалась от полетов над морем и начала прорабатывать вариант автострады Ростов-на-Дону – Минеральные Воды – Грозный – Баку – Тифлис. Открыть новую линию предполагалось весной следующего года.

Новая линия так и не была открыта. Обстоятельства – пока не установлены.

К сожалению, материалов о попытках компании «Юнкерс» наладить регулярное пассажирское авиасообщение в южной части России практически не сохранилось. Имеется надежда, что где-нибудь они все-таки имеется и когда-нибудь будут отысканы пытливыми исследователями.

  1. Через два десятилетия, в феврале 1943 года, на эту косу будет высажен легендарный десант под руководством Ц. Л. Куникова, а на данный момент на ней оборудован муниципальный пляж.

источник: Сергей САНЕЕВ Первая пассажирская авиамагистраль на Северном Кавказе Мир Авиации 1.96

Вести. Северный Кавказ 3.06.2016

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: