В конце 1928 года Императорский флот Японии сформулировал задание на разработку нового поколения корабельных разведчиков для замены сравнительно не так давно поступивших на вооружение дальнего разведчика Yokosho E1Y2 и ближнего Nakajima E2N1. Приглашения поучаствовать в конкурсе проектов взяли компании Аичи, Накадзима и национальный арсенал флота в Йокосуке, как самые опытные производители гидросамолетов в Японии, позднее к работе была подключена компания Каваниши.
В случае если в части работ по проекту дальнего разведчика, как такового конкурса не было, национальный арсенал флота «Йокошо» (Yokosho) — сокращение от Йокосука Кайгун Ко-шо (Yokosuka Kaigun Ko-sho), — выступал генподрядчиком проекта, суммируя предложения остальных компаний, то за договор на ближний разведчик развернулась борьба между компаниями Аичи и Накадзима.
В рамках требований штаба флотской авиации Kaigun Koku Hombu компания Аичи представила в первой половине 30-ых годов двадцатого века проект ближнего разведчика, созданного германским конструктором Эрнстом Хейнкелем, HD.56, что, пара опередив соперника от Накадзима, по окончании некоторых доработок, был запущен в серию как E3A1 либо Тип 90-1. Действительно, динамические параметры разведчика Аичи были не на высоте, и победе в конкурсе он был обязан не столько собственными данными, сколько тем, что соперники в Накадзима столкнулись с значительными проблемами, вынудившими всецело перепроектировать прототипы собственного варианта. Но обо всем по порядку.
К началу 30-х годов компания Накадзима уже имела в собственном активе успешный ближний разведчик Тип 15 E2N, оснащенный двигателем жидкостного охлаждения Mitsubishi «Тип Hi – лицензионный Hispano-Suiza 8F мощностью 300 л.с. Но, достаточно архаичная цельнодеревянная конструкция скоро сделала эту машину устаревшей.
Прототип японской автомобили американский разведчик Vought О2U1 «Corsair»
Так, новый проект, взявший внутрифирменное обозначение “NZ”, велся по пути применения мощности и наращивания двигателя смешанной конструкции силового комплекта планера – деревянных крыльев и металлического фюзеляжа. Начальником проекта выступал Шинобу Мицутаке. Проект “NZ” был во многом навеян конструкцией закупленного в Соединенных Штатах палубного разведчика Vought О2U «Corsair».
В собственном проекте Мицутаке применил новейший 9-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения Bristol Jupiter VI, лицензионное производство которого было освоено на моторостроительном отделении компании Накадзима. Взлетная мощность мотора составляла 520 л.с. при номинальной 440 л.с. Мотор монтировался в носовой части в бескапотном выполнении, винт двухлопастный древесный постоянного шага.
Силовой комплект фюзеляжа сваривался из металлических труб легированных молибденом и хромом. Крылья бипланной коробки сохранили древесный каркас. Обшивка полотняная.
Два цельнометаллических поплавка представляли собой копию американского от Vought О2U. Правда в отличие от одинарного поплавка у американской автомобили, Мицутаке применил отработанную двухпоплавковую схему. Использование схемы с двумя разнесенными под крыльями поплавками разрешало применить подфюзеляжную бомбовую подвеску
Полуторная прибавка мощности если сравнивать с прошлым проектом Тип 15, давала слово значительное улучшение данных. Два прототипа, взявшие обозначение Тип 90-2 модель 1 либо маленькое E4N1, были выстроены в декабре 1930 года (соперник от Аичи взял обозначение Тип 90-1).
Но, первые же опробования продемонстрировали ужасную маневренность автомобили и весьма нехорошую управляемость. Новые массивные поплавки создавали через чур большое сопротивление. Самолет был отвергнут флотом, сделав ставку на самолет Аичи, что, но, также не блистал данными и потребовал важной доработки.
Это дало время Накадзима приступить к переработке проекта.
Два выстроенных прототипа E4N1 были переработаны в пассажирские самолеты, оснащенные двухместной закрытой пассажирской кабиной. Они были куплены гражданской компанией Kaibo Gikai, взяли обозначение Giyu-11, и некое время употреблялись на маршрутах между Токио, Шимизу и Шимода.
Гражданский вариант неудачного E4N1
Переработкой проекта разведчика на Накадзима занялся инженер Киёши Акегава, в следствии, показался фактически новый самолет, взявший внутрифирменное обозначение NJ.
С целью экономии времени и, не хотя второй раз наступать на грабли, в Соединенных Штатах была закуплена лицензия на выпуск поплавковой версии разведчика Vought О2U1, дополнительно были куплены еще два самолета. Но, Акагава отказался всецело копировать американский самолет, совершив кое-какие доработки. Размах крыла был увеличен на полметра, было переработано вертикальное оперение с повышением его площади и приданием более округлых форм.
Вместо уникального двигателя Pratt Whitney R-1340-88 «Wasp» мощностью в 450 л.с. был установлен более замечательный Nakajima-Bristol Jupiter VI, в бескапотном выполнении.
Прототип новой автомобили был закончен в начале 1931 года. Опробования его прошли, в целом, удачно. Фактически все недочёты, свойственные прошлой версии E4N1 были устранены. Но прошло еще пара месяцев, пока флот в декабре 1931 года не решил о принятии на вооружение новой автомобили под обозначением E4N2 либо Тип 90-2 модель 2.
Nakajima E4N2 первых серий с двигателем в бескапотном выполнении
К этому времени были совершены кое-какие доработки. В частности, двигатель Nakajima-Bristol Jupiter VI, что до этого момента планировал на Накадзима из поставляемых из Англии узлов, был заменен на Kotobuki-1 – фактически тот же Юпитер, но всецело японского производства, мощностью в 450 л.с. Позднее, на серийных автомобилях устанавливался более замечательный Kotobuki- 2-Kai-1 мощностью 585 л.с., на которых показался капот типа кольца Тауненда.
Винт железный двухлопастный Гамильтон-Стандарт постоянного шага.
Новый разведчик был очень успешным. По маневренности он не уступал современным ему истребителям, а прочность конструкции разрешала кроме того осуществлять бомбометание с пикирования. С конца 1931 года E4N2 был запущен в серию на заводе Накадзима, где до 1936 года было собрано около 80 автомобилей.
С 1932 года к выпуску подключился завод Каваниши, где до 1934 года разведчик был тиражирован еще в 47 экземплярах.
Убедившись в отличных качествах нового разведчика, флот сделал окончательный выбор в пользу E4N2. В начале 1932 года соперник от Аичи — E3A1 – ближний разведчик Тип 90-1 был снят с производства.
Развивая успешную конструкцию разведчика, Киёши Акегава создал колесную версию собственной автомобили. Концепция по всей видимости была заимствована у американского прототипа Vought О2U «Corsair», в котором колесная и поплавковая предположения выпускались параллельно, наряду с этим, колесный «Корсар» с успехом употреблялся как с наземных аэропортов, так и с борта авианосцев, будучи оснащенным всеми атрибутами палубной автомобили.
С 1933 по 1936 годы на Накадзима были выстроены как минимум пять разведчиков на колесном неубирающимся шасси, вопреки японской практике классифицировать всё и вся, обозначенные как версия поплавкового корабельного разведчика – Е4N3. Позднее часть из них были переделаны в палубный вариант, были оснащены тормозным гаком и усиленным шасси. Эти автомобили уже взяли «верное» обозначение E4N2-C.
Палубные разведчики проходили интенсивные опробования с борта авианосца «Рюдзё». Как минимум один из них кроме того формально поучаствовал в военных действиях на протяжении 2-й японо-китайской войны, совершив пара разведрейдов на протяжении китайского побережья в августе 1937 года. Но, однако, моряков палубные разведчики не заинтересовали и от серийного выпуска отказались – в то время была популярна мысль, что функции палубного разведчика в полной мере способны делать дооборудованные ударные самолеты.
Палубные разведчики E4N2-C
Действительно, колесной версией скоростной и надежной автомобили заинтересовалась гражданская компания Nihon Koku Yuso KK, специализирующаяся на почтовых перевозках. В первой половине 30-ых годов XX века она заказала Накадзима партию ночных почтовых самолетов на базе разведчиков E4N3. К маю 1933 года был создан прототип почтовой автомобили, взявший обозначение Р-1. Самолет воображал собой одноместную конструкцию с грузовым отделением на месте бывшей кабины стрелка.
Для ночных полетов под нижнем крылом были смонтированы два замечательных прожектора, машина, кроме этого комплектовалась рацией, набором парашютных фальшфайров и удлиненными выхлопными коллекторами, выведенными под нижнее крыло. Без оглядки на использование в боевых предположениях E4N2 и N3 двигателей Kotobuki, представители клиента настояли на применении на почтовой версии моторов Bristol Jupiter VI, дабы унифицировать силовую установку с самолетами Фоккер-Универсал, употреблявшихся в Nihon Koku Yuso KK.
Позднее, действительно, оценив качества моторов Kotobuki, компания заказала замену моторов на части из выстроенных Р-1. Еще одним значительным отличием гражданского Р-1 от боевых разведчиков было использование двух различных типов профилей крыла бипланной коробки, площадь которой была больше, чем у боевого собрата. Верхнее крыло Р-1 имело профиль N-22, нижнее — Clark Y.
Всего было выстроено 8 почтовых самолетов Р-1. На первых двух кабина пилота была открытой, повторявшей конструктивно таковую на E4N2, на последующих выпущенных автомобилях показался плексигласовый закрытый фонарь. В конце 1933 года по заказу министерства коммуникаций была выпущена дополнительная, девятая машина Р-1, взявшая собственное имя «Giyu Kyushu Teishin Go».
Почтовые самолеты Р-1 деятельно эксплуатировались на маршрутах Токио – Осака — Фукуока, как минимум до 1936 года.
Скоростной почтовый самолет Р-1
Производство разведчиков E4N2, как уже указывалось выше, длилось до середины 1936 года, в то время, когда ему на смену пришел его прямой потомок E8N Тип 95, весьма похожий кроме того снаружи. Работа разведчиков Накадзима Тип 90-2 модель 2 была достаточно насыщенной. Фактически все крейсера и линкоры японского флота несли в составе собственных катапультных звеньев эти гидропланы.
В большинстве случаев, на тяжёлых крейсерах и линкорах базировалось по 2-3 E4N2, на легких крейсерах по одному. До 22 разведчиков E4N2 базировались на гидроавиатранспортах «Ноторо» и «Камои». Много гидропланов служило в береговых кокутаях.
По мере поступления новых ближних разведчиков E8N, ветхие E4N выводились из боевых частей в учебные работы. По всей видимости, к началу 2-го японо-китайского инцидента 1937 года они уже практически провалились сквозь землю с судов флота и употреблялись очень ограниченно, по большей части, охраняя прибрежную полосу на протяжении Китайского побережья.
Кое-какие разведчики Тип 90-2, выведенные из боевых частей, переделывались в транспортно-пассажирские гражданские самолеты.
Демобилизованный разведчик E4N2 с гражданским регистрационным кодом
Конструктивно разведчик E4N2 воображал собой маленький биплан смешанной конструкции. Силовой комплект фюзеляжа составляли металлические продольные трубчатые лонжероны с древесными шпангоутами. Крылья имели древесный каркас.
Верхнее крыло имело маленькую стреловидность по передней кромке. Обшивка крыльев и фюзеляжа полотняная, только носовая часть фюзеляжа до кабины пилота обшивалась листовым дюралем. Крылья бипланной коробки имели возможность стремительного демонтажа для удобства хранения на судах.
Две раздельные кабины экипажа были открыты и оснащались маленькими козырьками. В задней кабине монтировалась кольцевая турель типа «Кольцо Скарффа» с 7.7-мм пулеметом Тип 92. В носовой части размешался синхронный пулемет Виккерс Е. Причем, в зависимости от серии пулемет имел возможность размешаться слева, справа либо сверху.
Перед пилотской кабиной размешался телескопический прицел. На подкрыльевых подвесках самолет имел возможность поднять несколько 30-кг бомб. Однореданный центральный поплавок был цельнометаллическим с дюралевой обшивкой. Крепился к фюзеляжу на четырех трубчатых стойках.
Подкрыльевые дополнительные поплавки имели N-образные стойки с двумя дополнительными подкосами.
ЛТХ: |
Модификация |
Тип 90-2 модель 2 E4N2 |
P-1 |
Размах крыла, м |
10.97 |
10.97 |
Протяженность, м |
8.87 |
7.66 |
Высота, м |
3.967 |
3.7 |
Площадь крыла, м2 |
22.66 |
32.57 |
Масса, кг |
||
безлюдного самолета |
1252 |
1225 |
большая взлетная |
1800 |
1992 |
Тип двигателя |
1 ПД Nakajima Kotobuki- 2-Kai-1 |
1 ПД Bristol Jupiter VI |
Мощность, л.с. |
1 х 585 |
1 х 450 |
Большая скорость, км/ч |
228 |
238 |
Крейсерская скорость, км/ч |
146 |
191 |
Дальность полета, км |
1000 |
1000 |
Скороподъемность, м/мин |
284 |
217 |
Практический потолок, м |
5740 |
4050 |
Экипаж, чел |
2 |
1 |
Оружие: |
1х7.7-мм синхронный пулемет Виккерс Е, 1х7.7-мм подвижный пулемет Тип 92 в задней кабине Две 30-кг бомбы |
Nippon-Koku — Marcos Morau La Veronal con la Compañía Nacional de Danza
Увлекательные записи:
- Лаборатория в космосе
- Истребитель для колоний и тотальной войны martin-baker mb.2. великобритания
- Танковый таран — оружие смелых
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Ближний корабельный разведчик aichi ab-7 (e8a)
Нужно заявить, что на начало 30-х годов японский флот предпочитал иметь в составе катапультных звеньев собственных больших кораблей ВМФ два типа…
-
Дальний корабельный разведчик тип 90-3 yokosho e5y / kawanishi e5k
В конце 1928 года Императорский флот Японии сформулировал задание на разработку нового поколения корабельных разведчиков для замены сравнительно не так…
-
Ближний корабельный разведчик aichi тип 90-1 (e3a1)
Борьба за флотский договор на производство ближнего разведчика развернулась между компаниями Накадзима и Аичи. Накадзима представила на конкурс…
-
Ближний корабельный разведчик nakajima type 95 (e8n) dave
Первый масштабный конкурс авиационных проектов 7-Shi, совершённый штабом Императорского флота Японии в первой половине 30-ых годов двадцатого века, был…
-
Дальний корабельный разведчик aichi ab-6 (e7a)
В начале 1932 года управлению Императорского флота Японии стало очевидным, что программа по замене дальнего корабельного разведчика Тип 14 E1Y2 потерпела…
-
Ближний корабельный разведчик nakajima тип 15 (e2n)
В 1925 году японский Императорский флот создал концепцию, в соответствии с которой в состав авиазвеньев больших судов должны были входить два типа…