Танковый таран — оружие смелых

      Комментарии к записи Танковый таран — оружие смелых отключены

Воздушный таран — сверхсложный маневр: как правило, в особенности при прямых столкновениях, разбиваются оба самолета, и только иногда нападающему летчику удается спастись, выпрыгнув с парашютом. Неповторимым мастером воздушного тарана был, например, Борис Ковзан, в 1941—1942 годах сбивший тараном четыре самолета соперника и в трех случаях сумевший удачно возвратиться на базу (но, в четвертом бою он также выжил, потому, что его выкинуло из кабины горящего Ла-5 и он успел раскрыть парашют).

Наземный таран, непременно, не несет таковой опасности. Его главное назначение — вывести из строя вражескую технику; экипаж атакуемой машины значительно чаще при столкновении выживает. Прежде всего нападающий при танковом таране пытается повредить самый уязвимый элемент танка соперника — ходовую часть, дабы обездвижить неприятеля. Наряду с этим шофер танка должен иметь важный опыт — а также для определения возможностей собственной автомобили.

По причине того, что при наземном таране — в отличие от воздушного — сохранение собственного танка в целости считается нормой, и в случае если в следствии столкновения обездвижены обе автомобили, это возможно отнести к неточности нападающего. Итак, тактика.

Танк в танк

Не обращая внимания на то что бронированная техника обширно употреблялась уже в Первой мировой, официально зафиксированных случаев танкового тарана до 1936 года не было. Частично это разъясняется низкими рабочими скоростями бронеавтомобилей и танков раннего периода: толковый таран на скорости 6−10 км/ч сделать нереально.

Первым такую тактику применил 29 октября 1936 года начальник танкового взвода испанской республиканской армии Семен Кузьмич Осадчий. Да, как ни необычно, интернациональное участие в Гражданской войне в Испании хватало широким; СССР предоставил республиканской стороне большое количество оружия и техники, плюс более 2000 советских воинов сражались в 1936—1939 годах под испанским небом.

Лейтенант Осадчий, выпускник бронетанковой школы, учавствовал в одном из наибольших танковых боев того времени, сражении при Сесенье, под руководством полковника Поля Армана (к слову, кроме этого советского офицера, чье французское имя разъясняется тем, что в юные годы он с семьей жил во Франции). Как раз на протяжении этого боя Осадчий нестандартным маневром направил собственный Т-26 на танкетку Carro CV3/33 и опрокинул ее, столкнув в кювет. Это событие и стало первым зафиксированным историей танковым тараном.

Тут необходимо подчеркнуть, что маневр Осадчего, как и первые танковые тараны Второй мировой войны, был спонтанным и остроумным ответом, появившимся конкретно на протяжении напряженного боя. Никакой теории и тактики танкового тарана в то время не существовало — она показалась существенно позднее.

Но, Осадчий интуитивно последовал методике, потом многократно проверенной на поле боя. В воздушном сражении на более легком и юрком самолете выгодно таранить машину менее поворотливую и тяжелую. В наземном же бою явное преимущество имеет тяжелая военная техника, исходя из этого львиная часть танковых таранов была произведена на тяжелых танках против легких танкеток, орудий, стоящих на аэропорте самолетов и других объектов довольно малой массы.

Примечательно, что первый таран ВОВ случился в первоначальный же ее сутки — 22 июня 1941 года. Тяжелый танк КВ-1 под руководством 22-летнего лейтенанта Павла Гудзя (потом он станет известным танкистом-асом и дослужится до генерала) столкнулся с германским Pz Kpfw III, сбил гусеницу и столкнул соперника в кювет, опрокинув на бок. В том бою взвод Гудзя стёр с лица земли пять танков и последовательность бронемашин соперника, сам лейтенант взял орден Красного Знамени, но как раз первый танковый таран в ВОВ выделил сражение 22 июня из неспециализированного последовательности бессчётных боев первых дней войны.

Теория и тактика

С течением войны из спонтанных действий танковый таран перешел в разряд заблаговременно планируемого маневра. самый эффективным способом стал таран танком вражеского орудия. Разъясняется это легко: в достаточно компактное орудие очень сложно (кроме того правильнее — нереально) попасть боеприпасом, тем более на ходу, а при остановке танк сам делается мишенью.

Так, показалась более либо менее действенная наступательная тактика: танк постоянно находился в движении, затрудняя неприятелю наведение, и успевал добраться до его расчёта и орудия раньше, чем то создавало второй либо третий прицельный выстрелы. Лобовая броня тяжелого КВ (но, частично это касалось и Т-34) была фактически неуязвима для большинства германских орудий — это стало причиной нескольким прецедентам, в то время, когда коммунистический танк удачно добирался до размещения вражеской батареи либо, к примеру, движущейся колонны легкой техники и очевидно «катался» в том месте, давя и тараня все, что попадалось под гусеницы.

Аналогичных атак колонн зафиксировано пара в течении всей войны. Преднамеренные тараны в большинстве случаев завершались уничтожением танка, но до этого момента он успевал «забрать с собой» до четырех-пяти единиц вражеской техники, не говоря уже о легком оружии наподобие минометов.

Танковый таран — оружие смелых

Узнаваемый репортажный кадр из германских кинохроник: 18 октября 1941 года коммунистический танк Т-34 21-й танковой бригады таранил самоходную артиллерийскую установку StuG III 660-й батареи штурмовых орудий. На снимке немцы вскрывают коммунистический танк, дабы забрать экипаж в плен

Подобно использовались преднамеренные тараны против самолетов. самый известным прецедентом был бой 24 декабря 1942 года недалеко от станции Тацинская под Сталинградом. Автомобили 24-го механизированного корпуса прорвались в размещение двух германских аэропортов снабжения и методично, экономя снаряды, раздавили либо более 300 вражеских самолетов, предназначенных для тылового обеспечения 6-й армии Паулюса.

Подобных случаев в течении войны было пара, но в большинстве случаев количество уничтожаемых самолетов не превышало 20−30 — по наличию их на аэропортах; бой же на Тацинской был неповторим огромным числом приведенной в негодность техники неприятеля.

Кроме массового уничтожения легкой техники соперника, преднамеренные танковые тараны использовались и в битвах один на один против важных бронемашин. Таранили в большинстве случаев в борт, дабы опрокинуть, столкнуть в траншею либо повредить ходовую — аналогичных таранов было произведено порядка много, не смотря на то, что правильное число назвать сейчас уже нереально (в особой литературе упоминается количество от 50, что очевидно занижено, до 150, что также, вероятнее, не отражает действительности). Как правило нападавший танк оставался на ходу, не смотря на то, что таран воображал угрозу и для него — к примеру, при взрыве топливных баков атакуемой машины страдали обе стороны; кроме этого возможно было повредить собственную ходовую либо орудие.

Германский зверь

Примечательно, что в зарубежной практике танковые тараны использовались очень редко; кроме того зарубежные источники в 95% случаев приводят в качестве примеров как раз советские тараны. Один «импортный» случай документально зафиксирован на протяжении операции Гудвуд (18−20 июля 1944 года), еще пара обрисованы устно, но не более того.

Однако кроме того в этом способе борьбы, не свойственном европейской тактике, проявился тевтонский сумрачный гений в лице известного конструктора Фердинанда Порше. По окончании многократного успешного применения советскими солдатами танковых таранов при Сталинграде Гитлер дал персональный приказ в спешном порядке создать танк, предназначенный сугубо для таранной атаки. К декабрю 1942 года разработка была закончена, а в январе 1943-го было выделено три шасси VK4501 (P) для установки на них таранных корпусов.

По большому счету VK4501 (P) был совместным проектом Порше в рамках государственного заказа на тяжелый танк, способный нести 88-мм орудие KwK L/56. Заказ взяли две компании — Porsche и Henschel, проект подразумевал лишь разработку шасси, а башня предоставлялась стандартная, уже созданная компанией Krupp. В итоге тендер победил Henschel — результатом стал 54-тонный «Тигр», Panzerkampfwagen VI «Tiger I» Ausf E. А шасси Porsche, VK4501 (P) либо Tiger (P), выстроенное всего в нескольких экземплярах, осталось не у дел.

Вот тут-то и сработал заказ на таранный танк. Шасси уже было готово, корпус создали практически за много дней, и к августу 1943 года на свет должно было показаться сходу три ужасных автомобили — Raumpanzer Tiger (P).

Но, вероятнее, реально до более либо менее высокой стадии готовности был доведен лишь один танк (по крайней мере был изготовлен его корпус), а остальные два шасси так и остались невостребованными и позднее употреблялись при разработке второй генерации танка Порше — VK4502 (P), не заметившего свет кроме того в умелом экземпляре. До полевых опробований Raumpanzer Tiger (P) дело не дошло.

Доказано, что единственная фотография танкового тарана на фоне советских танков — по легенде он был захвачен в качестве трофея — есть подделкой. Raumpanzer остался «обитателем» испытательного цеха, а до наших дней дошли только чертежи необычной автомобили.

Потому, что фотографий корпуса Raumpanzer Tiger (P) не сохранилось, фантазия живописца основана на чертежах и эскизном проекте

Вся ее структура была вычислена только на одну задачу — таранить. Плавные, аэродинамические обводы корпуса содействовали повышению скорости, а массивный заостренный шнобель, похожий на паровозный отвал, разрешал поддевать танк соперника, опрокидывая его на бок. Но, Raumpanzer предназначался для расчистки дороги от баррикад и барьеров, и для пролома стен — в этом замысле он существенно ближе к бульдозеру, чем к танку.

Русский способ

Достаточно широкое распространение танкового тарана в Красной армии и фактически полное его отсутствие в армиях союзников разъясняется целым рядом факторов. Во-первых, числом: суммарно за период с 1941 по 1945 год в битвах в Европе участвовало больше советских танков, чем всех союзных, совместно забранных. Во-вторых, хорошими ходовыми качествами той же «тридцатьчетверки», самый распространенной в качестве таранного танка.

И в-третьих, обучением: советских механиков-водителей целенаправленно инструктировали о способах ведения боя в отсутствие снарядов. Существовали методики удара под углом, и подхода к сопернику так, дабы он технически не имел возможности развернуть башню и расстрелять «таранщика» в упор.

Александр Фень, генерал в отставке, вспоминал, что танкистов учили поддевать пушку соперника собственной, поднимая вражеский танк на попа и вынуждая вражеский экипаж выбираться наружу — прямо под пулеметный пламя. Подобные прецеденты виделись не только в теории, но и в настоящих битвах.

В принципе, таран — и воздушный, и морской, и наземный — всегда был средством последней ступени, в то время, когда вторых вариантов уже не оставалось, в то время, когда соперник был через чур близко, а снарядов не хватало. Но советские танкисты сумели перевоплотить его в полноценный тактический прием, удачно применимый кроме того против колонн небронированной техники. А тот, кто подчиняет себе тактику, приобретает преимущество, не так ли?

Танк против поезда

Страно, но история знала последовательность случаев, в то время, когда танк удачно таранил заведомо более тяжелый и замечательный объект — бронепоезд. Самый известен инцидент, случившийся 25 июня 1944 года на станции Тёмные Броды неподалеку от Бобруйска. Германский бронепоезд стоял на станции, замечательным огнем сдерживая наступление танкового подразделения.

В один из танков — Т-34 под руководством Дмитрия Комарова — попал боеприпас; заряжающий и начальник орудия были ранены, а башня повреждена. Выгрузив раненых, механик и Комаров-водитель Михаил Бухтуев направили танк конкретно на бронепоезд.

По пути танк снес два легких орудия, стёр с лица земли последовательность германских солдат (Комаров продолжал пламя из пулемета), а после этого на полной скорости, объятый огнем от очередного попадания, врезался в бронепоезд, стёрши с лица земли три орудийные площадки и обездвижив рельсовую машину-убийцу. Бухтуев при столкновении погиб, Комаров же остался в живых и через пара недель возвратился на фронт, где пал смертью храбрых в осеннюю пору того же года. Немцы, утратив бронепоезд, вынуждены были отойти, покинув станцию.

Создатель Тим Скоренко

Источник http://www.popmech.ru/weapon/45971-tankovyy-taran-oruzhie-smelykh/#full

источник: http://topwar.ru/57405-tankovyy-taran-oruzhie-smelyh.html

Танковый Таран / История и случаи во время ВОВ

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: