Самодельный самолет-биплан «кузнечик»

Самодельный самолет-биплан «кузнечик»

Выстроить собственный самодельный самолёт — биплан — это у меня мечта с детства. Но осуществить её я смог не так уж и в далеком прошлом, не смотря на то, что путь в небо проложил ещё в военной авиации, а дальше — на дельталёте. После этого выстроил и самолёт.

Но недочёт знаний и опыта в этом деле дал и соответствующий итог — самолёт так и не взлетел.

Неудача не то дабы отбила желание строить летательные аппараты, но остудила пыл основательно — уж довольно много было израсходовано времени и сил. А реанимировать это желание помог, в неспециализированном-то, случай, в то время, когда стало возмможно недорого купить кое-какие части от списанного самолёта Ан-2, известного больше в народе называющиеся «Кукурузник».

И приобрёл-то всего лишь элероны с триммерами и закрылки. Но из них уже было возможно изготовить крылья для лёгкого самолёта-биплана. Ну а крыло — это практически полсамолёта! Из-за чего решил строить биплан?

Да вследствие того что площади элеронов для моноплана было не хватает. А вот для биплана — в полной мере хватило, и крылья из элеронов Ан-2 кроме того мало укоротил.

Элероны стоят лишь на нижнем крыле. Изготовлены они из спаренных триммеров элеронов всё того же самолёта Ан-2 и подвешены на крыле на простых рояльных петлях. Чтобы повысить эффективность управления самолётом на протяжении задней кромки элеронов сверху приклеены древесные (сосновые) треугольные рейки высотой 10 мм и закрыты полосами обшивочной ткани.

Самолёт — биплан вспоминал как учебно-тренировочный, а по классификации относится к сверхлёгким аппаратам (ультралайтам). По конструкции самодельный биплан является одноместный одностоечный биплан с трёхопорным шасси с хвостовым управляемым колесом.

Подобрать какой-то прототип не смог, а потому решил проектировать и строить по классической схеме и, как говорят автолюбители, — без дополнительных опций, другими словами в несложном варианте с открытой кабиной. Верхнее крыло «Кузнечика» немного поднято над фюзеляжем (как парасоль) и закреплено чуть впереди кабины пилота на опоре, выполнен- ной из дюралюминиевых труб (от тяг элеронов Ан-2) в форме наклонной пирамиды.

Крыло — разъёмное, складывается из двух консолей, стык между которыми прикрывается накладкой. Комплект крыла — железный (дюралюминиевый), обшивка — полотняная с пропиткой эмалитом. Законцовки и корневые части консолей крыла также обшиты узким дюралюминиевым страницей.

Консоли верхнего крыла дополнительно подкреплены подкосами, идущими от узлов крепления межкрыльевых стоек к нижним лонжеронам фюзеляжа.

Приёмник воздушного давления закреплён на расстоянии 650 мм от финиша левой консоли верхнего крыла. Консоли нижнего крыла — также отъёмные, крепятся к нижним лонжеронам фюзеляжа (по бокам кабины). Зазоры между корневой частью и фюзеляжем прикрываются полотняными (пропитанными эмалитом) зализами, каковые крепятся к консолям на липучих лентах — репейниках.

Угол установки верхнего крыла — 2 градуса , нижнего — 0 . Поперечное V у верхнего крыла — 0 , а у нижнего — 2 градуса. Угол стреловидности у верхнего крыла — 4 градуса, а у нижнего — 5 градусов.

Нижние и верхние консоли каждого крыла соединены между собой стойками, выполненными, как и подкосы, из дюралюминиевых труб от тяг управления самолёта Ан-2. Каркас фюзеляжа самодельного биплана — ферменный, сварен из металлических тонкостенных (1,2 мм) труб наружным диаметром 18 мм.

Его база — четыре лонжерона: два верхних и два нижних. По бортам пары лонжеронов (один верхний и один нижний) соединены равным числом и одинаково расположенными подкосами и стойками и образуют две симметричные фермы.

Пары верхних и нижних лонжеронов соединены укосинами и поперечинами, но их местоположение и количество вверху и внизу обычно не совпадают. В том месте же, где расположение поперечин и стоек сходится, они образуют рамы. Сверху над передними прямоугольными рамами приварены формообразующие дуги.

Остальные же (задние) фюзеляжные рамы — треугольные, равнобедренные. Каркас обтянут неотбеленной бязью, которая после этого пропитывалась «эмалитом» домашнего изготовление — целлулоидом, растворённым в ацетоне. Это покрытие прекрасно зарекомендовало себя среди самодеятельных авиаконструкторов.

Передняя часть фюзеляжа биплана (до кабины) с левой по полёту стороны обшита панелями из узкого пластика. Панели — съёмные — для удобства доступа на земле к органам управления в кабине и под двигателем. Днище фюзеляжа — из дюралюминиевого страницы толщиной 1 мм.

Хвостовое оперение самолёта – биплана — хорошее. Все его элементы — плоские.

Каркасы киля, стабилизатора, высоты и рулей направления сварены из тонкостенных металлических труб диаметром 16 мм. Полотняная обшивка к подробностям рам пришита, а швы проклеены дополнительно полосами из такой же бязевой пропитанной эмалитом ткани. Стабилизатор складывается из двух половинок, каковые крепятся к килю.

Для этого над фюзеляжем через киль недалеко от передней кромки пропущена шпилька М10, а у задней кромки — трубчатая ось диаметром 14 мм. К корневым же стержням половин стабилизатора приварены ушки с секторными пазами, служащими для установки горизонтального оперения под требуемым углом, зависящим от массы пилота.

Любая добрая половина надевается ушком на шпильку и закрепляется гайкой, а трубка задней кромки — на ось и притягивается к килю расчалкой из металлической проволоки диаметром 4 мм. От редакции. Для исключения самопроизвольного поворота стабилизатора в полёте целесообразно вместо секторного паза в ушках выполнить пара отверстий под шпильку.

на данный момент на самолёте – биплана стоит винтомоторная установка с двигателем Уфимского моторного завода УМЗ 440-02 (такими моторами завод комплектует снегоходы «Рысь») с планетарным редуктором и двухлопастным винтом.

Двигатель количеством 431 см3 мощностью 40 л.с. с числом оборотов до 6000 в 60 секунд воздушного охлаждения, двухцилиндровый, двухтактный, с раздельной смазкой, трудится на бензине, начиная с Аи-76. Карбюратор — К68Р Совокупность воздушного охлаждения — не смотря на то, что и самодельная, но действенная.

Выполнена по такой же схеме, как у авиационных двигателей «Вальтер-Минор»: с воздухозаборником в форме усечённого конуса и дефлекторами на цилиндрах. Раньше на самолёте – биплане стоял модернизированный двигатель от подвесного лодочного мотора «Вихрь» мощностью лишь 30 л.с. и клиноремённой передачей (передаточное отношение 2,5). Но и с ними самолёт летал с уверенностью.

А вот тянущий двухлопастный моноблочный (из соснового переклея) самодельный винт диаметром 1400 мм и шагом 800 мм так до тех пор пока и не поменял, не смотря на то, что и планирую его заменить более подходящим. Планетарный редуктор с передаточным отношением 2,22… новому двигателю достался от какой-то иномарки.

Глушитель для двигателя изготовлен из десятилитрового баллона пенного огнетушителя. Топливный же бак вместимостью 17 литров — из бака ветхой стиральной машины — он из нержавеющей стали. Установлен за приборной доской.

Капот — из тонколистового дюралюминия.

Он имеет по бокам решётки для выхода нагретого воздуха и справа ещё лючок с крышкой для вывода шнура с рукояткой — ими осуществляется запуск двигателя. Винтомоторная установка на самодельном биплана подвешена на простой мотораме в виде двух консолей с подкосами, задние финиши которых закреплены на стойках передней рамки-шпангоута каркаса фюзеляжа. Электрооборудование самолёта — 12-вольтовое.

Главные стойки шасси сварены из отрезков металлической трубы диаметром 30 мм, а их подкосы — из трубы диаметром 22 мм. Амортизатор — резиновый шнур, намотанный на передние трубы стоек и трапецию каркаса фюзеляжа. Колёса главных стоек шасси — нетормозные диаметром 360 мм — от мини-мокика, у них усилены ступицы.

Задняя опора имеет амортизатор рессорного типа и управляемое колесо диаметром 80 мм (от авиационной стремянки).

Управление рулём и элеронами высоты — твёрдое, от ручки управления самолётом через тяги из дюралюминиевых трубок; хвостовым колесом и рулём направления — тросовое, от педалей. Постройка самолёта была закончена в 2004 году, и его испытал лётчик Е. В. Яковлев.

Самолёт – биплан прошёл техкомиссию. Совершал достаточно продолжительные полёты по кругу около аэропорта. Запаса горючего в 17 литров в полной мере хватает приблизительно на полтора часа полёта с учётом аэронавигационного запаса.

Очень консультации и полезные советы при постройке самолёта мне давали два Евгения: Шерстнёв и Яковлев, за что я им весьма благодарен.

(Создатель: С.ЗАНЮКОВ. г. Иваново)

Самодельный самолет

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: