Автоматическая пушка 2а42.

      Комментарии к записи Автоматическая пушка 2а42. отключены

Автоматическая пушка 2а42.

Разработчик: Тульское КБ приборостроения
Страна: СССР
Принятие на вооружение: 1980 г.

30-мм автоматическая пушка 2А42 создана в Тульском КБ приборостроения под управлением В.П.Грязева. Неспециализированное управление осуществлял А.Г.Шипунов. Первые опытные образцы пушки были изготовлены на Тульском машиностроительном заводе во второй половине 70-ых годов двадцатого века.

На этом же предприятии было развернуто серийное производство.

Автоматика пушки основана на применении энергии пороховых газов, отводимых через боковое отверстие в стволе. Для уменьшения упрочнения отдачи пушки ствол амортизирован и при выстреле откатывается на 30-35 мм. Пушка 2А42 закрепляется на установке без движений, что упрощает подвод патронных лент к пушке.

Стрельба из пушки 2А42 ведется как одиночным, так и автоматическим огнем, малым — 300 выстрелов в 60 секунд и громадным — 550 выстрелов в 60 секунд, темпом. Перезаряжание при задержке стрельбы предусмотрено как ручное, так и посредством пиропатронов. Управление огнем может осуществляться механически и дистанционно, посредством электроспуска, от источника постоянного тока напряжением в 27В.

Пушка 2А42 надежно трудится в условиях дождя, пыли, обледенения, при температуре воздуха -50 до +50°С.

Пушка монтируется на военные машины БМП-2, БМД-2, БМД-3, БТР-90, на вертолеты Ка-50, Ка-52, Ми-28Н, может устанавливаться на другие объекты.

Пушка 2А42 имеет переменный селективное боепитание и темп стрельбы из двух патронных коробок, снаряжаемы бронебойными и осколочно-фугасными боеприпасами. Это разрешило на 30% повысить эффективность поражения наземных легкобронированных и воздушных целей. Боевая живучесть ствола пушки 2А42 разрешает произвести отстрел всего боекомплекта (500 снарядов) без промежуточного охлаждения и задержек.

Как на БМП-2, так и на военном боевом вертолете, пушечная установка надежно трудится в условиях повышенной запыленности.

Особенное внимание при проектировании вертолета В-80 (Ка-50) конструкторы ОКБ им. Камова уделили конструктивному решению и выбору пушечной установки. Остановились на 30-мм одноствольной пушке 2А42, созданной тульским КБ, которая была создана для бронетанковой техники и употреблялась на военных машинах десанта и пехоты.

Ответ установить на вертолет «танковую» пушку вместо простой авиационной сначала не было воспринято институтами и заказчиком индустрии. Но камовцы сочли использование пушки 2А42 на вертолете оправданным. Она имела двухстороннюю подачу патронной ленты, разрешающую выбирать нужный тип боеприпаса (бронебойный либо осколочно-фугасно-зажигательный) в зависимости от вида цели и, следовательно, более экономно расходовать боекомплект.

Пушка БМП, надежно трудящаяся в условиях сильной запыленности, пришлась как запрещено кстати на вертолете, потому, что спецификой его боевого применения есть ведение огня с предельно малых высот в условиях пылевых образований и независимое базирование на грунтовых площадках при ограниченных возможностях техобслуживания. Высокая начальная скорость боеприпаса (960-980 м/с) снабжала необыкновенную точность стрельбы и высокую бронепробиваемость (бронебойный боеприпас на дистанции 1500 м под углом 60° к нормали пробивает 15-мм металлическую броню). Высокая живучесть ствола разрешала создавать отстрел всего боекомплекта без промежуточного охлаждения, что в боевой обстановке имело возможность иметь важное значение.

При всех этих хороших качествах танковая пушка имела значительный недочёт — она весила намного больше, чем подобные авиационные. Перед конструкторами поднялась задача: разместить пушку на вертолете так, дабы сохранить ее преимущество — высокую точность стрельбы и компенсировать недостаток.

Расчеты продемонстрировали: при размещения пушки в носовой турели отдача при стрельбе будет оказывать значительное действие на вертолет, что, во-первых, потребует важного усиления конструкции фюзеляжа и, во-вторых, снизит точность стрельбы. Установить пушку под фюзеляжем не представлялось вероятным, поскольку наряду с этим недопустимо увеличилась бы неспециализированная высота автомобили. Решено было поставить ее недалеко от центра весов со стороны правого борта между подредукторными шпангоутами — в самом прочном и твёрдом месте фюзеляжа.

Такая компоновка уменьшала влияние сил отдачи на вертолет и снабжала максимально высокую точность стрельбы, в четыре раза превышающую точность стрельбы вертолетов Ми-28 с такой же пушкой 2А42 и втрое — АН-64А с пушкой М230. Ограничение угла отклонения пушки по азимуту наряду с этим компенсировалось свойством вертолета соосной схемы во всем диапазоне скоростей полета делать поворот с угловой скоростью, не уступающей скорости поворота оружия существующих установок.

Так обеспечивалась возможность наведения пушки на цель по азимуту корпусом вертолета. Для пушечной установки был выбран гидравлический следящий привод, что, в отличие от электрического, использованного на Ми-28, имел большее быстродействие и меньший удельный вес, а помимо этого частично демпфировал колебания оружия при стрельбе и, в связи с малым энергопотреблением, не «сажал» электрическую сеть вертолета при работе.

Патронные коробки установили в фюзеляже вертолета, что разрешило, если сравнивать с Ми-28, в два раза расширить боекомплект и отказаться от эластичных рукавов питания — постоянной обстоятельства задержек в стрельбе. Расход снарядов не приводил к трансформации центровки вертолета. Для изучения влияния стрельбы из пушки, дульный срез которой был рядом с кабиной летчика, на конструкцию вертолета в КБ приборостроения были безотлагательно совершены наземные опробования.

На уже существующий стенд для отработки пушки 2А42 на БМП была установлена натурная кабина В-80. Кроме аппаратуры, замеряющей давление, другие параметры и вибрацию, эксперты КБ приборостроения применяли и «домашние» способы оценки: к примеру, контролировали, упадет ли при стрельбе покинутый на кромке приборной доски гаечный ключ. Опробования подтвердили возможность размещения пушки рядом с летчиком — стекло кабины разрушилось лишь по окончании того, как дульный тормоз пушки был практически прижат к нему.

ТТХ:

Калибр, мм: 30
Число нарезов: 16
Ход нарезов, мм: 715,5
Живучесть ствола, выстр.: 6000
Протяженность пушки, мм: 3027
Масса пушки, кг: 115
Темп стрельбы, выстрелов/мин
— небольшой: 300
— большой: 550
Начальная скорость боеприпаса, м/с: 960
Упрочнение отдачи, кН (кгс): 40…50 (4000…5000)
Питание пушки: двухленточное
Перезарядка: пиротехническая и ручная
Кол-во пиропатронов перезарядки, шт.: 3

Автоматическая пушка 2А42.

Автоматическая пушка 2А42.

Пушка 2А42 на вертолете Ка-50.

Пушка 2А42 на вертолете Ка-50.

Пушка 2А42 на вертолете Ка-52.

Ударный вертолет Ка-50.

Пушка 2А42 в подфюзеляжной установке вертолёта Ми-28Н.

Макеты бронебойных выстрелов к пушке 2А42.

.

.

Перечень источников:
А.Б.Широкорад. История авиационного оружия.
Сайт «Уголок неба». 2004 г. страница: «2А42».

БМП «Курганец» в клочья разнесла автобус автоматической пушкой

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: