Корабли были 4-х орудийны. японский флот.

      Комментарии к записи Корабли были 4-х орудийны. японский флот. отключены

Корабли были 4-х орудийны. японский флот.

Еще во второй половине 20-ых годов XX века, в то время, когда лихорадочное строительство “вашингтонских крейсеров” достигло кульминации, узнаваемый британский военно-морской справочник “Джейнс файтинг шипc” отметил недостаточную тактическую обоснованность этого типа судов. “Вряд ли какая-либо из держав избрала бы для постройки типы крейсеров, подобные “Кенту”, “Пенсаколе”, “Наки” либо “Турвилю”, если бы проектирование их было вольно от нормирования, — указывалось в статье. — Предоставленные сами себе, эти державы предпочли бы избрать тип крейсера, самый соответствующий их национальным потребностям при исполнении многообразных задач, ложащихся на крейсеры, но сейчас все державы связаны особенным видом “соперничающей близорукости”. Справедливости для напомним, что эти слова в мельчайшей степени относились к японским тяжелым крейсерам…

И вправду, при проектировании тяжелых крейсеров во Франции, Англии, США и Италии все время имелись в виду действия на океанских торговых дорогах. Так, французы, разрабатывавшие собственные тяжелые крейсеры во время ухудшения франко-английских взаимоотношений, предназначали их для уничтожения британских торговых судов.

Британцы ответили на это тяжелыми крейсерами, призванными защищать коммуникации; бронирование и быстроходность они принесли в мореходности дальности и жертву плавания, Для борьбы с британскими крейсерами американцы спроектировали тяжелые крейсеры, каковые несли большее число орудий, имели больший вес бортового залпа и громадную скорость хода. Итальянцы проектировали собственные тяжелые крейсеры для охраны средиземноморских коммуникаций от нападения французских “вашингтонских крейсеров”.

И только японцы сначала отказались от для того чтобы взора и создали замечательный контркрейсер “вашингтонский крейсер” с хорошим артиллерийским и бронированием и торпедным вооружением, предназначенный не для операций на коммуникациях, а для истребления вражеских крейсеров того же класса. И, как ни парадоксально, прототипом для этих судов послужил крейсер, водоизмещением и размерами не превосходивший фаворит эсминцев.

Будучи участницей Вашингтонского морского соглашения, Япония дала согласие на ограничение суммарного тоннажа собственных тяжелых крейсеров 108 400 тоннами. Стремясь “втиснуть” в эту величину большую огневую мощь, японские конструкторы сначала постарались создать предельно легкие суда с большим артиллерийским оружием. Ими стали Фурутака и “Како”.

Спущенные в 1925 году, они при водоизмещении 7100 т должны были нести шесть 203-мм орудий, 76-мм броневой пояс и 51-мм палубу. Но уложиться в такое водоизмещение не удалось, и первые японские тяжелые крейсеры оказались 9150-тонными.

За ними во второй половине 20-ых годов XX века последовали “Аоба” и “Кинугаса” — усовершенствованные Фурутаки: 203-мм орудия на этих судах были установлены не в одно-, а в двухорудийных башнях, а 76-мм зенитки заменены 120-мм. При стандартном водоизмещении 9380 т эти суда развивали 33,3 узла и несли шесть 203-мм- орудий, восемь торпедных труб, броневой пояс в 76 мм и палубу в 51 мм.

Осознав, что рвение к большому облегчению судов ведет к понижению их боевых качеств, Хирага в следующей серии тяжелых крейсеров решил всецело применять лимит водоизмещения, отведенный вашингтонскими нормами на любой корабль — 10 тыс. т. Так показались известные японские крейсеры, заявленные “непотопляемыми”, — Миоко, “Наки”, “Хагуро” и “Асигара”.

Первоначально крейсера должны были нести 5 2-х орудийных башен. Но стремясь сократить вес, Хирага решил пойти на храбрый ход установив на крейсерах 4-х орудийные башни. Как продемонстрировала практика, при 4-х орудийных башнях на линкорах, вес понижался, но неприятности со сложностью конструкции никуда не девались. Но не пристало самураю жаловаться на ножны собственного меча, тем более что в данном вопросе — проектирование 4-х орудийных башен для крейсера — кое-какие острые камни уже были обойдены.

Частично — на линкорах, частично — изучив документацию (не смотря на то, что и не бессчётную) по русским крейсерам типа Светлана по проекту несущих 4*4 130-мм орудия.

В отличие от Светланы, Миоко взяли смешанное башенное оружие: 2 4-х орудийные и одна 2-х орудийная (возвышенная) башня. Так, силуэты Миоко и Фурутаки(Аобы) были похожи.

Развитием типа Миоко, стал тип Такао (оружие 3*4 203-мм орудия), имеющего в отличие от прототипа другой силуэт. Сделав ставку на малозаметность собственных судов, японцы сконструировали не только корпуса крейсеров малыми, но и отказались от линейно-возвышенной схемы. Став малозаметнее, новые крейсера стали и страшнее — попадать в них в артиллерийском бою стало весьма тяжело.

***Авт. Изначально задумывал Такао с линейно-возвышенной схемой. Позже показалось, что такая схема может сказаться на остойчивости корабля, и крейсер взял линейную схему.

Но тут в голову пришла очередная альтернатива схожего сюжета, и практически в последний сутки снова возвратился к линейно-возвышенной схеме. В общем Такао у меня получается в двух вариантах, причем от одного возможно будет избавиться***

Развитием типа Миоко, стал тип Такао (оружие 3*4 203-мм орудия), продолжавшего традицию схожести силуэта.

В целях маскировки, на Такао, а позднее и Миоко два крайних орудия маскировались, а на Фурутаках дополнительные орудия наоборот оказались — вводя в заблуждение соперников.

Постройкой этих судов отведенный Японии лимит водоизмещения исчерпывался, и с 1930-х годов эта страна делала вид, что она разрабатывает лишь легкие крейсеры в соответствии с ограничениями Английского морского соглашения. Верная собственному начальному намерению иметь лишь истребителей неприятельских крейсеров, Япония под видом легких разрабатывала тяжелые крейсеры.

Основоположником этих необыкновенных судов стал крейсер Могами, поразивший в свое время многих морских экспертов. При водоизмещении 8500 т он нес неимоверно замечательное оружие — шестнадцать 155-мм орудий в четырехорудийных башнях линейно-возвышенной схемы!

Перегруженность появилась: на протяжении опробований в корпусах Могами и однотипных с ним “Микума”, “Судзуя” и “Кумано” стали появляться трещины в местах электросварки, обнаружился недочёт остойчивости судов. Во второй половине 30-ых годов двадцатого века все эти крейсеры подверглись основательной переделке: для улучшения остойчивости наварили внешние були, а в местах появления трещин усилили корпус, В следствии водоизмещение достигло 11 200 т, а скорость снизилась с 37 до 35,9 узла.

В 1937-1938 годах, в то время, когда над миром сгустились облака новой войны, Япония приступила к срочной модернизации некоторых собственных тяжелых крейсеров. На фурутаках одноорудийные башни заменили двухорудийными, а 76-мм зенитки — 119-мм. На миоках вместо 119-мм зениток поставили 127-мм, а четыре трехтрубных торпедных аппарата на основной палубе заменили двумя четырехтрубными на верхней. Позднее число торпедных труб на этих крейсерах было увеличено до 16.

В данный же период случилось и “превращение” легких крейсеров типа Могами в тяжелые: на них вместо 16 155-мм орудий поставили 12 203-мм, добавили еще один буль по ватерлинии, что увеличило ширину корабля, повысило водоизмещение до 12400 т и понизило скорость до 34,75 узла.

Со следующей серии усовершенствованных Могами — крейсеров Тоне и “Тикума” маска была совсем скинута: заявленные легкими крейсерами, они достраивались как тяжелые. Их особенность пребывала в том, что все 9 203-мм

(либо 12 203-мм орудий?)

были сосредоточены в трех башнях в носовой части корабля, благодаря чему корма была высвобожденной для взлета самолетов.

Наряду с этим конструктора поломали голову, возвратившись к 4-х орудийным башням. Так как 2-х башен и 8 203-мм орудий в полной мере имело возможность хватить тяжелому крейсеру, а в качестве если не хватит, предполагались варианты того чего хватит должно. К примеру, удлинив надстройку возможно было добавить еще несколько 127-мм зенитных орудий,

либо расширить численность авиагруппы.

Япония вступила во Вторую Мировую Войну, имея в строю 39 крейсеров (18 тяжелых и 21 легкий), да на протяжении военных действий ей удалось ввести в строй еще 4 легких крейсера. Так, в операциях японского флота участвовали 43 крейсера.

Если бы Япония в конце 30-х годов и дальше штамповала бы тяжелые крейсера, то движение ВМВ отправился бы непременно По другому (чего стоит выведение крейсерами из строя американского линейного корабля Южная Дакота). Ранние удачи Японии были бы еще внушительнее, а наступление союзных сил на Тихом океане было бы значительно медленнее. Но Стране Восходящего Солнца решила делать ставку не на линейные корабли для бедных 2.0 (тяжелые крейсера), а на линейные корабли.

Причем не просто линейные корабли, а сверхлинкоры!

Проектирование сверхлинкора началось еще в первой половине 30-ых годов XX века. Японцы сходу решили не пролонгировать соглашения об ограничении размеров линкоров. Водоизмещение “восьмого чуда света” предполагалось равным 60-69 тыс. т — практически вдвое больше “вашингтонского” лимита.

Вот лишь каким чудесным образом света должен был быть линейный корабль?

В течение трех лет эксперты шепетильно и в полном секрете разбирали преимущества и недочёты 23 вариантов оружия, компоновки и бронирования. Главная борьба разгорелась между двумя вариантами супер линейного корабля.

Вариант 1 предполагал стремительный линейный корабль с 2 четырехорудийными башнями.

Не большое количество проигрывая в мощности залпа ГК (10880 вместо 12240 кг), линейный корабль побеждал в защите и скорости. Так как отказавшись от одной башни, корпус линейного корабля возможно было сократить. И тем самым снизив длину не бронированных оконечностей. Недочёт в ГК частично компенсировался установкой третьей башни со 152-мм орудиями

Но отринув классическую высокую скорость, Япония решила реализовывать вариант 2 сильный линейный корабль. Стандартная трехбашенная схема при 12 орудиях (3*4). Вес бортового залпа достигал 16320 кг.

Начатая в конце 1937 года постройка настойчиво попросила сосредоточения всех упрочнений индустрии и… полиции.

Результат всех упрочнений тяжело оценить конкретно. Непременно, Ямато и Мусаси являлись наибольшими и сильнейшими в мире артиллерийскими судами. Их 460-мм пушки стреляли боеприпасами весом практически в полторы тонны на любое обозримое с марсов расстояние.

Бронирование, выполненное по схеме “все либо ничего”, включало 410-мм наклонный пояс, еще более замечательные траверзы и самую толстую палубу (230-200 мм). Кроме того дно ужасной “коробки” было защищено 50-80-мм плитами. Лобовая плита башен имела толщину 650 мм — самая толстая броня, когда-либо устанавливавшаяся на боевом корабле!

Сильный наклон пояса еще более увеличивал сопротивляемость, и считалось, что ни один боеприпас в мире не имеет возможности пробить ее кроме того на минимальной расстоянии.

Вместе с тем в попытке сделать корабль неуязвимым конструкторы допустили последовательность просчетов. Так, основная противоторпедная переборка (кроме этого самая замечательная в мире — от 100 до 200 мм) крепилась к комплекту корпуса через чур ненадежно и при взрыве в пребывавшие за ней помещения. Сосредоточение весьма толстой брони в пределах цитадели стало причиной тому, что практически 2/3 длины корабля оставались фактически неприкрытыми.

Однако линейные корабли типа Ямато были замечательными военными машинами, очень страшными в равном бою с любым линкором мира, включая американские вашингтоны и айовы. Тем более что соперники Японии и не подозревали, как их неприятель силен. Морские аналитики США предполагали, что японцы не отправятся дальше 16-водоизмещения и дюймовок в 40 000 т. Так что японским кораблестроителям нужно дать должное — они сделали все либо практически все возможное.

Слово оставалось за адмиралами.

И тут ученики и потомки самураев известного Того опростоволосились. Еще в начале войны офицеры и лётчики авианосцев горько шутили, что на свете три самые громадные и ненужные вещи: египетские пирамиды. Великая китайская стенки и линейный корабль Ямато.

Флоту Страны восходящего солнца довольно часто не добывало присутствия на поле боя “хасирского флота”, как неуважительно именовали моряки соединение из 7 собственных самых сильных линкоров, находившееся на рейде у о. Хасира.

Императорский флот в World of Warships. Дневники разработчиков №5

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: