Авиация специального назначения вмф

      Комментарии к записи Авиация специального назначения вмф отключены

Авиация специального назначения вмф

Термин «авиация особого назначения ВМФ», в соответствии с трактовке «Военно-энциклопедического словаря»1 включает в себя летательные аппараты радиолокационного дозора, радиоэлектронного противодействия, заправки самолётов горючим в воздухе, траления мин, поисково-спасательные, связи и транспортные самолёты. В настоящем справочнике под этим термином понимаются кроме этого учебные,2 волнового управления, корректировочные, буксировочные и санитарные летательные аппараты.

Особая авиация (авиация особого назначения) шла рядом с боевой авиацией ВВС ВМФ фактически с момента её происхождения. В случае если доходить строго, то как раз с неё и началась Морская Авиация.

Первой авиачастью зарождавшейся Авиации Российского Императорского флота стала Умелая авиационная станция на Васильевском острове в Петербурге, основанная в августе 1912 г. Она являлась одновременно учебным и умелым подразделением, предназначенным для подготовки морских испытаний и авиаторов летательных аппаратов для флота. Но, в силу последовательности обстоятельств, Особая авиация ВМФ (СпА) осталась в тени собственных «боевых подруг».

В дешёвой литературе сведения о подразделениях и частях СпА весьма отрывочны, а обычно и вовсе отсутствуют. Авторами книги проделана громадная работа по систематизации и сбору информации о частях СпА ВМФ, но и на сегодня остаётся ещё довольно много «белых пятен» в их истории.

В середине 1920-х гг. прошлого века случилась специализация всей авиации, среди них и морской. Показались первые истребительные, бомбардировочные, разведывательные части. В начале 1930-х гг. начали появляться и первые части особой авиации.

Учебно-тренировочная авиация ВМФ

Не считая учебных частей школы Морской Авиации, в составе ВВС морей в конце 1920-х гг. были созданы учебно-тренировочные отряды (8-й, 87-й, 105-й ОТРЕНАО ВВС БМ, 88-й, 106-й ОТРЕНАО ВВС ЧМ, 3-й, 28-й ОТРЕНАО ВВС МСДВ). Все эти авиационные подразделения существовали при авиабригадах и были предназначены для обучения лётного состава, и поддержания им навыков в технике пилотирования. Это разрешало экономить моторесурс боевых самолётов.

Практически, к середине 1938 г. упоминания об этих учебно-тренировочных частях в составе ВВС флотов исчезают, и, предположительно, тогда же они были расформированы.

Повторно части учебно-тренировочной авиации показались на флотах весной 1940 г., в то время, когда на Балтике, Тихом океане и Чёрном море организовали 1-ю, 2-ю и 3-ю запасные авиационные эскадрильи. В июле 1941 г. все они были переформированы в 1-й, 2-й и 3-й запасные авиационные полки ВВС БФ, ЧФ и ТОФ.

В мае 1941 г., в один момент с этими авиачастями, на флотах организовали 2-й, 3-й и 1 -й учебно-резервные полки. На вооружении этих полков состояли фактически все типы летательных аппаратов, каковые имелись на вооружении строевых частей Авиации ВМФ. Уже в августе того же года все три УРАП были расформированы и обращены на укомплектование запасных полков ВВС флотов.

Скоро ситуация на театрах боевых действий заставила руководство ВВС ВМФ вывести все запасные полки из состава флотов и сделать их частями центрального подчинения.

В очередной раз части учебно-тренировочной авиации показались на трех воюющих флотах весной 1942 г., в то время, когда были организованы 7-я УАЭ ВВС БФ, 8-я УАЭ ВВС ЧФ и 11-я УАЭ ВВС СФ. В конце 1943 г. они были развёрнуты в 1-й, 2-й и 3-й УАП соответственно. В этих полках в обстановке, близкой к боевой, проводилась доподготовка лётного состава, прибывающего из авиационных училищ на флоты.

В конце 1945 г. эти учебные полки были расформированы, в связи с окончанием войны. С этого времени обучение лётного состава проходило лишь в морских авиационных училищах и в лётных частях Центральных лётно-тактических направлений усовершенствования офицерского состава Авиации ВМФ.

Развитие авиационной массовое перевооружение и техники частей ВВС ВМФ на реактивные самолёты вынудило руководство Морской Авиации снова отыскать в памяти о способах подготовки лётного состава конкретно на флотах. Во второй половине 1950 г. фактически при всех истребительных и минно-торпедных дивизиях были организованы учебно-тренировочные авиационные эскадрильи. Они были предназначены для переучивания лётного состава на поступающие на флоты самолёты Ил-15 и Миг-28.

Так, лишь на ТОФ их было 10 единиц. К началу 1954 г. все эти эскадрильи, как выполнившие собственное назначение, были расформированы. С этого времени учебно-тренировочных авиационных частей в составе флотов больше не было.

Корректировочная авиация ВМФ

В конце 1920-х гг. на Балтике и Чёрном море были организованы корабельные корректировочные авиационные звенья, каковые приписали к имевшимся в составе флотов линкорам и крейсерам. На вооружении этих звеньев поступили самолёты «Юнкерс» Ju-20, МУ-1 и КР-1 («Хейнкель» HD.55). В будущем корабельные авиазвенья взяли отечественные самолёты КОР-1, КОР-2 и МБР-2.

Эти самолёты употреблялись для ведения воздушной корректировки и разведки огня артиллерии судов флота.

На Чёрном море, по мере вступления в строй больших кораблей ВМФ (линейный корабль «Парижская Коммуна», крейсеров «Профинтерн», «Червона Красный» и «Украина Кавказ»), способных нести самолёты, звенья корабельной авиации были сведены в отдельный отряд корабельной авиации (потом переформированный в 34-ю авиационную группу ВВС ЧФ). Эти корабельные корректировочные авиачасти просуществовали практически до середины ВОВ (а на Тихом океане — впредь до 1945 г.), по окончании чего были расформированы.

На Тихий океан, где в начале 1930-х гг. ещё не было больших кораблей ВМФ, был перебазирован 7-й ОКОРАО, вооружённый летающими лодками МБР-4. В 1935 г. он был переименован в 60-й ОКОРМАО, а в середине 1938 г. на его базе была организована 57-я ОМРАЭ ВВС ТОФ.

В середине 1930-х гг., в дополнение к корабельным отрядам, пришли сухопутные корректировочные отряды. В декабре 1934 г. в составе ВВС БФ имелся 108-й отдельный артиллерийский летный отряд. Эта часть числилась в составе ВВС флота до 1937 г. Позднее к нему добавились 71-й ОКОРАО на Балтике, 70-й ОКОРАО на ЧФ, каковые перед войной были развернуты, соответственно, в 71-ю и 70-ю ОКОРАЭ.

На ТОФ одвременно с этим было организовано 8-е ОАЗ ПВО (с 1939 г. — 8-й ОКОРАО). Задачей данных частей стала корректировка огня корабельной и береговой артиллерии флотов. В осеннюю пору 1941 г. эти части были расформированы.

Во второй половине 1943 г. на флотах снова был организован множество корректировочных подразделений и частей: 13-я ОАРТАЭ ВВС БФ, 17-е ОКОРАЗ и 2-й ОАРТАО ВВС ЧФ, 29-я ОАРТАЭ ВВС СФ, 14-я ОАРТАЭ ВВС ТОФ и 11-й ОАРТАО АмВФ. На вооружении этих частей поступили современные самолёты Ил-2кор. Фактически все они к 1948 г. были расформированы, а их персональный состав и авиатехника обращены на комплектование корректировочно-буксировочных авиационных частей ВВС флотов.

Летом 1944 г. на базе отряда корабельных истребителей и отдельных корабельных авиационных звеньев ВВС ЧФ была организована 24-я отдельная эскадрилья корабельной авиации — единственная авиационная часть для того чтобы типа, вооружённая самолётами КОР-2 и Супермарин «Спитфайр». Но, в отличие от ВМС зарубежных стран, руководство советского ВМФ «не видело» в собственных замыслах корабельную авиацию, и в 1948 г. эта эскадрилья была расформирована.

Любопытно, что 13-я ОАРТАЭ ВВС БФ стала единственной частью особой авиации ВМФ, которая была награждена орденом Красного Знамени и удостоена почётного наименования «Клайпедская».

Отдельные части корректировочной авиации, просуществовали до середины 1960 г., в то время, когда были расформированы, на протяжении «предстоящего большого сокращения ВС СССР».

Буксировочная авиация ВМФ

Первоначально буксировочная авиация показалась на Тихом океане, в то время, когда в 1937 г. было организовано 27-е ОБУККОРАЗ, развёрнутое в 1940 г. в 27-ю ОБУКАЭ ПВО. Эта часть в мае 1941 г. была обращена на формирование 50-го СБАП ВВС ТОФ. В том месте же имелось 9-е ОАЗ ПВО, которое было расформировано в 1943 г.

Части буксировочной авиации на вторых флотах показались уже в середине ВОВ3 и делали ответственные функции обеспечения подготовки сил ПВО флотов при отработке стрельб по движущимся воздушным целям. В 1942-1943 гг. были организованы 7-е ОБУКАЗ (ОБУКАО) ВВС БФ, 3-е ОБУКАЗ (ОБУКАО) ВВС ЧФ, 1-й ОБУКАО ВВС СФ, 5-я ОБУКАЭ ВВС ТОФ.

За исключением ТОФ, где была организована сходу буксировочная эскадрилья, на Балтике, Чёрном море и на Севере 7-е, 3-е ОБУКАЗ и 1-й ОБУКАО лишь в 1944 г. были переформированы, соответственно, в 3-ю, 4-ю и 30-ю ОБУКАЭ. Но в послевоенное время они подверглись переформированию, вместе с корректировочными частями ВВС флотов, в единые корректировочно-буксировочные авиационные эскадрильи.

Их число кроме того пара увеличилось, за счёт переформирования 16-го ОТАО ВВС СФ в 23-ю ОБУККОРАЭ и формирования в составе ВВС СТОФ 231 -й (позднее — 257-й) ОБУККОРАЭ. Все эти части просуществовали впредь до середины 1960 г., в то время, когда, в рамках «предстоящего большого сокращения ВС СССР», они были расформированы.

В состав Авиаций флотов буксировочная авиация возвратилась в середине 1960-х гг., в то время, когда на всех четырёх флотах были организованы четыре (35-я, 48-я, и 188-я)4 отдельные авиационные эскадрильи пуска и подготовки самолётов-мишеней, вооружённые самолётами Ил-28. Не считая буксировки конусов, эти самолёты делали запуск планирующих и парашютных мишеней, для исполнения стрельб зенитной артиллерией и ЗРК ПВО флотов. В середине 1970-х гг. эти эскадрильи были преобразованы в отдельные отряды (звенья) пуска и подготовки самолётов-мишеней, каковые уже не имели в собственном составе самолётов, а лишь делали запуск летающих мишеней типа Ла-17.

Авиация волнового управления ВМФ

В начале 1930-х гг., в рамках создания «москитного флота», показалась мысль управления торпедными катерами без экипажей по радио. Она показалась заманчивой для управления ВМФ, и на оз. Копанское под Ленинградом была создана база ОсТехБюро по опробованию техники «волнового управления» (радиоуправления).

Рассматривались различные варианты применения, в качестве носителей аппаратуры ВУ, самолётов Р-5, «Савойя» S-626hc и, позднее, МБР-2. Предпочтение отдали летающим лодкам, каковые имели довольно широкие возможности размещения на борту громоздкой аппаратуры и, что важно, базирования неподалеку от баз торпедных катеров.

Оценив положительно результаты опробований аппаратуры ВУ, руководство Морской Авиации приступило к формированию первых лётных частей, вооружённых самолётами волнового управления. Так были организованы 1-й, 2-й и 3-й отряды волнового управления (по одному на БФ, ЧФ и ТОФ).

В последующем эти отряды были переформированы в 31-ю, 32-ю и 30-ю ОАЭ ВУ, а с середины 1938 г. эти части стали именоваться 58-й, 60-й и 63-й ОАЭ ВУ (в годы войны эти эскадрильи стали разведывательными частями) . Не считая них, имелись кроме этого 65-я ОАЭ ВУ на Чёрном море и 67-я ОАЭ ВУ на ТОФ, каковые в середине 1938 г. были расформированы. На СФ части авиации волнового управления не формировались, но на Тихом океане, не считая 63-й ОАЭ ВУ, имелось ещё семь отдельных авиазвеньев ВУ, разбросанных от Владивостока до устья Амура. Это возможно растолковать лишь тем, что, в условиях отсутствия достаточного количества больших кораблей ВМФ в составе ТОФ, его руководство собиралось топить «армады» японских крейсеров и линкоров на подходах к побережью советского Дальнего Востока при помощи радиоуправляемых торпедных катеров.

Не обращая внимания на то, что мысль боевого применения катеров волнового управления в годы ВОВ с треском провалилась, части самолётов-водителей торпедных катеров существовали в составе флотов впредь до 1947 г., в то время, когда были расформированы (честно говоря, всё это время они употреблялись только в качестве разведывательных и противолодочных).

Заправочная авиация ВМФ

В составе ВВС ВМФ особых частей заправочной авиации не было, но В первую очередь 1960-х гг. в составе ракетоносных и разведывательных полков были созданы эскадрильи и отряды самолётов-заправщиков, вооружённые Ту-16зщ. Это разрешило значительно увеличить радиус действия ударных и разведывательных самолётов. На Севере это разрешало самолётам Морской Авиации достигать Фареро-Исландс-кого предела, а на Тихом океане — Гавайских о-залива и вов Аляска.

направляться подчернуть, что совокупность крыльевой заправки была не самой успешной, исходя из этого дозаправке горючим в воздухе обучались, первым делом, самый подготовленные экипажи. Оснащение самолётов Ту-22р 15-го и 30-го ОДРАП ВВС БФ и ЧФ совокупностью дозаправки типа «штанга-конус», в условиях стеснённых ТВД Балтийского и Тёмного морей, не дала значительного прироста в дальности полёта самолётов.

В начале 1980-х гг. дозаправка горючим в воздухе в частях МА ВМФ неспешно сошла на нет. Самолёты Ту-16зщ были везде переоборудованы в постановщики помех Ту-16спс либо Ту-16е.

Стратегические самолёты Ту-95рц и Ту-142, не смотря на то, что и сохраняли возможности дозаправки, но, ввиду отсутствия в составе Морской Авиации самолётов-заправщиков, ЗМ и Ил-78 не делали её в воздухе.

Авиация радиоэлектронного противодействия ВМФ

В отличие от ВВС Советской Армии, в Морской Авиации имелось очень ограниченное число самолётов радиоэлектронного противодействия. Показались они в середине 1950-х гг., и на первых порах были представлены самолётами Ли-2, Ил-14 и Ил-28, с аппаратурой радиоразведки и РЭБ.

Не считая решения задач радио- и радиотехнической разведки, и радиопротиводействия, эти самолёты употреблялись кроме этого с целью проведения телеметрических наблюдений за пусками крылатых имитации и ракет головных частей АКР в интересах ПВО флота. Эти по подразделениям и авиационным частям РЭБ ВВС ВМФ, существующих сейчас, весьма скудные. Это разъясняется громадной степенью секретности, распространяющейся на . них.

Известно о существовании в составе ВВС БФ 12-го ОАО СпН и 37-го ОАО СпН, каковые стали предшественниками частей РЭБ в авиации флота. Подобный 37-й ОАО ОсНаз имелся в эти же годы на ТОФ. Информацию о наличии аналогичных подразделений и частей в составе ВВС СФ и ЧФ отсутствуют.

В начале 1960-х гг. все эти подразделения были расформированы, а их авиационная техника передана в части МРА и ТрА.

В начале 1960-х гг. на вооружение Авиации ВМФ стали поступать специальные самолёты радиоэлектронного противодействия Ту-16спс, Ту-16е. Из них в составе полков МРА на всех флотах были организованы эскадрильи РЭБ. Эти эскадрильи были предназначены для прикрытия боевых порядков ракетоносцев Ту-16к на маршруте и недалеко от цели.

В 15-м и 30-м разведполках Авиации БФ и ЧФ имелось некое количество самолётов-постановщиков помех Ту-22пп, каковые должны были закрывать Ту-22р полков.

В августе 1978 г. на аэр. Быхов, путём выделения из состава 170-го гв. МРАП и 240-го гв. МРАП эскадрилий радиоэлектронной борьбы, был организован 342-й летный полк РЭБ.

Он был включён в состав 57-й MP Преисподняя Авиации БФ и стал первой и единственной специальной авиационной частью радиоэлектронной борьбы в составе Авиации ВМФ.

Спустя два года полк стал отдельной частью Авиации БФ и был передислоцирован на аэр. Веретье (г. Остров).

В 1989 г. 342-й ОАП РЭБ был расформирован, а его подразделения снова вернули в состав 170-го и 240-го гв. МРАП.

С возникновением на вооружении МРА сверхзвуковых самолётов Ту-22м2 и Ту-22мЗ, появилась неприятность прикрытия их на маршруте и недалеко от цели самолётами РЭБ. Расчёты на поставки от индустрии самолётов Ту-22мп не оправдались, и в составе ракетоносных полков остались «старички» Ту- 16Ту е и- 16спс, но к середине 1993 г. все они были сняты с оружия. С этого времени Авиация ВМФ лишилась постановщиков помех.

Авиация связи ВМФ

Первые авиационные подразделения связи в составе ВВС ВМФ показались ещё в 1930-х гг. Так, на Дальнем Востоке имелись 10-е, 12-е ОАЗСВ АмВФ (вести войну) и 13-е ОАЗСВ ВВС ТОФ. К началу ВОВ в состав ВВС БФ и БелВФ входили 23-е и 24-е ОАЗСВ.

Все они были вооружены гидросамолётами МБР-2 (МП-1) и колёсными У-2 и Р-5. Во второй половине войны к имевшимся авиационным подразделениям связи добавились №ОАЗСВ АзВФ, 12-е ОАЗСВ ОнВФ, 7-я ОАЭСВ ВВС БФ, 8-й ОАОСВ (ОАЭСВ) ДнВФ, 9-й ОАОСВ ВВС ЧФ, 19-й ОАОСВ КаВФ. Основной задачей этих авиационных подразделений было осуществление связи между руководством группировок ВВС флотов и подчинёнными частями.

Помимо этого, они кроме этого делали транспортные перевозки на флотах. Не просто так в конце войны, в большинстве собственном, эти авиационные подразделения, вместе с звеньями и транспортными авиаотрядами, были переформированы в смешанные (транспортные) эскадрильи. Остальные подразделения связи прекратили собственный существование в 1948 г.

По окончании 1948 г. в архивной литературе имеются упоминания о существовании в составе ВВС ВМФ 225-го ОАЗСВ на Белом море и 124-й ОСАЭ (бывш. 10-й ОАОСВ) в составе АмВФ, но эти по ним весьма отрывочные. Обе они завершили собственное существование не позднее середины 1960 г.

Транспортная авиация ВМФ

К началу ВОВ в составе ВВС флотов имелись транспортные авиационные отряды: 17-й ОТАО ВВС БФ, 18-й ОТАО ВВС ЧФ, 16-й ОТАО ВВС ТОФ. К 1942 г. К ним добавились 16-й ОТАО ВВС БелВФ и 15-й ОТАО ВВС СТОФ. На вооружении этих подразделений состояли самолёты разных типов: ТераБайт-1, ТераБайт-3, Р-5, У-2 и другие.

Их основной задачей была доставка грузов и личного состава в интересах флотилий и флотов.

К середине 1944 г. большая часть этих авиационных отрядов было переформировано в отдельные смешанные авиационные эскадрильи, куда, не считая них, вошли кроме этого авиаподразделения связи, управления и санитарные. Так, на Балтике была организована 1-я ОСАЭ, на Чёрном море — 2-я ОСАЭ, на ТОФ — 122-я ОТАЭ.

В 1947 г. на базе этих эскадрилий были организованы отдельные транспортные авиационные полки. В последующие годы эти части претерпевали неоднократные преобразования.

К моменту развала СССР, в конце 1991 г. на каждом флоте имелось по одному транспортному авиаполку: 263-й ОТАП ВВС БФ, 917-й ОТАП ВВС ЧФ, 912-й ОТАП ВВС СФ и 593-й ОТАП ВВС ТОФ. Не считая них, имелись кроме этого отдельные авиационные отряды транспортных самолётов, каковые входили в состав полков и управлений дивизий ВВС флотов.

В послевоенное время соединения Морской Авиации последовательно перевооружались с самолётов У-2 и Р-5 на Ли-2 (С-47), Як-12, Ил-14, Ил-18, Ил-62, Ан-2, Ан-14, Ан-12, Ан24, Ан-26, Ан-72, Ту-104, Ту-134, Ту-154. Некое время в их состав входили подразделения вертолётов Ми-4.

Во время 1995-1998 гг. все транспортные полки ВВС флотов были переформированы или в смешанные, вместе с частями ПЛА, как это случилось на Балтике, Севере и Чёрном море, или в отдельную эскадрилью, как это было на Тихом океане.

По окончании декабря 2009 г. подразделения транспортных самолётов, базу которых составляли Ан-26 были включены в состав Авиационных баз, организованных на флотах5.

Санитарная авиация ВМФ

К началу ВОВ на всех флотах имелось по отдельному санитарному авиационному звену. На вооружении этих подразделений состояли самолёты МП-1 (МБР-2) и У-2. Эти подразделения осуществляли санитарные перевозки в интересах флотов. Время от времени их самолёты употреблялись в качестве связных и транспортных.

Не просто так к 1944 г. все эти санитарные авиазвенья, совместно со связными авиазвеньями, были обращены на формирование смешанных (транспортных) авиационных эскадрилий ВВС флотов.

Перегоночная авиация ВМФ

В начале 1950-х гг., в связи с перевооружением минно-торпедной авиации на новые реактивные самолёты Ил-28 и Ту-14, появилась необходимость перегонки новой авиатехники с авиазаводов на флоты. Так как части перегоночной авиации (1-й и 2-й АППС) прекратили собственное существование ещё в конце 1945 г., руководство ВВС ВМФ решило о сформировании в составе ВВС БФ, ЧФ и ТОФ (по СФ эти отсутствуют) особых перегоночных авиационных эскадрилий.

В 1951-1952 гг. были организованы 716-я, 765-я и 777-я ОАЭПС на Балтике, Тихом океане и Чёрном море соответственно. Лётный состав эскадрилий осуществлял перегонку авиатехники не только в строевые части собственных флотов, но и за предел (в Китай). К концу 1955 г., сделав собственное назначение, эти эскадрильи перегонки самолётов были расформированы.

Аварийно-спасательная авиация ВМФ

С момента собственного формирования и впредь до середины 1950-х гг. задача спасения экипажей Морской Авиации, терпящих бедствие над морем, практически, лежала на самих «утопающих». Особых частей, предназначенных для исполнения аварийно-спасательных действий, на флотах не было. Обстановка пара изменилась с середины 1950-х гг., в то время, когда в составе ВВС флотов показались специальные части аварийно-спасательной авиации.

Они были организованы на базе уже существующих разведывательных авиационных частей. Так, на Чёрном море показалась 237-я ОАСАЭ, на Севере — 232-я ОАСАЭ, а на ТОФ — 167-я ОАСАЭ. На вооружении этих частей состояли самолёты Бе-6 и вертолёты Ми-4, но в середине 1960 г. они были расформированы, или переформированы в вертолётные полки.

В середине 1960-х гг. на всех флотах в составе полков ракетоносной и разведывательной авиации были организованы аварийно-спасательные авиационные отрады (по одному отряду на флот). На их оружие поступили самолёты Ту-16, оснащённые совокупностью «Фрегат», в состав которой входили сбрасываемые в полёте спасательные радиоуправляемые катера без экипажей. Эти подразделения просуществовали до середины 1980-х гг., в то время, когда были расформированы.

К счастью, этим отрядам не пришлось на практике обосновывать собственное значение, за исключением фильма «Случай в квадрате 36-80», где самолёт Ту-16сп Авиации СФ «примерно-показательно» сбрасывал спасательный катер для спасения экипажа аварийной «американской» ПЛ.

В очередной раз попытка возродить аварийно-спасательную авиацию случилась в начале 1990-х гг., в то время, когда на аэр. Майгатка была организована 355-я отдельная смешанная авиационная эскадрилья (поисково-спасательная). В этом случае в качестве носителей катеров выступали самолёты Ан-12сп, а сами катера «Ёрш» должны были сбрасываться с командой спасателей.

Но в это «лихое время» стало не до спасения на море. Руководство ВВС ВМФ не имело возможности разрешить транспортным самолётам просто так «утюжить небо», не принося коммерческой пользы…

Во второй половине 1998 г. 355-я ОСАЭ ПС была переформирована в 184-й отдельный летный поисково-спасательный отряд, но и он в сентябре 1999 г. был расформирован, а его персональный состав и авиационная техника были включены в 310-й ОПЛАП ВВС ТОФ. На этом завершилась история спасательной авиации ВВС ВМФ.

Испытательная авиация ВМФ (СпН).

В большинстве собственном части испытательной авиации пребывали в ярком подчинении руководству ВВС ВМФ, но некое их число входило в состав Авиаций флотов. Не всегда вероятно определить назначение этих частей, поскольку, значительно чаще, они относились к режимным объектам и редко упоминались в документах того времени.

По большей части, такие авиачасти показалось в конце 1950-х — начале 1960-х гг. Это было связано с принятием на вооружение частей МТА ДД (будущей MP А) новых ракетных комплексов «Комета». Для подготовки экипажей самолётов носителей и, одновременно с этим, для экономии самих ракет, было обнаружено компромиссное ответ: выстроить на базе истребителей Миг-15 и Миг-17 аналоги ракет КС-1, управляемые лётчиками.

Эти самолёты, не считая простого управления, должны были иметь набор приёмопередающей радиоаппаратуры, соответствующий совокупности наведения, и управления ракеты. Они должны были в полёте входить в луч радиолокационной станции носителя, обнаруживать цель, и по командам направляться к ней до определённого удаления, в то время, когда пилот самолёта-аналога брал управление на себя. Такие аналоги, под наименованием СДК-5 и СДК-7 (СДК — самолёт-дублёр «Кометы»), были скоро созданы.

Из них на флотах организовали отдельные истребительные (отряды) и испытательные эскадрильи: №ОИАО при 57-й МТАД ДА. 502-я ОИАЭ СпН при 141 -й МТАД ВВС ЧФ, 108-й ОИАО (117-я ОИАЭ) при 3-й МТАД ДД, 3-й ОИАО (269-я ОИАЭ) при 143-й МТАД ДД ВВС ТОФ. Имеется информация, что, не считая самолётов-дублёров, в составе этих частей имелись простые истребители, каковые должны были закрывать ракетоносцы на маршруте и недалеко от пуска. Эти авиачасти прекратили собственное существование к середине 1961 г.

Не считая перечисленных выше, в 1950-1960-х гг. на флотах имелся ещё последовательность частей особого назначения, но информация о них очень ограниченная и не разрешает выяснить их назначения.

В раздел частей особой авиации авторы включили кроме этого эскадрильи и смешанные полки Морской Авиации, каковые имелись на флотах. Главное их описание даётся в тех разделах, каковые в основном соответствовали главному назначению частей (как, к примеру, при со 169-м гв. ОСАП ВВС ТОФ, что солидную часть собственной истории был бомбардировочным и ракетоносным полком).

Источники:

  1. Левшов П. В., Болтенков Д. Е. Век в строю ВМФ: Авиация ВМФ России (1910-2010). Справочник. — СПб., Особый выпуск альманаха «Тайфун», 2012. — 768 с.

Примечания:

  1. М.: Воениздат, 1984 [?]
  2. Части учебной авиации и последовательность особых подразделений и частей, в большинстве собственном, рассмотрены во втором разделе книги «Учреждения, соединения и части центрального подчинения ВВС ВМФ». [?]
  3. Эта обстановка приводит к удивлению. Вероятнее, авторы не смогли отыскать данные о существовании буксировочной авиации на вторых флотах в довоенное время. [?]
  4. Номер четвертой эскадрильи требует уточнения. [?]
  5. Любопытно, что при передаче в 2011 г. МРА, ИА и ША из состава МА ВМФ в состав ПВО и ВВС, страны транспортная авиация осталась в подчинении флотского руководства, не смотря на то, что из родов и других видов Армии ее одвременно с этим изъяли. [?]

День морской авиации ВМФ России

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: