И еще раз

      Комментарии к записи И еще раз отключены

Летом 1967 года, еще до сдачи флоту крейсера «Ленинград», основной конструктор Невского ПКБ Аркадий Васильевич Маринич взял с фельдъегерской почтой узкий конверт. В конверте обнаружился листок с масштабным цветным рисунком корабля, краткие характеристики и два листочка таких же кратких пояснений. В том месте же обнаружился документ, настоятельно советующий срочно, в самые малейшие сроки, спроектировать авианесущий корабль по этому изображению.

Кроме этого документ содержал пара номеров телефонов для «консультаций». Срок выполнения вынудил конструктора сказать пара крепких слов. Но подписи на этом необычном документе меньше всего были похожим чью-то нездоровую шутку.

За шесть месяцев до обрисовываемых событий где-то на служебной даче.

Сейчас «малое» Политбюро ЦК КПСС, собралось, дабы оценить «сюрприз» главы КГБ Андропова. Юрий Владимирович дотянулся магнитофонную ленту, сам заправил ее в аппарат и включил проигрывание.

— Послушайте, я не желаю слушать ваши сказки.

— Это не сказка. В КБ Яковлева идет проработка нового самолета с вертикальным взлетом. Причем сам Яковлев об этом не знает.

— Хм. Кроме того так. И что?

— Самолет разрабатывается по новой трехдвигательной схеме. В случае если учесть что рекомендации еще долго не сделают двигатель как на Хоукер Сидделей, то с этим вариантом

— Я пологаю, что это очередная «утка».

— Мне так не думается, господин.

— Прекрасно, напишите рапорт и держите меня в курсе

Обведя всех присутствующих взором, Андропов сообщил: «На лицо нарушение секретности, разбазаривание народных средств, какие-то делишки за плечами руководства».

— Дмитрий Федорович, — сказал Брежнев, ты у нас эксперт. Вот и разберись с Яковлевым и его КБ.

Андропов кашлянул и опять включил магнитофон.

— По некоторым данным русские собираются строить по поменянному проекту третий вертолетоносец типа Москва.

— И что?

— Корабль сможет принимать не только вертолеты. Опасаюсь что разработка КБ Яковлева именно

— Не рассказываете глупости.

— Но господин, в случае если русским удастся выстроить что-то наподобие авианосца?

— Они не будут. Их адмирал Горшкоф именует авианосцы оружием агрессии. Я не пологаю, что он независим в собственных суждениях.

Это главный курс их партии.

По окончании недолгого молчания Андрей Андреевич Громыко раздраженно увидел: «Деятели. Не будут.».

— Товарищи. Нужно предпринять кое-какие меры.

— Это, какие конкретно такие меры?

— Дмитрий Федорович, не кипятись. Пускай твои сотрудники поработают, прояснят дело.

— Верно Юрий Владимирович. И ваши эксперты пускай поработают. Константин Устинович со своим аппаратом также присоединится.

Через пара дней встретимся и обсудим опять это дело.

Через пара недель сразу после заседания Политбюро.

Дмитрий Устинов испытывал необычное чувство. И так как лишь дал перспективную оценку самолетов конструктора Мордовина. Но члены политбюро стали говорить лишь об этих авианосцах. Да и хрен бы с ними. У сухопутчиков также отыщут использование эти новаторские самолеты. Но взгляни ка. Авианосцы, досадное отставание.

К тому же данный хренов аналитик. Как он умело подвел всех к идее строительства авианосцев. Где они лишь его нашли.

Ничего еще повоюем.

Ничего не зная о сложных перипетиях в определении главного курса партии политическим управлением, Аркадий Васильевич Маринин спешно разрабатывал совсем новый корабль страны советов. Исходя из технического задания, корабль получался пара необычным. Всецело отсутствовала защита от подводных лодок. В случае если суда проекта 1123 оборудовались замечательной ГАС, то тут стояла обыкновенная «Вычегда». Отсутствовала защита от торпед в виде РБУ.

Оборонительный комплекс состоял лишь из восьми установок АК-726 и двух салютных пушек. Ни комплексов ПВО, ни крылатых ракет. Все оставлялось на авиацию. Но задание имеется задание.

Прошло менее года, в то время, когда готовый проект был представлен управлению.И еще раз

Не обращая внимания на противостояние Д.Ф. Устинова в первой половине 70-ых годов XX века в Николаеве был заложен авианосец «Киев». Действительно, адмирал Горшков внес предложение именовать корабль нового класса авианесущим крейсером.

Корабль был весьма похож на французский авианосец «Клемансо». Кое-какие отличия надстройки, антенных постов, а основное оружия не так кидалось в глаза. По окончании спуска корабля на воду партнеры по Североатлантическому альянсу практически завалили французов требованиями растолковать, для чего они реализовали этим русским чертежи собственного корабля вместе с тайным оборудованием.

Французский МИД кроме того настойчиво попросил от СССР объяснений. 23 марта 1973 года передовица «Правды» поместила громадную статью, в которой говорилось, что воспользовавшись открытыми публикациями, СССР осуществил постройку сомостоятельно корабля нового класса — первого в мире ТАВКРа (Тяжелого АВианесущего КРейсера).

Водоизмещение корабля составило — 22 300 тысячь киллограм стандартное; полное 32 500 тысячь киллограм;

Размеры, м: протяженность 265,0; ширина 31,7; осадка 8,6;

Основная энергетическая установка: паротурбинная с двумя валами мощностью, л. с. 90 000;

Скорость хода, узлов: 29;

Оружие: восемь 76,2-мм артиллерийская установок, два 45-мм орудия, 30 ЛА;

Электроника: обзорная радиолокационная станция «Фрегат», радиолокационная станция «Ангара-М», радиолокационная станция «Привод-СВ», четыре радиолокационные станции совокупности управления огнем «Турель», навигационные станции «Салгир», гидроакустическая станция «Вычегда», боевая информационно-управляющая совокупность, пара совокупностей пассивного и активного РЭП;

Экипаж, чел.: 1200 чел.

В том же 1973 и до конца 1974 года «Киев» проходил опробования в акватории Черного моря. В 1975 году корабль был включен в состав ЧФ СССР. Но с его авиационным оружием не все было нормально.

Первая пятерка Як-36М (потом Як-38) вместе с одним Як-36У прибыла на ТАВКР лишь во второй половине 70-ых годов двадцатого века. Потому, что СВВП аэрофинишеры и катапульты не необходимы, то «Киев» их не взял, но опыт полученный при изготовлении частей катапульты и аэрофинишеров был скоро использован при переоборудовании самого Киева 1143 и кораблей «проекта». По окончании получения авиагруппы начались интенсивные учения.

К Январю в 1-м корабельном штурмовом авиаполку, из состава которого комплектовалась авиагруппа ТАКР, насчитывалось уже 34 морских летчика. В один момент длилось совершенствование боевых возможностей ТАКР — в августе 1977 года был совершён опыт по возможности размещения на борту 37 ЛА в один момент. Через три года по окончании вступления в строй «Киев» прошел первое докование и планово-предупредительный ремонт.

Вот тут и вскрылись обслуживания и неучтенные особенности ремонта больших судов. МКУ обслуживали продолжительно, по причине того, что требовалось поддерживать повышенную готовность автомобилей. Было нужно учитывать и другие сложности.

Тогда же заменили часть установок АК-726 комплексом АК-630 и двумя установками «Оса-М».

В первой половине 70-ых годов XX века показалось распоряжение Совета Министров СССР о мерах по постройке авианосцев (АВ). Авианосец должен был нести минимально 28 истребителей с изменяемой геометрией крыла, четыре самолета дальнего радиолокационного наблюдения, два разведчика – постановщика помех на базе истребителя и четыре поисково-спасательных вертолета.

Из дополнительного оружия были покинуты четыре зенитных ракетных комплекса самообороны «Оса», четыре 30-мм шестиствольных зенитных автомата и четыре противоторпедных реактивных бомбомета. Дуэльная обстановка с американскими авианосцами кроме того не рассматривалась, задача-максимум советского авианосца – хотя бы нейтрализовать действия американской авианесущей группировки. Для исполнения данной задачи авианосец должен был функционировать в тесном контакте с морской ракетоносной авиацией наземного базирования и ударными подводными лодками.

Подготовленный Невским ПКБ аванпроект авианосца содержал восемь вариантов корабля с водоизмещением от 40 000 до 100 000 т. Летом 1973 года основной конструктор аванпроекта Аркадий Морин представил корабль главу МинОбороны Гречко в один момент с докладами основных конструкторов ядерных подводных ракетоносцев. Все три проекта деятельно поддерживал министр судостроительной индустрии Борис Бутома, вычислявший их базой будущего советского флота. В июле 1973 года Невскому ПКБ советовали для предстоящего проектирования вариант ядерного авианосца с самолетами катапультного взлета (истребители МиГ-23К и противолодочные П-42) водоизмещением 65 000 т.

Невское ПКБ подтвердило готовность заложить головной корабль в 1975 году. В первой половине 80-ых годов XX века должен был быть сдан флоту первый авианосец этого проекта, до 1986 года – еще один корабль. Вся программа (два авианосца, их авиационное оружие, обеспечение базирования, обучение личного состава и др.) оценивалась в 3,6 млрд. руб.

Но нежданно проектировщики приобрели новое задание. ТАВКР водоизмещением до 45 000 тон с простой силовой установкой. Позднее стало известно, что тут не обошлось без уже военного министра Д.Ф.Устинова.

Но торжество всесильного военного министра длилось до 1982 года, в то время, когда грянул Фолклендский конфликт. К тому времени на авианосце «Киев» пребывала полная несколько (19) самолетов ВВП. Последовавшая за окончанием конфликта командно-штабная игра распознала недостаточный боевой радиус яков.

Расширить дальность было возможно подвеской дополнительных топливных баков, но тогда номенклатура носимого оружия быстро уменьшалась. Действительно, с выходом в серию с середины 1983 года новых самолетов Як-38М данный недочёт удалось преодолеть.

К тому же летчики отдельного полка корабельной авиации освоили, и старт и короткий старт с проскальзыванием. Но самым главным было заметное превосходство простых, среди них и палубных, самолетов над Яком. Патовую обстановку имел возможность бы выправить новый самолет ВВП, что планировало делать КБ Яковлева, но его создание имело возможность затянуться на неизвестное количество лет, а это было через чур много. Да и СВВП все же был своеобразной машиной.

Требовалось безотлагательно принимать соответствующие меры.

Но тут выяснилась еще одна увлекательная вещь. В угоду СВВП все новейшие самолеты типа МиГ-29 и Су-27 были расписаны по сухопутным подразделениям и строились лишь в сухопутных вариантах. Более ветхие самолеты из-за того же Як-38 не имели корабельной модификации.

Вот тогда и «выплыл» положенный по сукно проект легкого корабельного истребителя МиГ-21 МК.

Его делали юные сотрудники КБ МиГ. Легкий, сверхзвуковой он как никто доходил и к уже готовой авиагруппе «Киева», так и к авиагруппам снова строящихся судов. Не смотря на то, что из-за носового воздухозаборника Миг-21 еле поддавался оморячиванию. Были опробованы разные компоновки, кроме того как у «Крестоносца» F-8

но, ни одна не удовлетворила создателей. И вот тут кто-то из молодых конструкторов «наткнулся» на рисунок китайского клона МиГ-19 – Q-5. Позаимствовав треть Як-38М в «легко поменянном» варианте, наконец, взяли искомое.

Но по окончании легкой паники было решено заняться оморячиванием МиГ-23. Главным вопросом корабельной модификации было усиление конструкции планера и шасси. Не смотря на то, что был один гаденький вопрос. Обзор из кабины МиГ-23 был никаким.

Но тут «ветхий МиГ» преподнес сюрприз. Уже опробованную кабину МиГ-21 МК посадили на носовую часть 23-его и она села как родная.

С опозданием более чем на год первый корабль проекта 1143 «Минск» вошел в строй.

Еще на протяжении строительства первого корабля проекта 1143 стало ясно, что эти ТАВКРы являются скорее промежуточными, чем полноценными авианосцами. И было решено выстроить более большой корабль, уже с ядерной силовой установкой.

гр. Ленинград — Нет, и ещё раз нет / Leningrad — No and No Again

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: