Тяжелый вооруженный катер «nieuchwytny». польша

      Комментарии к записи Тяжелый вооруженный катер «nieuchwytny». польша отключены

В начале 30-х годов XX века управлением ВМФ Польши было издано постановление о постройке четырех разведывательных катеров типа «N» для III дивизиона Речной флотилии ВМФ [1]. В соответствии с требованиям к будущему тяжелому вооруженному катеру (ciezki kuter uzbrojony – CKU), сформулированным руководством Речной флотилии, тип «N» должен был заполнить нишу между классом вооруженных катеров типа «KU» и канонерскими лодками типа «Z».

Первоначально проект имел следующие тактико-технические элементы: железный корпус из 3-4-мм страниц длиной не более 18 м, шириной 4,9 м, осадкой 0,50 м (0,60 м по винтам); бортовой 10-мм броневой пояс высотой 50 см, стены артиллерийской и командирской башен – по 8 мм, боевые посты, машинное отделение, топливные баки, артиллерийский погреб, палуба – по 6 мм; скорость не меньше 24 км/ч и дальность плавания в 1250 км. Артиллерийское оружие должно было складываться из 47-мм пушки «Гочкис» модель 85, размещенной в носовой бронированной башне с сектором обстрела не меньше 270°, и спаренных 13,2-мм пулеметов «Гочкис» модель 30 на спардеке.

На палубе предусматривались командирская башня и легкий наблюдательный пост (предлагалось поднимать его вверх вручную, а в боевой обстановке укрывать под палубой), легкая мачта для поднятия и радиоантенны флажных сигналов. Экипаж не более 16 человек. Из оборудования предусматривались речная лодка (4?1,1?0,5 м), радиотелеграфная станция с дальностью действия в 50 км и два сигнальных фонаря Ратьера.

Катер должен был снабжаться четырехрогим речным якорем, выбиравшимся посредством ручного шпиля. Цена одного катера оценивалась в 449 000 злотых в стоимостях 1931 года.

Предварительные модельные изучения продемонстрировали невозможность уложиться в условия технического задания, и конструкторы настаивали на повышении длины корпуса до 25 м. В следствии достигнутого компромисса, новый катер должен был смотреться так: протяженность корпуса 23 м, ширина 4 м, два дизельных двигателя по 225 л.с. любой, запас хода 18 часов на полной скорости в 24 км/ч (большая теоретическая скорость 27,5 км/ч), 40-мм орудие «Виккерс» мод. 28.

От установки спаренных 13,2-мм пулеметов отказывались, заменив их на башенку типа «Урсус» («Ursus») со стандартным для нее оружием из 37-мм орудия и 7,92-мм пулемета. Помимо этого, предлагалось внедрить последовательность новшеств – в частности, контрвинты для повышения КПД винтов и совокупность из трех соединенных рулей, поворачивающихся с различными угловыми скоростями (центральный длиной 1,75 м и два меньших боковых за винтами), для улучшения управляемости.

Наконец, 28 марта 1932 года был заключен соглашение Руководства ВМФ с Национальными инженерными фирмами (Panstwowymi Zakladami Inzyniernymi) на постройку речного катера типа «N». В октябре того же года прошли окончательные модельные опробования, каковые продемонстрировали, что при маленьких глубин реки, заказанные дизеля с мощностью по 225 л.с. британской компании «Beardmore Glasgow» окажутся недостаточными с целью достижения требуемой скорости в 24 км/ч.

Так, на глубине 2,5 м при скорости в 16 км/ч и на глубине 3,7 м при скорости 19 км/ч наступал быстрый рост сопротивления. В данной связи от компании «Beardmore» настойчиво попросили предусмотреть возможность установки на двигатели дополнительных воздушных компрессоров, каковые имели возможность бы повысить их мощность на 25%.

Тяжелый вооруженный катер «nieuchwytny». польша

С окончанием серии модельных опробований и внесением трансформаций в рабочий проект, в осеннюю пору 1932 года на Модлинской верфи под управлением инженера А. Потырала было начато строительство первого катера серии, взявшего наименование «Неухвытный» («Nieuchwytny» – «Неуловимый»). Зимний период 1933 года были взяты двигатели из Англии, и весной 1934 года катер готовься .

24-26 апреля прошли его сдаточные опробования, каковые продемонстрировали среднюю скорость в 23,86 км/ч (при глубине реки 4 м) и среднюю осадку в 52,5 см (51 см кормой и 54 носом). Опробования сочли успешными, но на небольшой воде замеры скорости не проводились по вине Модлинской верфи, якобы из-за неготовности мерной мили ввиду резкого падения и спешности испытаний воды в Висле.

27 апреля 1934 года на тяжелом вооруженном катере «Неухвытный» был поднят флаг ВМФ Польши, и боевая единица вошла в состав Речной флотилии. Первым начальником катера стал боцманмат Ч. Маевски. Не обращая внимания на то, что «Неухвытный» продемонстрировал приемлемую скорость на официальных сдаточных опробованиях, командующий флотилией командор В. Заянчковский уже через три месяца объявил, что скорость катера недостаточна для ответа тактических задач на Полесском театре и во многом зависит от глубин реки.

Достаточно необычное заявление «Князя Полесья», так как в то время «Неухвытный» был одной из самых быстроходных единиц во флотилии, уступая лишь глиссерам и существенно превосходя по скорости все мониторы, вооружённые катера и канонерские лодки. Одновременно с этим, калибр оружия был «заточен» для борьбы с легкобронированными и воздушными целями на расстояниях прямой наводки, и был совсем неэффективен против невидимых береговых целей и, тем более, против брони новых советских мониторов заказа СБ-37.

Тут напрашивается сравнение катера типа «N» с его потенциальным противником и ровесником – советским бронекатером проекта 1125. Владея весьма схожими размерениями, бронированием и осадкой, катера имели различную мощность двигателей (450 л.с у польского против 850 л.с. у советского). Соответственно, заявленная скорость у советских бронекатеров достигала 33-35 км/ч (громаднейшая теоретическая – 40 км/ч).

На практике же бронекатера проекта 1125 с двигателем ШУМ-34 не давали больше 22-23 км/ч, пожирая наряду с этим на полном ходу 140 л авиабензина в час. Может, это изношенные советские двигатели не давали паспортных 850 л.с.? Но так же обстояло дело в 1945 году и на бронекатерах проекта 1125 с новенькими ленд-лизовскими моторами «Паккард» 4M-2500-W-12 в 1200 л.с. – практическая скорость громаднейшего хода составляла 35 км/ч вместо теоретически вероятной 50 км/ч.

Согласно точки зрения автора, разгадка лежит в конструкции движителей. Дабы гребные винты на советском бронекатере не выступали из открытых тоннелей за линию дна, их диаметр было нужно уменьшить до 560 мм, а польские корабелы, не имея для того чтобы конструктивного ограничения, установили винты диаметром 700 мм (на 25% больше советских). Исходя из этого винты советских бронекатеров были гидродинамически легкими, почему большая мощность двигателя не могла быть использована оптимальным образом [2].

Так, практически двукратное преимущество бронекатера проекта 1125 в мощности двигателя из-за ограничений в конструкции гребного винта сводилось к нулю.

Казалось бы, что в оружии коммунистический «речной танк» гарантированно превосходит польский «речной броневик». При стрельбе по площадным целям – да, но при гипотетической артиллерийской «дуэли» с советским бронекатером «Неухвытный», как ни необычно, имел преимущество: у 40-мм автомата «Бофорс» L/60, установленного вместо «Виккерс» модель 28 во второй половине 30-ых годов XX века, практическая скорострельность достигала 100 выстрелов в 60 секунд с дальностью прямого выстрела 1125 м по цели высотой 2 м, а его бронебойные боеприпасы имели возможность с уверенностью поражать все посты советских бронекатеров, кроме саму башню Т-34.

76,2-мм орудие Ф-34 советского бронекатера с практической скорострельностью 6-8 выстрелов в 60 секунд имело дальность прямого выстрела 860 м. Не смотря на то, что в действительности бой между советским и польским бронекатерами не имел места, оценить действие скорострельной пушки на бронекатера проекта 1125 все же вероятно. 8 июля 1944 года бронекатера Днепровской военной флотилии БК-1, БК-223, БК-224 и БК-302 в сражении у Лахвинского перевоза на Припяти взяли повреждения от попаданий «термитных» снарядов германской 37-мм автоматической пушки. В донесении боевые повреждения бронекатеров характеризовались как

«выведенные из строя пульбашни на всех бронекатерах».

Имелись кроме этого пробития брони боевой рубки, подбашенного отсека с возгоранием боезапаса и пожар в моторном отделении. Огонь в ответ четырех 76,2-мм орудий бронекатеров результата не дал, поскольку правильное место засады автоматической пушки установить не удалось.

Возвратимся в 1934 год… Жалоба Заянчковского не осталась без внимания, и для установления обстоятельств падения скорости катера в Пинск прибыл инженер Потырала, что 15-16 сентября 1934 года совершил контрольные замеры скорости катера и установил, что, вправду, при глубинах 1,8-2,0 м «Неухвытный» развивал большую скорость 16,71 км/ч, а на глубинах 6-7 м – 21,25 км/ч.

Были проверены кроме этого маневренные возможности катера при смене скорости с «полный вперед» на «полный назад»: 22 секунды при перемещении по направлению течения реки и 20 секунд вверх по реке. Наряду с этим катер останавливался, пройдя расстояние в 2,5 длины корпуса. Разбирая результаты опробований, Потырала пришел к выводам, что достижение скорости катера в 24 км/ч на глубинах 1,5 – 3,7 м вероятно при следующих условиях:

  1. замена 700-мм винтов на 750-мм;
  2. увеличение суммарной мощности двигателей до 600 л.с. с применением воздушных компрессоров;
  3. удлинение корпуса сходу за машинным отделением на 3-4 м для улучшения дифферентовки уменьшения и катера осадки;
  4. изменение обводов носа катера на более острые, поскольку широкий шнобель приводил к большой мёртвой волне, тормозившую корабль.

На практике все ограничилось установкой новых 750-мм винтов, каковые при опробованиях в 1936 года на озере Городищенском дали прирост скорости всего 0,25 км/ч при оборотах двигателя 1130 в 60 секунд. Но для установки винтов увеличенного диаметра в корпусе было нужно сделать углубления, каковые, со своей стороны, стали причиной появлению на вибрации корпуса и максимальной скорости тряски. В итоге от вызывающих большие сомнения новшеств отказались – вернули ветхие винты и убрали углубления в днище. К весне 1939 года тактико-технические элементы катера «Неухвытный» были следующими:

  • • водоизмещение обычное 38,5 т;
  • • протяженность корпуса громаднейшая 23,0 м (по ватерлинии 22,7 м);
  • • ширина по миделю 4,0 м;
  • • высота борта 1,2 м;
  • • осадка обычная 0,53 м (полная 0,63 м);
  • • два 6-цилиндровых дизеля «Beardmore Glasgow» по 225 л.с. (при 1200 об/мин.);
  • • два гребных винта диаметром 700 мм;
  • • скорость 24 км/ч;
  • • запас хода 26 часов;
  • • бронирование: командирская башня – 12 мм, борт – 6 мм, палуба – 4 мм;
  • • одно 40-мм автоматическое орудие «Бофорс» L/60 в бронированной (8 мм) артиллерийской башне, имевшей створки в передней части крыши для стрельбы по воздушным целям;
  • • одно танковое 37-мм орудие «Пюто» SA-18 и 7,92-мм пулемет «Гочкис» примера 1925 г. в бронированной (10 мм) башне типа «Урсус»;
  • • экипаж – 18 человек.

«Неухвытный» должен был стать прототипом серии, но в поменянном пятилетнем замысле строительства судов для Речной флотилии, принятом во второй половине 30-ых годов двадцатого века, катера типа «N» отсутствовали вовсе – проект сочли неудачным.

Во второй половине 30-ых годов двадцатого века тяжелым вооруженным катером «Неухвытный» руководил поручик флота Ольгерд Корью, его ассистентом был боцманмат С. Марчиж.

В канун начала войны, 1 марта 1939 года из состава Речной флотилии был выделен Отдельный отряд реки Вислы. В числе немногих катеров, каковые удалось перебросить из Пинска [3], был и «Неухвытный». Габариты катера допускали его транспортировку по железной дороге, но был выбран водный путь через Крулевский канал, Нарев и Буг, поскольку катер еще буксировал жилую баржу К-5.

«Неухвытный» стал «флагманом» мелкого отряда, потому, что он был единственным кораблем под руководством офицера ВМФ. С 14 апреля 1939 года Отдельный отряд базировался в Модлине, с 20 июня – в Торуне, и, наконец, с 6 июля – в Брдустье. По окончании своевременного подчинения Армии «Поморже» Отдельный отряд усилил оборону мостов в нижнем течении Вислы в районе Тчев-Добжин.

До начала войны «Неухвытный» принимал участие в гидрографической разведке течения Вислы ниже Брдустья, поскольку оказалось, что имеющиеся германские и века и российские лоции начала безнадежно устарели.

Боевые действия для «Неухвытного» начались 2 сентября 1939 года с отражения воздушной бомбандировки пяти самолетов на ЖД мост у г. Фордон. В этом бою был сбит германский бомбардировщик, что записали на счет всех судов Отдельного отряда, но направляться подчернуть, что действенным оружием ПВО – 40-мм автоматической пушкой – владел лишь «Неухвытный».

Однако, пикирующим бомбардировщикам удалось добиться попадания в уже подготовленный к подрыву мост, и обломки ферм загромоздили фарватер. На следующий сутки катер принимал участие в эвакуации 2-го полка Старогардских легких улан через Вислу под Стрельцами, после этого, за армией, отошел вверх по Висле к Торуню и 7 сентября закрывал переправы около Влоцлавека. За KU-30, «Неухвытный» с постоянными посадками на мель шел вверх по реке.

На левом берегу начали появляться германские конные патрули. Для предотвращения захвата корабля соперником, по личному приказу начальника катера, «Неухвытный» был затоплен вечером 9 сентября ниже Плоцка в районе Поплацин. Катер не затонул всецело – над поверхностью воды возвышались крыша и командирская башня машинного отделения.

В польской историографии малый роль CKU «Неухвытный» в событиях 1939 года разъясняется, первым делом, непростыми гидрологическими условиями на Висле.

В осеннюю пору 1939 года «Неухвытный» легко был поднят немцами, британские дизели были заменены на германские «MAN» (2?180 л.с.) с новой совокупностью разводки выхлопных труб [4]. Узнаваемые на сегодня фотоснимки говорят о том, что оружие осталось прошлым, лишь крыша артиллерийской башни была демонтирована для улучшения условий работы расчета пушки. «Неухвытный» был введен в строй в качестве патрульного катера «Пионир» («Pionier») и употреблялся речной инженерно-саперной ротой «Висла» (Fluft-Pionier-Kompanie «Weichsel») на участке Модлин-Варшава.

В августе 1944 года польской группой сопротивления «Щупак» («Szczupak») Армии Крайовой планировалась операция по его захвату, но диверсия сорвалась из-за спешной смены катером стоянки. Считается, что «Пионир» учавствовал в подавлении Варшавского восстания в осеннюю пору 1944 г., обстреливая со стороны реки предместье Старе Място.

В декабре 1944 года «Пионир» был затоплен немцами у Плоцка при оставлении театра. Весной 1947 года поднят, отремонтирован в Плоцке и в осеннюю пору того же года включен в состав группы запасных судов ВМФ Польши под именем «Окун» («Okon» – «Окунь»). В 1955-1957 годах «Окун» нес работу в составе армий охраны границы (WOP) в Штеттинском заливе.

В первой половине 70-ых годов XX века исключен из состава флота и сдан на слом.

Литература

Bieniecki I. Ciezki kuter uzbrojony «Nieuchwytny» // «Okrety Wojenny», nr. 4/1993.
Borowiak M. Ciezki kuter uzbrojony «Nieuchwytny», scigacz rzeczny KU 30 // «Wielki Leksykon Uzbrojenia Wrzesien 1939». T.45. – Warszawa, 2014.
Zarzycki P. Niezrealizowane projekty okretow dla flotylli rzeczney w Pirisku // «Nowa Technika Wojskowa», nr. 11/1995.
Dyskant J.W. Oddzia) wydzielony «Wisla»: zarys dzialari bojowych OW «Wista» Flotylli Rzecznej we wrzesniu 1939 r. – Warszawa: Wyd. MON. 1982.
Pertek J. Wielkie dni matej floty. – Poznan: Wydawnictwo Poznanskie, 1981.
Groner E. Die deutschen Kriegsschiffe 1815-1945. Bd.8/1. – Munchen: Bernard Graefe Verlag, 1982.

  • [1] До 17 октября 1931 г. – Польская Пинская флотилия.
  • [2] Размер винта значительно влияет на загрузку двигателя. Так, при повышении диаметра винта всего на 5%, мощность двигателя нужно расширить на 30% чтобы получить то же число оборотов винта.
  • [3] Из Пинска на Вислу были кроме этого переведены быстроходный катер KU-30 («речной истребитель»), вооруженные катера KU-4, KU-5, связи и катер разведки KU-6, посыльные катера KM-12, КМ-13.
  • [4] Утверждение справочника Тренера об установке дизелей «Maybach Panzer III Otto» опровергается табличкой «MAN» на фотоснимках.

источник: Валерий СПИЧАКОВ «ТЯЖЕЛЫЙ ВООРУЖЕННЫЙ КАТЕР «НЕУХВЫТНЫЙ»» // «Арсенал-Коллекция» №8’2015

Польша отказалась покупать французские военно-транспортные вертолеты Airbus H225M

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: