Альтфлот 1906-1939: первые авианосцы россии.

      Комментарии к записи Альтфлот 1906-1939: первые авианосцы россии. отключены

Наконец-то пост про первые отечественные авианосцы, что я планировал выложить еще в прошедшем сезоне. Состав авиагрупп не очень сильно расписывал, по причине того, что они имеется вот тут – ударные самолёты и истребители.

Вопрос о постройке авианесущих судов для отечественного флота остро не стоял: вычисляли, основное – сохранить то, что осталось, и достроить то, что строилось. Но подписание Вашингтонского морского соглашения в первой половине 20-ых годов XX века фактически послужило толчком к постройке таких судов.

По условиям соглашения России отводилась квота в 75 000 т для постройки авианосцев; но, благодаря малого представления о возможности этих судов для русской делегации эта тема стояла на втором месте, исходя из этого Российская Федерация приняла ее без дискуссии. Но по окончании того как информация о таком положении ушла в штаб морских сил, это стало причиной переполох: нужно было обозначить собственные намеренья по судам для того чтобы класса.

Строить авианосцы Российская Федерация тогда не имела возможности, а также самые отчаянные головы осознавали, что еще лет 10 такая возможность не покажется (на стапелях копались с двумя оставшимися ЛКр типа «Измаил», каковые не смотря ни на что желали сохранить, и с 5 недостроенными легкими крейсерами). Переоборудовать гражданские суда кроме этого не весьма хотели из-за их низкой боевой устойчивости (в Российской Федерации принимали авианосцы как полноценные боевые суда, каковые смогут выдержать артиллерийский бой хотя бы с легкими крейсерами).

Оставалось лишь переоборудовать списываемые суда, благо проект соглашения это разрешал. На протяжении семи дней была создана рабочая группа, которая должна была обозначить переоборудуемые суда до окончательного подписания соглашения.

Условно все суда поделили на 3 группы:

  • – До-дредноуты;
  • – Броненосные крейсера типа «Рюрик»;
  • – Небоеспособные линейные корабли «Полтава» и поднятая «Императрица Мария», которая стала называться «Народовластие».

Первую группу отмели сходу из-за маленькой скорости и малого размера.

Дредноуты кроме этого не весьма впечатляли. «Полтаву» возможно было отремонтировать в течение года, но затраты и стоимость на перестройку «Народовластия» фактически равнялись постройке специального авианосца.

Оставались крейсера, каковые в документах конференции упрямо именовались линейными (кстати, это в итоге узаконили и в Российской Федерации) – их и выбрали. Обстоятельств было пара:

– протяженность этих судов составляла 171,2 м, при ширине 23 – это было не значительно меньше размеров «Полтавы» («Народовластие» к тому же проигрывала по длине);

– помимо этого, по предварительным подсчётам неспециализированное водоизмещение новых авианосцев составит 33 000 тысячь киллограм против 40 000 при переоборудовании любых вторых судов, что разрешало иметь больший лимит для постройки новых судов этого класса;

– важен был и тот факт, что «Рюрики» были элементарно стремительнее (правда ненамного).

В общем, за чемь дней до окончания конференции глава делегации Крылов сказал о намерении Русского страны перестроить в авианесущие суда (как раз таковой классификации придерживалась наша страна) два линейных крейсера (в морском ведомстве рукой на данный термин – все равно выводить из состава флота) «Адмирал Баян» и «Макаров».

Суда негромко вывели из состава флота фактически сразу после подписания соглашения, но проекта, как и технического задания на производство переоборудования, пока не было. В замысел работ на 1922 год поставили лишь снятие орудий ГК. Кстати, работы в первый раз в истории решили создавать прямо на Дальнем Востоке:

Во-первых, это имело возможность дать дополнительный толчок к формированию региона, притом в событиях 1917-1919 годов местное население продемонстрировало лояльность действующей власти.

Во-вторых, помощь в перестройке судов дали согласие дать пара американских верфей, а проведение работ во Владивостоке разрешало сократить транспортные издержки.

Из минусов: недостаточное оснащение только что созданного из разных мастерских «Дальсудзавода», недочёт классифицированных кадров и, как следствие, более долгий срок постройки.

Целый 1922 год несколько, в состав которой кроме этого входили генерал флота Крылов, инженер В.П. Костенко, и представители штаба, прорабатывала техзадание под имеющиеся «коробки». Наконец в декабре того же года организовали требования.

По предварительному проекту крейсера будут авианесущими судами с развитой надстройкой-островом (адмиралы категорически отказались принимать проект, где мостик где-то в том месте под палубой). Авиационная несколько должна была составлять 18–20 самолетов (равное количество разведчиков и истребителей-бомбардировщиков).

Большое количество вопросов позвала артиллерия. Изначально планировалась установить две облегченные башни со списываемых линейных кораблей – додредноутов «Андрей Первозванный» с двумя 203-мм орудиями, но тогда по соглашению количество орудий было ограничено; тогда сделали вывод, что 130-мм орудий в полной мере хватит, но их должно быть большое количество.

В конечном варианте их установили вместо бывших казематных 120-мм (7 с правого борта и 9 с левого); помимо этого, специально для этих судов спроектировали двухорудийные башни, каковые установили спереди и позади от острова. Кстати, на Сибирской флотилии они стали стандартными и для крейсеров. Основной броневой пояс, как и другое бронирование, оставшееся от «линейного» прошлого, кроме этого было решено демонтировать; вместо него борт (включая ангар), боевая рубка, башни и палуба должны быть прикрыты броней толщиной от 50 до 75 мм (этого посчитали достаточным для защиты от артиллерии ЭМ и легких крейсеров с громадного расстояния).

Было решено, что один корабль останется в составе флотилии, а один будет функционировать на Средиземном либо Тёмном морях. Но тут пряталась одна неприятность: формально ограничений на проход авианосцев в Босфоре не было, но они не указывались и в контракте о проливах, что имело возможность послужить предлогом заявить о его нарушении.

Исходя из этого пошли следующим методом – в классификации Русского флота официально авианосцев не было, они классифицировались как крейсера с авиационным оружием, одновременно с этим по Вашингтонскому соглашению они проходили как авианосцы. Турция которая усилинно развивала отношения с отечественной страной, дала согласие на российский подход, обозначив в дополнительной статье контракта о проливах эти условия.

Всецело проект, что разрабатывался коллективом во главе с В.П. Костенко, готовься к весне 1923 года. Действительно, полномасштабные работы смогли начаться лишь в следующем году, потому, что производственные мощности были заняты переоборудованием в учебный корабль крейсера «Рюрик».

Все же за 1923 г. смогли окончить демонтаж оборудования и ненужного вооружения.

Работы начались в апреле 1924, но закончились лишь в 1927. Обстоятельств для этого выяснилось большое количество: и недочёт финансирования из-за блокирования последовательности программ парламентом, и недочёт производственных мощностей на Дальнем Востоке.

Кроме этого, не обращая внимания на все ухищрения, судам было нужно все-таки проходить докование сроком по полгода; а потому, что док для того чтобы размера был до тех пор пока один, они проходили его попеременно, что кроме этого затянуло процедуру вступления в строй.

Переоборудование заключалось в следующем.

С правого борта установили новую надстройку шириной всего 6 м и объединённые дымовые трубы (количество котлов за счет перевода оставшихся на нефтяное отопление сократилось до 20). Для частичной компенсации дополнительного веса полетная палуба была пара вынесена посредством пиллерсов на левый борт.

Альтфлот 1906-1939: первые авианосцы россии.

Установка пиллерсов на авианосце «Адмирал Можайский» (видна уже организованная передняя стена ангара), июнь 1926 г.

В средней части корпуса организовали ангар размером 120?16 м и высотой 6 метров. По сути это было два ангара (истребительный и ударный), поделённые недалеко от «острова» подъемником размером 12?12 метров; еще один размером 12?10,5 м стоял сзади ангара, выход к нему шел через ворота.

Не считая уже обрисованного выше оружия установили 4 зенитные пушки Лендера на оконечностях и два новых 37-мм автомата.

Для сокращения пробега при содействии США установили 7 аэрофинишеров. Установку катапульты кроме того не рассматривали, так же как изначально не предусматривали продольные тросы; умелые пилоты притирали собственные аппараты без каких-либо неприятностей, не смотря на то, что между краем палубы и островом было всего 19 м, но в то время, когда стали готовить молодых пилотов – в 1929 в течение двух месяцев в остров впечатались три самолета У-2 каковые употреблялись в качестве учебных, слава всевышнему без жертв; в итоге 8 таких тросов все таки ввели.

Нужно подметить, что суда поменяли собственный наименование: авианосцы взяли в полной мере летабельные «Доктор наук Жуковский» и «Адмирал Можайский».

Сложнее было с авиагруппой. Старт программы развития палубной авиации был дан лишь в начале 1926, но к моменту вступления в строй удалось взять лишь истребители И-4К, а вот специальные ударные автомобили ШОН было нужно ожидать еще 2 года. Но, в качестве лёгких бомбардировщиков и разведчиков пробовали применять цельнометаллический разведчик Р-3, но всецело палубными они так и не стали.

Для подготовки летчиков будущих торпедоносцев применяли два ветхих английских H.P.19 Hanley, правда уже в 1929 они испортились.

Авианесущий крейсер «Адмирал Можайский» в 1931 г.

Для обработки палубного базирования применяли еще один корабль – бывшую нефтеналивную баржу «Самсон», поверх которой постелили 120-м палубу. На такое авиационно-опытовое судно кроме того поставили дизель, дабы оно имело возможность само ползать, но самое занимательное, что моря оно ни при каких обстоятельствах и не видело – все полеты происходили с акватории Амурского лимана; возможно заявить, что это был единственный речной авианосец.

Как уже говорилось, «Жуковский» в составе судов обеспечения перешел в осеннюю пору 1928 года на Черноморский флот, где он базировался в основном в Средиземном море. За все 10 лет работы на основную базу флота в Севастополе он заходил лишь 5 раз. В один из таких визитов в первой половине 30-ых годов XX века он прошел модернизацию с заменой казематных 130-мм на 6 двуствольных 100-мм лицензионных универсальных установок.

В отличие от итальянских орудий российские универсалки имели длину ствола в 56 кал., но из-за громадной массы таковой установки, которая ограничивала скорость наведения, в будущем применяли лишь одиночные пушки. На Дальнем Востоке подобную же операцию совершили и с «Можайским». В один момент поменяли авиагруппу: с 1933 года на палубе базировались оморяченные И-15, а с 1936 новый торпедоносец ШОН-2.

Посадка истребителя И-15 на палубу АвКр «Доктор наук Жуковский».

Во второй половине 30-ых годов XX века суда опять поставили на модернизацию, из-за которой увеличили кормовой подъемник, а в носовой части поставили 50-м катапульту 3К-1П, правда ее применяли очень редко. В принципе на этом все модернизации закончились (за исключением усиления МЗА в установки и годы войны РЛС «Редут-К»), потому, что уже в начале 1939 году в состав Южного флота (так с 1936 года нарекли ЧФ) вступил новый авианосец «Пересвет», а «Жуковский» отбыл к новому месту базирования – ВМБ Мурманск.

К началу войны оба авианосца без шуток устарели, применение новых палубных самолетов ДГ-60 было затруднено, в авиагруппу в большинстве случаев входили лишь 6 самолетов этого типа, а остальными ударниками были ветхие хорошие ШОН-2. Но, истребители Поликарпова на палубе прижились лучше, но и к ним весной 1942 присоеденились истребители на базе ДГ-60.

В итоге «Жуковский» планировали списать к 1943 году, в то время, когда вместо него должен был войти в строй авианосец типа «улучшенный Пересвет» проекта 71У; он был заложен на Новом Адмиралтействе летом 1939 года, но уже построенный корпус без шуток повредила германская бомбардировочная авиация и по окончании войны его разобрали. «Можайский» планировали оставить в строю продолжительнее для применения в качестве учебного, ТОФ негласно стал «кузницей» кадров для палубной авиации. Кстати, во второй половине 30-ых годов двадцатого века на Тихом океане уже был новый авианосец «Победа».

Но война скорректировала эти замыслы.

«Жуковский» начал сопровождать конвои уже с августа 1941 года; в принципе его действия были успешными до июля 1942 года, в то время, когда он в сопровождении крейсера «Адмирал Эссен» и дивизиона ЭМ вышел на поиски судов безрадосно известного конвоя PQ-17. Отряд, двигаясь на север в 200 милях от побережья о. Новая почва, нашёл и законвоировал транспорт «Олопана», но на советских судах не знали о том, что его фактически дни преследовала ПЛ U-255; начальник лодки поменял цель и в 1:05 8 июля произвел двух торпедный залп.

Одна из них попала в носовую оконечность «Жуковского», приведя к обширным затоплениям, вторая повредила рулевое отделение. Попытка закрыть пробоину мало что дала: когда корабль давал движение, поступление воды возрастало, и к утру было решено для спасения корабля посадить его на мель юго-восточнее мыса Северный Гусиный Шнобель.

В Мурманск корабль по окончании заделки пробоин отбуксировали лишь в августе, но все выяснилось напрасным: при осмотре в доке стало известно, что от взрыва торпеды были без шуток повреждены шпангоуты с 6 по 11, и полноценный ремонт в условиях армейского времени и Севера занял бы не меньше года. Исходя из этого его восстановление признали нецелесообразным, и до 1951 года он оставался в составе флота в качестве несамоходного судна на вторых ролях. Всего за год военных действий пилоты с этого корабля сбили 11 самолетов соперника, а ударные самолеты потопили одну и повредили 2 ПЛ соперника.

Авианесущий крейсер «Доктор наук Жуковский» в состава СФ, 1941 г.

Частично проблему утраты столь полезного корабля помогли решить американцы, передав по программе ленд-лиза в ноябре 1942 эскортный авианосец «Nassau» типа «Bogue»; вместе с ним кроме этого поступили поступили 20 истребителей F4F Wildcat (в начале 1945 американцы кроме этого поставили 12 Grumman F6F Hellcat для авиагруппы тихоокеанской «Победы»). Американское приобретение в составе флота стало называться «Штабс-капитан Нестеров».

Что касается «Можайского», то ему кроме этого было нужно повоевать на Севере. В состав экспедиции особенного назначения (ЭОН-18) вместе с крейсером «Енисей» и двумя ЭМ 7 проекта он совершил переход из Владивостока до пролива Югорский Шар, тем самым став одним из первых кораблей ВМФ, совершивших переход Северным морским путём с востока на запад. 24 октября 1942 г. он был официально зачислен в состав СФ.

На протяжении ВОВ «Можайский» сопровождал союзные конвои, принимал участие в набеговых операциях на коммуникации соперника. По окончании войны он оставался авианосцем впредь до 1951 года, в то время, когда ему на смену пришел новый корабль, после этого какое-то время употреблялся в качестве опытового судна, а после этого, 18 апреля 1956 года разоружён и переоборудован в плавказарму.

Бывший авианосец «Адмирал Можайский» в 1954 г. (башни ГК уже сняты).

30 июля 1960 года ветхий авианосец наконец был исключён из перечней флота, а после этого разобран на металл.

ТТХ на 1930 г.

Водоизмещение полное – 17 700 тысячь киллограм. Протяженность ? ширина ? осадка – 171,2?25?8,75 м. Бронирование – пояс, башни и броневая палуба до 50–75 мм. Двигатели – 2 ПТ мощностью 28 000 л.с., 20 универсальных котлов «Ярроу — Вулкан». Скорость – 25 уз. Дальность плавания – 5000 морских миль (на 16 узлах). Оружие – 20?130/55 АУ (2?2 в башнях, 16 одиночные в казематах), 4?76,2 Лендера, 2?37-мм ЗА обр.1928 г, 4 пулем.

Авиагруппа – 18 самолетов (8 И-15К и 10 ШОН).

ТТХ на 1939 г.

Водоизмещение полное – 17 650 тысячь киллограм. Протяженность ? ширина ? осадка – 171,2?25?8,75 м. Бронирование – пояс, башни и броневая палуба до 50–75 мм. Двигатели – 2 ПТ мощностью 28 000 л.с., 20 универсальных котлов «Ярроу — Вулкан». Скорость – 25 уз. Дальность плавания – 5000 морских миль (на 16 узлах). Оружие – 2?2 130/55 АУ, 6?2 100/56 Б-30, 5?37-мм ЗА, 4 пулем. ДШК.

Авиагруппа – 20 самолетов (10 И-15К и 10 ШОН-2).

ТТХ на 1943 г. (Адмирал Можайский).

Водоизмещение полное – 17 750 тысячь киллограм. Протяженность ? ширина ? осадка – 171,2?25?8,75 м. Бронирование – пояс, башни и броневая палуба до 50–75 мм. Двигатели – 2 ПТ мощностью 28 000 л.с, 20 универсальных котлов «Ярроу — Вулкан».

Скорость – 24,5 уз. Дальность плавания – 5000 морских миль (на 16 узлах). Оружие – 2?2 130/55 АУ, 6?2 100/56 Б-30, 4?45 мм, 7?37-мм ЗА, 4 пулем.

Авиагруппа – 22 самолета (11 По-3 либо F4F Wildcat либо ДГ-61 и 11 ШОН-2 либо ДГ-60).

Про гибель советских авианосцев. Кремлебот 10

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: