Вертолет-тральщик ми-14бт.

      Комментарии к записи Вертолет-тральщик ми-14бт. отключены

Разработчик: ОКБ Миля
Страна: СССР
Первый полет: 1973 г.Вертолет-тральщик ми-14бт.

Первыми применили вертолеты для разведки минных заграждений американцы на протяжении войны в Корее. В будущем в Соединенных Штатах на намерено оборудованных автомобилях HSS-1 и HSL-1 Белл и фирм «Сикорского» совершили опробования, каковые продемонстрировали, что если сравнивать с судами-тральщиками вертолеты владеют намного более скоростью траления и высокой манёвренностью, а возможность их повреждения при подрывах намного ниже.

К тому же, нашли и недочёты, самоё существенным из которых посчитали громадную зависимость вертолетов от погодных условий. Выработав собственные требования, ВМС США заказали в первой половине 60-ых годов двадцатого века компании Сикорского переоборудовать 20 SH-3A в винтокрылые тральщики RH-3D.

В СССР в 1955 году начались опробования умелого Ми-4БТ (буксировщик тралов), что в серию не отправился. В 1960-е годы на вооружение поступили Ка-25БШЗ (буксировщик шнуровых зарядов), используемые в настоящей боевой обстановке для разминирования Тонкинского залива и Суэцкого канала. При неспециализированном хорошем эффекте этих операций был распознан последовательность отрицательных моментов, а также несовершенство способов и методов траления.

Одновременно с этим, у «возможного соперника» показались новые морские мины, такие, как глубоководные (до 800 м) «Кэптор» Мк-60, средних глубин (до 300 м) IWDM, мелководные (до 100 м) «Куинстрайк» и SLMM Mk-67, для борьбы с которыми требовалась новая техника.

В первой половине 70-ых годов XX века один из первых Ми-14ПЛ переоборудовали в БТ. Из всего комплекса противолодочного оборудования и оружия сохранили лишь РЛС, индикатор которой переместили на приборную доску второго пилота, поскольку рабочее место навигатора кроме этого упразднили.

В задней части освободившейся грузовой кабины разместили совокупность дистанционного управления и буксировки тралами, сам буксировочный узел установили в проеме намерено созданного люка, слева от которого выполнили два дополнительных окна для наблюдения за тралами. Трудиться с ними предстояло новому участнику экипажа — оператору. Турбохолодильную установку совокупности кондиционирования воздуха вынесли на внешнюю сторону правого борта.

Для обеспечения точности траления употреблялась САУ-14. Не считая исполнения главной задачи, допускалась буксировка десантных и спасательных лодок.

Госиспытания Ми-14БТ проходили в Кировском. Они начались 23 января 1975 года и длились с перерывами для доработок до 4 мая 1979 года (ведущий инженер — И.Смородский, ведущий летчик-испытатель — В.Баракин). В ходе ГСИ отработали буксировку простых и глубоководных, контактного, разомкнутого, соленоидного, звукового, электромагнитного тралов, трала «намагниченная труба», и укладку шнурового заряда.

Как непростым был процесс траления, прекрасно видно из книги воспоминаний «Взлетная полоса длиною в судьбу.» бывшего помощника главы 3-го управления ГК НИИ ВВС п-ка В.Кондаурова:
«Траление — не полет, а также не работа, это мучения и лётчика и страдания вертолёта. Ми-14БТ обязан зависнуть на высоте 10 м над кормой судна-буксировщика, с борта которого моряки долгими крючьями ловят трос, спущенный оператором, и присоединяют к тралу. Медленным повышением шага винта достигается страгивание вертолета с места, для плавной выборки слабины троса, что фактически ни при каких обстоятельствах не удается, и вертолет, испытав сильный рывок, как бы «отлетает» на пара метров назад.

Повышением тяги двигателей, практически до большой, достигается начало перемещения. Потом решается тяжело выполнимая задача: и двигаться нужно, и трос не порвать. Исходя из этого траление производится со скоростью 20-30 км/ч на высоте полета 15-20 м. Траление мин на средней глубине и поверхности не аналогично по сложности с тралением около дна, в то время, когда трал цепляется и тащит за собой все, что в том месте попадается.

Вертолет нежданно дергается то в одну, то в другую сторону со ужасным скольжением; трос то ослабевает, то натягивается, как струна, и на приборе тягомера стрелка страшно прыгает до красной черты. Все усилия летчика направлены не только на то, как удержать вертолет в воздухе, но и как протащить трал по заданному маршруту, в то время, когда разворот — не разворот.

Это что-то похожее на то, в то время, когда бедное животное, тянущее из последних сил повозку, скользит копытами на одном месте по скользкой дороге и медлительно, дабы не завалиться на бок, уходит в сторону все больше. Какой же легкой и «воздушной» делается эта, достаточно тяжеловатая в воздухе машина, в то время, когда освобождается от собственной «упряжки». На вопрос инженера: — Как прошла работа? -ответ летчика: — С пользой. По крайней мере, все другое будет казаться «легкой прогулкой».»

Вертолет был рекомендован к запуску в серийное производство и принятию на вооружение. По имеющимся сведениям, в Казани выстроили 26 Ми-14БТ, с учетом переделанного из Ми-14ПЛ.

В ВМФ СССР вертолеты были распределены между ВВС всех флотов. Экипажам четырех Ми-14БТ из 872-го ОПЛВП довелось применить собственные навыки в настоящей боевой обстановке. В феврале 1984 г. вертолеты с отстыкованными лопастями были загружены на противолодочный крейсер «Ленинград», которому предстояло отправиться в дальний поход на собственную 14-ю боевую работу.

Она продолжалась до 16 июня и проходила по большей части у Йемена и берегов Эфиопии. Ми-14БТ летали вместе с Ка-25 с палубы корабля и участвовали в разминировании акватории Красного моря. По окончании возвращения на Родину многие члены экипажей летающих тральщиков были удостоены национальных призов.

В будущем в ГК НИИ ВВС проводились разные особые опробования Ми-14БТ. Среди них выделяется программа, совершённая недалеко от Североморска с 3 февраля по 14 апреля 1984 года, на протяжении которой определялась возможность траления в сложных метеоусловиях при обмерзании буксировочных устройств (летчики-испытатели А.К.Смирнов и Е.Г.Мухин, бортоператор В.В.Бубукин).

Фольксмарине (ВМС ГДР) во второй половине 70-ых годов двадцатого века взяли 9 Ми-14Э и 6 Ми-14БТ. Они поступили на вооружение морской вертолетной эскадры MHG-18 «Курт Бартель», базировавшейся на аэропорте Паров. Так как со времен Второй мировой в водах Балтики сохранилось много мин, то германским Ми-14БТ систематично приходилось заниматься их тралением. По окончании объединения Германии Вооруженные силы бывшей ГДР прекратили собственный существование.

На базе MHG-18 была создана новая несколько, вошедшая в состав Бундесмарине. Непродолжительное время все шесть Ми-14БТ использовались в качестве транспортных и поисково-спасательных, а один Ми-14Э — как учебно-тренировочный. Остальные вертолеты были законсервированы. 20 декабря 1991 года эксплуатация Ми-14 в Бундесмарине закончилась.

Два вертолета немцы реализовали в Соединенных Штатах, где они прошли тщательные опробования. Еще 9 автомобилей в первой половине 90-ых годов двадцатого века купила компания «Аэротек», а остальные 3 были переданы музеям.

ЛТХ:

Модификация: Ми-14БТ
Диаметр несущего винта, м: 21,29
Диаметр рулевого винта, м: 3,91
Протяженность, м: 18,38
Высота, м: 6,93
Масса, кг
-безлюдного: 8902
-большая взлетная: 13400
-большая взлетная: 14000
Внутренние горючее, л: 3795
Тип двигателя: 2 х ГТД ТВ3-117М
-мощность, л.с.: 2 х 1950
Большая скорость, км/ч: 230
Крейсерская скорость, км/ч: 215
Практическая дальность, км: 800
Радиус действия, км: 200
Практический потолок, м: 4000
Статический потолок, м: 1600
Экипаж, чел: 4.

Умелый Ми-14БТ на опробованиях.

Ми-14БТ из 830-го ОПЛВП ВМФ СССР на стоянке.

Ми-14БТ на стоянке. Вид позади.

Ми-14БТ из 830-го ОПЛВП ВМФ СССР на взлете.

Механизм крепления трала на Ми-14БТ.

Ми-14БТ перед приемом трала с корабля-тральщика.

Ми-14БТ ВМС ГДР.

Ми-14БТ ВМС Болгарии на стоянке.

Ми-14БТ ВМС Болгарии на стоянке. Вид позади.

Проекции Ми-14БТ ВМС ГДР. Рисунок.

Ми-14БТ ВМФ СССР. Рисунок.

Ми-14БТ ВМС Болгарии. Рисунок.

Ми-14БТ. Схема.

.

.

Перечень источников:
Е.И.Ружицкий. Вертолеты.
Время и Авиация. Александр Гаврилюк. Море и Вертолёт.
Техника и оружие. Анатолий Артемьев. Морские вертолёты.
Вадим Михеев. МВЗ им. М.Л.Миля 50 лет.
Александр Мельников. Современная авиация России. Ми-14.
Время и Авиация. Александр Брндарев, Игорь Величко. «Четырнадцатая» Миля.
Максим Старостин. Все вертолеты Мира. Миль Ми-14.
Крылья Отчизны. Вадим Михеев. Амфибия Ми-14.

Легендарные вертолеты Ми-26. Непревзойденный тяжеловоз (2014)

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Поисково-спасательный вертолет-амфибия ми-14пс.

    Разработчик: ОКБ Миля Страна: СССР Первый полет: 1974 г. В 1970 годах началась разработка поисково-спасательного Ми-14ПС. Первый опытный образец…

  • Транспортный вертолет ми-10.

    Разработчик: ОКБ Миля Страна: СССР Первый полет: 1960 г. Благодаря применению агрегатов Ми-6 проектирование вертолета В-10 завершилось во второй половине…

  • Ударный вертолет ми-28.

    Разработчик: ОКБ им. Миля Страна: СССР Первый полет: 1982 г. Концепция боевого вертолета в ходе формирования прошла долгий путь совершенствований и…

  • Противолодочный вертолет-амфибия ми-14пл.

    Разработчик: ОКБ Миля Страна: СССР Первый полет: 1967 г. Применять винтокрылую технику для борьбы с подводными лодками (ПЛ) начали еще в конце второй…

  • Поисково-спасательный вертолет ми-6пс.

    Разработчик: ОКБ Миля Страна: СССР Первый полет: 1966 г. Ми-6ПС был выстроен во второй половине 60-ых годов двадцатого века и предназначался для спасения…

  • Легкий многоцелевой вертолет ка-10.

    Разработчик: ОКБ Камова Страна: СССР Первый полет: 1949 г. В осеннюю пору 1948 года маленькой коллектив, собравшийся около Николая Ильича Камова, взял…