Ударный экраноплан-ракетоносец «лунь» (проект 903).

      Комментарии к записи Ударный экраноплан-ракетоносец «лунь» (проект 903). отключены

Разработчик: Алексеев
Страна: СССР
Первый полет: 1987 г.Ударный экраноплан-ракетоносец «лунь» (проект 903).

Разработка проекта экраноплана велась В первую очередь 70-х годов на базе аэродинамической компоновки и конструкции экраноплана «КМ» в ЦКБ по СПК им. Р.Е.Алексеева под управлением В.Н.Кирилловых. Заложили первый экраноплан «Лунь» в первой половине 80-ых годов XX века на умелом заводе «Волга», пребывавшим при ЦКБ в городе Неприятный (Нижний Новгород). 16 июля 1986 года был произведен первый спуск экраноплана на воду с последующим перенаправлением в город Каспийск для достройки аппарата и дальнейших испытаний.

В марте 1987 года первый экраноплан-ракетоносец «Лунь», несший на себе шесть контейнеров с управляемыми противокорабельными ракетами «Москит», был достроен и поступил на опробования. Мореходность «Луня» на взлетно-посадочном режиме была 5-6 баллов.

26 декабря 1987 подошли к концу национальные опробования. В первой половине 90-ых годов XX века экраноплан был передан в умелую эксплуатацию, которая завершилась через год — в первой половине 90-ых годов двадцатого века. Экраноплан «Лунь» входил в 236-й дивизион судов-экранопланов Каспийской флотилии.

Но начавшийся развал СССР уготовил для всех экранопланов и уникальной машины печальную участь. Обвальное сокращение армии, нарастающие экономические трудности поставили на прикол экранопланы «Орленок», а «Лунь» пробовали переделать в специальный поисково-спасательный вариант «Спасатель», но потенциальных клиентов эта машина не отыскала.

Экраноплан должен был быть оборудован не только особыми спасательными средствами, но иметь на борту ещё и госпиталь, талантливый принять 150 пострадавших. В критической ситуации на борт возможно было бы принять до 500 человек. Работы по этому проекту в 90-х годах из-за нехватки финансирования были заморожены при 75 % степени готовности судна.

Экраноплан «Лунь» создан по самолётной схеме моноплана с трапецевидным крылом в плане. Конструктивно корабль включает в себя корпус, крыло с концевидными шайбами и Т-образное хвостовое оперение с рулями управления. В носовой части «Луня» расположен горизонтальный пилон, на котором держатся в мотогондолах восемь основных двигателей НК-87.

Сверху корпуса под углом к горизонту установлены шесть контейнеров для противокорабельных ракет «Москит».

Корпус, имея высоту — 19 метров, длину — 73 метра, делится переборками на десять влагонепроницаемых отсеков. В средней части находится центроплан крыла, а под дном расположено гидролыжное устройство (используется при посадке). Корпус имеет три палубы, употребляющиеся для размещения расчёта и служебного оборудования ракетного комплекса. Выполнен корпус из прессованных панелей, листовых и профильных материалов из алюминиево-магниевого сплава.

Толщина обшивки — от 4 до 12 миллиметров.

Размах крыла 44 метра, а площадь — 550 квадратных метров. Оно выполнено цельнометаллическим и имеет многолонжеронную конструкцию. Крыло водонепроницаемо, не считая хвостовой части и закрылок. В четырёх отсеках крыла размещено горючее. Концевые шайбы имеют обтекаемую форму и являются цельнометаллические сварные конструкции.

Закрылки поделены на двенадцать секций и имеют клёпаную конструкцию из профилей и листов.

Стабилизатор цельнометаллический и имеет площадь 227 квадратных метров. Законцовка выполнена из пенопласта, а её внутренние поверхности и наружные облицованы стеклопластиком. Киль цельнометаллический и многолонжеронный, его обшивка есть сварной из прессованных панелей. Руль высоты представлен четырьмя секциями с каждого борта.

Руль направления складывается из нижней и верхней секции.

Нижняя часть корпуса защищена лакокрасочными покрытиями в сочетании с протекторной защитой от коррозии.

Новая противокорабельная ракета (ПКР) ЗМ-80 «Москит» ОКБ А.Я.Березняка, не имеет аналогов в собственном классе. Замечательная сверхзвуковая ракета с прямоточным маршевым двигателем была способна разрешить войти на дно любой боевой корабль государств НАТО. Ею В первую очередь восьмидесятых начали оснащать новейшие эсминцы типа «Современный».

Экранопланы, использую собственную высокую скорость, имели возможность бы наносить удары по судам соперника на просторах Тёмного и Балтийского морей и легко уходить от преследования.

ЛТХ:

Модификация: «Лунь»
Размах крыла, м: 44,00
Протяженность, м: 73,80
Высота, м: 19,20
Площадь крыла,м2: 550,00
Масса, кг
-безлюдного самолета: 243000
-макс. взлетная: 380000
Тип двигателя: 8 х ТРД НК-87
Тяга, кгс: 8 х 13000
Макс. скорость, км/ч: 500
Практическая дальность, км: 2000
Высота полета на экране, м: 1-5
Мореходность, баллов: 5-6
Экипаж, чел: 10
Оружие: 6 х ПУ ПКР ЗМ-80 «Москит».

Экраноплан-ракетоносец «Лунь».

Экраноплан-ракетоносец «Лунь».

Экраноплан-ракетоносец «Лунь».

Экраноплан-ракетоносец «Лунь».

Экраноплан-ракетоносец «Лунь».

Пуск ПКР «Москит».

Экраноплан «Лунь» на консервации.

Кабина экраноплана «Лунь».

Кабина экраноплана «Лунь». Место бортинженера.

Недостроенный экраноплан «Спасатель» проекта 09037.

Недостроенный экраноплан «Спасатель» проекта 09037.

Проекции экраноплана «Лунь». Рисунок.

Экраноплан «Лунь». Схема.

.

.
Перечень источников:
Летательные аппараты нетрадиционных схем. Экранопланы.
Г.Ф.Петров. экранопланы и Гидросамолёты России.
Издательство «Машиностроение» 2002 г. История конструкций самолетов в СССР 1951-1965 гг.
Морская коллекция. Суда могущие летать. Экранопланы советского ВМФ.
Центр Экранопланных разработок «Алсин». История развития экранопланов.
НИА «Нижний Новгород» (www.niann.ru). Недостроенный экраноплан «Спасатель» выведен из цеха на отстой.

Ударный Экраноплан Лунь — Проект 903, единственный в мире

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: