Учебно-тренировочный самолет у-8 «конек-горбунок».

Разработчик: В.Н.Хиони
Страна: СССР
Первый полет: 1923 г.Учебно-тренировочный самолет у-8 «конек-горбунок».

В декабре 1922 года Обороны и Совет Труда Русском Республики утвердил трехлетнюю программу восстановления авиационной индустрии. Часть средств была выделена для работы бывшего самолетостроительного завода А.А.Анатра в Одессе. Это национализированное предприятие приобрело статус Национальных авиационных мастерских № 7 (ШУМ № 7). Конструкторскую работу в мастерских управлял летчик-испытатель завода Анатра — В.Н.Хиони.

Применяя ветхие заделы самолетов «Анаде» и «Анасаль», в первой половине 20-ых годов двадцатого века в мастерских выстроили учебный самолет У-8 (Хиони № 5), взявший кроме этого наименование «Конек-Горбунок». Самолет хорошо летал, были к нему и стосильные двигатели «Fiat», исходя из этого достаточно легко решился вопрос с серийной постройкой.

Серия в 31 самолет была закончена к осени 1924 года. С 13 октября того же года приступила к работе рабочая группа по приемке автомобили. В начале работы рабочей группы лишь 19 «Коньков-Горбунков» были укомплектованы двигателями, а остальные 15 — разобраны и упакованы в коробки.

Заключение рабочей группы гласило, что серийный самолет в полной мере удовлетворяет техническим требованиям и «…возможно принят на снабжение Воздушного Флота в качестве школьного аппарата начального обучения.» Передача в эксплуатацию самолетов шла с поступлением денежных средств от трудящихся, участников Общества Друзей Воздушного Флота. Исходя из этого на некоторых автомобилях в соответствии с бытовавшей тогда традицией были нанесены надписи, раскрывавшие «обладателей».

Так показались автомобили «Ивановец», «Харьковский житлокооп» и другие. Самолеты с этими заглавиями употреблялись в пропагандистских полетах, на праздниках и авиационных неделях. Но как учебный «Конек-Горбунок» был не хватает пригодным.

Тем более, что в Петрограде, на заводе «Красный летчик» уже шла серия успешных учебных самолетов У-1.

Скоро поступило предложение применять новую машину как самолет-аэропыл для противодействия саранче и другими сельскохозяйственными вредителями. Тут «Конек-Горбунок», замечательно себя зарекомендовал и пролетал до конца 20-х годов. Вот как вспоминал о таких полетах известный коммунистический летчик Михаил Водопьянов: «В 1929 г. я в первый раз полетел в экспедицию по борьбе с саранчой не как бортмеханик, а как летчик.

Больше того, как начальник истребительного отряда, складывавшегося из двух самолетов… Самолеты у нас были «Коньки-Горбунки» (…) Мы взяли задание запылить на берегу Азовского моря (в Кубанской области) пять тысяч гектаров, зараженных саранчой плавней и налетать сто летных часов. Полеты по опылению производились лишь утром и вечером — при росе. Если бы летали днем, в то время, когда нет росы, яд с камыша сыпался бы на землю. Порошок весьма небольшой, при росе он садится на камыш ровным узким слоем.

Саранча, поедая камыш вместе с ядом, через некое время подыхает.» В тот год лишь отряд Водопьянова налетал более двухсот часов и стёр с лица земли саранчу на одиннадцати тысячах гектаров. «Коньки-Горбунки» так вошли в историю отечественной авиации как первые сельскохозяйственные самолеты.

Конструкция автомобили стандартная для начала 20-х годов — древесный каркас крыльев и фюзеляжа, обтянутый полотном. элероны и Хвостовое оперение из металлических труб. Причем элероны на некоторых «Коньках-Горбунках» были выполнены по типу самолетов «Лебедь», с характерным перегибом, увеличивающим жесткость.

Капот двигателя «Fiat» (100 л.с.) алюминиевый, борта первой кабины и гаргрот — из фанеры. Воздушный винт «Интеграл» диаметром 2,7 м. Киль самолета для парирования реактивного момента воздушного винта повернут влево на 1,5°.

Шасси из металлических труб каплевидного сечения с резиновой шнуровой амортизацией. Колеса, в большинстве случаев, без обтекателей, с открытыми спицами. Костыль древесный, ясеневый, ориентирующийся.

Топливные баки крепились под верхними плоскостями. Начальная емкость баков 45 л была потом уменьшена в связи с недостаточной жесткостью — до 40,5 л.
При применения самолета для работ по опылению, в передней кабине снималось второе управление и ставился контейнер для химикатов, соединенный через пол кабины с аэропылом. Окрашены все самолеты, за исключением первого умелого, в зеленый цвет, что и было отмечено в акте приемочной рабочей группе.

Напоследок хочется заявить, что «Конек-Горбунок» явился последним русским самолетом, в заглавии которого использована сказочно-былинная тема. До него использовались следующие заглавия: «Ковер-самолет» В.А.Татаринова (проект), «Жар-птица» (наименование газетной статьи о самолете А.Ф.Можайского), «Святогор» В.А.Слесарева и, само собой разумеется, «Русский Илья» и «витязь Муромец» И.И.Сикорского. Потом эту традицию постарался возобновить О.К.Антонов в собственных огромных транспортниках, назвав их «Руслан» и «Антей». Но это уже совсем вторая история…

ЛТХ:

Модификация: У-8
Размах крыла, м
-верхнего: 11,46
-нижнего: 10,00
Протяженность, м: 7,80
Высота, м: —
Площадь крыла, м2: 37,00
Масса, кг
-безлюдного самолета: 659
-обычная взлетная: 950
Тип двигателя: 1 х ПД «Fiat»
-мощность, л.с.: 1 х 100
Большая скорость, км/ч: 125
Практическая дальность, км: —
Cкороподъемность, м/мин: 100
Практический потолок, м: 3500
Экипаж, чел: 2
Серия: 31 экз.

Самолет У-8 «Конек-Горбунок». 1923 г.

Самолет «Конек-горбунок» с аэропылом, на протяжении подготовки к полету по борьбе с саранчой.

Самолет «Конек-Горбунок» с аэропылом на борьбе с саранчой. Дагестан. 1929 г.

У-8 «Конек Горбунок», купленный на средства рабочих г.Иванова, на лыжном шасси.

У-8 «Конек-Горбунок».

У-8 «Харьковский житлокооп».

Обитатели одного из северных поселков у самолета У-8 «Конек Горбунок».

У-8 «Конек Горбунок». Рисунок.

У-8 купленный на средства рабочих г.Иванова. Рисунок.

У-8 «Конек-Горбунок». Схема 1.

У-8 «Конек-Горбунок». Схема 2.

У-8 «Конек-Горбунок». Схема 3.

.

.

Перечень источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
И.Шелест. «Лечу за мечтой».
Крылья Отчизны. Михаил Маслов. Конек-Горбунок.
Сайт «Уголок неба». 2015 страница: «Хиони У-8».

Учебно-тренировочный самолет Як-152 совершил первый полет

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: