Разработчик: В.Н.Хиони
Страна: СССР
Первый полет: 1923 г.
В декабре 1922 года Обороны и Совет Труда Русском Республики утвердил трехлетнюю программу восстановления авиационной индустрии. Часть средств была выделена для работы бывшего самолетостроительного завода А.А.Анатра в Одессе. Это национализированное предприятие приобрело статус Национальных авиационных мастерских № 7 (ШУМ № 7). Конструкторскую работу в мастерских управлял летчик-испытатель завода Анатра — В.Н.Хиони.
Применяя ветхие заделы самолетов «Анаде» и «Анасаль», в первой половине 20-ых годов двадцатого века в мастерских выстроили учебный самолет У-8 (Хиони № 5), взявший кроме этого наименование «Конек-Горбунок». Самолет хорошо летал, были к нему и стосильные двигатели «Fiat», исходя из этого достаточно легко решился вопрос с серийной постройкой.
Серия в 31 самолет была закончена к осени 1924 года. С 13 октября того же года приступила к работе рабочая группа по приемке автомобили. В начале работы рабочей группы лишь 19 «Коньков-Горбунков» были укомплектованы двигателями, а остальные 15 — разобраны и упакованы в коробки.
Заключение рабочей группы гласило, что серийный самолет в полной мере удовлетворяет техническим требованиям и «…возможно принят на снабжение Воздушного Флота в качестве школьного аппарата начального обучения.» Передача в эксплуатацию самолетов шла с поступлением денежных средств от трудящихся, участников Общества Друзей Воздушного Флота. Исходя из этого на некоторых автомобилях в соответствии с бытовавшей тогда традицией были нанесены надписи, раскрывавшие «обладателей».
Так показались автомобили «Ивановец», «Харьковский житлокооп» и другие. Самолеты с этими заглавиями употреблялись в пропагандистских полетах, на праздниках и авиационных неделях. Но как учебный «Конек-Горбунок» был не хватает пригодным.
Тем более, что в Петрограде, на заводе «Красный летчик» уже шла серия успешных учебных самолетов У-1.
Скоро поступило предложение применять новую машину как самолет-аэропыл для противодействия саранче и другими сельскохозяйственными вредителями. Тут «Конек-Горбунок», замечательно себя зарекомендовал и пролетал до конца 20-х годов. Вот как вспоминал о таких полетах известный коммунистический летчик Михаил Водопьянов: «В 1929 г. я в первый раз полетел в экспедицию по борьбе с саранчой не как бортмеханик, а как летчик.
Больше того, как начальник истребительного отряда, складывавшегося из двух самолетов… Самолеты у нас были «Коньки-Горбунки» (…) Мы взяли задание запылить на берегу Азовского моря (в Кубанской области) пять тысяч гектаров, зараженных саранчой плавней и налетать сто летных часов. Полеты по опылению производились лишь утром и вечером — при росе. Если бы летали днем, в то время, когда нет росы, яд с камыша сыпался бы на землю. Порошок весьма небольшой, при росе он садится на камыш ровным узким слоем.
Саранча, поедая камыш вместе с ядом, через некое время подыхает.» В тот год лишь отряд Водопьянова налетал более двухсот часов и стёр с лица земли саранчу на одиннадцати тысячах гектаров. «Коньки-Горбунки» так вошли в историю отечественной авиации как первые сельскохозяйственные самолеты.
Конструкция автомобили стандартная для начала 20-х годов — древесный каркас крыльев и фюзеляжа, обтянутый полотном. элероны и Хвостовое оперение из металлических труб. Причем элероны на некоторых «Коньках-Горбунках» были выполнены по типу самолетов «Лебедь», с характерным перегибом, увеличивающим жесткость.
Капот двигателя «Fiat» (100 л.с.) алюминиевый, борта первой кабины и гаргрот — из фанеры. Воздушный винт «Интеграл» диаметром 2,7 м. Киль самолета для парирования реактивного момента воздушного винта повернут влево на 1,5°.
Шасси из металлических труб каплевидного сечения с резиновой шнуровой амортизацией. Колеса, в большинстве случаев, без обтекателей, с открытыми спицами. Костыль древесный, ясеневый, ориентирующийся.
Топливные баки крепились под верхними плоскостями. Начальная емкость баков 45 л была потом уменьшена в связи с недостаточной жесткостью — до 40,5 л.
При применения самолета для работ по опылению, в передней кабине снималось второе управление и ставился контейнер для химикатов, соединенный через пол кабины с аэропылом. Окрашены все самолеты, за исключением первого умелого, в зеленый цвет, что и было отмечено в акте приемочной рабочей группе.
Напоследок хочется заявить, что «Конек-Горбунок» явился последним русским самолетом, в заглавии которого использована сказочно-былинная тема. До него использовались следующие заглавия: «Ковер-самолет» В.А.Татаринова (проект), «Жар-птица» (наименование газетной статьи о самолете А.Ф.Можайского), «Святогор» В.А.Слесарева и, само собой разумеется, «Русский Илья» и «витязь Муромец» И.И.Сикорского. Потом эту традицию постарался возобновить О.К.Антонов в собственных огромных транспортниках, назвав их «Руслан» и «Антей». Но это уже совсем вторая история…
ЛТХ:
Модификация: У-8
Размах крыла, м
-верхнего: 11,46
-нижнего: 10,00
Протяженность, м: 7,80
Высота, м: —
Площадь крыла, м2: 37,00
Масса, кг
-безлюдного самолета: 659
-обычная взлетная: 950
Тип двигателя: 1 х ПД «Fiat»
-мощность, л.с.: 1 х 100
Большая скорость, км/ч: 125
Практическая дальность, км: —
Cкороподъемность, м/мин: 100
Практический потолок, м: 3500
Экипаж, чел: 2
Серия: 31 экз.
Самолет У-8 «Конек-Горбунок». 1923 г.
Самолет «Конек-горбунок» с аэропылом, на протяжении подготовки к полету по борьбе с саранчой.
Самолет «Конек-Горбунок» с аэропылом на борьбе с саранчой. Дагестан. 1929 г.
У-8 «Конек Горбунок», купленный на средства рабочих г.Иванова, на лыжном шасси.
У-8 «Конек-Горбунок».
У-8 «Харьковский житлокооп».
Обитатели одного из северных поселков у самолета У-8 «Конек Горбунок».
У-8 «Конек Горбунок». Рисунок.
У-8 купленный на средства рабочих г.Иванова. Рисунок.
У-8 «Конек-Горбунок». Схема 1.
У-8 «Конек-Горбунок». Схема 2.
У-8 «Конек-Горбунок». Схема 3.
.
.
Перечень источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
И.Шелест. «Лечу за мечтой».
Крылья Отчизны. Михаил Маслов. Конек-Горбунок.
Сайт «Уголок неба». 2015 страница: «Хиони У-8».
Учебно-тренировочный самолет Як-152 совершил первый полет
Увлекательные записи:
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Многоцелевой учебно-тренировочный самолет ут-3.
Разработчик: ОКБ Яковлева Страна: СССР Первый полет: 1938 г. Учебно-тренировочные самолеты ОКБ А.С.Яковлева УТ-1 и УТ-2 легендарны . На них обучались…
-
Учебный и сельскохозяйственный самолет у-8 «конек-горбунок». ссср
В декабре 1922 г. Обороны и Совет Труда Русском Республики утвердил трехлетнюю программу восстановления авиационной индустрии. Часть средств была…
-
Среднемагистральный пассажирский самолет ил-12.
Разработчик: ОКБ Ильюшина Страна: СССР Первый полет: 1945 г. Начало истории пассажирских «Илов» относится к середине 30-х годов, в то время, когда…
-
Самолёт-разведчик анатра «анаде» (анатра-д, «анатра» тип д, «декан»).
Разработчик: Анатра Страна: Россия Первый полет: 1915 г. Принято вычислять, что в Первую мировую русские летчики вести войну по большей части на…
-
Первый в мире многомоторный самолет «гранд» («гранд балтийский», «русский витязь»).
Разработчик: Сикорский Страна: Российская Федерация Первый полет: 1913 г. К ноябрю 1912 года слухи о большой летающей машине, строящейся «Руссо-Балтом»,…
-
Лёгкий пассажирский самолёт ант-2.
Разработчик: ОКБ Туполева Страна: СССР Первый полет: 26 мая 1924 г. Параллельно с работами по самолету АНТ-1 создавалась материальная база для постройки…