В декабре 1922 г. Обороны и Совет Труда Русском Республики утвердил трехлетнюю программу восстановления авиационной индустрии. Часть средств была выделена для работы бывшего самолетостроительного завода А. А. Анатра в Одессе. Это национализированное предприятие приобрело статус Национальных авиационных мастерских № 7 (ШУМ № 7). Конструкторскую работу в мастерских управлял летчик-испытатель завода Анатра — В. Н. Хиони.
Применяя ветхие заделы самолетов «Анаде» и «Анасаль», в первой половине 20-ых годов двадцатого века в мастерских выстроили учебный самолет с (Хиони № 5), взявший кроме этого наименование «Конек-Горбунок». Самолет хорошо летал, были к нему и стосильные двигатели «Фиат», исходя из этого достаточно легко решился вопрос с серийной постройкой. Серия в 31 самолет была закончена к осени 1924-го. С 13 октября того же года приступила к работе рабочая группа по приемке автомобили.
В начале работы рабочей группы лишь 19 «Коньков-Горбунков» были укомплектованы двигателями, а остальные 15 — разобраны и упакованы в коробки.
Заключение рабочей группы гласило, что серийный самолет в полной мере удовлетворяет техническим требованиям и
«возможно принят на снабжение Воздушного Флота в качестве школьного аппарата начального обучения».
схемы учебного и сельскохозяйственного самолета У-8 «Конек-Горбунок»
Передача в эксплуатацию самолетов совпала с поступлением денежных средств от трудящихся, участников Общества Друзей Воздушного Флота. Исходя из этого на некоторых автомобилях в соответствии с бытовавшей тогда традицией были нанесены надписи, раскрывавшие «обладателей». Так показались автомобили «Ивановец», «Харьковский житлкооп» и другие. Самолеты с этими заглавиями употреблялись в пропагандистских полетах, на праздниках и авиационных неделях.
Но как учебный «Конек-Горбунок» был не хватает пригодным. Тем более, что в Петрограде, на заводе «Красный летчик» уже шла серия успешных учебных самолетов У-1 (Avro 504).
Скоро поступило предложение применять новую машину как самолет-аэропыл для противодействия саранче и другими сельскохозяйственными вредителями. Тут «Конек-Горбунок» замечательно себя зарекомендовал и пролетал До конца 20-х годов. Вот как вспоминал о таких полетах известный коммунистический летчик Михаил Водопьянов.
«В 1929 г. я в первый раз полетел в экспедицию по борьбе с саранчой не как бортмеханик, а как летчик. Больше того, как начальник истребительного отряда, складывавшегося из двух самолетов… Самолеты у нас были «Коньки-Горбунки» (…) Мы взяли задание запылить на берегу Азовского моря (в Кубанской области) пять тысяч гектаров, зараженных саранчой плавней, и налетать сто летных часов. Полеты по опылению производились лишь утром и вечером — при росе.
Если бы летали днем, в то время, когда нет росы, яд с камыша сыпался бы на землю. Порошок весьма небольшой, при росе он садится на камыш ровным узким слоем. Саранча, поедая камыш вместе с ядом, через некое время подыхает».
В тот год лишь отряд Водопьянова налетал более двухсот часов и стёр с лица земли саранчу на одиннадцати тысячах гектаров. «Коньки-Горбунки» так вошли в историю отечественной авиации как первые сельскохозяйственные самолеты.
сверху вниз:
1 — первый умелый экземпляр самолета,
2 — самолет «Харьковский житлкооп»,
3 — учебная машина ВВС
Конструкция автомобили стандартная для начала 20-х годов — древесный каркас крыльев и фюзеляжа, обтянутый полотном. элероны и Хвостовое оперение из металлических труб. Причем элероны на некоторых «Коньках-Горбунках» были выполнены по типу самолетов «Лебедь», с характерным перегибом, увеличивающим жесткость.
Капот двигателя «Фиат» (100 л.с.) алюминиевый, борта первой кабины и гаргрот — из фанеры. Воздушный винт «Интеграл» диаметром 2,7 м. Киль самолета для парирования реактивного момента воздушного винта повернут влево на 1,5°. Шасси из металлических труб каплевидного сечения с резиновой шнуровой амортизацией. Колеса, в большинстве случаев, без обтекателей, с открытыми спицами. Костыль древесный, ясеневый, ориентирующийся. Топливные баки крепились под верхними плоскостями.
Начальная емкость баков 45 л была потом уменьшена в связи с недостаточной жесткостью — до 40,5 л. При применения самолета для работ по опылению в передней кабине снималось второе управление и ставился контейнер для химикатов, соединенный через пол кабины с аэропылом.
Окрашены все самолеты, за исключением первого умелого, в зеленый цвет, что и было отмечено в акте приемочной рабочей группе.
Напоследок хочется заявить, что «Конек-Горбунок» явился последним русским самолетом, в заглавии которого использована сказочно-былинная тема. До него использовались следующие заглавия: «Ковер-самолет» В. А. Татаринова (проект), «Жар-птица» (наименование газетной статьи о самолете А. Ф. Можайского), «Святогор» В. А. Слесарева и, само собой разумеется, «Русский Илья» и «витязь Муромец» И. И. Сикорского.
Потом эту традицию постарался возобновить А. К. Антонов в собственных огромных транспортниках, назвав их «Руслан» и «Антей».
Но это уже совсем вторая история…
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: учебный и сельскохозяйственный самолет
Экипаж: 1-2 человека
Силовая установка: рядный двигатель водяного охлаждения FIAT мощностью 100 л.с.
Размеры:
размах верхнего крыла 11,46 м
размах нижнего крыла 10,00 м
протяженность 7,80
площадь крыльев 37,0 м?
Вес:
конструкции (с-т № 18) 703 кг
полетный 950 кг
Летные характеристики:
большая скорость у почвы 125 км/ч
время комплекта высоты 1000 метров 10 мин
практический потолок 3500 к
протяженность разбега 47 м
протяженность пробега 48 м
источник: Михаил МАСЛОВ «КОНЕК-ГОРБУНОК» «Крылья Отчизны» 07-1994
Модель самолёта — развожу топливо и пробный пуск двигателя КМД — 2.5
Увлекательные записи:
- Управляемая планирующая бомба фриц-х (sd-1400x), германия
- Сталинградская мадонна
- Союзники: операции отвлекающие
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Учебно-тренировочный самолет у-8 «конек-горбунок».
Разработчик: В.Н.Хиони Страна: СССР Первый полет: 1923 г. В декабре 1922 года Обороны и Совет Труда Русском Республики утвердил трехлетнюю программу…
-
Учебно-тренировочный самолет як-200.
Разработчик: ОКБ Яковлева Страна: СССР Первый полет: 1953 г. Созданный сразу же по окончании войны в КБ П.О.Сухого учебно-тренировочный бомбардировщик…
-
Палубный учебно-тренировочный самолет су-25утг.
Разработчик: ОКБ Сухого Страна: СССР Первый полет: 1988 г. По завершению разработки Су-28 работы по данной теме не пропали бесплатно, поскольку решено…
-
Учебно-тренировочный самолет г-28 «кречет».
Разработчик: Грибовский Страна: СССР Первый полет: 1940 г. Планерный завод, создававший планеры В.К.Грибовского, закрыли в марте 1939 года в связи с…
-
Учебно-тренировочный самолет г-27.
Разработчик: Грибовский Страна: СССР Первый полет: 1938 г. Во второй половине 30-х годов на вооружение советских ВВС стали поступать новые скоростные…
-
Многоцелевой учебно-боевой самолет миг-ат.
Разработчик: МАПО МиГ Страна: Российская Федерация Первый полет: 1996 г. С возникновением высокомановренных истребителей четвертого поколения с…