Учебно-боевой истребитель су-15ум.

      Комментарии к записи Учебно-боевой истребитель су-15ум. отключены

Разработчик: ОКБ Сухого
Страна: СССР
Первый полет: 1976 г.Учебно-боевой истребитель су-15ум.

По мере поступления Су-15ТМ в строй у военных созрело желание взять на его базе «спарку». В конце 1974 года в ОКБ Сухого началось проектирование для того чтобы самолета, взявшего фирменный шифр У-58ТМ. Весной следующего года в Новосибирск уже передали полный набор технической документации для выпуска автомобили.

И только 16 июля вышел приказ МАП, по которому ОКБ взяло официальное задание на эту работу.

Конструктивно машина была выполнена на базе Су-15ТМ последних серий, причем в этом случае за счет сокращения состава БРЭО кабину инструктора организовали без удлинения фюзеляжа а также без уменьшения количества топливных баков. Как и при с Су-15УТ, новую «спарку» не оснастили полным набором оборудования перехватчика. На ее борт не попали многие совокупности, включая РЛС «Тайфун-М», САУ-58, аппаратуру «Лазурь-М».

Но армейские потребовали, дабы на этом самолете возможно было делать кое-какие боевые режимы, т.е. он должен был стать учебно-боевым. При отсутствии РЛС добиться этого разрешало применение ракет с тепловыми ГСН, исходя из этого У-58ТМ оснастили совокупностью оружия для применения ракет Р-98Т и Р-60. Помимо этого, предусмотрели подвеску под фюзеляжем двух контейнеров УПК-23-250.

Умелую машину строить не стали, а опробования решили совершить сходу на первой серийной. Ее постройку завершили в первых числах Апреля 1976 года, а 23 числа заводские летчики В.Т.Выломов и В.А.Белянин выполнили на ней первый полет. К 28 апреля самолет «своим ходом» перебазировали на ЛИиДБ ОКБ. Ведущим инженером по нему был назначен Ю.К.Калинцев, ведущим летчиком-испытателем — Е.С.Соловьев, а его напарником — Ю.А.Егоров.

В Мае они выполнили 13 полетов. Если судить по акту ЛКИ, никаких значительных изюминок в аэродинамике «спарки» найдено не было и ее перегнали во Владимировку.

Госиспытания самолета, каковые проводили летчики ГК НИИ ВВС Е.С.Коваленко, В.В.Картавенко, О.Г.Цой и В.Е.Костюченко, прошли достаточно оперативно — с 23 июня по 25 ноября. Всего за время ГСИ произошло 72 полета, из них — 60 зачетных. В следствии самолет был рекомендован для принятия на вооружение с формулировкой: «Пригоден для тренировки и обучения летного состава посадке и взлёту, всем элементам полета и некоторым видам боевого применения …» На вооружение, как и при с Су-15УТ, он был принят по упрощенной процедуре — приказом военного министра во второй половине 70-ых годов XX века, взяв официальное обозначение Су-15УМ.

Эта машина («изделие 43») выпускалась достаточно большими сериями. Единственной важной доработкой Су-15УМ на протяжении производства стала установка РСБН-5С. Желание армейских обучать летчиков посадке на «спарке» с применением данной совокупности было в полной мере оправданно, вот лишь отыскали в памяти об этом поздновато.

Такую аппаратуру устанавливали на серийных Су-15УМ, начиная с 4-й серии, и в строй дооборудованные автомобили стали поступать во второй половине 70-ых годов двадцатого века. Выпуск «спарок» официально завершился в первой половине 80-ых годов двадцатого века, но три самолета задержали на ЛИСе. Два из них сдали клиенту в феврале следующего года, а машину № 04-45, ставшую последним «сошедшим с конвейера» самолетом этого семейства, заводские летчики И.Я.Сушко и Ю.Н.Харченко облетали лишь 14 февраля 1982 года.

ЛТХ:

Модификация: Су-15УМ
Размах крыла, м: 9,43
Протяженность самолета, м: 22,03
Высота самолета, м: 4,84
Площадь крыла, м2: 36,60
Масса , кг
-безлюдного самолета: 10800
-обычная взлетная: 17200
-большая взлетная: 17900
Тип двигателя: 2 х ТРДФ Р-13-300
Большая тяга, кН: 2 х 65,70
Большая скорость, км/ч
-у почвы: 1200
-на высоте 12000 м: 1850
Перегоночная дальность, км: 1700
Практическая дальность, км: 1210
Боевой радиус действия, км: 580
Практический потолок, м: 17500
Макс. эксплуатационная перегрузка: 6,5
Экипаж, чел: 2
Оружие: 2 х УР Р-98 класса «воздух-воздух» средней дальности с полуактивной радиолокационной и ИК совокупностями наведения (до двадцати километров) и две УР ближнего боя Р-60 с ИК совокупностью наведения. Два контейнера УПК-23-250 с пушками ГШ-23Л (23 мм, 250 снарядов).

Предсерийный Су-15УМ.

Серийный Су-15УМ на стоянке.

Учебно-тренировочный Су-15УМ на рулежке.

Су-15УМ на рулежке.

Су-15УМ в музее ЛИИ.

Су-15УМ, летом 1993 года демонстрировался на Ходынском поле в Москве.

Су-15УМ. Рисунок.

Су-15УМ. Схема.

Су-15УТ и Су-15УМ. Схема.

.

.

Перечень источников:
Время и Авиация. Виктор Павлов. Классика второго поколения.
Аэроплан. Владимир Проклов. Су-15 и его предшественники.
П.Н.Сергеев. Коммунистический истребитель-перехватчик Су-15.
Крылья Отчизны. А.Вишневский, В.Кулачкин, П.Плунский. Перехватчик Су-15.
Роман Астахов. Русская Сила. Истребитель-перехватчик Су-15.

Индийцы на Су-30 против американцев на F-15. ПАК ФА Т-50.

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Учебно-боевой истребитель су-27убм.

    Разработчик: ОКБ Сухого Страна: Российская Федерация Первый полет: 2001 г. Модернизированный вариант учебно-боевого истребителя Су-27УБ — Су-27УБМ создан…

  • Многоцелевой истребитель су-30мкм.

    Разработчик: ОКБ Сухого Страна: Российская Федерация Первый полет: 2007 г. Су-30МКМ («многоцелевой, коммерческий, малазийский») создавался ОКБ им.Сухого…

  • Истребитель-перехватчик ла-250 «анаконда».

    Разработчик: ОКБ Лавочкина Страна: СССР Первый полет: 1956 г. На первых порах (с середины 1950-х годов) функции барражирующих перехватчиков делали Як-25….

  • Истребитель-перехватчик су-15тм.

    Разработчик: ОКБ Сухого Страна: СССР Первый полет: 1970 г. Опробования Су-15ТМ проводила бригада летчиков-испытателей ГК НИИ ВВС: Э.М.Колков,…

  • Истребитель-перехватчик миг-31.

    Разработчик: ОКБ МиГ Страна: СССР Первый полет: 1977 г. принятие и Разработка на вооружение в Соединенных Штатах стратегических крылатых ракет поставило…

  • Учебно-боевой истребитель су-15ут.

    Разработчик: ОКБ Сухого Страна: СССР Первый полет: 1968 г. Предварительные проработки по двухместному варианту Су-15 были выполнены в 1961-1962 годах. Но…