Сталин и корсар

      Комментарии к записи Сталин и корсар отключены

Потому, что вчерашний ураганчик, кроме других шалостей, практически на дни всецело обесточил и обезинтернетил восточную часть славного города Истра, календарные заметки, каковые я планировал запостить день назад, было нужно перенести на сегодня. Но, как говорится, лучше поздно, чем нифига. Итак, в одинаковый сутки, 29 мая 1940 года, на противоположных сторонах Земного шара в первый раз поднялись в воздух два новых истребителя: ИС-1 начинающих авиаконструкторов Никитина и Шевченко и Чэйнс-Воут XF4U-1, созданный под управлением инженера Рекса Бейсела.

Начало биографии этих автомобилей было синхронным, но, финал и продолжение — диаметрально противоположными. Через год проект истребителя ИС закрыли из-за бесперспективности, а тем временем управление ВМС США заказало у компании Чэйнс-Воут 580 экземпляров F4U-1, взявшего наименование Корсар. В будущем данный самолет стал одним из самых распространенных американских морских истребителей.

Он был выпущен числом более 12500 экземпляров, хорошо показал себя в битвах с японцами на Тихом океане, обширно поставлялся на экспорт и прослужил практически 30 лет, а последняя война, в которой он активно учавствовал, произошла во второй половине 60-ых годов двадцатого века, другими словами, — уже в эру реактивной сверхзвуковой авиации.

При создании ИС-1 и XF4U-1 их разработчики по-различному решили задачу улучшения взлетно-посадочных черт. Американцы применили большие (площадь — практически 3,5 квадратных метра) шестисекционные щитки-закрылки с гидроприводом, а Никитин с Шевченко поступили куда более уникально и создали самолет, что на посадке и взлёте из моноплана преобразовывался в биплан. Вместе с шасси у него убиралось и выпускалось нижнее крыло, тем самым увеличивая площадь несущей поверхности с 13 до 21 квадратного метра, а заодно и лобовое сопротивление.

Честно говоря, я так и не осознал, для чего была применена столь хитровыдуманная схема и из-за чего никто из авиационного руководства не сообщил Никитину и Шевченке, что они занимаются ерундой. Наоборот, под проектирование и постройку прототипов была авансирована весьма нехилая сумма в 76 миллионов рублей (на эти средства возможно было выстроить свыше сотни тогдашних серийных истребителей либо пара десятков бомбардировщиков) а также выделен столичный авиазавод №156 (бывший умелый завод ОКБ Туполева, появлявшийся бесхозным по окончании ареста конструктора).

Возможно, все дело в том, что Шевченко удалось попасть на личную встречу к самому Сталину (не напрасно же самолет был подхалимски назван его инициалами). Технически невежде вождю мысль бимоноплана понравилась и он распорядился дать её авторам всё, что они захотят. Но итог закономерно оказался плачевным. Самолет с убранным нижним крылом на опробованиях развил скорость всего 453 км/ч, а на комплект высоты в 5 километров у него уходило более 8 мин..

Другими словами, летные эти ИС-1 были значительно хуже, чем у морально устаревшего истребителя И-16 с тем же мотором М-63, что разгонялся до 470 км/ч, а высоту в 5 км набирал за 5,8 мин.. Наряду с этим сложность в производстве и себестоимость ИС-1, по понятной обстоятельству, были намного выше.

Однако, по окончании ИС-1 был выстроен еще один прототип ИС-2, той же схемы, но с более замечательным мотором М-88. Его на опробованиях удалось разогнать до 588 км/ч, но все равно это было меньше, чем у истребителей Як-1, МиГ-3 и ЛаГГ-3, каковые уже прошли испытательный цикл и выпускались серийно. Лишь в мае 1941 года изначально мертворожденный проект закрыли, а израсходованные на него десятки миллионов списали в убытки.

В общем, не весьма оптимистичная оказалась история, но был в ней и один хороший момент. Никитина и Шевченко за их провальный прожект не стали записывать во вредители и никаким репрессиям не подвергали. А в тизере — прототип ИС-1 в полете. Кстати, в 1960-е годы, в то время, когда Сталин устарел, показалась версия, словно бы сокращение назвния самолета обозначала истребитель складной.

Но в документах 1940-х годов такая расшифровка не видится.

Сталин и корсар

компоновка и Фотоснимки истребителя — бимоноплана ИС-1, а потом — его антипод — истребитель Чейнс-Воут XF4U-1. Мягко говоря, не красивый мужчина, но известная фраза Туполева о том, что некрасивые самолеты якобы не хорошо летают, была сообщена очевидно не про него.

источник: http://vikond65.livejournal.com/630707.html

Сталин и его роль в Победе. Вечер с Владимиром Соловьевым от 10.05.2017

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: